Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

21 Марта 2019 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Зязина Наталия Александровна, Бочавер Константин Алексеевич, Довжик Лидия Михайловна

Жизненный путь и профессиональная траектория: социальные представления о спорте высших достижений

Ключевые слова: жизненный путь, качественные методы, профессиональная траектория, социальные представления, спорт.

Аннотация. В статье описаны результаты контент-анализа рефлексивных эссе, выполненных добровольцами, не связанными с профессиональным спортом. Задача исследования состояла в том, чтобы выявить и описать социальные представления, имеющие место в современном российском обществе и формирующие общественное мнение о спорте. Задача была разбита на три части, чтобы осветить представления о спорте с трех сторон - со стороны спорта как профессиональной карьеры, со стороны начала спортивной траектории (отношение к спорту в жизни ребенка) и конца спортивной траектории (жизнь после окончания карьеры). Выявленные представления характеризуются высокой эмоциональной включенностью и оценочными суждениями респондентов. Конечная практическая цель исследования - выполнить срез социальных представлений и описать результаты для использования в интервенциях и психолого-педагогической работе со спортсменами, членами их семей и тренерами.

Keywords: attitudes, pathway, professional trajectory, qualitative methods, sport.

Abstract. The article describes the results of content analysis of reflexive essays made by volunteers not related to professional sport. The aim of the study was to identify and describe the social perceptions that take place in modern Russian society and form public opinion about sport. The task was divided into three parts to highlight the perception of sport from three sides - from the side of sport as a professional career, from the beginning of the sports trajectory (attitude to sport in the life of a child) and the end of the sports trajectory (life after career ending). The revealed representations are characterized by high emotional involvement and estimated judgments of respondents. The final practical goal of the study is to perform a cross-section of social representations and describe the results for use in interventions and psychological and pedagogical work with athletes, their families and coaches.

Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации (МК-2938.2019.6).

Бодр и весел настоящий чемпион,

Много песен, много шуток знает он.

Мамы, папы! Не балуйте вы детей –

Выйдут шляпы вместо правильных людей.

В. Лебедев-Кумач (1947)

Актуальность исследования. Спорт высших достижений включен в общественную структуру российского (ранее советского) и зарубежных крупнейших государств с начала XX века, как своеобразная альтернатива войне в области конкуренции идеологий. Международное соперничество подпитывает в обществе через СМИ эмоционально насыщенный образ чемпиона-жертвы: спортсмена, который ради доминирования отечественной школы «кладет на алтарь» соревновательного успеха здоровье, личную жизнь и образование. Между тем, как было показано в исследованиях [1, 3, 8], спортивная траектория представляет собой, напротив, достаточно благополучный сценарий жизненного пути, обеспечивающий в рамках онтогенеза спортсмена развитие высокой жизнестойкости, целеустремленности, стрессоустойчивости. Более того, наиболее результативные спортсмены являются контрпримерами «жертвенности», демонстрируя синергию и в основной деятельности, и в личной жизни, и в психическом благополучии [1]. Развитие личности спортсмена проходит не обособленно в спортивной среде, а, напротив, при постоянной интеграции в «неспортивное» общество (семья, школа, путешествия, институт, воинская служба и пр.) [5]. Общественное мнение, социальные представления и установки могут существенно влиять на формирование системы ценностей спортсмена, что обусловило актуальность настоящего исследования [4].

Цель исследования. Целью являлся поиск и выявление наиболее популярных социальных представлений и их комбинаций относительно спорта высших достижений как профессиональной траектории и в целом жизненного пути субъекта.

Выборка и методы. Для организации исследования была случайным образом отобрана группа добровольцев из числа специалистов разного профиля, получающих второе высшее образование (N = 85, Mвозраст = 27), самостоятельно написавших эссе-рефлексию и выбравших для этого одну из трех предложенных исследователями тем:

  • «Спорт: хобби или профессия? Место спорта в жизненном пути человека».
  • «Отдам ли я своего ребенка в профессиональный спорт? Рефлексия, аргументы, достоинства и риски решения».
  • «Как устроена жизнь спортсмена после окончания карьеры? Пути и варианты».

Обработанные методом экспертной оценки и контент-анализа результаты [2, 6, 7, 9-12] были обобщены и представлены в настоящем исследовании.

Результаты исследования. Результаты контент-анализа с частотами и комментариями отражены в таблицах 1-3. В левой части представлены основные категории, выявленные экспертами, и примеры прямой речи респондентов, а в правой - распространенность этих суждений.

Обсуждение результатов исследования. Разбор ответов по трем предложенным темам позволил выявить следующие тенденции.

Часть №1. Спорт - хобби или профессия? В ответах участников исследования четко прослеживается разделение профессионального (т.н. «высших достижений») и любительского спорта (спорта как хобби). Респонденты связывают любительский спорт с такими понятиями как: удовольствие, здоровье (здоровый образ жизни), красота, хорошее настроение. Спорт как хобби характеризуется участниками исследования как часть жизни, тогда как профессиональный спорт - как дело жизни и смысл жизни, иными словами, сама жизнь. Профессиональный спорт ассоциируется респондентами как с положительными характеристиками (финансовой обеспеченностью, славой, социальными связями), так и с негативными (в первую очередь, это травмы). При этом спорт в целом и профессиональный спорт в частности рассматривались респондентами как источник развития личностных качеств (дисциплинированность, целеустремленность, сила воли) и навыков стрессоустойчивости.

Таблица 1 - Результаты по теме «Спорт: хобби или профессия? Место спорта жизненном пути человека» (N = 40)

Категория и понятия, включенные в нее

Частота встречаемости тем и понятий

Спорт как смысл жизни

Спорт - смысл жизни спортсмена, любительский спорт - часть жизни, профессиональный спорт - быть полностью посвященным своему делу; то, чем спортсмены живут; дело всей жизни.

Профессиональный спорт - смысл жизни, вся жизнь 17, 5% (7 из 40)

Любительский спорт - часть жизни 10% (4 из 40)

Спорт (в целом, отношение к спорту без разделения на профессиональный и любительский)

В движении мы развиваемся физически и морально; спорт - это слаженное развитие организма в детском и юношеском возрасте; совершенствование тела; физическая сила; совершенствование тела; духовное развитие; закаляет тело и дух; универсальный инструмент саморазвития, творческого самовыражения и самореализации.

Тема гармоничного развития 22.5% (9 из 40) В частности:

Физического развития 17.5% (7 из 40)

Развитие личности (духовное развитие): 12.5% (5 из 40)

Спорт какхобби

Увлечение, хороший способ проводить свое свободное время, удовольствие, регулярные тренировки улучшают внешний вид, выглядеть значительно лучше и выносливее, тонус, красота, энергичность, стройная красивая фигура.

1) Совершенствование физических качеств, поддержание хорошей физической формы - 60% (24 из 40)

2) Красота (красивая стройная фигура, привлекательность, мускулы) 40% (16 из 40)

3) Приятное и полезное времяпрепровожднение (досуг) 32,5 % (13 из 40)

4) Удовольствие 20% (8 из 40)

Плюсы (положительные стороны) профессионального спорта

Признание, слава, карьерные высоты, известны на весь мир, знаменитые, кумиры миллионов, деньги, приличный доход, приличные деньги, богатые.

Признание, слава: 22,5% (9 из 40)

Деньги 17.5% (7 из 40)

Минусы (негативные аспекты) профессионального спорта

Травмы, поврежденные тела, физическая уязвимость, боль, физические и психологические перегрузки, большие нагрузки, ранний пенсионный возраст, проблемная личная жизнь, приходится многим жертвовать ради заветной цели, чрезмерные тренировки идут во вред учебе в школе или университете, отказ от всех удовольствий и вообще отказ от нормальной жизни.

1) Травмы 30% (12 из 40)

2) Большие физические и эмоциональные нагрузки 17.5% (7 из 40)

3) Ранний пенсионный возраст 10% (4 из 40)

4) Приходится жертвовать другими сферами жизни ради спорта 12,5% (5 из 40

Здоровье + (положительное влияние спорта на здоровье)

Укрепление и сохранение здоровья. Поддержание себя в прекрасной физической форме. Сохранение здорового организма и поддержание слабого. Польза для здоровья. Спорт укрепляет иммунитет. ЗОЖ. Повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность, долголетие. Спорт продлевает жизнь.

Большинство респондентов высказалось о благотворном влиянии спорта в целом на здоровье (82,5%, 33 из 40 респондентов), однако в большей степени акцент ставился на спорт как хобби - способ оздоровления и поддержания здоровья организма.

Здоровье - (негативное влияние спорта на здоровье)

Злоупотребление физической нагрузкой может нанести вред, важно заниматься не в ущерб своему здоровью, спорт должен быть в меру и с любовью к себе, необходимость знать нормы и пределы собственного организма.

15% респондентов (6 из 40) основную опасность спорта увидели в неумении правильно рассчитать индивидуальную нагрузку. Двое из них указали причиной чрезмерных нагрузок стремление к нереалистичным идеалам красоты.

Развитие психически функций

Систематические физические нагрузки положительно влияют на психику человека - на его мышление, внимание, память; спорт удовлетворяет потребности в интеллектуальном развитии; поддержание в тонусе когнитивных функций; повышение уровня интеллекта; совершенствование психических характеристик; повышенная концентрация на одном или нескольких делах; улучшенная память; повышение мозговой активности.

30% респондентов (6 из 40) отметили благотворное влияние спорта в целом на развитие психических функций.

Влияние занятий спортом на эмоциональную сферу

Приносит радость; позитивный настрой по жизни; положительные эмоции; радость; улучшение эмоционального состояния; эмоциональное благополучие; освобождение от накопленных чувств; избавляет от внутреннего напряжения.

72,5 % (29 из 40) респондентов отметили благотворное влияние спорта на эмоциональную сферу.

При этом 70% (28 из 40) назвали спорт источником положительных эмоций и хорошего настроения.

Антистресс-навыки, приобретаемые при занятиях спортом

Спорт - помощь в работе со стрессом; способность мобилизоваться в стрессовой ситуации; стойкость к неудачам; стрессоустойчивость; минимизация уровня стресса; устойчивость к негативным факторам внешней среды.

47,5% (19 из 40) назвали спорт способом избавления от отрицательных эмоций снятия напряжения и средством повышения стрессоустойчивости.

Качества, развитию которых способствуют занятия спортом

Сила воли, воля, характер, целеустремленность, постановка цели и ее достижение, самостоятельность, дисциплина (дисциплинированность, самодисциплина), уверенность в себе.

72,5%(29 из 40) респондентов указали, что спорт способствует формированию положительных личностных качеств:

1) Целеустремленность 17,5% (7 из 40)

2) Дисциплина 22,5% (9 из 40)

3) Сила воли 32,5 % (13 из 40)

4) Уверенность в себе (в т.ч. способствует повышению самооценки) 20% (8 из 40)

Микросоциальные аспекты

Общение с новыми людьми, общение с единомышленниками, новые знакомства, общительность, коллективизм, развитие социальных связей между людьми, чувство свободы и комфортна в любом обществе, коммуникабельность, эффективность.

Спорт как источник единения, новых знакомств, источинк формирования коммуникативных навыков и социальной эффективности (конкурентоспособности) - 35%

Макросоциальные аспекты

Воспитание гуманной и гармонично развитой личности, Универсальный международный язык Объединяет людей через идеалы здорового образа жизни, самосовершенствования, силы духа и честной соревновательной борьбы; систематические физические нагрузки снижают заболеваемость населения; культурный элемент; явление культурной жизни и, одновременно, как один из компонентов физической культуры общества в целом, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки.

Спорт как неотъемлемый культурный элемент, являющийся инструментом международного взаимодействия, а также внутригосударственного влияния (воспитание поколений, оздоровление нации) - 22,5% (9 из 40)

Таблица 2 - Результаты по теме «Отдам ли я своего ребенка в профессиональный спорт?» (N = 29)

Категория и понятия, включенные в нее

Частота встречаемости тем и понятий (наиболее часто встречающиеся)

Роль родителей в спортивной деятельности ребенка

Жизнь ребенка и всей семьи посвящается спорта. Напряженные отношения в семье, связанные с завышенными ожиданиями родителей и большими вложениями в спорт. Родители выдают свои мечты за мечты ребенка, превращая его в инструмент удовлетворения собственных амбиций. Зачастую, отдавая ребенка в спорт, родители пытаются самоутвердиться, реализовать свои амбиции, проецируя свои желания и мечты на детей. На достижение иллюзорных целей может уйти масса ресурсов - время, деньги, силы. Нереализованные амбиции родителей.

Тема проекции/реализации родителями собственных амбиций через спортивную деятельность ребенка, прозвучала 11 из 29 эссе (37.9%)

Завышенные ожидания родителей (не соответствующие реальных возможностям ребенка).

Ребенок - инструмент заработка (в перспективе): 4 из 29 13.8%

Плюсы (положительные стороны) профессионального спорта

Громкая слава, высокий социальный статус, первые полосы прессы, перспективы.

Денежное вознаграждение, коммерческая выгода, большие заработки,

большие гонорары.

Хорошее физическое здоровье.

Физическое развитие.

Друзья, путешествия, возможность повидать мир.

Плюсы большого спорта: 1) Слава, известность, признание: 24.1% (7 из 29)

2) Финансовое благополучие (гонорары): 24.1% (7 из 29)

3) Возможность увидеть мир, путешествия: 13.8% (4 из 29)

4) Возможность обретения социальных связей, статуса: 13.8% (4 из 29)%

5) Хорошая физическая форма: 20.7% (6 из 29)

6) Хорошие жизненные перспективы: 7% (2 из 29)"

Минусы (негативные аспекты) профессионального спорта

Травмы, профессиональные заболевания, повреждение тела. Время и силы.

Эмоциональные и физические напряжения, психологические нагрузки. Изнурительные тренировки - непосильная нагрузка для растущего организма.

Перегрузки. Жесткие многочасовые нагрузки. Выматывающие до рвоты тренировки.

Проблемы в личной жизни. Отсутствие детства у детей. Мало свободного времени на другие сферы жизни. Быть сфокусированным на одном только жизненном аспекте. Неприспособленность к обычной жизни.

Выбор: связывать свою жизнь с профессиональным спортом или пойти в более спокойные профессии.

Недолгая карьера. Завершение карьеры - что делать после? Завершение карьеры и поиск новой социальной роли вне спорта - это особая проблема и соответственно особая форма риска. Путь в никуда в 30 лет.

Минусы (риски) профессионального спорта: 1) Травмы и проблемы со здоровьем: 55.1% (16 из 29)

2) Затраты времени и сил: 17.2% (5 из 29)

3) Большие эмоциональные и физические нагрузки: 24.1% (7 из 29)

4) Отсутствие свободного времени на учебу, отдых, социальную жизнь (общение, семья), увлечения (ограниченность и узконаправленность деятельности): 31.0% (9 из 29)

5) Проблема выбора: спорт или учеба? 7% (2 из 29)

6) Завершение карьеры как кризис: 27.6% (8 из 29)

7) Звездная болезнь: 3,4% (1 из 29)

Антистресс-навыки, приобретаемые при занятиях спортом

Стрессоустойчивость, профилактика проживания жизненных неудач и потерь, способность не сдаваться под давлением трудностей.

Стрессоустойчивость 3 из 29 10.3%

Не пасовать перед трудностями 4 из 29 13.8%

Социальное

Выстраивание коммуникаций, коммуникабельность, умение общаться, умение дружить, умение играть по правилам. общение, знакомства.

Коммуникативные навыки: 27.5% (8 из 29)

Отдам ли ребенка в спорт?

Учитывают желание ребенка: 20 из 29 (69%)

Поддержка родителей.

Обязательно учитывать желания ребенка. Знать ребенка. Узнать у самого ребенка. Это его выбор, и мы его поддержим в любом случае Мой ребенок будет заниматься спортом, но будет ли он профессиональным я не уверенна, если только это не будет решение самого ребенка. Учитывать не только мое мнение, но и мнение ребенка. отталкиваться от моего «могу», но и от «хочу» самого юного дарования. Я против профессионального спорта. Сама отдавать и нацеливать ребенка на это не буду. Если он решит, что хочет, поддержу.

В принятии решения респонденты считают необходимым взвесить все "плюсы" и "минусы" большого спорта 7 из 29 (24.1%)

Не отдали бы ребенка в большой спорт: 9 из 29 30%, но готовы рассмотреть профессиональный спорт, если у ребенка будут объективные способности и успехи и желание - 5 из этих 9 (17.2% от общей выборки)

Таблица 3 - Результаты по теме «Как устроена жизнь спортсмена после окончания карьеры? Пути и варианты» (N = 16)

Категория и понятия, включенные в нее

Частота встречаемости тем и понятий (наиболее часто встречающиеся)

Спорт как смысл жизни

Жить ради своего дела; человек, отдающий спорту полжизни; о спорт, ты... жизнь! Есть люди, для которых спорт - это жизнь.

Жизнь посвятил любимому делу.

"О спорт, ты мир!" - жизненная философия.

Спорт - смысл жизнь профессионального спортсмена 5-% (8 из 16)

Здоровье + (положительное влияние спорта на здоровье)

Хорошая физическая форма, хорошая физическая подготовка, ЗОЖ, настроенный обмен веществ, красивая фигура.

Тема положительной взаимосвязи здоровья и профессионального спорта 12,5% (2 из 16)

Здоровье - (негативное влияние спорта на здоровье)

Травмы, проблемы со здоровьем, износ организма; тяжелые физические нагрузки и постоянные тренировки проводятся порой в ущерб здоровью спортсмена

Негативное влияние профессионального спорта на здоровье (травмы, износ организма за счет больших физических нагрузок): 68,75% (11 из 16)

Качества

Спортивный характер; сильные черты характера: целеустремленность, стремление к совершенству, самоорганизация, самоконтроль, высокие волевые качества, дисциплина, сила воли.

Особые личностные качества, образ "спортивного характера", который включает дисциплинированность, силу воли, целеустремленность: 56.25% (9 из 16)

Бонусы профессионального спорта

Гонорары, финансы, внушительные сбережения, материальное положение; слава, популярность, всеобщее внимание, мировая известность, слава; связи в обществе, высокий социальный статус

Бонусы спортивной карьеры: 1) Слава, известность: 25% (4 из 16)

2) Социальный статус, связи: 37.5% (6 из 16)

3) Финансовая обеспеченность (гонорары) 37.5% (6 из 16)"

Социальная адаптация спортсменов после завершения карьеры

Социальная адаптация спортсмена, завершающего карьеру, должна включать (основные направления):

- превентивные меры: предварительное планирование жизненного пути после завершения карьеры

- психологическую поддержу как профессионала, так и со стороны родных и близких

- социальную поддержку: обучение новой профессии и материальную поддержку

- медицинскую реабилитацию.

"Социальная адаптация спортсмена после завершения карьеры, различные аспекты: 1) Подготовка к завершению и планирование жизни после спорта должна производиться заранее: 31.25% (5 из 16)

2) Психологическая помощь и поддержка: 43.75% (7 из 16)

3) Социальная (материальная, правовая помощь): 31.25% (5 из 16)

4) Медицинская помощь и реабилитация: 18.75 % (3 из 16)

5) Поддержка со стороны близких: 6.25% (1из 16)

6) Помощь в профориентации (внутри и вне спорта): 18 75% (3 из 16)"

Завершение карьеры как жизненный кризис

Кризис. Завершение карьеры, зачастую, спортсмены воспринимают как кризис в своей жизни: что дальше? Как строить жизнь дальше? Вопрос о дальнейшем самоопределении. Выбор дальнейшего жизненного пути.

Трудный и нелегкий период жизни. Тяжелое решение об окончании спортивной карьеры. "Кризис завершения спортивной карьеры". Сильнейший кризис, тяжелый удар. Боль утраты. Жизнь переворачивается и замирает.

Завершение карьеры - это кризис: 50% (8 из 16)

Психологические проблемы при завершении карьеры

Теряется смысл жизни. Ценности перестают существовать. Психологические последствия. Депрессия. Снижается самооценка. Чувство ненужности обществу. Негативные эмоциональные состояния. Исчезла цель самой жизни.

Наличие психологических проблем при завершении карьеры: в целом 50% (8 из 16). В частности 31.25% (5 из 16) затронули тему потери смысла жизни.

Варианты жизненного пути спортсмена после завершения карьеры

"Основные пути после завершения карьеры:

1) связанные со спортом:

- непосредственно со спортом: тренер, фитнес-тренер, спортивная администрация, собственные спортивные школы и клубы

- косвенно связанные со спортом: организация спортивных мероприятий, реклама (спортивных товаров), спортивное телевидение, бизнес (связанный со спортом)

2) не связанные со спортом: новая профессия, свой бизнес, политика, общественная и благотворительная деятельность, работа в сфере медиа, хобби и увлечения, семья

3) дезадаптация: алкоголь, наркотики, криминал Интересные ответы: криминал, киберспорт.

Варианты завершения:

1) алкоголь, наркотики: 12.5% (2 из 16)

2) интересные ответы: криминал - 1, киберспорт - 1, религия - 2 3)наиболее популярные: тренер - 68.75% (11 из 16), бизнес (свое дело) - 62,5% (10 из 16), политика - 37,5% (6 из 16), медиасфера (СМИ, журналистика и т.п.) - 37,5% (6 из 16), хобби - 25% (4 из 16), посвятить себя семье - 25% (4 из 16)"

Часть №2. Отдам ли я ребенка в спорт? Как и в ответах на вопрос «Спорт - хобби или профессия?», респонденты проводили различия между любительской и профессиональной спортивной деятельностью, а также отдельно рассматривали положительные и отрицательные стороны профессиональной спортивной деятельности. Как и в эссе по теме «Спорт - хобби или профессия?» спорт в целом рассматривался в качестве источника удовольствия, развития физических и личностных качеств, поддержания здоровья и хорошего настроения. Профессиональный спорт также связывался с определенными рискам и лишениями: травмы, повышенные физические и психические нагрузки, недостаток времени на учебную деятельность, отдых и общение со сверстниками. Важным и, пожалуй, ключевым аспектом выбора родителями занятия для своего ребенка респонденты назвали желание и интерес самого ребенка. В связи с этим некоторые респонденты назвали нежелательной и опасной для юного спортсмена ситуацию, когда нереализованные в прошлом собственные спортивные амбиции родителей находят реализацию в спортивной деятельности ребенка, когда все ресурсы семьи направляются на становление карьеры юного спортсмена вопреки нежеланию ребенка заниматься спортом. В большинстве случаев респонденты ответили, что не отдали бы ребенка в профессиональный спорт, а предпочли бы занятия ребенка спортом для удовольствия и развития физических и личностных качеств. Исключением, выступающим в пользу занятий ребенка профессиональным спортом, респонденты назвали сочетание хороших и подходящих для вида спорта физических данных и большого желания ребенка заниматься этим видом спорта.

Часть №3. Жизненный путь после окончания карьеры. Среди ответов присутствуют как позитивные, так и негативные варианты развития жизненного пути спортсмена после окончания профессиональной карьеры. Условно можно выделить несколько групп вариантов: 1) сферы деятельности, непосредственно связанные со спортом: тренер, спортсмен - любитель, смена вида спорта; 2) сферы деятельности, косвенно связанные со спортом: организация (создание) собственных спортивных школ, клубов и секций, агентская и административная деятельность в спорте, производство и реклама спортивных товаров и услуг; 3) сферы деятельности, не связанные со спортом: политика, бизнес, сфера медиа (ТВ и реклама), получение образования и/ или освоение новых профессий, семья и хобби. Отдельно стоит выделить 4) социально негативные варианты развития жизненного пути спортсмена после окончания карьеры: участие в криминальной деятельности, алкогольная и наркотическая зависимости. Завершение спортивной карьеры характеризуется респондентами как жизненный кризис, поэтому планирование «жизни после спорта» необходимо проводить заранее, задолго до завершения профессиональной спортивной деятельности во избежание психологических и других проблем. При этом респонденты указали, что в силу специфики образа жизни спортсмена-профессионала (полная погруженность в спортивную деятельность, насыщенный график тренировок, как следствие - «оторванность», изолированность от социальной жизни) при завершении карьеры спортсмену может понадобиться социальная и психологическая поддержка с целью адаптации в социуме и предотвращения психологических проблем.

Заключение. Социальные представления о спорте не только формируют так называемое общественное мнение; они подкрепляют установки родителей и близких действующих спортсменов. Описанные авторами примеры этих представлений сложились в противоречивом и полном двойных посылов информационном пространстве. Декларируемые ценности с высокой частотой вступают в конфликт с событиями спорта:

  • ценностям «чистого спорта» противоречит дискредитация российского и международного антидопингового агентства;
  • «о спорт, ты - мир!» конкурирует с милитаризацией общества и возрождением околоспортивных программ ГТО;
  • «в здоровом теле здоровый дух» опровергается историей криминальных организаций 1990-х годов, в которых действовали многие спортсмены;
  • наконец, представления о джентльменском «спортивном поведении» регулярно вступают в конфронтацию с историями недостойных поступков и правонарушений, совершаемых известными спортсменами.

В данном, весьма противоречивом, контексте авторам представляется крайне важным регулярно выполнять психологическими и социологическими методами подобные срезы. Актуальное исследование социальных представлений, связанных со спортом, может помочь в ряде практических задач: при выявлении талантов, тренинговой работе в командах, выстраивании плодотворного взаимодействия родителей молодых спортсменов с тренерами и другими спортивными специалистами, наконец, на этапе определения дальнейшего жизненного пути после окончания спортивной карьеры. Выявленные представления отчасти подтвердили предположение о жертвенности в спорте высших достижений (спорт закаляет, но приносит травмы, а после окончания карьеры наступает кризис, который может быть сложно преодолеть), но в целом показали достаточно альтруистические установки на личную мотивацию ребенка, значимость физической активности в онтогенезе и пользу занятий любительским спортом для развития и укрепления физического и психического здоровья.

Литература

  1. Бочавер, К.А. Социальная среда и личный выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади / К.А. Бочавер, Л.М. Довжик // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. - Т. 41. - № 4. - С. 51-67.
  2. Квале, С. Исследовательское интервью / С. Квале. - М.: Смысл, 2003. - 301 с.
  3. Савинкина, А.О. Проблема предстартовых состояний в отечественных и зарубежных работах / А.О. Савинкина, Ю.В. Байковский // Спортивный психолог. - 2017. - № 3 (46). - С. 37-42.
  4. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
  5. Человек работающий. Междисциплинарный подход в психологии здоровья / Под ред. Бочавера К.А., Данилова А.Б. - Москва, Перо, 2018.
  6. Haworth, J.T. Psychological research: Innovative methods and strategies / ed. J.T. Haworth. New York: Taylor & Francis US, 1996. - 306 p.
  7. Kvale, S. Doing interviews / S. Kvale. London: Sage, 2008. - 160 p.
  8. Orlick, T. In pursuit of excellence / T. Orlick. New York: Human Kinetics, 2015. - 310 p.
  9. Smith, B. Narrative inquiry: Ongoing conversations and questions for sport and exercise psychology research / B. Smith // International review of sport and exercise psychology. - 2010. - Vol. 3. - № 1. - P. 87-107.
  10. Smith, J.A. Qualitative psychology: A practical guide to research methods / ed. J.A. Smith. Kos Angeles: Sage, 2007. - 301 p.
  11. Taylor, J. Assessment in Applied Sport Psychology / J. Taylor. New York: Human Kinetics, 2017. - 310 p.
  12. Tenenbaum, G. Measurement in sport and exercise psychology / G. Tenenbaum, R. Eklund, A. Kamata. New York: Human Kinetics, 2012. - 552 p.

Literature

  1. Bochaver, K.A. Social environment and personal choice in the way of life of world Champions: case study / K.A. Bochaver, L.M. Dovzhik // Aktual'ny problmy psihologichskogo znaniya. - 2016. - T. 41. - № 4. - P. 51-67.
  2. Kval, S. Research interview / S. Kval. - M.: Smysl, 2003. - 301 p.
  3. Savinkina, A.O. The problem of prestart conditions in domestic and foreign works / A.O. Savinkina, YU.V. Bajkovskij // Sportivnyj psiholog. - 2017. - № 3 (46). - P. 37-42.
  4. Social psychology / ed. S. Moskovichi. - SPb.: Pitr, 2007. - 592 p.
  5. Man working. Interdisciplinary approach in health psychology / ed. Bochaver K.A., Danilov A.B. - Moskva, Pro, 2018.
  6. Haworth, J.T. Psychological research: Innovative methods and strategies / ed. J.T. Haworth. New York: Taylor & Francis US, 1996. - 306 p.
  7. Kvale, S. Doing interviews / S. Kvale. London: Sage, 2008. - 160 p.
  8. Orlick, T. In pursuit of excellence / T. Orlick. New York: Human Kinetics, 2015. - 310 p.
  9. Smith, B. Narrative inquiry: Ongoing conversations and questions for sport and exercise psychology research / B. Smith // International review of sport and exercise psychology. - 2010. - Vol. 3. - № 1. - P. 87-107.
  10.  Smith, J.A. Qualitative psychology: A practical guide to research methods / ed. J.A. Smith. Kos Angeles: Sage, 2007. - 301 p.
  11. Taylor, J. Assessment in Applied Sport Psychology / J. Taylor. New York: Human Kinetics, 2017. - 310 p.
  12. Tenenbaum, G. Measurement in sport and exercise psychology / G. Tenenbaum, R. Eklund, A. Kamata. New York: Human Kinetics, 2012. - 552 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle