Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Другое

Автор: Костюченко Валерий Филиппович

Знать, что бы видеть. Видеть, что бы предвидеть

Становление отечественного физкультурного образования и направленность в подготовке кадров практически можно проследить на основе ретроспективного анализа работы нашего факультета.

В процессе развития "Высших курсов Лесгафта" в 1911 г. было организовано три основных специальных факультета - естественнонаучный, исторический и факультет физического воспитания (прототип педагогического факультета в современной интерпретации).

В начале ХХ века в связи с изменением в стране общественного строя положение курсов П.Ф. Лесгафта резко изменилось. Социальная потребность в таких факультетах как естественнонаучный и исторический могла быть удовлетворена за счет соответствующих факультетов университета и других учебных заведений. Поэтому в 1918 г. вышеназванные факультеты на курсах были упразднены.

После Октябрьской революции резко активизируется процесс физического воспитания населения. В марте 1917 г. был организован при Наркомпросе школьно-санитарный отдел, который 24 ноября выступил с обращением к школьным работникам, где отмечалась необходимость наблюдения за физическим развитием детей и организацией занятий по физической культуре (8). В докладе заведующей школьно-санитарным отделом Государственной комиссии по просвещению В.М. Бонч-Бруевич (1918 г.) отмечалось, что "реформа школы не может быть полноценной, если не будет целесообразно решен вопрос о правильной постановке физического воспитания в единой школе" (25,с.112). Первые организационные решения Государственных органов, направленные на упорядочение работы по планомерной подготовке специалистов в сфере физической культуры в стране, принимаются в 1918 и 1920 гг. связывались с проведением занятий по физической культуре среди широких масс населения.

В связи с осознанием необходимости резкого улучшения физического воспитания и образования населения в 1919 г. курсы Лесгафта преобразовываются в Государственный институт физического образования (протокол заседания Главного школьно-санитарного совета от 14.07.1919г.). Решением Государственных органов была определена стратегия подготовки высококвалифицированных кадров в области физической культуры (17). ГИФО (читай факультет) в те годы являлся первым и единственным вузом физической культуры в стране. Содержание образования и его методика были обусловлены в первую очередь уровнем развития естественных, главным образом, биологических наук. Теории физического воспитания вообще и теории и методики отдельных видов спорта как самостоятельных учебных дисциплин не существовало.

Декретом Совнаркома с осени 1929 г. физическое воспитание было введено как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях страны. Такое решение еще более обострило проблему подготовки спортивно-педагогических кадров.

Подготовка физкультурных кадров в первые годы велась на широкой научной основе, но с явным преобладанием теоретических дисциплин. Отмечается чрезмерная биологизация учебного процесса и научно-методического обоснования обучения и тренировки при явной недооценке спортивно-педагогического аспекта образования (Петров Н.,1930; Шахвердов Г.Г., 1938,1939; Петухов И.Н., 1948; Печерский И.В., 1975; Андреева Н А, Никифоров Н.И.,1976). Анализ перечня учебных дисциплин того периода, включая начало двадцатых годов, показывает, что обучение специалистов по физической культуре носило явно выраженный академический характер на базе знаний естественных наук, преимущественно медико-биологической направленности. Для того периода становления и развития системы физического воспитания и подготовки кадров характерно чрезвычайное расширение цикла медико-биологических дисциплин с ущербом для профессионально-педагогической подготовки студентов. Учебные планы наполнялись сформировавшимися ранее общенаучными дисциплинами путем" пересадки" последних из медицинских и педагогических вузов (7,с.6). При ведущей роли теории наблюдалось значительное отставание теоретических и методических разработок по курсам спортивно-технических дисциплин. Часто методические рекомендации являлись результатом лишь лабораторных исследований без учета реальных запросов и условий практики физического образования и воспитания. К сожалению, идея обоснования процесса становления спортивной подготовленности только с биологических позиций имеет место и в наше время. В практике научно-методической и учебно-тренировочной работы не всегда учитывается положение о взаимообусловленности всех органов и систем человеческого организма, о единстве психического и физического. Такая позиция трансформируется либо в узко биологический подход ученых (Верхошанский Ю.В.,1991; Селуянов В.Н.,1995) при обосновании закономерностей целенаправленно-прогрессируюшего развития человека, либо - в узком спортивно-техническом, чем зачастую грешат педагоги практики.

Методические пособия тех лет базировались на практическом опыте физкультурной деятельности и достижениях естественных, преимущественно биологических наук (Лесгафт П.Ф.,1880,1888). Первые учебные пособия и методические рекомендации (28; Дюперрон Г.А.,1909,1913; Селиванов С.,1911; Поллини Б.Б.,1912; Рунге И.,1912; Котов Б.А.,1916, 1917; Мерфи С.,1924; Кутейников И.П., 1924;.Ганзен А,1929 и др.) носят, в основном, описательный характер двигательных действий, регламента их выполнения и личные советы авторов по методике тренировки. Отсутствие методического опыта, теоретического обобщения влияло на структуру учебного процесса по спортивно-педагогическим кафедрам. В основном проводились практические занятия, на которых, прежде всего, изучалась техника упражнений.

На факультете (читай в вузе) в то время осуществлялась многопрофильная подготовка специалистов без дифференциации по специальностям. Однако широкое внедрение физической культуры в быт народа и признание физического воспитания в ранге одной из основных частей народного образования привело к глубокому осмыслению физического образования как социального явления. В последующие годы продолжался поиск путей в определении направления (профилизации) в подготовке кадров. Необходимость решения актуальных проблем, возникающих в практической работе с населением и в процессе профессионального образования физкультурных кадров, стимулировало поиск новых организационных и методических решений. Необходимо было укреплять материальную базу как учебной, так и научно-исследовательской ориентации, преодолеть отсутствие единого руководства в физкультурном образовании, совершенствовать учебные планы и программы, грешившие многопредметностью, дублированием материала и разрывом теории и практики.

Широкое использование общеобразовательных знаний медико-биологического цикла в практической физической культуре с последующей творческой их переработкой привело в дальнейшем к созданию в стране научно-обоснованной теории и методики физической культуры. К середине 20х годов прошлого столетия практический опыт, накопленный фактический материал, позволяют сделать обобщение качественного порядка. Будущий заведующий единой кафедрой спорта Г. А. Дюпперон (он возглавит кафедру в 1929 г.) в 1925 г. подготовил двухтомник «Теория физической культуры», где предпринята попытка систематизации основных понятий и методических приемов в физическом воспитании.

Факультет развивал лучшие традиции курсов П.Ф. Лесгафта, решая две основные государственные задачи по оздоровлению населения, повышению его работо и обороноспособности, а именно:

  • построение научно-обоснованной системы физического воспитания, неразрывно связанной с духовной культурой;
  • подготовка новых высококвалифицированных и педагогических кадров, а также тренеров и спортсменов высокой квалификации для советского физкультурного движения.

Логическим продолжением развития отечественной физической культуры, основанной на понимании главенствующей роли в ней кадрового потенциала, в 1926 г. в ГИФО им.П.Ф.Лесгафта (читай на факультете) открывается первая в стране аспирантура.

Дальнейшее развитие системы физкультурного образования привело к установлению следующих профилей в подготовке специалистов в Ленинградском и Московском институтах физической культуры, которые решением правительственных органов (22) определялись как центральные:

  • преподавателей высшей квалификации для вузов, втузов и техникумов педагогического и физкультурного профиля;
  • методистов для республиканских, краевых и областных советов физической культуры, а также для отделов народного образования и профсоюзных организаций республик, краев и областей;
  • ответственных руководителей годичных физкультурных курсов, заочных курсов и курсов переподготовки специалистов;
  • методистов-организаторов высшей квалификации для санаториев, курортов, объединений домов отдыха, крупных производств.

Практически данный курс в профессиональном образовании в отрасли с незначительными частными целевыми установками сохраняется до настоящего времени.

Введение комплекса ГТО (1931г.) отразилось на структуре занятий на факультете и в секциях производственных коллективов. Студенты и преподаватели стали активно привлекаться к работе с широкими слоями населения. На заводах, фабриках стали создаваться спортивные отделения. Например, на галошном заводе "Красный треугольник" при содействии преподавателей института была организована физкультурная школа (1932 г.) с тремя отделениями: гимнастическое, лыжное и легкоатлетическое.

Объективные обстоятельства того времени, выражающиеся в потребности в специалистах в конкретных видах спорта предопределили создание в 1933-34 уч. году самостоятельных кафедр по видам спорта, где начинается подготовка специалистов нового профиля - тренеров по видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм, водным и зимним видам спорта. Организационное решение, предусматривающее выпуск специалистов в избранном виде спорта, определило пути реконструкции содержания учебных курсов спортивно-педагогических дисциплин. Такое решение следует считать конструктивным на фоне критических выступлений по поводу недооценки специальной профессионально-прикладной подготовки студентов в вузах физической культуры. Было осознано, что профессионально-прикладная подготовка, на которой должен базироваться и которой должен завершаться весь процесс обучения в вузах физической культуры, является интегрирующим компонентом теоретического и практического обучения. Дальнейшая специализация подготовки кадров предопределила открытие в 1934 г. спортивного факультета. К сожалению, узкая специализация образования в своем развитии приобрела гипертрофированный характер и негативно сказалась на профессиональной мобильности выпускников, что стало очевидным в современных условиях. Такое развитие образовательной траектории во многом было обусловлено Постановлением ЦК ВКП (б) 1948 г. о развитии физкультурного движения, в соответствии с которым основной задачей физкультурного движения становилось завоевание мировых вершин в спорте. Реализация данного постановления привела к тому, что весь материальный и интеллектуальный потенциал в области физической культуры был мобилизован на завоевание мировых вершин в спорте высших достижений (13, с.31). Условия для организации (различные спортивные сооружения, площадки и т.п.) массовой физической культуры по месту жительства, в учебных заведениях, да и для спорта до сих пор остаются неудовлетворительными и не выдерживают сравнения со странами Запада.

Ошибочным оказалось представление о том, что квалифицированного тренера можно подготовить в рамках вуза. Тренером либо становится, либо не становится специалист в процессе собственной профессиональной деятельности, и это зависит от его мотивации и способности к самосозиданию. Проведенный нами (1997) сравнительный анализ успешности профессиональной деятельности в области спорта высших достижений выпускников спортивного (тренерского) и педагогического факультетов показал отсутствие ее обусловленности направленностью образования.

На педагогическом факультете удалось сохранить оптимальный баланс в структуре спортивно-педагогических дисциплин (без гипертрофии теории и методики избранного вида спорта), что наиболее соответствует логике процесса, исходя из задач профессионального образования.

Качество подготовки специалистов является единственным критерием образовательной системы и «жизнеспособность» любого образовательного учреждения будет в первую очередь определяться именно этим критерием.

В настоящее время на факультете обучается 577 студентов, из которых -59 в магистратуре. Сообразуясь с реалиями времени, мы первыми в отрасли, начиная с 1994 г. перешли на многоуровневую систему образования. В рамках магистратуры реализуется образовательные программы по 15 направлениям.

Безусловно, все это потребовало дополнительного труда как по преобразованию сопутствующей документации и реорганизации процесса обучения, модернизации УМК, так и по формированию осознания ППС необходимости подобных организационных решений (что, кстати, оказалось наиболее сложным). Переход на двухуровневую систему подготовки кадров логичен и на первых двух курсах в рамках бакалавриата следует значительно усилить раздел базовых спортивно-педагогических дисциплин за счет отхода от узкоспециализированной подготовки (начально-необходимые чувственно-эмпирические знания о предмете специализации у студентов вузов нашего профиля приобретаются на довузовской этапе подготовки). Начиная с первого курса, студентам необходимо предоставить право выбора специализации и более углубленно профессионально совершенствоваться в рамках курса физкультурно-спортивного совершенствования (ФСС). На наш взгляд, этот курс уже давно пора переименовать (и поменять целевые установки) в ППС (профессионально-педагогическое совершенствование) и заниматься совершенствованием организаторско-методической подготовленности студентов. Физкультурным совершенствованием мы занимаемся на протяжении всего процесса обучения и профессиональной карьеры, а чтобы совершенствоваться в спорте лицам, имеющим даже второй спортивный разряд, необходимо заниматься не менее 100 часов в месяц, а не в год, как это предусмотрено учебным планом.

Сближение учебных планов различных вузов (сначала в России вне зависимости от их учредителей по направлениям 050717 и 032100) Европы будет возможно при унификации программы-минимума на уровне базового образования (бакалавриата). Это даст реальную возможность студентам, начав обучение в одном вузе, продолжить при необходимости его в другом без дополнительных проблем, связанных с ликвидацией разности в программах и будет способствовать повышению профессиональной мобильности выпускников. Без предоставления такой возможности студентам мы не вправе рассчитывать на конкурентоспособность в мировом образовательном пространстве - это реалии времени и заклинания о том, что мы самые лучшие никого и ни в чем не убеждают. Когда специалист обладает достаточным уровнем базовой подготовленности, ему легче адаптироваться в условиях широкого и вариативного рынка труда (в том числе и в мировом пространстве) путем самообразования или через краткосрочные курсы переподготовки.

В рамках эксперимента на нашем факультете, начиная с 2006 г. вводится кредитно-модульная система обучения и балльно-рейтинговая система контроля качества образовательного процесса. Этот процесс требует колоссальной работы по подготовке соответствующей документации, переподготовке профессорско-преподавательского и вспомогательного состава, разработке специальных компьютерных программ и модернизации компьютерной сети, модернизации УМК и т.п. При активной поддержке (командировки на ФПК в различные учреждения РФ, материальному обеспечению процесса) ректора университета В.А. Таймазова и непосредственном участии проректоров В.С. Степанова и Е.Ф. Орехова, декана факультета, сотрудников УМУ разработаны необходимые положения, определяющие переход и функционирование системы. Подготовлены типовые учебные планы, глоссарий, образцы технологической карты учебных дисциплин, индивидуального дневника студента, экзаменационной ведомости и т.п. В настоящее время проводится цикл учебных занятий с заведующими кафедрами, профессорско-преподавательским составом, методистами и специалистами кафедр и деканата.

Безусловно, реализация подобного рода начинаний возможна только при наличии соответствующего кадрового потенциала. На десяти кафедрах педагогического факультета занятия ведут 28 докторов наук и профессоров, 56 кандидатов наук и доцентов, 15 из которых имеют правительственные и отраслевые награды. Руководство кафедрами осуществляют доктора наук и профессора, это: Ткачук М. Г. (зав. каф. анатомии), Самсонова А.В. (зав. каф. биомеханики), Михайлов С.С. (зав. каф. биохимии), Грозовский Г.Л. (зав. каф. гражданской защиты), Пикач Н.А. (зав. каф. иностранных языков), Прохорова М.В. (зав. каф. педагогики), Белоусов В.В. (зав. каф. профилактической медицины), Волков И.П. (зав. каф. психологии), Курамшин Ю.Ф. (зав. каф. теории и методики физической культуры), Солодков А.С. (зав. каф. физиологии).

За последние пять лет сотрудниками факультета издано 7 учебников, 46 учебных пособий с грифом, 87 учебно-методических пособий.

Организационную работу ведение документации совместно с деканом осуществляют заместители декана доценты Алексеев А.А. и Шубин К.Ю. и специалисты - Бабанова О.Н. и Колесникова И.В.

Литература:

  1. Андреева, Н.А. И.И. Система физической культуры в РСФСР / Н.А. Андреева, И.И. Никифоров //Теор. и практика физ.культуры.-1976.-К 1.-С.48-51.
  2. Ганзен, А. Новое в технике бега / А. Ганзен //Спартак.-1929.-К 20.-С.2.
  3. Дюперрон, Г. А. Теория физической культуры / Г. А. Дюперрон / Систематика. -Л.: Время, 1925. - 228 с.
  4. Дюперрон, Г.А. Теория физической культуры / Г.А. Дюперрон / Основные понятия. -Л.: Время,1925.-146 с.
  5. Дюперрон, Г.А. Легкая атлетика / Г.А. Дюперрон 2-е изд.- СПб.: В.Березовский, 1913. - 202 с.
  6. Дюперрон, Г.А. Легкая атлетика / Г.А. Дюперрон - СПб.: В.Березовский,1909.-159 с.
  7. За марксистко-ленинскую теорию и практику в физической культу-ре//Теор. и практика физ.культуры.-1931.-К 1.-С.5-8.
  8. Известия Всероссийского Центрального Исполнительного комитета от 24 ноября 1917 г.
  9. Каневец, Т.М. История академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта: Учебное пособие /Т.М. Каневец -СПб.: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997.- 59 с.
  10. Котов, Б.А. Олимпийский спорт/ Бег и ходьба / Б.А. Котов - М.: Б.А.Майтова, 1916.-98 с.
  11. Котов, Б.А. Олимпийский спорт / Метания, прыжки, многоборья / Б.А. Котов // Вып. 2-й. - М.: Б.А.Майтова, 1917.-111 с.
  12. Кутейников, И.П. Легкая атлетика / И.П. Кутейников //М.: Красный спорт, 1924.- 70 с.
  13. Легкая атлетика: Учеб. пособ./ Под. Ред. Д.А.Семенова. -М.: Физкультура и спорт, 1951.- 461 с.
  14. Лесгафт, П.Ф. Руководство по физическому образованию для детей школьного возраста. Ч.1. /П.Ф. Лесгафт - СПб.: Лебедева, тов-ва худож. печати, 1888. - 356 с.
  15. Лесгафт, П.Ф. Приготовление учителей гимнастики в государствах западной Европы / П.Ф. Лесгафт - СПб.,1 880. - 379 с.
  16. Мерфи, М.С. Тренировка в легкой атлетике/ М.С. Мерфи / Пер. с англ. - Берлин: Америк. изд., 1924. - 152 с.
  17. Об учреждении Государственного ученого совета. Декрет СНК от 4 марта 1919 г.//Народное образование в СССР: Сб. документов 1917-1973 гг. - С. 481-482.
  18. Петров, Н. К вопросу о реконструкции физкультурного образования / Н. Петров //Теор. и практика физ.культуры.-1930. - N N 7,8. - С.3-8.
  19. Петухов, И.Н. Развитие системы подготовки преподавателей по физическому воспитанию и спорту в СССР (1917-1948 гг.)/ И.Н. Петухов : Авто-реф.дис... канд. пед. наук. - М.,1948.-36 с.
  20. Печерский, И.В. Программный документ / И.В. Печерский // Теор. и практика физ. культуры.-1975.- N 7.-С 5-7.
  21. Поллини, Б.Б. Первый учебник по легкой атлетике / Б.Б. Поллини -СПб., 1912. - 98 с.
  22. Резолюция совещания при ВСФК СССР по вопросу о единой системе физкультурного образования. 30 июня, 1 и 2 июля 1930 г.: Сб.материалов, конспектов и программ Государственного Центрального института физической культуры. - М.-Л., Т.1, 1931. - С. 42-58.
  23. Рунге, И. Легкая атлетика. Тренировка, техника, тактика бега и прыганья (пер. с нем.) / И. Рунге - СПб.,1912.-72 с.
  24. Селиванов, С. Легкая атлетика. Приемы бега, прыжков и метаний /С. Селиванов - СПб.: В.Я.Мильштейна,1911.-72 с.
  25. Центральный Государственный Архив Октябрьской революции СССР, фонд 2306 оп. N 1, хр.128.- С.112.
  26. Шахвердов, Г.Г. Критический анализ нового учебного плана института физической культуры / Г.Г. Шахвердов //Теор. и практика физ.культуры. -1938.- N 3.-С.48-56.
  27. Шахвердов, Г.Г. О структуре учебного года в институте физической культуры / Г.Г. Шахвердов //Теор. и практика физ.культуры.-1939.- N 2. - С.59-61.
  28. Laisne, N. Traite elementaire gymnastique classique avec chants notes / N/ Laisne - Paris:Libraire classique P.Bernheim et C-ie.,1881.-94 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle