В массовом развитии физической культуры
и спорта я вижу один из лучших вариантов в
битве за здоровье человека, его творческую
активность и долголетие.
П.К. Анохин
Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества следует отнести к разряду первостепенных. От 70 до 80% детей дошкольного и школьного возрастов, студенческой молодежи имеют различные виды заболеваний. Наблюдается негативная тенденция в состоянии здоровья студентов по мере перехода их с курса на курс на пути к выпускному курсу. Большинство заболеваний обусловлено нарушением функций опорно-двигательного аппарата. Казалось бы «безобидное» нарушение осанки в детском возрасте может привести к деформации скелета и развитию таких серьезных заболеваний, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз. Искривление скелета неблагоприятно сказывается на развитии и функционировании внутренних органов.
Особую тревогу вызывает тенденция в состоянии здоровья подрастающего поколения. По данным П.А. Рожкова (2002) за последние годы в 1,5 раза ухудшилось состояние здоровья учащейся молодежи, в том числе увеличилось количество психических расстройств. Показатели по заболеваниям, передающимся половым путем, и по ВИЧ-инфекции у российских подростков в 100 раз выше, чем у их сверстников из Западной Европы.
По количеству летальных исходов в связи с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы (ССС) Россия находится на втором месте в мире. В 2002 г. число абортов на 1 000 женщин в возрасте старше 15 лет было в Бельгии — 6, в Нидерландах — 7, в Германии — 8, в России — 62. Рекорд Европы!
Наркомания среди детей и подростков становится национальной проблемой.
Сегодняшние реалии таковы, что сотни тысяч бездомных детей, которые не придут на производство, в армию, в бизнес, потому что их путь — скорая смерть в криминальной среде от наркотиков, ножа, болезней. Зарубежные специалисты утверждают, что к 2020 году только СПИД будет убивать от 250 до 650 тысяч россиян в год (Юрьев А., 2005). Такое резкое снижение продолжительности жизни, которое наблюдается в России, особенно среди мужского населения, было только во время войны. Данное обстоятельство обусловлено комплексом проблем. Все эти проблемы не столько медицинские, сколько социальные и педагогические. Массовое закрытие спортивных секций, кружков, ликвидация института летних лагерей или перевод их на коммерческую основу привели к тому, что большинство детей в свободное время оказываются вне педагогического влияния — «на улице».
Ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие, рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в детской и молодежной среде требуют активизации государственной молодежной политики в поиске эффективных путей оздоровления нации. Традиционно поиск таких путей связывается в основном с совершенствованием лечебных технологий, т.е. с развитием медицины, хотя она в своей основе направлена на лечение уже больных людей. Редкие «выступления» профилактической медицины в средствах массовой информации связываются, в первую очередь, с медикаментозными процедурами. А кому как не медикам должно быть известно, что такой способ профилактики ведет к снижению адаптационных возможностей организма и ослаблению его способностей противостоять болезнетворным микроорганизмам.
Еще более 2000 лет назад Гиппократ (ок. 460-370 гг. до .н.э.) выдвинул идею о том, что для сохранения здоровья следует бороться не с болезнями, а бороться за укрепление организма пока человек здоров, повышая тем самым его естественную способность противостоять болезнетворным микробам. К сожалению, в большинстве своем люди серьезно задумываются о своем здоровье лишь тогда, когда оно начинает их беспокоить. Здесь уместно будет напомнить поговорку, в которой говориться о том, что поздно пить боржоми, когда «отваливается» печень.
Следует констатировать, что медицина ХХ века пошла лишь по пути поиска антимикробных препаратов. К настоящему времени разработано уже более полумиллиона всевозможных лекарственных препаратов, но здоровье человечества от этого не стало лучше. Зато лечение стало намного дороже. Охрана здоровья - это золотой прииск. На медицину денег тратят больше, чем на оборону. Когда люди болеют, они не скупятся. Тем более, когда болеют дети. В любой стране имеется сословие людей, которые живут за счет больных. И они желают (сознательно или нет) и чтобы больные не переводились, и чтобы лечение стоило дороже и дороже. Простуда за последние сто лет осталась простудой, но цены на ее лечение выросли в сто раз (Гаврилов С., 1998). Л.Полинг (дважды лауреат Нобелевской премии по биологии) призывает: "Дамы и господа! Хватит ходить в поликлинику, чтобы вас там выслушивали и утешали. В поликлинике вас обязательно начнут лечить, дорого и долго. Лечебные учреждения — опасное место. Хватит считать врачей богами! Врачи считают здоровым того, кто может дойти до туалета и не забыть, зачем пришел. Я говорю: здоровье это когда вы чувствуете себя молодым» (Цит. по Гаврилову С., 1998).
Надежда на таблетки и «волшебные» средства делает людей пассивными, уводит в сторону от понимания того, что за свое здоровье надо бороться путем повышения функциональных и защитных способностей организма. Даже в том случае, когда Вы уже заболели (здесь не имеется в виду острая стадия заболевания), следует помнить, что недуги приобретаются не за один день, следовательно, и победить их можно путем длительной, кропотливой, целенаправленной работы над собой, укрепляя иммунную систему. Н. Амосов один из первых хирургов, разработавших операции с искусственным кровообращением, считает, (1998, С.3) что: "Одних медицина спасает, а другим (и большинству!) укорачивает жизнь. Звучит парадоксально, но это так... На мой взгляд, лечебная медицина спасает жизнь единицам, а десятки других детренирует, делает бессильными перед болезнями...". "Не надейтесь, что врачи... сделают вас здоровыми. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше... учитесь полагаться на себя". "Ничто так не старит, как готовность стареть". Надежда на лекарства ѕ это тупиковый путь.
Средства массовой информации формируют у детей и подростов ложные жизненные ориентиры и ложные ориентиры у населения относительно технологий поддержания и укрепления собственного здоровья. К сожалению, в этот процесс оказались вовлеченными не только лица, явно делающие свой бизнес на нездоровье населения (различного рода «маги и волшебники», экстрасенсы, целители и пр.), но и специалисты, давшие клятву Гиппократа. Не вдаваясь в детали рекламируемых технологий укрепления здоровья (с одной стороны шарлатанских, а с другой, - поддерживаемых официальной медициной, но связанных с лечебными процедурами), принципиально важно отметить ошибочность и несостоятельность подобных подходов. На анализе «оздоровительной» деятельности так называемой неофициальной медицины останавливаться не будем, так как здесь все очевидно ѕ в подавляющем большинстве случаев это процесс, имеющий основной своей целью «делание» денег.
Многие ученые в медицине физические упражнения рассматривают лишь как исследовательский или диагностический инструмент, а не как действенное оружие в борьбе с заболеваниями, в том числе и с хроническими (Рогозкин В.А., 2003). Неудивительно, поэтому, что число учащихся (включая школьников и студентов), отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, достигло 1,3 млн., что требует дополнительно 40 млрд. руб. на их реабилитацию (Григорьева В.Н., 2003).
Здоровье человека, по меньшей мере, определяется тремя группами факторов — генетическими; экологическими (включая питание, психический макро и микроклимат и т.п.) и, наконец, образом жизни. Коррекция генотипа — дело далекого будущего; к улучшению экологии стремится каждый индивид, но, увы, этот фактор во многом зависит от социальных и материальных условий и, как правило, ими детерминирован, а не желанием индивида. Следовательно, реальным направлением в поддержании и укреплении здоровья населения является организация здорового образа жизни, где ведущая роль отводится физической культуре — оптимизации психического и физического состояния с помощью двигательной деятельности.
Дефицит двигательной активности негативно сказывается “…на развертывании всех компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека” (Евсеев С. П., 1999. С. 12). Все большая роль отводится физической культуре не только в деле профилактики заболеваний и укрепления здоровья, но и как совокупности эффективных психорегулирующих и воспитывающих средств и методов. Физическая культура личности влияет на формирование ее мировоззрения, общей культуры и характера общественных отношений, является фундаментальным базовым слоем всякой культуры, сквозным фактором, важнейшим условием, определяющим самодостаточность личности. Оптимальная двигательная активность человека — необходимое условие нормального функционирования всех систем организма, включая интеллектуальную и эмоциональную сферы.
Не случайно, поэтому в мире все более популярной идеологией становится идеология здорового образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает осознанное и регулярное использование средств физической культуры в качестве рекреационных и корректирующих мероприятий.
Особое внимание следует уделять двигательному режиму детей. Если ребенок имеет дефицит активной двигательной деятельности (менее 5-6 часов в неделю) он не сможет развиваться нормально. Организм устроен таким образом, что информация, поступающая от локомоторных звеньев, трансформируясь в ЦНС, стимулирует развитие вегетативной (жизнеобеспечивающей) системы организма. Но, к сожалению, 84% учителей школ иррадиируют негативное отношение к физической культуре, забывая о том, что пробелы в знаниях по любой школьной дисциплине можно будет компенсировать в будущем, но если ребенок «не добегал», то это негативно скажется на динамике психофизического развития. И не за какие деньги это уже нельзя будет компенсировать в будущем. Не занимались вовремя необременительной профилактикой заболеваний, будем вынуждены заняться мучительным, дорогостоящим и малоэффективным лечением. Здоровому человеку нужен весь мир, а больному нужно только одно - здоровье.
Сразу хотим оговориться, что школьная физическая культура не может в полной мере решить проблемы дефицита двигательной активности детей. По нашим данным (Костюченко В.Ф., 2002) более половины детей и родителей неудовлетворенны ни качеством, ни результатами школьной физической культуры. При этом 85% родителей выразили готовность оплачивать дополнительные занятия при соблюдении двух условий:
- Чтобы ребенку было интересно заниматься;
- Чтобы был заметен положительный результат от этих занятий (укрепление здоровья, повышение самооценки и т.п.).
Сейчас разрабатываются программы создания учебно-спортивных комплексов, объединяющих общеобразовательные школы и спортивные школы и клубы, с тем, чтобы дети имели возможность заниматься, сообразуясь с собственными интересами в течение всей недели. Считается, что продолжительность жизни обусловлена преимущественно генетическими факторами, то есть наследственностью. Но со всей очевидностью доказано, что можно продлить активный период жизни, поддерживать бодрость, хорошее самочувствие и функциональное состояние кардиореспираторной системы, используя дозированные физические нагрузки циклического характера. К сожалению, пока здоровье не беспокоит людям недосуг заняться его поддержанием и профилактикой заболеваний. Дела, лень, убаюкивающие фантазии о том, что и завтра еще не поздно будет начать заниматься этим, отодвигают начало регулярных оздоровительных занятий на неопределенное время. А время идет и неотвратимо наступит пора, когда речь уже нужно будет вести не о профилактике заболеваний, а об их лечении.
В настоящее время стало очевидным, что физические упражнения - лучший природный физиологический транквилизатор и используют их не только для борьбы с депрессией, но и в ряде случаев для снятия перевозбуждения и стрессов. «Если сказать просто, то наш разум управляет внешним миром и нашим телом, а самим разумом управляют чувства, возникающие вследствие возбуждения нервных центров в мозге... Получается, что разум совсем не так разумен, как мы привыкли думать. Все зависит от смены чувств!», (Н.Амосов, 1998,С.3) ѕ следовательно, для оптимизации деятельности ЦНС важно поддерживать оптимальный двигательный режим, сопряженный с притоком "положительных чувств" (В.К.). Система адекватных упражнений помогает выработать сопротивляемость организма болезням, снимает стресс, замедляет процесс старения, высвобождает резервы организма и повышает функциональные возможности иммунной системы. А что такое нарушение осанки? Это дисгармония в развитии мышечных групп.
Для удержания правильной позы важна подготовленность и согласованность работы различных мышечных групп. Следовательно, для формирования правильной осанки необходимо гармоничное физическое развитие ребенка. Специалисты рекомендуют заниматься физическим воспитанием с первых дней жизни ребенка. Чем свободнее ребенок в своих движениях, начиная с грудного возраста, тем успешнее он развивается. Активная и разнообразная двигательная деятельность в детском возрасте является наиболее эффективным средством профилактики нарушений и формирования правильной осанки. Разнообразные движения развивают межмышечную координацию и экономичность работы мышц при удержании позы. Совершенствование способности снимать излишние мышечные напряжения осуществляется в процессе формирования двигательных умений. Особое внимание при формировании правильной осанки требуется к детям дошкольного и младшего школьного возраста. В этот период наиболее выраженная динамика развития организма.
Формированию и поддержанию правильной осанки способствует развитие силовых способностей. Необходимо обеспечить гармоническое развитие основных мышечных групп, формирующих осанку, выравнивать развитие отстающих мышц
В основу методик, использования физических упражнений для формирования и коррекции осанки, должны быть положены средства и методы общепринятые в теории практике спортивной тренировки. Основополагающим методологическим принципом является принцип индивидуального подхода. Среди болезней, которые сокращают нашу жизнь, наиболее опасны заболевания cердечно-сосудистой системы. Даже злокачественные опухоли для человека менее опасны, чем болезни органов кровообращения. Ликвидация рака, по расчетам демографов, приведет к увеличению продолжительности жизни человечества в среднем всего на 2-3 года, в то время как ликвидация сердечно-сосудистых заболеваний ѕ самое меньше на 4-5 лет. Снижение функциональных возможностей ССС - это естественная приспособительная реакция организма, в основе которой лежит адаптация к пониженной двигательной активности (гипокинезия). Снижается динамика обменных процессов, что в свою очередь ведет к увеличению жирового компонента массы тела, отложению холестерина на стенках артериальных сосудов, уменьшению глубины дыхания и увеличению частоты сердечных сокращений и дыхания, и их дискоординации. Происходит засорение сосудистой системы, сужение приспособительных возможностей организма к разнообразным жизненным обстоятельствам, накопление нервного напряжения в силу замедленного процесса нейтрализации так называемого гормона страха и агрессии адреналина, и другие нарушения жизнедеятельности организма, ведущие к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для достижения оздоровительного эффекта необходимо соблюсти следующие условия выполнения упражнения:
- участие в работе больших мышечных групп;
- ритмический характер мышечной деятельности;
- энергообеспечение работы мышц в основном за счет аэробных процессов.
Следовательно, в оздоровительных целях следует использовать циклические упражнения аэробного характера. В настоящее время неоспоримым является тот факт, что противостоять или дать обратный ход нежелательным изменениям в организме можно с помощью физических упражнений, связанных с проявлением выносливости. Это всякие упражнения циклического характера, выполняемые преимущественно в равномерном темпе, позволяющие легко дозировать нагрузку, вовлекающие в работу практически все двигательные звенья и органы человека. Но упражнения принесут положительный эффект только в том случае, если они будут использоваться в соответствии с правилами, принятыми в практике и теории физического воспитания Сам процесс занятий физическими упражнениями, общение в процессе занятий и соревнований, положительная динамика уровня подготовленности и состояния занимающихся ведет к повышению самооценки индивида. Однако с прискорбием приходится констатировать, что Россия фактически находится на грани "физкультурного бескультурья". В странах Запада около 2/3 населения занимается массовым спортом, в то время как в РФ, в зависимости от региона, — от 8 до 10% (Krawczyk Z., 1998). В повседневной жизни населения недостаточно реализуются оздоровительный и культурологический потенциал физической культуры. Население все еще не осознает важности и без альтернативности оптимального двигательного режима в деле укрепления функциональных и регулирующих систем организма. В заявлении председателя ВОЗ H.Benaziza (1999) отмечается, что занятия физической культурой для всех детей должны рассматриваться как необходимые инвестиции в будущее общества. Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на психическое развитие детей, способствуют оциологизации личности, снижают показатели вредных привычек у молодежи.
Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т.п.). В процессе физкультурной деятельности протекает непрерывный процесс формирования собственного "я" по укреплению здоровья, повышению самооценки и чувства самодостаточности. Реализуется процесс самопознания. В настоящее время апробированы методики и сформирована концепция профилактики и лечения наркомании средствами физической культуры, основная идея которой заключается в разработке технологий первичной профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи. Ведь ни чем не занятых детей быстро захватывает «улица», последствия данного процесса катастрофичны для России. Несомненно, положительное влияние физических упражнений на нервную систему. Импульсы, идущие от работающих органов, тонизируют подкорковые области мозга, подзаряжая его. Такая систематическая подзарядка района мозга, ведающего настроением человека, особенно когда ему за 40 лет и у него начинает развиваться склероз сосудов основания мозга, весьма важна для сохранения хорошего настроения и повышения эмоционального фона. Преодолевая трудности, которые благоприятно влияют на организм, человек создает вокруг себя атмосферу морального спокойствия. Отмечается множество положительных изменений эмоционального характера. В целом значительно улучшается сон, появляется ощущение внутреннего благополучия, уменьшается нервное напряжение, снимается депрессия. В основе данного феномена лежат биохимические и физиологические процессы. Повышение возбудимости, нервное напряжение, стрессовые ситуации характеризуются увеличением выделения гормона адреналина и более высокой (в зависимости от силы раздражителя) его концентрации в крови. Физические упражнения глобального воздействия на организм, значительно увеличивают скорость обмена веществ, нейтрализуя эффект повышенной секреции адреналина. Они являются естественным фактором, нейтрализующим излишки гормонов и помогающим организму вернуться к состоянию гармонии. Более того, у тех людей, для кого систематические занятия стали составной частью их повседневной жизни, вошли в привычку, в их процессе возникает ощущение счастья и даже эйфории. Такое ощущение может продолжаться довольно длительное время - до наступления утомления. Это связано с выделением гормонов, называемых эндерфинами (морфоподобные вещества). Английские ученые обнаружили в крови бегунов новый гормон — неонорэпинефирин, который они назвали «гормоном настроения». На этом основании они считают целесообразным предписывать бег при депрессивных состояниях. Психорегулирующее действие физических упражнений положительно сказывается и на балансе липопротеидов высокой («хороших») и низкой («плохих») плотности. Регулярные занятия приводят к положительным изменениям в иммунной системе организма. Отмечается увеличение белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Увеличивается диапазон адаптивных возможностей организма, стабилизируются белковый, углеводный и жировой обмены (Макарова Г.А., Локтев С.А., Алексанянц Г.Д., 1992).
Человек рожден для активной физической деятельности. Без нее радость жизни не может быть полной. Не ждите ни от кого приглашения, изменения условий или прихода вдохновения, проявляйте инициативу сами. Если есть необходимость, ищите себе спутника, но начинайте двигаться. Широкая аргументация пользы дозированных физических нагрузок базируется на многочисленных эмпирических фактах и не менее многочисленных результатах научных исследований. В основе тренирующего воздействия физической работы лежат адаптационные возможности организма, которые необходимо стимулировать регулярными раздражителями. При частоте занятий реже двух раз в неделю ожидать адаптационных перестроек в организме вообще не стоит. Тренировка один раз в неделю приносят больше вреда, чем пользы. Занятия должны быть регулярными. Только в этом случае они способны поддерживать необходимые изменения в организме.
О социокультурном значении физической культуры написано и наговорено специалистами и функционерами разных уровней, включая президента страны, столько, что логично ожидать реальных организационноуправленческих решений и, самое главное, конкретных дел по интенсификации ее внедрения в повседневную жизнь населения, особенно среди детей и учащейся молодежи. Но до сих пор наша отрасль (физической культуры) реализует Постановление ЦК ВКП (б) 1948 г., согласно которого основной задачей физкультурного движения является завоевание мировых вершин по важнейшим видам спорта. Т.е. о культуре физической только декларировали передовицы газет, а весь материальный и интеллектуальный потенциал отрасли был направлен на спорт высших достижений. В итоге мы оказались в положении, когда Россия, оставаясь ведущей спортивной державой в мире, оказалась в числе стран так называемого третьего мира относительно массовой физической культуры. Отношение к физической культуре в России такое, какое было в странах Запада примерно 50 лет назад. К сожалению, приходится констатировать, что положение с массовой физической культурой будет усугубляться, если у должностных лиц на всех уровнях социальной иерархии и у населения России по-прежнему достижения в области физической культуры будут ассоциироваться с достижениями в «большом спорте». Россия является действительным членом практически всех спортивных федераций, однако не принимает активного участия в работе Единой Европейской Сети спортивных наук в высшем физкультурном образовании, оставаясь лишь ассоциированным членом. И по материальному обеспечению физической культуры мы безнадежно отстаем от цивилизованных стран. Так, чтобы по спортивным сооружениям соответствовать "стандартам" Европы в Санкт-Петербурге необходимо иметь 1666 стадионов, 5000 игровых площадок, 384 спортивных залов, 1724 гимнастических зала, 344 крытых и 1666 открытых бассейнов, 193 катка с искусственным льдом, 2500 кортов и т.д. И все это должно функционировать, а не числиться на бумаге. В действительности же в стране, даже в таком, относительно благополучном по российским меркам городе, как С.-Петербург картина с материальным обеспечением массовой физической культуры неутешительная. А в российской "глубинке" — она удручающая. Все списывается на недостаточное финансирование. Но в это же время разными путями (в том числе и с помощью административного ресурса государства и региональных властей) находятся деньги для щедрого финансирования профессионального спорта в игровых видах, организации различного рода соревнований с фантастическим для РФ призовым фондом (например, ежегодно по теннису, в 2003 г. по легкой атлетике «Московский вызов» и в 2004 г. «Вызов России», оплаты трансляций «экзотических» для россиян видов спорта др. мероприятий) на фоне нищенского финансирования массовой и детской физической культуры и спорта. Нередки случаи, когда областные бюджеты, выделенные на физическую культуру, уходят в частные профессиональные футбольные клубы (Сергиенко П., 2004). Катастрофически не хватает спортивных сооружений и секций для занятий детей. Многие, из имеющихся сооружений, мягко говоря, не в полной мере отвечают современным требованиям (особенно в учебных заведениях всех уровней — от школы до вуза), а в это время правительство нашего города озабочено строительством стадиона для профессионального футбольного клуба.
Основными действующими лицами в деле широкой экспансии физической культуры в повседневную жизнь населения должны быть специалисты – выпускники вузов и факультетов физической культуры. К сожалению, и спциалисты, призванные по долгу службы развивать культуру физическую не всегда четко представляют себе ее сущность. В чем просматривается государственная политика по отношению к массовой физической культуре, где реальный PR и продвижение через СМИ оздоровительных технологий и здорового образа жизни с использованием средств физической культуры? Где понимание того, что современный «большой спорт» это транснациональное самодостаточная индустрия шоу бизнеса? В концепции развития физической культуры и из уст государственных деятелей декларируется необходимость развития физической культуры, а на деле происходит все с точностью до наоборот. Одной из важнейших задач педагогики физической культуры в деле социализации личности является пропаганда здорового образа жизни как на индивидуальном уровне, так и с использованием средств масс-медиа. В России слабая информация и неэффективная пропаганда физической культуры (Гуськов С.И., Дегтярева Е.И., 1998). В то время как 70% американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 65% из них имеют информацию о новых видах физической культуры. Наш же спортивный канал на ТV — это бесконечные трансляции футбола, автогонок в различных номинациях, тенниса и бокса.
Очевидно, противоречие между возрастающими потребностями общества и неготовностью специалистов и руководителей всех уровней активно воздействовать на ментальность населения. Нужен новый тип педагога, который может взять на себя роль руководителя не только биолого-антропологического совершенствования, но и совершенствования личности с психологических и социальных позиций. Возрастает значимость социальной активности и личностных качеств, организаторских и коммуникативных способностей специалистов физкультурного профиля. Сегодня как никогда необходима разъяснительная работа со всеми слоями населения. С сожалением приходится констатировать, что население в недостаточной мере информировано о ценностях физической культуры, что отмечают 84,2-100% специалистов. Данное обстоятельство является сдерживающим фактором более широкого (такого как в странах Запада) внедрения физической культуры в повседневную жизнь населения. В ряду причин такого положения в качестве главной российские специалисты выделяют слабую пропаганду ценностей физической культуры средствами массовой информации (63,2-100%) и низкую социальную активность руководителей и специалистов в сфере физической культуры (42,3-66,7%). Оценивая реальную возможность в решении проблемы формирования ментальности населения в нужном направлении и, собственно, формирования рынка труда в области физической культуры, российские специалисты в большей мере надеются на "дядю", то есть на руководящих работников, в то время, как специалисты восточной и центральной Европы уже осознали, что работники всех уровней, каждый на своем месте, могут и должны проявлять социальную активность и коммуникативные способности в деле формирования социальных и личных приоритетов населения и, соответственно, потребности в здоровом стиле жизни (Костюченко В., Степанов В., Войнар Ю., 2002). Следует формировать понимание того, что наше здоровье в наших руках и здоровьем следует заниматься пока здоров. В этих условиях существенно повышается значение педагогических кадров, обеспечивающих формирование мировоззрения и качественную воспитательную работу среди детей, подростков и молодежи. "Величайшие революции обходились без баррикад и боев и захватывали исключительно сферу духа: дух насильственно изменяли время, и пространство…" (Дали С., 1993.- С. 26).
Заключение:
Состояние здоровья российских детей и молодежи, его тенденцию нельзя признать удовлетворительными. Данная проблема не столько медицинская, сколько социальная и педагогическая. В основу решения данной проблемы должны быть заложена идея реализации профилактических мероприятий и формирования здорового стиля жизни, формирования у населения культуры физической, особенно у детей и подростков.
Реализацию данной идеи следует связывать:
- Срасширением и улучшением материальной базы дополнительных образовательных учреждений, таких как спортивные секции, кружки по интересам, летние лагеря и т.п.
- С улучшением просветительной работы среди детей и родителей с целью формирования здорового стиля жизни. С активным включением в этот процесс педагогических работников, СМИ. С отходом в просветительной работе от запретительной концепции «Нет» (нельзя делать того, другого и т.п.) и реализацией концепции «Да» (предлагать различные виды занятий детей и подростков, которые были бы им интересны и полезны).
- С повышением социальной активности педагогического сообщества с целью влияния на содержание информации в СМИ, особенно на телевидении.
Литература:
- Концепция профилактики наркомании среди детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта.//Адаптивная физическая культура.-2002.-№3.-С.2-8.
- Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Теория и практика физической культуры 2001.-№ 4.- С.2-8.
- http://www.medialaw.ru
- Women,s Sports and Aitness,1994.-№11.-р.17.