Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

10 февраля 2010 Журнал "Мир дзюдо"

Виды спорта: Дзюдо, Общеспортивная тематика

Рубрики: Персоны

Якуб Коблев: Создатель двух школ

Якуб Коблев: Создатель двух школ

Якуб Коблев: Создатель двух школ

Коблев Якуб Комбулетович

  • Мастер спорта по вольной борьбе
  • Мастер спорта по классической борьбе
  • Мастер спорта по молдавской национальной борьбе - трынта
  • Почетный мастер спорта по самбо Заслуженный тренер СССР и России
  • Лучший тренер России по дзюдо 20-го века 7 дан по дзюдо
  • Основатель всемирно известной Майкопской школы самбо и дзюдо
  • Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования
  • Ректор института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного педагогического университета (АГПУ)
  • Основатель спортивно-научной Школы Адыгеи
  • Почетный гражданин Майкопа
  • Награжден орденом «Трудового Красного знамени» и двумя орденами «Знак Почета»
  • Награжден высшей наградой Адыгеи
  • Награжден золотой медалью «За большой вклад в развитие Кубани»

Родился 27 декабря 1939 года в ауле Большое Псеушхо Туапсинского района Краснодарского края. Спортом начал заниматься в 1956 году. В 1963 году входил в число 10 сильнейших борцов страны. Тренерской работой занимается с 1961 года. Окончил Кишиневский государственный университет, факультет физического воспитания в 1966 году. Подготовил чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы и СССР: В. Невзорова, А. Хапая, Г. Костоко-ва, А. Емижа, В. Дутова, А. Спирова, В. Раздолькина, В. Гурина, X. Тлецери, М. Рубанова. Воспитал 23 мастера спорта СССР международного класса и более 100 мастеров спорта СССР. 

О жизни

Родился я в Туапсинском районе, от Туапсе в 30 км в горы - аул Большое Псеуш-хо. Десятый ребенок в семье (семь братьев, три сестры). Отец и три старших брата погибли во время войны.

В ауле у нас была семилетка. Моя старшая сестра, жила в то время уже в Анапе. Она мне всегда говорила, что без хорошего знания русского языка невозможно получить образования, стать специалистом - и забрала меня на 2 года (2 и 3 класс) в Анапу. Но так сложилась судьба, что 7-й класс я закончивал в родном ауле, а в 8 класс пришлось ходить в соседний аул за 12 км. Через горы, горную холодную речку, зимой глубокий снег - дороги совсем нет.

Именно там я и стал заниматься борьбой. В этот аул на практику приехал студент Кубанского сельхозинститута, он занимался борьбой, имел I разряд. И организовал секцию классической борьбы, в которой в которой я прозанимался полгода.

Мой старший брат также учился в этой школе и отлично знал, что это такое: 12 км по горам, с собой продукты питания (мука, сыр, вареное мясо и т.д.) дороги нет, тропинки которые зимой заваливает снег, холод.

Прошло время, брат стал лейтенантом, получил направление в Одесскую область. Он сразу забирает меня к себя, где я уже заканчивал 9-10 класс. Класс у нас был очень спортивный, в основном, дети военных. В школе были развиты футбол, волейбол, баскетбол, гимнастика, легкая атлетика, а у военных еще и тяжелая атлетика, бокс и конечно борьба.

Я любил борьбу, но тренировался не только по борьбе. За класс выступал по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, а за военных по борьбе - классической, вольной, самбо. У меня так неплохо получалось, что после окончания школы, посоветовавшись с братом, поступил в Кишиневский техникум физкультуры. Мне повезло - в техникуме была очень сильная секция самбо. Через год я стал кандидатом в сборную команду Молдавии.

Финансовое положение было очень тяжелое - семья далеко, да и просить денег у родных было неудобно. Меня спасал спорт. Поэтому я боролся по всем видам борьбы: вольной, классической, самбо, национальной борьбой трынте - во время соревнований давали талоны на питание по 2,5 руб. Иногда проводились сборы, когда я в сборную Республики попал. Все это мне помогало и вынуждало бороться по всем четырем видам борьбы. Таким образом, я выполнил нормативы мастера спорта по всем видам, а по самбо стал почетным мастером спорта.

На соревнованиях по дзюдо ни когда не участвовал. Но провел очень много принципиальных схваток уже в Майкопе - все проверяли меня - какой я мастер!

Кишиневский университет я заканчивал заочно, уже работая в Бендерах. Появились результаты: подготовил двух мастеров спорта.

Но мечтал переехать в Туапсе, на родину, тем более там было полно родственников. Однажды приехав в Туапсе в отпуск, встретил друга детства с нашего аула. Он уже жил и работал в Майкопе, и уговорил меня переехать к нему. И с 16 сентября 1965 года я вышел на работу в Майкопский пединститут.

Вначале думал, что здесь я временно, а потом переберусь в Туапсе. Но это «временно», как часто бывает, стало самым постоянным вот уже на 45 лет. Работал очень много, тренировки с утра до вечера, в полном смысле этого слова. Детей ходило ко мне уйма. Постоянно боролся сам. И пошли заметные успехи. Первым мастером спорта стал Костоков. В 1970 году Косто-ков и Невзоров стали победителями первенства СССР среди молодежи.

Я всегда интересовался спортивной наукой, очень много читал, перенимал опыт, причем опыт не только борцовский. Подтягивал теорию. И в 1971 году в нашем пединституте открыл факультет физвоспитания.

О Невзорове

Володя Невзоров пришел ко мне в 5 классе. Детство его и младших братьев было сложное - росли без отца, мать одна. Володя сразу покорил своей любовью к спорту. Уже в 5 классе он играл в футбол, баскетбол, плавал, играл в настольный теннис и шахматы. Он был очень трудолюбивый, и чем дальше, тем больше. Больше мотивация, больше интерес - больше нагрузки!

Людей, которые так себя нагружали, как физически, так и психологически, я больше не встречал. Когда он подрос, моя задача часто заключалась в том, чтобы не дать ему перетренироваться. И это было не всегда просто.

Меня с Володей часто обвиняли, что это работа на износ, что спортсмен не может долго выносить такие нечеловеческие нагрузки и т.д. Но с высоты сегодняшнего дня, знаний и опыта с уверенностью можно сказать, что все делалось правильно.

Отношения у нас с ним, хотя мы люди и не военные, но термин подходит, были уставными. Других он не позволял относительно учителя, а я - относительно ученика. Всегда соблюдал весь режим тренировок с ним, тренировался регулярно и полностью. Мы и боролись вмести часто.

Однажды я ему руку чуть повредил, он тогда был в группе старших юношей. Поймал на болевой, а он не сдавался. Вот я случайно и травмировал его правую руку. Об этом мало кто знает. Слава богу, не очень - но травмировал. Он несколько месяцев был вынужден тренироваться в левой стойке. И все знают его как спортсмена, который боролся и влево и вправо. Получилось по принципу: «Не бывает худа, без добра». В данном случае эта травма сыграла положительную роль, потому что попала, так сказать, на человека, который перестраивал себя за счет упорства и трудолюбия.

Когда Володя стал серьезно заниматься борьбой, то физически он для борьбы был слабый. Вместе с ним в одном весе тренировался Аристотель Спиров. Аристотель был физически сильный, гибкий, и он несколько месяцев четко выигрывал у Невзорова за счет силы. Володя это понял и взялся за физическую подготовку по-настоящему.

И когда мы подошли к Олимпиаде, по физической подготовке он не уступал ни кому в мире, в том числе и Аристотелю Спирову. Он изменил уровень своей физической подготовки в корне!

Выносливость свою он также существенно повысил. Бегал из Майкопа в Ханскую (это около 20 км). Туда и обратно в полную нагрузку, не просто пробегал, а очень быстро пробегал. О его технико-тактической подготовке, о филигранной технике весь мир знает. Тот же Хазрет Тле-цери - чемпион мира, четырехкратный чемпион Европы, один из самых техничных дзюдоистов в сборной СССР, откровенно восхищался Невзоровым: «В технике ему нет равных».

Он очень много тренировался. И себя переделал по физическим, психологическим, функциональным показателям. Володя переделал себя во всем. Делал по 1500 подворотов за тренировку, которую посвящал тому, чтобы понять свой организм, а не так чтобы просто по 1500 приемов каждый день делать. Но для высочайше точного выполнения, в самых разных ситуациях, броски, особенно коронные, в разных вариантах, с разными захватами, конечно, нужно отрабатывать очень-очень много. У японцев есть такое выражение: (здесь хотел бы обратить внимание не на цифры, а на принцип) «Хочешь научиться прием делать - делай 500 раз в день, хочешь, чтобы это проходило на спортсменах высокого класса - делай 1000 раз в день, хочешь, чтобы на любом уровне проходило - 10000 раз делай». О цифрах я воздержусь говорить, а принцип совершенно верен: «От количества к качеству». Вот многие и отрабатывают один прием - бросая сильно и быстро, и такая отработка, и такая методика должна быть. Она есть и ею нужно пользоваться. Это не подлежит никакой дискуссии!

О психологии

Безусловно, психологическая подготовка, очень нужна. И без неё считать, что ты готовишь спортсмена высокого класса -это абсурд. Но одно здесь многие не понимают и недооценивают - психологическая тренировка, каждый тренер должен объяснить это своему ученику - она должна базироваться на общей профессиональной подготовке, то есть на технико-тактической и физической подготовке. Уровень подготовки можно определить очень просто. Когда у спортсмена появляется уверенность в своих приемах, своих комбинациях. И если это подкреплено хорошей спортивно-силовой выносливостью, тогда психологическая подготовка реализуется намного лучше.

Об институте

Идея создания института появилась тогда, когда с развалом СССР, всвязи с отсутствием финансирования спорт в России начал умирать. Нужно было искать новые формы работы. И одним из вариантов в этой ситуации я посчитал открытие института по одному виду спорта, который полностью мобилизован на создание современной подготовки высококвалифицированных спортсменов и тренеров.

Примером для меня всегда работа по развитию спорта в ГДР. Где только на внедрении известных научных достижений, в том числе и советской спортивной науки, достигались очень высокие результаты. И при этом я, конечно же, использовал весь свой опыт работы и старшим тренером Краснодарского края, директором школы

физической культуры и дзюдо. В институте мы открыли аспирантуру и докторантуру, которая очень эффективно работает.

За эти годы по двум специальностям защитились более чем 200 человек, из них 50-60 докторских диссертаций. Работа института показала, что такие институты могли быть во многих регионах и по разным видам спорта. Но только при наличии высоких спортивных результатов и наличии преподавательского состава.

Об изменении правил

Абсолютное большинство этих скоропалительных и увязанных с какими-то коммерческими идеями, или новшествами ради новшеств, изменения - неуместные и ненужные. Я думаю, что по технико-тактической подготовке дзюдоиста нужно иметь комиссию из профессионалов, которая бы рассматривала изменения в правилах соревнований. А не так, чтобы чиновники собрались и решили. К сожалению, сегодня в международных федерациях больше функционеров, чем специалистов. У руля федерации становится или самый богатый, или известный, кто может организовать свои выборы.

Последнее время в дзюдо все чаще становится - в правилах записано одно, как оценивается движение, и абсолютно по-другому оценивается это на практике. То есть не верь тому, что написали, утвердили, потому что трактуется это так. Практика такова и это плохо, что она расходится с правилами. Зачем тогда правила? Поэтому так много «ляпсусов». Или вот это - захватом за ноги нельзя бросать, и настолько это завуалировано и настолько широчайшее поле для судьи - судить, как ему вздумается. Это абсолютно неверно. Судья должен быть в рамках жестко оговоренных правилами соревнований, а не так как он позволяет себе «трактовать». Один трактует так, другой по-другому. И, естественно, некоторым судьям, соответствующей руководящей когорты, это выгодно. Конечно, это плохо, это безобразие!!!

О планах

Создать условия для комплексного решения всех вопросов связанных с подготовкой спортсменов высочайшего класса и параллельно готовить высококвалифицированных тренеров.

Под подготовкой спортсменов высокого класса подразумевается системная подготовка от отбора до чемпионов и призеров Европы, мира и Олимпийских игр. Точно также тренеров, которые могут этих спортсменов готовить. Кстати говоря, когда мы говорим о подготовке спортсменов высокого класса, как правило, ассоциация у многих тренеров, спортивных чиновников, что спортсменов одни должны готовить, а тренеров готовить в учебных заведениях с последующей практикой. Это на сегодняшний день уже не тот подход, и не тот уровень, и не та методика. Нужно спортсмена высокого класса и тренера высокой квалификации, по одному и тому же виду спорта, готовить в ВУЗах - параллельно. Они должны вместе учиться, общаться, жить, тренироваться, соревноваться. Вот тогда это современный подход, современные возможности реализации подготовки тренеров-специалистов.

При этом, говоря о системе подготовки параллельно спортсменов и тренеров необходимо сказать о среде и условиях. А какие условия? Естественно центр спортивной подготовки, с наличием гостиницы, пищеблока, тренировочной базы. Должны быть и условия и возможность постоянных соревнований. То есть, нужен Дворец спорта, где регулярно проходят по этому виду спорта и соревнования высокого класса, и соревнования для юношей, юниоров. Чтобы преемственность была и возможность отбора.

Подготовка тренера очень сложный процесс. Есть у медиков хорошая поговорка: «Сколько бы вы врачей не приглашали, а ребенок родится через 9 месяцев». Так и здесь. Можно ли высококвалифицированного врача, хирурга подготовить за месяцы, за год, за пять? Так и становление таких специалистов, таких тренеров, которые могут осознанно, целенаправленно создать систему от отбора до высоких результатов. Это техника, которую нужно досконально знать, а в дзюдо техника очень сложная. Это физическая, функциональная и скоростно-силовая подготовка. Практически изменить человека, совершенствовать человека - это же не так просто.

Поэтому все упрощения в подготовке тренеров с полугодовалыми, годичными семинарами - это полная утопия, бесполезная трата времени.

В государственном масштабе, в интересах российского дзюдо необходимо создавать систему параллельной подготовки спортсменов и тренеров. И среди спортсменов и среди тренеров должна быть высочайшая конкуренция.

Создав такую модель, мы будем иметь достойную команду, способную конкурировать в мире!

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle