Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Марта 2009 Журнал "Отличный спорт"

Виды спорта: Эстетическая гимнастика

Рубрики: Профессиональный спорт

Автор: Панфилова Екатерина

Звездные канатоходцы

Звездные канатоходцы

Звездные канатоходцы

Не за славу, не за плату, На свой необычный манер
Он по жизни шагал над помостом
По канату, по канату, Натянутому, как нерв.

В. Высоцкий «Канатоходец»

Весь февраль в нижегородском цирке выступали артисты Росгосцирка с потрясающей зрелищной программой «Алле - Ап!». Вы не побывали ни на одном представлении? Кусайте локти, дорогие читатели. Но у вас в руках второй номер «Отличного спорта», а вместе с ним и бонус - знакомство с живой легендой эквилибристики Волжанской Марианной Владимировной и ее труппой «Звездные канатоходцы».

Если набрать в строке любого поисковика фразу «великие канатоходцы», то в ответ получили бы десятки ссылок на династию Волжанских. Ну а старшее поколение легко найдет эту фамилию в Большой Советской Энциклопедии. И неспроста. Фамилия эта была ключевой в истории развития цирка периода 60-80-х годов.

Все началось с двух уникальных мальчишек, Владимира и Николая Волжанских, которые в далеком 1931 году приехали в москву из глубинки, чтобы поступить в Цирковое училище. Братья были зачислены сразу на второй курс. им тогда было всего 14 и 18 лет. После училища Владимир поставил несколько грандиозных номеров. Разработал уникальные трюки, ставшие классикой эквилибристики, создал труппу «Звездные канатоходцы», которая известна на весь мир и существует по сей день. сегодня руководителем этой труппы является ее бывшая участница, дочь Владимира Александровича марианна Владимировна Волжанская.

- Марианна Владимировна, профессия эквилибриста, тем более канатоходца, не такая популярная, как, например, профессия экономиста. Людям, далеким от цирка, о ней известно крайне мало. Расскажите, где учат вашему искусству?

- Только в цирковом училище. Но в основном все-таки непосредственно в цирке. Вообще помимо физической подготовки должно быть огромное желание заниматься эквилибром. Иногда бывает, у человека не очень получается, и мы могли бы более профессионального найти, но он так любит свое дело, так цирку предан, что рука не поднимается отказаться от него.

- А что за легендарная история о поступлении вашего папы, Владимира Александровича, сразу на второй курс Московского Циркового училища в четырнадцатилетнем возрасте?

- У них с братом была отличная подготовка. Папа рассказывал, что во времена его детства существовало такое спортивное общество, называлось оно «Синяя блуза». В этом клубе оказался человек, который и показал им основы эквилибра. Там училась целая плеяда артистов того поколения.

Это был конец двадцатых годов. А в начале тридцатых они уже в училище поступили.

И сами очень много занимались. Папа рассказывал, день и ночь, везде и всюду шла одна нескончаемая тренировка. Но основы, как это делать правильно, им показали в «Синей блузе». В училище, конечно, они уже брали уроки мастерства у настоящих эквилибристов, бывших цирковых артистов.

- Марианна Владимировна, наверное, априори было решено, что и Вы пойдете по стопам родителей, или же ваш выбор профессии был сознательным, самостоятельным?

- Вообще я обожала балет и всегда мечтала стать балериной, но была маленькой-маленькой. И вот пришла я на экзамен в Большой театр, меня посмотрели. Данные у меня были очень хорошие - я же занималась с трех лет, и для поступления специально тренировалась с лучшими педагогами. Но из-за очень маленького роста меня не приняли. Папа меня утешал.

«Ты, - говорил, - будешь хорошей цирковой артисткой, балет перенесешь в цирк!». Действительно, я первая стала на голове партнера на носочках стоять. Это так выглядит: партнер идет по канату, держа в зубах зубничек, а в нем на носочке стоит партнерша. или же партнерша стоит на голове у партнера на пуантах, а он идет по наклонному канату. Это, конечно, сложно объяснить - надо видеть. Сейчас этот трюк никто не может выполнить.

- Значит, канат плюс пуанты - это исключительно Ваше изобретение?

- Да. Я все эти трюки и придумала и смогла воплотить. В то время я работала с братом, у него талант был от Бога - баланс и вестибулярный аппарат идеальными были. Эквилибристы обычно по канату с балансиром ходят или руками равновесие удерживают. Иначе невозможно. А он мог руки прижать к груди и свободно идти по канату, будто по асфальту. Редко в цирке такие уникумы бывают.

- А помните, как в первый раз оказались в цирке, ваш первый проход по канату?

- Конечно, помню. Это была драма. Мне тогда было четырнадцать. Меня внезапно выпустили. Заболела действующая партнерша. Я ее заменила. Я должна была исполнять очень красивые балетные трюки на канате, но так разволновалась и так плохо все сделала, что мои папа с мамой плакали. Балет, школа классическая - все куда-то подевалось. Меня трясло. Это незабываемо, конечно. Но постепенно страх ушел, а через несколько лет мы под самым куполом с братом без страховки с завязанными глазами ходили. Сегодня этот трюк артисты только по низкому канату ходят. Чувство баланса должно быть идеальным. Но мы так были сработаны, что друг в друге не сомневались.

- Настолько были уверены в себе, что не допускали даже случайностей?

- А случайности-то какие были! Страшные! Однажды за границей мы работали в очень низком спортивном зале, а канат натянули прямо под куполом, так, что я едва софиты не задевала. и вот, я на голове у брата, он идет по канату, у нас у обоих завязаны глаза, и вдруг одна из ламп взрывается! Бах! Нас с ног до головы осыпало мелкими осколками! Счастье, что глаза были защищены повязками. Мы ничего не поняли, остановились, сердца колотятся. А что делать? Только вперед идти. Много раз свет тушился. И мы в полной темноте проходили этот канат во имя собственного спасения. Вы попробуйте просто закрыть глаза - вас уже пошатнет, баланс автоматически теряется.

- Скажите, а существуют какие-то возрастные рамки для начала и окончания занятия эквилибром?

- Чем раньше, тем лучше. В потомственных семьях ребенок в 5-6 лет начинает трюки выполнять. Но воздушные номера разрешаются только детям старше 16 лет.

А что касается окончания, я, например, получила травму и прекратила выступления в 46 лет, хотя планировала работать до 50. Я весила 42 килограмма, была в отличной физической форме, но случилось падение. Сыграл человеческий фактор, не ту лонжу держали - не смогли подстраховать. Трюк был очень сложный - я стояла в зубах у партнера. Представляете, 42 кг на зубах! он не дышит, я не дышу. Мы перед этим номером тренировались год, партнер на грудь гири вешал, челюсть разрабатывал. А на канате это выполнить стократ труднее. В общем, мы упали. У меня было три перелома позвоночника, мне запретили тренировки.

- Как пережили уход «со сцены»?

- Пережила. Понимаете, это нормально, когда ты молодой - ты многое можешь. С годами способности ограничиваются, многие трюки уже не рискнешь делать. Нужно давать дорогу молодым артистам. Мы становимся их учителями, передаем свой опыт. Уход в любом случае неизбежен.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать канатоходцем? Они скорее врожденные, или их можно приобрести, выработать?

- Врожденные бывают, но крайне редко. В основном, все эти качества нарабатываются упорными тренировками. Это как в спорте. Маленькая девочка, когда в гимнастику приходит, не побежит же сразу по бревну, не сделает сальто. Верно? Ее без конца учат, учат, учат.

- Разве можно научить человека подавлять в себе страх высоты? Ведь, как я понимаю, это основополагающий момент вашей профессии.

- Совершенно верно. Если человек боится - дорога на канат ему закрыта. Это честно. Нужно уметь брать себя в руки, бесстрашно идти на риск. Мы начинаем тренировки на канате, натянутом на высоте полуметра. Оступился человек (а падение ужасно резкое - на грудь, носом об канат, который натянут, как струна) - после этого видно, осторожно он будет ходить, с опаской - значит, барьер моральный себе поставил. Это такая своеобразная проверка. Ведь на настоящей высоте падения и травмы несравнимо серьезнее.

У нас и так бывало: акробаты, артисты цирка, опытные, шикарные, весь мир объехали, вдруг захотели перейти в наш жанр.

И вот оказались на высоте - не могут работать. Один мой артист безупречно выполнял поддержки на голове, стоя на манеже, но залез на канат и упал в обморок. Канатоходец все-таки должен уметь владеть собой. Нельзя, конечно, сказать, что мои артисты -непробиваемые, абсолютно бесстрашные. Страх присутствует, но справляться с ним нужно уметь. Как ни банально, нервы действительно должны быть железными.

- Мне почему-то кажется, что и нрав у вас, канатоходцев, какой-то особенный. Задиристый, что ли, в хорошем смысле. В молодости Владимир Александрович в соседний подъезд гостиницы к другу не через улицу ходил, а лазил по карнизу, домой из цирка возвращался не по дороге, как все его товарищи, а прыгал по скользким бревнам через реку, чтобы время не тратить. Лихач, одним слом.

- Да. Хулиганом был. Ему хотелось показать, что он вот таков, хотелось выделиться из толпы. Это в характере все. Одним словом, лидер. Я, например, умея еле-еле плавать, однажды бросилась за мальчишками через Урал. Течение там дикое. В середине тонуть начала. Но мне и в голову придти не могло, что я не справлюсь. А на мотоцикле как гоняла! Мне казалось, я все должна уметь.

- Вы приехали к нам в город со своими учениками. «Звездные канатоходцы» - это же труппа с приличным стажем. В ней не одно поколение артистов работало.

- Когда папа собрал труппу, это была семья: он сам, его брат, его племянник, моя мама, я с мужем, мой брат с женой. Семья, которая без посторонних отработала как минимум 25 лет. Артисты старели, номер усложнялся - нужно было привлекать молодое поколение. По образованию мой муж был музыкантом, но из-за моих частых гастролей мы редко виделись, пришлось и ему придти в цирк. Научился прыгать сальто, держать стойки. День и ночь занимался, ходил по канату. Мы с ним репетировали в нашей комнате, я за дверь держалась, он меня к своей голове полотенцем привязывал. Потом он вошел в работу, проработал года три-четыре. Но однажды у нас лопнул канат - муж упал, упал с партнершей -женой моего брата. Он не покалечился, но пришел с манежа, разгримировался и сказал, что больше на канат не пойдет.

А моя мама тоже закончила три курса мединститута, должна была стать врачом, но влюбилась в канатоходца, уехала с ним, бросила учебу. Папа маму всему научил. Она на канате проработала до пятидесяти лет.

- Вашу семью, пожалуй, можно назвать основоположниками эквилибра на канате, в России по крайней мере.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle