Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Гаврилова Е. А.

Занятия физкультурой как средство коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот

Аннотация

В статье представлен опыт коррекции социальной адаптации и самоотношения сирот. Занятия физической культурой наиболее серьёзно способствуют повышению адаптированности сирот и оптимизации их самоотношения, при условии осуществления их психологического сопровождения.

Ключевые слова: самоотношение, социальная адаптация, адаптированность, потребности, сироты, физическая культура, фрустрация.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения возможностей коррекции социальной адаптации сирот средствами физической культуры определяется двумя факторами: Во-первых, ростом численности социального сиротства. Во-вторых, отсутствием научно обоснованных и апробированных программ повышения адаптированности сирот посредством занятий физической культурой.

Адаптированность рассматривается, как результат процесса социально-психологической адаптации и степень реальной, фактической приспособленности личности к требованиям конкретной социальной среды [5]. Социально-психологическая адаптация представляет собой [1] - процесс активного приспособления человека к изменению внешних и внутренних условий его существования. Специфика адаптированности сирот изучена через анализ общения и поведения воспитанников интернатов в конкретных средовых условиях профессионального училища. Высокая адаптированность проявляется, как способность человека реализовать значимые для него потребности и ценности в условиях конкретной социальной среды. Низкая адаптированность характеризуется фрустрацией потребностей и ценностей. Уровень адаптированности зависит от самоотношения личности - того, как человек познаёт и воспринимает себя и свои социальные связи [1]. Поэтому нами исследованы возможности коррекции самоотношения и адаптационных проблем сирот посредством занятий физической культурой в профессиональном училище.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 91 бывший воспитанник интерната в возрасте 16-18 лет, обучающийся в профессиональных училищах. Контрольную группу составили 28 сирот, занимавшихся физкультурой в училище только по базовой учебной программе. Нагрузка по физкультуре в рамках базовой программы на учебный год составляет 80 часов. В экспериментальной группе № 1 сироты (31 человек) занимались физкультурой по базовой учебной программе и дополнительной - 80 часов. В экспериментальной группе № 2 бывшие воспитанники интернатов (32 человека) занимались физкультурой по базовой и дополнительной учебным программам. Кроме этого, они посещали 1 раз в неделю групповые занятия с психологом, сопровождающие процесс занятий физической культурой.

Для оценки достоверности сдвигов значений в зависимых выборках использован t-критерий Стьюдента для зависимых измерений.

Цель психологического сопровождения занятий физической культурой в профессиональном училище - повысить адаптированность сирот к самостоятельной жизни через осознание ими личных успехов в процессе занятий физической культурой.

Занятия по сопровождению уроков физической культуры проходили в 2-х группах, численностью 16 человек каждая, с периодичностью 1 раз в неделю. Длительность занятия 1 час. Описанные в статье эффекты от занятий физической культурой в ПТУ были зафиксированы спустя 0,5 года, после начала экспериментального воздействия. Поскольку обнаружено серьёзное позитивное влияние занятий физической культурой на самоотношение и адаптированность сирот, эксперимент был продлён для усиления зафиксированных эффектов.

Психологическое сопровождение занятий физической культурой в ПТУ осуществлялось в форме групповой работы и индивидуальных консультаций с психологом. На групповых занятиях с психологом проводилось обсуждение прошедших за текущую неделю уроков физкультуры, направленное на выявление того, чем именно конкретное занятие было полезно каждому из его участников. Так же сироты формулировали совместно с преподавателем физкультуры и психологом личные задачи на следующий урок физкультуры. Психолог активно участвовал в занятиях по физической культуре в роли помощника учителя. Это необходимо для понимания актуальных в данный момент для сирот проблем в адаптации и занятиях физической культурой. На основе этих данных проводились тематические групповые занятия с психологом. Наиболее актуальными оказались темы: Моё здоровье и физическая культура. Вредные привычки и физическая культура в моей жизни. Отношения с противоположным полом и физическая культура. Как Я научусь управлять собственной жизнью, занимаясь физической культурой? Как физическая культура учит управлять своими эмоциями?

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Модифицированный автором вариант методики изучения ценностных ориента-ций личности А.Н. Николаева [3] использовался для исследования реализованности -фрустрированности потребностей в жизненно важных сферах (в сохранении здоровья, поддержании близких отношений, автономности, безопасности и др.). Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева [4] применена для выявления специфики самоотношения (показатели самообвинения, саморуководства и др.). Для определения изменений самооценки применялся модифицированный Д.Я. Богдановой, И.П. Волковым [2] вариант методики диагностики самооценки А. С. Будасси.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Занятия физкультурой по дополнительной программе без психологического сопровождения оказали положительное воздействие на самоотношение и адаптирован-ность сирот (табл.1)

Таблица 1

Оценка достоверности сдвига показателей адаптированности и самоотношения в экспериментальной группе № 1 (n=31)

Показатели

Начало Э

Конец Э

Различия

X

S

X

S

t

p

РП в сохранении здоровья

5,6

1,1

13,5

3,7

2,77

<0,01

РП в близких отношениях

6,4

1,4

8,8

2,4

2,11

<0,05

Самообвинение

8,7

1,9

4,4

1,3

2,21

<0,05

Самооценка

0,38

0,1

0,67

0,2

2,79

<0,01

 

Примечания: Э - эксперимент; РП - реализованность потребности; X - среднее арифметическое, S - стандартное отклонение.

Занятия физкультурой по дополнительной программе, сопровождавшиеся работой с психологом, серьёзно усилили позитивное воздействие на самоотношение и адаптированность сирот (табл. 2). Поскольку, помимо позитивных эффектов, сформированных благодаря занятиям физкультурой без психологического сопровождения, способствовали формированию навыков саморуководства у сирот.

Таблица 2

Оценка достоверности сдвига показателей адаптированности и самоотношения в экспериментальной группе № 2 (n = 32)

Показатели

| Начало Э

Конец

Э

Различия

X

S

X

S

t

p

РП в сохранении здоровья

5,2

1,2

14,1

3,9

2,83

<0,01

РП в близких отношениях

6,1

1,3

8,6

2,1

2,21

<0,05

Саморуководство

3,4

0,7

6,6

1,8

2,09

<0,05

Самообвинение

8,5

1,8

4,2

1,3

2,13

<0,05

Самооценка

0,41

0,08

0,63

0,2

2,83

<0,01

 

ВЫВОДЫ

Специально организованные дополнительные занятия физкультурой в ПТУ, способствуют повышению адаптированности сирот. Этот эффект наиболее выражен при наличии психологического сопровождения процесса занятий физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, А. А. Умственная отсталость как фактор риска социальной адаптации / А.А. Андреев // Дети группы риска : условия адекватного обучения и воспитания / под ред. Л.П. Ильиной, Н.А. Рыбаковой. - Псков : ПОИПКРО, 2000. - С. 46 - 53.

2. Богданова, Д.Я. Методика диагностики самооценки А.С. Будасси / Д.Я. Богданова, И.П. Волков // Практические занятия по психологии : учеб. пособие для студ. акад. и ин-тов физ. культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - С. 35 - 36.

3. Николаев, А.Н. Руководство по использованию методики изучения ценностных ориентаций личности / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 16 с.

4. Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев -М. : Смысл, 1993. - 32 с.

5. Роль психологической службы в социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений / под ред. Г.П. Иржевской. - Владивосток : [б.и.], 1992. - 129 с.

Контактная информация: egava_71@jnail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle