Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 декабря 2010 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование

Автор: Гудков Ю.Э.

Занятия физическими упражнениями в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды

Занятия физическими упражнениями в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды

Занятия физическими упражнениями в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды

Ключевые слова: физические упражнения, формирующая физкулmтурно-оздоровителmная среда, школmники с отклоняющимся поведением, школа-интернат, педагогическая поддержка.

Аннотация. Исследованы содержание и направленностm форм занятий физическими упражнениями в условиях формирующей физкулmтурно-оздоровителъной среды в общеобразователmном учреждении школа-интернат, направленных на оптимизацию психофизического состояния школmников 1-4 классов с отклоняющимся поведением.

Контакт: sadovnik-ain@yandex.ru

В настоящее время в российских образовательных учреждениях не уменьшается количество детей с отклоняющимся поведением [2, 3, 4, 5], и к тому же отсутствуют научно-обоснованные подходы к процессу их физического воспитания. Решение, данной проблемной ситуации, возможно путем «насыщения» школьной физкультурно-оздоровительной среды педагогической поддержкой и методами психолого-педагогической коррекции [1], базирующейся на следующих принципах:

- согласие ребенка на помощь и поддержку;

- опора на потенциальные возможности личности учащегося и веру в эти возможности;

- ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

- сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоценочность;

- конфиденциальность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства, реализация принципа «не навреди»;

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату;

- фацилитация (облегчение воспитательно-педагогических отношений) и т. п.

По результатам педагогического эксперимента, проходившего в 20082010 гг. в школах-интернатах Приморского края с участием 185 учеников начальной школы, систематизирован и адаптирован учебно-воспитательный материал для урочных, внеурочных и внеклассных форм занятий физическими упражнениями в режиме школы-интерната; разработана условная классификация и дано педагогическое обоснование упражнений и видов учебной деятельности с учетом конкретизации воспитательных задач и соответствующего содержательного наполнения средств физической культуры (рис. 1).

Методы формирующей физкультурно-оздоровительной среды традиционно разделяются на две большие группы: методы регламентированного упражнения; игровые и соревновательные методы. Но основным условием их реализации является использование методов психолого-педагогической коррекции.

Особенности условий: фацилитация; психологический комфорт; ситуация успеха; применение недирективных форм педагогического воздействия; доброжелательность; уменьшение доли состязательных стимулов в пользу мотивации к самосовершенствованию.

Логика воздействия: ребенок мотивирован познавательным интересом и потребностью в двигательной активности. В педагогических условиях, облегчающих воспитательно-дидактических отношения, снимаются негативные факторы. В результате этого ученик эффективней решает поставленные перед ним двигательные задачи в соответствии с предложенным эталоном двигательного действия или/и нормативом.

Воспитательный результат: на основе уменьшения негативных факторов у ребенка формируется уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, а также оптимизируется поведение.

Средства: базовые виды двигательных действий (упражнения из легкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр), сопровождаемые педагогической поддержкой.

Пример фацилитации: Марина (ученица 4-го класса) не справляется с выполнением кувырка и это приносит ей эмоциональные переживания. Учитель, похвалив Марину за усердие и переживания, просит ученицу вместо «физического» выполнения упражнения коротко устно описать технику его выполнения («как бы она сделала это движение, если бы была знаменитой гимнасткой»). Или, Витя - ученик 2-го класса - боится выполнить упражнение в равновесии (ходьба по гимнастическому бревну) еще больше боится насмешек сверстников. Учитель просит двух других учеников (как правило, «любителей посмеяться над другими») помочь Вите пройти по бревну, придерживая его с помощью гимнастических палок. Взаимодействия учеников учитель сопровождает поощрительными комментариями, после выполнения упражнения просит участников «дружного действия» поблагодарить друг друга за взаимопомощь.

Рис. 1. Принципы, методы и средства формирующей физкультурно-оздоровительной среды

В процессе состязательных упражнениях «слабым» игрокам команды даются отдельные задания «внутри упражнений». Например, подавать потерянный участником его команды мяч, или страховать на препятствии. Активность этого ученика, обязательно идет в зачет общей победы. Так же могут отдельно начисляться или снижаться баллы за характер поведения во время соревновательной борьбы, или действия участников по взаимовыручке и взаимоподдержке. Таким образом стимулируются любые проявления социально ориентированной активности.

В условиях фацилитации недопустимо сравнивать детей друг с другом, особенно когда речь идет о тревожных детях. Желательно избегать таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как обычная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине.

Учебно-воспитательные средства и их краткая педагогическая характеристика

1. Физические упражнения с применением условных образов

Основные задачи: формирование психомышечной и эмоциональной саморегуляции; формирование разнообразного поведенческого репертуара; развитие способностей выражать свою психологическую и двигательную индивидуальность.

Особенности условий: использование образных и сюжетных ассоциаций; использование нестандартного инвентаря и сменной декорации.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью к идентификации себя с актуальным условным образом и потребностью двигательного самовыражения. В условии образно-ассоциативной среды возникает эмоциональный контакт с идентифицированным образом.

Воспитательный эффект: на основе развития способности произвольного «вхождения» в условный образ формируется произвольная эмоциональная и поведенческая мобильность. Возникает оценка эмоционального смысла двигательной задачи, что усиливает мотивацию к занятиям физическими упражнениями.

Средства: базовые виды двигательных действий («школа движений»; «представь, что ты...» и т. п.); дыхательные упражнения («надувной шарик», «согреть птенца» и т. п.).

Так, например, при обучении техники бега, где важными деталями техники являются вынос бедра, движения руками, прямолинейность перемещения и т. п. учитель «вводит» учащихся в условный образ: «дети, представьте себя длинными прямыми столбами, которые устали стоять вкопанными в землю и начали падать вперед. Скажите, что необходимо сделать столбу, чтоб не упасть». Дети: «переставлять ногами!». Учитель предлагает детям пробежать как столбы с прижатыми к бедрам руками. Учитель: «дети, удобно ли вам было так бежать?». Дети: «нет!». Учитель подводит детей к мысли, что необходимы движения руками. После серии таких заданий (на этапе совершенствования) учитель предлагает детям продемонстрировать, как бы бегали «столбы», приняв участие в Олимпийских играх.

Еще пример.

На этапе совершенствования бега на короткие дистанции учащимся предлагается во время забегов принимать условные образы-состояния. Первый забег сопровождать яростью, агрессией, «кровожадностью»; во втором забеге излучать спокойствие, беззаботность, непринужденность, безмятежность; третий забег сопровождать радостью, «окрыленностью», восторгом. Периодически критерии удачно выполненных упражнений необходимо менять.

2. Упражнения, основанные на осмыслении и проговаривании учеником содержания двигательного действия.

Направленность воздействия: формирование навыков рефлексии; воспитание коммуникативных навыков; развитие способности интериоризировать двигательные и эмоциональные явления; обучение и совершенствование двигательных действий; развитие физических качеств.

Особенности условий: проговаривание учеником названия упражнения, его смысла, структуру, фазы, динамических и др. характеристик; наличие алгоритма специальных педагогических приемов и предусмотренных требований к выполнению двигательныгх действий или решению двигательных задач; соблюдение принципов «от простого к сложному» и «добровольности».

Логика воздействия: ребенок мотивирован видовой потребностью в осознании и осмыслении явлений внутреннего и внешнего мира, в том числе эмоциональных и моторных проявлений; познавательным интересом; потребностью в коммуникации; в условиях (интерио-) экстериоризации двигательного и/или эмоционального явления (при участии второй сигнальной системы возникают новые ассоциативные связи), условный (закодированный в речи) образ трансформируется в идеомоторное представление затем в реальное действие.

Воспитательный результат: формируется умение кодировать (проговаривать) свое текущее (актуальное) эмоциональное состояние, что, в свою очередь, формирует способность осмысливать содержание своего поведения.

Средства: упражнения, составляющие программный материал по предмету «физическая культура», сопровождаемые специальными развивающими заданиями. Прежде чем выполнить двигательное действие, ученик вербально описывает свои намерения (способ выполнения, тактическую цель и т. п.). Этапы освоения заданий могут быть следующими: первый этап - научиться четко проговаривать двигательные действия, которое предстоит выполнить и основные детали техники выполненного упражнения; второй этап -проговаривать динамические и качественные характеристики выполняемых (самим учеником или сверстниками) движений; третий этап - во время занятий осмысливать и коротко проговаривать свое физическое и эмоциональное состояние (поведение).

3. Имитационные упражнения (образно-ролевые и сюжетно-ролевые).

Направленность воздействия: формирование умения свободного, беспрепятственного самовыражения; формирование произвольной двигательно-эмоциональной подвижности; развитие образного мышления и двигательного творчества; эмоциональная стимуляция развития физически качеств и формирование двигательных навыков.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью самовыфа-жения и внимания к нему со стороны окружающих, но маскирует неодобряемые формы поведения или не имеет достаточного количества средств самовыражения; в условиях возможности выбора определенной роли или имитации какого-либо образа, ребенок может проявить свою агрессию, «спрятавшись» за имитируемый образ-персонаж.

В результате этого ребенок: во-первых, раскрывает свою «настоящую природу», наделяя игровой образ своим характером и недостатками, которые доставляют ему неприятности; во-вторых, неосознанно идентифицирует себя с выбранным образом, перенося на себя эмоционально-энергетическую характеристику этого образа.

Воспитательное воздействие: происходит катарсис, освобождение от накопившихся отрицательных эмоций; формируется произвольная эмоционально-двигательная лабильность; обогащается психомоторный опыт.

Средства: общеразвивающие и специально-развивающие упражнения на месте и в движении, предусмотренные программой для 1-4 классов по предмету физическая культура («имитация животных, людей, существ, предметов, явлений», «выполнение двигательных действий в предложенном или выбранном образе»; «ролевые игровые задания»). Например, учащиеся перемещаются «змейкой» от правой к левой боковой линии, направляясь сначала в одну сторону, затем в другую. В противоположных колоннах перемещение в каждом направлении учащиеся сопровождают разными ролевыми образами. Вправо дети изображают «стариков и старух» (медленный бег «угрюмо», «сгорбленно», «вяло»). Влево изображают «молодых физкультурников» (медленный бег «весело», «расправлено», «живо»). Или: в одну сторону - дети изображают «трусливых зайчиков» (медленный бег, руки прижаты к груди, кисти согнуты, бег на полусогнутых ногах, лицо выражает испуг, напряженность), в другую сторону - изображают «гордых смелых орлов» (бег на носках, руки в сторону, подбородок приподнят, лицо выражает непринужденность, смелость). Другой пример: вправо - дети изображают «злого Бармалея» (бег с высоким подниманием бедра, активное движение рук, лицо выражает злую, оскаленную гримасу). Влево - изображают «доброго Крокодила Гену» (ползанье по-пластунски, на лице добродушное приветливое выражение).

Чередование упражнений желательно строить по принципу дихотомных пар, т. е. в рамках определенной двигательной или эмоциональной образно-смысловой темы применять упражнения противоположной ролевой направленности (например: «слабо - сильно», «напряженно - расслаблено», «грустно - радостно»).

В качестве примера имитационного действия в подвижных играх приведем игру типа «пятнашки-превратишки». В этих «пятнашках» - «домиком» считается перевоплощение ученика в «мумию» (ученик принимает основную стойку, при этом его лицо выражает серьезный, невозмутимый вид, не допускается смех, улыбка, посторонние движения).

После упражнения психоэмоциональной направленности дети добровольно выражают свои чувства и ощущения.

4. Кооперативные упражнения в парах.

Особенности: результат совместной деятельности зависит от характера взаимоотношений каждого взаимодействующего члена пары; использование ролевых функций при выполнении учебных заданий.

Направленность воздействия: развитие чувства эмпатии, альтруизма; развитие толерантности и терпимого отношения к сверстникам; развитие произвольного внимания к действиям других людей; формирование самоконтроля; эмоциональная стимуляция формирования двигательных навыков и развития физических качеств; формирование произвольного конструктивного поведения.

Логика воздействия: ребенок мотивирован ожиданием успеха от результата взаимодействия в паре со сверстником. В условиях, когда результат выполненного учебного задания зависит от согласованности действий каждого члена пары, дети вынуждены проявлять друг к другу терпимость, взаимопонимание и взаимовыручку. В результате этого ребенок отступает от своих эгоистичных, импульсивных, демонстративных или других неконструктивных реакций в пользу равноправного положительного результата взаимодействующей пары.

Воспитательный результат: возникает потребность в поддержании такого поведения, которое привело бы к совместному успеху в выполнении учебного или игрового задания. Это способствует формированию поведенческих навыков при взаимодействии со сверстниками.

Средства: учебные задания («тренер и спортсмен», «эксперт», «чья пара успешнее», «делай как я», «зеркало» и т. п.); игровые задания («кукольный театр», «я - это ты», «двигательные выручалки» и т. п.). Все перечисленные учебные задания основаны на физических упражнениях, решающих образовательные и развивающие задачи. Например, в упражнении «тренер и спортсмен» учащиеся заранее (с помощью воспитателя) продумывают план минитренировки. Затем, во время спортивного часа, проводят занятия между собой. В результате не учитель и не воспитатель активизируют «ленивых», а сами дети, будучи обученными приемам, стимулируют действия своего партнера. Или, в упражнении «эксперт» один из учеников оценивает действия своего партнера, оказывая ему «моральную помощь. В беге на короткие дистанции один из партнеров встречает на финише своего товарища и, независимо от результата бега, выражает ему слова одобрения.

5. Упражнения в подготовительной и заключительной части занятия.

Особенности: наличие обязательного организационного педагогического компонента в подготовительной и заключительной части физкультурного занятия.

Направленность воздействия: создание установки на совместную, конструктивную, и созидательную двигательную и эмоциональную активность учащихся в предстоящем занятии; формирование потребности в положительной эмоциональной кульминации занятий; формирование потребности в систематичности и структурности занятий.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью в теплых, доброжелательных отношениях между членами группы, а также в экстериоризации своих позитивных чувств к сверстникам. В условиях сюжетно-ритуального действия, которое способствует проявлению эмоциональной динамики, дети имеют возможность выразить свои интегральные чувства социально одобряемыми способами. Ученик получает возможность услышать, почувствовать и высказать (в некоторых упражнениях тактильно выразить) «спрятанные» положительные переживания.

Воспитательный результат: возникают условия для формирования эмоциональной потребности в положительном социально-обусловленном организационном компоненте физкультурного занятия.

Средства: «эстафета рукопожатий», «золотая цепь», «волшебный клубочек», «солнечные лучики», «комплементы», «восточный ритуал».

6. Игровые упражнения с правилами.

Направленность воздействия: формирование навыков социального взаимодействия, самоконтроля; формирование конструктивного поведения.

Логика воздействия: ребенок мотивирован сохранением игрового действия (игровой ситуации) и тем, чтобы в нем остаться. Выполнение правил одобряется, что является положительным подкреплением со стороны сверстников и взрослых; нарушение правил влечет наказание (удаление из игры на короткое время), что является негативным (отрицательным) подкреплением.

Воспитательное воздействие выражается в том, что ребенок осознает необходимость принятия правил поведения в социуме, также формируется умение их выполнять.

Средствами являются традиционные подвижные игры и игровые задания в условиях педагогической поддержки, облегчение воспитательно-дидактических отношений, рефлексия и т. п. Нетрадиционным является то, что во время подвижных игр или при выполнении других учебных заданий действует закон: «выслушайте меня». Так, при возникновении конфликтной ситуации (не хватило места в строю, достался не «тот мяч», кто-то несправедливо обвинил в нарушении правил и т. п.) ученик должен встать на определенное место («трибуну») и выражать свои чувства, при этом никого не обвиняя (закон формулируется как условия игры). После игры обязательно организуется короткое рефлексивное обсуждение игрового поведения

7. Соревновательные упражнения.

Особенности средств: условный эталон победы смещен в сторону корпоративного результата; использование специальных компенсирующих (релаксирующий и дыхательных) упражнений при условии поражения в состязательной борьбе; использование специальных упражнений на развитие эмпатии к сверстникам проигравшей команды; наличие «парадоксальных» обстоятельств в заключительной фазе соревновательного упражнения.

Направленность воздействия: формирование «достиженческой» позиции (установка - «избегание неудачи» заменяется установкой на «достижение успеха»); формирование выдержки и самообладания; формирование навыков саморегуляции; развития эмпатии и терпимости; развитие корпоративных чувств; эмоциональная стимуляция двигательной активности.

Логика воздействия: ребенок мотивирован естественным желанием быть первым и лучшим; специальные состязательные правила обесценивают «выигрыш любой ценой». Ученик вынужден проявлять выдержку, самообладание, умение рационально или технически обусловлено выполнять соревновательные действия. Это, в свою очередь, вытесняет безудержные стремления к «легкому» выигрышу.

Воспитательный результат выражается в формировании потребности контролировать и управлять собственным поведением относительно установленных правил состязания.

Средства: соревновательные и состязательные упражнения, составляющие программный материал предмета физическая культура в начальной школе («эстафеты без предметов», «эстафеты с предметами», «эстафеты с преодолением», «состязания по принципу «вызов номеров» и т. п.), реализуемые в специфических воспитательных условиях.

В соревнованиях осмысление задач осуществляется не только в направлении победы («во что бы то ни стало»), но и в направлении «сопереживание тем, кто проиграет». Для этого воспитателям и учителям в классах заблаговременно даются методические рекомендации с содержанием рефлексивных бесед на соответствующие темы (с детьми предварительно проигрываются ситуации победы и поражения).

Особенностью состязательных мероприятий является вышеозначенные обязательные действия участников. Например, победителей учат сопереживать проигравшим, используя знаки сочувствия и поддержки. Потерпевшие неудачу участники выполняют специальные упражнения, направленные на формирование самоконтроля и самообладания.

8. Игровые упражнения катарсической направленности.

Особенности: отсутствие каких-либо запретов на двигательно-экспрессивные проявления во время игрового задания (кроме действий, нарушающих требования безопасности); наличие опосредованного предмета (ватный мяч, скомканная бумага и т. п.) для выхода двигательной или вербальной агрессии.

Направленность воздействия: выход внутренних подсознательных конфликтов в социально приемлемой форме; ослабление внутренней напряженности; формирование способностей к самоконтролю и саморегуляции;

Логика воздействия: ребенок испытывает потребность в спонтанной импульсивной психофизиологической «разрядке». В условиях, когда снимается социальный запрет на проявления двигательно-экспрессивных побуждений, дети «выносят» внутренние подсознательные конфликты в социально приемлемой форме. Происходит снижение психофизической напряженности, снимается двигательное беспокойство, наступает катарсис.

Воспитательный результат: возникают условия для оптимизации психофизического состояния, развивается способность к самоконтролю.

Средства: «минутка шалости», «бросалки», «шумелки», «кричалки», «швырялки», «обзывалки». Пример подобных упражнений описан выше. Важно отметить, что в данных упражнениях дети участвуют исключительно добровольно.

9. Кооперативные игровые упражнения.

Особенности: зависимость результата совместной (кооперативной) игровой и/или учебной деятельности от характера поведенческой активности каждого члена игровой группы; наличие иерархии функциональных ролей (социального статуса) в игровом или учебном задании.

Направленность воздействия: формирование навыков взаимодействия со сверстниками; формирование потребности в заботе друг о друге и взаимопомощи; развитие чувства личной значимости, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания совместной деятельности; формирование толерантного, конструктивного поведения.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью в получении положительных эмоций от коллективного взаимодействия (в ряде исследований показано, что сутью совместной деятельности в игре является ориентация ребенка не на объект деятельности, а на координацию своих действий с другими играющими). В условиях, когда результат совместных (кооперативных) действий зависит от сплоченности, взаимовыручки, взаимопонимания, появляется необходимость отступить от своих личных интересов в пользу равноправного результата для всех.

Воспитательный результат: возникает идентификация личности с референтной группой, чувство целостности, принадлежности, сопричастности и, как следствие, эмоциональное удовлетворение от собственной значимости, формируются поведенческие навыки во взаимодействии со сверстниками.

Средства: физические упражнения, организованные в групповые формы, «конструкторы», игры и игровые задания, командные подвижные и спортивные игры. Их основу составляет командное (коллективное) решение двигательных, коммуникативных и других дидактических задач.

Пример: дается эстафета («сороконожка через скакалку»), где результат игрового действия зависит от слаженности действий членов команды, но дети об этой подробности пока не знают. В первой попытке выполнить эстафету дается установка на традиционный результат - «кто первый». Но в силу неорганизованных действий попытка не удается. Учитель быстро помогает детям осознать, «почему так плохо получилось», и подводит их к мысли, что необходима слаженность действий каждого члена команды. После осмысления учащиеся сами формулируют задачу. И после второй попытки видят совсем иной результат.

После выполнения эстафеты (игрового задания), независимо от результата, участники сцепляют руки, становятся в круг и произносят поддерживающие слова, либо выполняют другое кооперативное действие.

Кооперативные упражнения успешно реализуются в круговой форме организации урока.

10. Парадоксальные игровые задания.

Особенности: использование учебных заданий, противоречащих смыслу и задачам игрового действия; использование игровых поручений, не свойственных характеру и поведению учащегося.

Направленность воздействия: развитие эмоциональной подвижности и гибкости; развитие эмпатии и альтруизма; развитие способностей к самоконтролю и саморегуляции; формирование поведенческих навыков.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью в социально-одобряемом поведении, положительном подкреплении (похвала учителя, одобрение сверстников); детям во время занятия предлагается такая форма поведения (не свойственная данному ученику или противоречащая ситуации), где требуется проявление способностей к «эмоциональному самопожертвованию». В условиях, когда учащиеся стремятся к одобряемому окружающими результату (что возможно в специально организованной среде), происходит ломка динамических стереотипов, навязанных состояний неудовлетворенности, формируются поведенческие навыки.

Средства: «подарить победу», «не быстрей, а лучше», «перевертыш», «разведчик», «молчанки», «герой -негодяй» и т. п. Одно из таких упражнений приведено выше.

11. Анимистические игровые упражнения.

Особенности: «одушевление» спортивного инвентаря; «одухотворение» места занятий и т. п.

Направленность воздействия: развитие уважительных и доброжелательных чувств к окружающему миру; развитие образного и творческого мышления; развитие чувства благодарности к «предметам - помощникам»; развитие позитивного отношения (радостного чувства) к физкультурно-оздоровительной среде.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью в созидательном отношении к «предметам» игровой среды (спортивный инвентарь младшими школьниками воспринимается как игрушки). В условиях, когда детям предлагается наделить предметы свойствами одушевленного существа (характером, человечностью и т. п.), ребенок формирует «живой» образ. Ему, как и всему живому, требуется защита и внимание. Возникают условия для развития созидательных, уважительных чувств к окружающей реальности.

Воспитательный результат: развивается позитивное мироощущение.

Средства: «мяч-инопланетянин», «поклон уважения залу» (восточный ритуал), «волшебная полочка», «обруч-солнышко», «мой друг скакалка» и т. п. Пример. Перед тем, как приступить к упражнениям с мячами, ученики подходят к лотку, где лежат мячи, и выполняют своеобразный ритуал: взяв мяч, дети «здороваются» с ним, поглаживают мяч, говорят ему какие-либо добрые слова («какой ты хороший, добрый, игривый!..» и т. п.), во время упражнений демонстрируют бережное отношение к мячу, а после - «прощаются» с ним, выражая свои чувства.

12. Этическая беседа.

Особенности: систематическое и последовательное обсуждение знаний, предполагающее активное участие воспитанников и педагога. В беседе педагог выслушивает и учтыва-ет мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Предметом этической беседы, как правило, является нравственно-поведенческая проблема.

Направленность воздействия: 1) общие задачи - углубление, упрочение понятий связанных с моралью, обобщение и закрепление знаний в нравственно-поведенческих аспектах, формирование системы социально-ориентированных взглядов и убеждений; 2) частные задачи - создать представления о двигательных и эмоциональных способностях и свойствах, формируемых в предстоящем занятии; дать детям положительную эмоционально-мотивационную установку на внимание, взаимоуважение, терпение; настроить детей на эффективное взаимодействие.

Логика воздействия: ребенок мотивирован потребностью в знании о сущности и способах взаимоотношений между людьми, а так же в эмоциональном переживании значимых человеческих отношений. В условиях свободного обсуждения различных ситуаций, происходящих между людьми, конкретных поступков, дети легче постигают их сущность, значение и формы проявления.

Воспитательный результат: формируются знания о способах поведения соответствующих конкретной ситуации (норме); спонтанные поведенческие рефлексы постепенно заменяются осознанным, адекватным поведением.

Пример. Во время беседы, которая длится не более 10 мин до начала мероприятия, педагог предлагает детям вспомнить случаи, когда они были оскорблены, напуганы, унижены. Выясняет, что тогда случилось, почему это произошло, и вместе с детьми обдумывает и обсуждает, что нужно было сделать, чтобы избежать подобных ситуаций.

Другой вариант этической беседы - беседа на тему какого-либо ценностного человеческого качества, например, благодарности, справедливости. Затем в течение всего урока или серии уроков данное качество служит «сюжетным стержнем» при решении каких-либо двигательных задач.

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: проблемный характер обсуждаемой темы; близость материала беседы эмоциональному опыту учащихся; предоставление детям возможности говорить то, что они думают; ни чье мнение не должно быть проигнорировано; педагог «наводит» детей на самостоятельный вывод; недопустимо превращать беседу в лекцию.

Заключение

При разработке технологической модели занятия физическими упражнениями в системе физкультурно-оздоровительной среды необходимо руководствоваться тремя отправными идеями:

1) Конкретизация педагогом основной задачи занятия (мероприятия).

В отличие от традиционной формулировки задача конкретизирует не только характер воздействия, но и объект воздействия. Например, формирование у Вити В., Гали М. умения расслаблять мышцы лица во время общеразвивающих упражнений, а у Наташи З. и Кирилла Д. -снять тревожное состояния при лазании по наклонной скамейке. Задачи формулируются не для всех учащихся класса, а только для детей с особенно высоким проявлением отклоняющегося поведения.

2) Подбор средств.

В настоящее время традиционные средства физической культуры разработаны на достаточно высоком уровне. Задача состоит в том, чтобы «наполнить» эти средства воспитательным содержанием избирательно и эффективно воздействующим на уменьшение отклоняющегося поведения и формирование поведенческих навыков. Здесь необходимо различать с одной стороны, физическое упражнение «как таковое», «внутри» которого мы «размещаем» формирующее воздействие, например, произвольную смену эмоциональных состояний (как в случаи ОРУ с элементами психогигиенической гимнастики); с другой стороны, способы организации детей при двигательном взаимодействии, которые «погружаем» в условия, где объективно необходимыми становятся навыки конструктивного поведения. Все это «пронизано» ненавязчивым, оптимистичным, «поддерживающим» «педагогическим вниманием» в атмосфере доброжелательности и успеха.

3) Активная рефлексия участников действия.

Центральным компонентом содержания деятельности учащихся в занятиях должны быть условия, где цели и задачи какого-либо действия или взаимодействия формулировались бы самими детьми «на их языке» с последующим самоанализом выполненного действия или взаимодействия. Данный процесс может быть коротко выражен следующей формулой: ситуация - осмысление -постановка задачи - действие - рефлексия.

Литература

  1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики: [Учеб. пособ. для студ. высш. пед. заведений] /А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинце-ва, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластени-на. - 2-е изд. перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
  2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): [Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений] / Е. В. Змановская. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 288 с.
  3. Клейберт Ю. А. Психология девиантного поведения: [Учебное пособие для вузов] / Ю. А. Клейберт. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
  4. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник для высш. учебных заведений: в 2 кн. / И. П. Подласый; Процесс воспитания: Кн. 2 - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003, 256 с.
  5. Степанов В. Г. Психология трудных школьников: [Учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / В. Г. Степанов. -7-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 560 с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle