Не за славу, не за плату, На свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, по канату, Натянутому, как нерв.
В. Высоцкий «Канатоходец»
Весь февраль в нижегородском цирке выступали артисты Росгосцирка с потрясающей зрелищной программой «Алле - Ап!». Вы не побывали ни на одном представлении? Кусайте локти, дорогие читатели. Но у вас в руках второй номер «Отличного спорта», а вместе с ним и бонус - знакомство с живой легендой эквилибристики Волжанской Марианной Владимировной и ее труппой «Звездные канатоходцы».
Если набрать в строке любого поисковика фразу «великие канатоходцы», то в ответ получили бы десятки ссылок на династию Волжанских. Ну а старшее поколение легко найдет эту фамилию в Большой Советской Энциклопедии. И неспроста. Фамилия эта была ключевой в истории развития цирка периода 60-80-х годов.
Все началось с двух уникальных мальчишек, Владимира и Николая Волжанских, которые в далеком 1931 году приехали в москву из глубинки, чтобы поступить в Цирковое училище. Братья были зачислены сразу на второй курс. им тогда было всего 14 и 18 лет. После училища Владимир поставил несколько грандиозных номеров. Разработал уникальные трюки, ставшие классикой эквилибристики, создал труппу «Звездные канатоходцы», которая известна на весь мир и существует по сей день. сегодня руководителем этой труппы является ее бывшая участница, дочь Владимира Александровича марианна Владимировна Волжанская.
- Марианна Владимировна, профессия эквилибриста, тем более канатоходца, не такая популярная, как, например, профессия экономиста. Людям, далеким от цирка, о ней известно крайне мало. Расскажите, где учат вашему искусству?
- Только в цирковом училище. Но в основном все-таки непосредственно в цирке. Вообще помимо физической подготовки должно быть огромное желание заниматься эквилибром. Иногда бывает, у человека не очень получается, и мы могли бы более профессионального найти, но он так любит свое дело, так цирку предан, что рука не поднимается отказаться от него.
- А что за легендарная история о поступлении вашего папы, Владимира Александровича, сразу на второй курс Московского Циркового училища в четырнадцатилетнем возрасте?
- У них с братом была отличная подготовка. Папа рассказывал, что во времена его детства существовало такое спортивное общество, называлось оно «Синяя блуза». В этом клубе оказался человек, который и показал им основы эквилибра. Там училась целая плеяда артистов того поколения.
Это был конец двадцатых годов. А в начале тридцатых они уже в училище поступили.
И сами очень много занимались. Папа рассказывал, день и ночь, везде и всюду шла одна нескончаемая тренировка. Но основы, как это делать правильно, им показали в «Синей блузе». В училище, конечно, они уже брали уроки мастерства у настоящих эквилибристов, бывших цирковых артистов.
- Марианна Владимировна, наверное, априори было решено, что и Вы пойдете по стопам родителей, или же ваш выбор профессии был сознательным, самостоятельным?
- Вообще я обожала балет и всегда мечтала стать балериной, но была маленькой-маленькой. И вот пришла я на экзамен в Большой театр, меня посмотрели. Данные у меня были очень хорошие - я же занималась с трех лет, и для поступления специально тренировалась с лучшими педагогами. Но из-за очень маленького роста меня не приняли. Папа меня утешал.
«Ты, - говорил, - будешь хорошей цирковой артисткой, балет перенесешь в цирк!». Действительно, я первая стала на голове партнера на носочках стоять. Это так выглядит: партнер идет по канату, держа в зубах зубничек, а в нем на носочке стоит партнерша. или же партнерша стоит на голове у партнера на пуантах, а он идет по наклонному канату. Это, конечно, сложно объяснить - надо видеть. Сейчас этот трюк никто не может выполнить.
- Значит, канат плюс пуанты - это исключительно Ваше изобретение?
- Да. Я все эти трюки и придумала и смогла воплотить. В то время я работала с братом, у него талант был от Бога - баланс и вестибулярный аппарат идеальными были. Эквилибристы обычно по канату с балансиром ходят или руками равновесие удерживают. Иначе невозможно. А он мог руки прижать к груди и свободно идти по канату, будто по асфальту. Редко в цирке такие уникумы бывают.
- А помните, как в первый раз оказались в цирке, ваш первый проход по канату?
- Конечно, помню. Это была драма. Мне тогда было четырнадцать. Меня внезапно выпустили. Заболела действующая партнерша. Я ее заменила. Я должна была исполнять очень красивые балетные трюки на канате, но так разволновалась и так плохо все сделала, что мои папа с мамой плакали. Балет, школа классическая - все куда-то подевалось. Меня трясло. Это незабываемо, конечно. Но постепенно страх ушел, а через несколько лет мы под самым куполом с братом без страховки с завязанными глазами ходили. Сегодня этот трюк артисты только по низкому канату ходят. Чувство баланса должно быть идеальным. Но мы так были сработаны, что друг в друге не сомневались.
- Настолько были уверены в себе, что не допускали даже случайностей?
- А случайности-то какие были! Страшные! Однажды за границей мы работали в очень низком спортивном зале, а канат натянули прямо под куполом, так, что я едва софиты не задевала. и вот, я на голове у брата, он идет по канату, у нас у обоих завязаны глаза, и вдруг одна из ламп взрывается! Бах! Нас с ног до головы осыпало мелкими осколками! Счастье, что глаза были защищены повязками. Мы ничего не поняли, остановились, сердца колотятся. А что делать? Только вперед идти. Много раз свет тушился. И мы в полной темноте проходили этот канат во имя собственного спасения. Вы попробуйте просто закрыть глаза - вас уже пошатнет, баланс автоматически теряется.
- Скажите, а существуют какие-то возрастные рамки для начала и окончания занятия эквилибром?
- Чем раньше, тем лучше. В потомственных семьях ребенок в 5-6 лет начинает трюки выполнять. Но воздушные номера разрешаются только детям старше 16 лет.
А что касается окончания, я, например, получила травму и прекратила выступления в 46 лет, хотя планировала работать до 50. Я весила 42 килограмма, была в отличной физической форме, но случилось падение. Сыграл человеческий фактор, не ту лонжу держали - не смогли подстраховать. Трюк был очень сложный - я стояла в зубах у партнера. Представляете, 42 кг на зубах! он не дышит, я не дышу. Мы перед этим номером тренировались год, партнер на грудь гири вешал, челюсть разрабатывал. А на канате это выполнить стократ труднее. В общем, мы упали. У меня было три перелома позвоночника, мне запретили тренировки.
- Как пережили уход «со сцены»?
- Пережила. Понимаете, это нормально, когда ты молодой - ты многое можешь. С годами способности ограничиваются, многие трюки уже не рискнешь делать. Нужно давать дорогу молодым артистам. Мы становимся их учителями, передаем свой опыт. Уход в любом случае неизбежен.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать канатоходцем? Они скорее врожденные, или их можно приобрести, выработать?
- Врожденные бывают, но крайне редко. В основном, все эти качества нарабатываются упорными тренировками. Это как в спорте. Маленькая девочка, когда в гимнастику приходит, не побежит же сразу по бревну, не сделает сальто. Верно? Ее без конца учат, учат, учат.
- Разве можно научить человека подавлять в себе страх высоты? Ведь, как я понимаю, это основополагающий момент вашей профессии.
- Совершенно верно. Если человек боится - дорога на канат ему закрыта. Это честно. Нужно уметь брать себя в руки, бесстрашно идти на риск. Мы начинаем тренировки на канате, натянутом на высоте полуметра. Оступился человек (а падение ужасно резкое - на грудь, носом об канат, который натянут, как струна) - после этого видно, осторожно он будет ходить, с опаской - значит, барьер моральный себе поставил. Это такая своеобразная проверка. Ведь на настоящей высоте падения и травмы несравнимо серьезнее.
У нас и так бывало: акробаты, артисты цирка, опытные, шикарные, весь мир объехали, вдруг захотели перейти в наш жанр.
И вот оказались на высоте - не могут работать. Один мой артист безупречно выполнял поддержки на голове, стоя на манеже, но залез на канат и упал в обморок. Канатоходец все-таки должен уметь владеть собой. Нельзя, конечно, сказать, что мои артисты -непробиваемые, абсолютно бесстрашные. Страх присутствует, но справляться с ним нужно уметь. Как ни банально, нервы действительно должны быть железными.
- Мне почему-то кажется, что и нрав у вас, канатоходцев, какой-то особенный. Задиристый, что ли, в хорошем смысле. В молодости Владимир Александрович в соседний подъезд гостиницы к другу не через улицу ходил, а лазил по карнизу, домой из цирка возвращался не по дороге, как все его товарищи, а прыгал по скользким бревнам через реку, чтобы время не тратить. Лихач, одним слом.
- Да. Хулиганом был. Ему хотелось показать, что он вот таков, хотелось выделиться из толпы. Это в характере все. Одним словом, лидер. Я, например, умея еле-еле плавать, однажды бросилась за мальчишками через Урал. Течение там дикое. В середине тонуть начала. Но мне и в голову придти не могло, что я не справлюсь. А на мотоцикле как гоняла! Мне казалось, я все должна уметь.
- Вы приехали к нам в город со своими учениками. «Звездные канатоходцы» - это же труппа с приличным стажем. В ней не одно поколение артистов работало.
- Когда папа собрал труппу, это была семья: он сам, его брат, его племянник, моя мама, я с мужем, мой брат с женой. Семья, которая без посторонних отработала как минимум 25 лет. Артисты старели, номер усложнялся - нужно было привлекать молодое поколение. По образованию мой муж был музыкантом, но из-за моих частых гастролей мы редко виделись, пришлось и ему придти в цирк. Научился прыгать сальто, держать стойки. День и ночь занимался, ходил по канату. Мы с ним репетировали в нашей комнате, я за дверь держалась, он меня к своей голове полотенцем привязывал. Потом он вошел в работу, проработал года три-четыре. Но однажды у нас лопнул канат - муж упал, упал с партнершей -женой моего брата. Он не покалечился, но пришел с манежа, разгримировался и сказал, что больше на канат не пойдет.
А моя мама тоже закончила три курса мединститута, должна была стать врачом, но влюбилась в канатоходца, уехала с ним, бросила учебу. Папа маму всему научил. Она на канате проработала до пятидесяти лет.
- Вашу семью, пожалуй, можно назвать основоположниками эквилибра на канате, в России по крайней мере.