Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 Марта 2018 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Захаров О. Ю., Ингерлейб Михаил Борисович

Взаимосвязь субъективной удовлетворенности с индивидуальными предпочтениями тренировочных практик в гетерогенных группах контактных единоборств

Ключевые слова: ката, феномен ката, единоборства, формальные комплексы, субъективная удовлетворенность, спортивная педагогика, спортивная психология, боевые искусства, контактные единоборства, мотивация.

Аннотация. В статье рассматривается сложность длительного сохранения лояльности спортсменов контактных единоборств к своим клубам и федерациям в условиях конкуренции различных спортивных организаций на протяжении длительного срока подготовки, необходимого для достижения высоких спортивных результатов.

Keywords: kata, kata phenomenon, training practices, formal complexes, subjective contentment, sports pedagogics, sports psychology, motivation, martial arts, contact combats.

Abstract. This article considers the complexity of long-term preservation of the loyalty of sportsmen of contact martial arts to their clubs and federations under the conditions of various sports organizations competition during the long training period required to achieve high sports results. There exists a hypothesis about the relationship between the loyalty of sportsmen and the level of subjective contentment with the training process. It is assumed also that there is a connection between the level of subjective contentment of the sportsman and the individual preferences of specific forms of training practices: combats, general and special physical training, formal complexes.

Актуальность исследования. Российский Союз боевых искусств объединяет более пяти миллионов человек в нашей стране, практикующих разнообразные направления спортивно-боевых единоборств [9]. При такой популярности достижение значимых спортивных результатов становится возможным только в результате многолетней интенсивной тренировочной работы. Это требует стабильности состава занимающихся и высокой лояльности к своей спортивной организации [6]. Наиболее прямым путем достижения лояльности занимающихся является создание условий для получения высокого уровня их субъективной удовлетворенности своей тренировочной деятельностью. Поэтому достижение удовлетворенности от учебно-тренировочной деятельности и сохранение высокой мотивации к результату в ситуации, когда наиболее распространенной моделью спортивной деятельности является ее добровольный характер в условиях рыночных отношений, приобретает серьезное значение в планировании деятельности и спортивных организаций, и отдельных тренеров [5].

Цель исследования. Исследование связи между субъективной удовлетворенностью занимающихся самим процессом занятий и достигнутыми результатами является важной задачей в современных условиях, когда наиболее распространенной моделью спортивной деятельности является ее добровольный характер в условиях рыночных отношений.

Связь между удовлетворенностью и потребительской лояльностью является общепризнанным моментом в психологии и маркетинге. Для спортивных организаций контактных единоборств, в которых цикл подготовки до достижения значимых спортивных результатов составляет значительное время, показатель лояльности - а, следовательно, и удовлетворенности, - критически важен. С другой стороны, феномен удовлетворенности активно разрабатывался как тема исследований в 70-80 гг. XX в., и многие положения нуждаются в дополнительном уточнении, что объясняется и прошедшим временем и сложностью этого феномена [8, 10].

В сфере учебно-тренировочной деятельности мы одновременно имеем дело:

  • с удовлетворенностью процессом собственной деятельности (труда) [7];
  • с удовлетворенностью качеством и организацией занятий (потребительская удовлетворенность, удовлетворенность услугой);
  • с удовлетворенностью процессом обучения (удовлетворенность качеством образовательной услуги [1], которая несет признаки двух вышеперечисленных видов удовлетворенности, но не исчерпывается ими);
  • в случае достижения значимого уровня результатов спортивная деятельность становится вообще основной, т. е. приобретает черты профессиональной деятельности, и возникает необходимость рассматривать уже профессиональную удовлетворенность.

Обоснование выбранного варианта возрастной градации: возрастная периодизация в исследовании, включающем в себя группы населения от 4-5 до 60 и более лет, представляет определенную сложность.

Организация исследования. Объектом данного исследования являлся контингент Ростовского и Краснодарского региональных отделений Федерации всестилевого каратэ России, Ростовской Ассоциации Киокусинкай. Предметом исследования является связь между уровнем субъективной удовлетворенности спортсменов в гетерогенных группах контактных единоборств, их отношением к практике ката (формальных комплексов) и предпочитаемой частотой индивидуальной и групповой работы с формальными комплексами в различных возрастных категориях.

Таблица 1 - Относительные и количественные показатели уровня субъективной удовлетворенности по возрастным группам

Возрастная

Уровень удовлетворенности

Общее количество

категория

Высокий (7-10 баллов)

Средний(4-6 баллов)

Низкий (0-3 балла)

опрошенных

3-6 лет

82 %

18 %

0

11

6-10 лет

84,7 %

11,9 %

3,4 %

334

10-17 лет

87,4 %

8,6 %

4 %

406

17-21 лет

88,2 %

5,9 %

5,9 %

17

21-35 лет

18,3 %

59 %

22,7 %

22

35-60 лет

71 %

15,8 %

13,2 %

38

60-75 лет

20 %

60 %

20 %

5

Итого

833

Таблица 2 - Структура предпочтений среди занимающихся с высоким уровнем субъективной удовлетворенности

Возрастная группа

Субъективные предпочтения 

Поединки

Ката

ОФП

СП

Самостоят. работа

Парная отработка

Соревнования

Поездки и сборы

Кол-во

3-6 лет

22,2 %

44,4 %

33,4 %

9

6-10 лет

30,4 %

30,7 %

19,4 %

2,8 %

1,4 %

1,1 %

10,9 %

3,3 %

283

10-17 лет

30,4 %

20 %

14,6 %

9,9 %

0,9 %

12,4 %

10,7 %

1,1 %

355

17-21 лет

19,8 %

19,8 %

13,4 %

6,8 %

13,4 %

6,7 %

6,7 %

13,4 %

15

21-35 лет

25 %

25 %

25 %

25 %

4

35-60 лет

14,8 %

37 %

18,5 %

7,5 %

22,2 %

27

60-75 лет

100 %

1

Таблица 3 - Структура предпочтений среди занимающихся со средним уровнем субъективной удовлетворенности

Возрастная группа

Субъективные предпочтения

Поединки

ОФП

СП

Самостоят. работа

Парная отработка

Соревнования

Поездки и сборы

Кол-во

3-6 лет

50 %

50 %

2

6-10 лет

28,25 %

25 %

28,5 %

17,5 %

4 %

10 %

40

10-17 лет

19

20

6

9

55

17-21 лет

1

1

21-35 лет

61,5 %

7,7 %

15,4

15,4

13

35-60 лет

33,4 %

16,65 %

16,65 %

16,65 %

16,65 %

6

60-75 лет

66 %

34 %

3

Методы исследования. Исследование проводилось с помощью авторского опросника, позволяющего собрать информацию о индивидуальных предпочтениях спортсменов в видах тренировочных практик и о уровне субъективной удовлетворённости тренировочным процессом.

Испытуемые. Пилотное исследование проводилось среди обучающихся в Ростовской области (1400 респондентов) и Краснодарском крае (900 респондентов) в 2017 г. Данные пилотного исследования [2] продемонстрировали четкую зависимость между уровнем удовлетворенности занимающихся и их индивидуальной сосредоточенностью на работе в ката. Однако, при окончательной обработке анкет, часть из них была исключена из анализа по техническим причинам (пропущенные графы, множественные ответы и иные ошибки заполнения), в результате чего выборка приобрела следующий вид (таблица 1).

Как можно заметить, подавляющее большинство участников опроса демонстрируют высокие или средние показатели субъективной удовлетворенности. В пилотном исследовании рассматривалась зависимость между уровнем удовлетворенности и частотой практики ката. Информативным является и распределение по возрастным группам.

Результаты исследования. Итоговый этап исследования рассматривал структуру тренировочных предпочтений в разных возрастных группах в зависимости от уровня субъективной удовлетворенности. Участникам опроса было предложено определить, какие из видов тренировочной работы являются наиболее привлекательными для них. В опрос были включены следующие виды предпочтений: «Поединки», «Ката», «Общая физическая подготовка», «Специальная подготовка», «Самостоятельная отработка технических элементов», «Парная отработка технических элементов», «Соревнования», «Поездки и учебно-тренировочные сборы», а также пункт «Другое - допишите свой вариант». Ни в одной проанализированных анкет последний пункт не был выбран ни разу и поэтому исключен из дальнейшего анализа. Полученные результаты отражены в таблицах 2 и 3.

Обсуждение результатов исследования. При окончательной сортировке мы вынуждены констатировать, что несмотря на значительный объем экспериментальной выборки, количество испытуемых в возрастных категориях 3-6 и 60-75 лет выходит за рамки доверительного интервала для получения достоверного результата и в группе с высокими и в группе со средними показателями субъективной удовлетворенности. Поэтому данными результатами мы вынуждены пренебречь. Также это касается возрастной категории 21-35 лет в группе с показателями высокой субъективной удовлетворенности и категории 17-21 год в группе со средними показателями субъективной удовлетворенности. Этими данными мы также вынуждены пренебречь.

При рассмотрении индивидуальных предпочтений у занимающихся с высоким уровнем субъективной удовлетворенности, мы можем видеть, что в большинстве исследованных возрастных групп практика ката занимает лидирующее положение. При рассмотрении индивидуальных предпочтений у занимающихся со средним уровнем субъективной удовлетворенности мы можем видеть, что в большинстве исследованных возрастных групп практика ката отходит на 3-4 позиции.

Выводы. Результаты исследования демонстрируют преобладающий интерес к практике ката в большинстве возрастных групп занимающихся и высокий интерес (20 % против 30,4 %) в возрастной группе от 10 до 17 лет среди лиц с высоким уровнем субъективной удовлетворенности.

Это веский довод для спортивных организаций в пользу увеличения относительного времени на практику ката в структуре учебных занятий, а также пересмотра общей подготовки тренерско-преподавательского состава в плане регулярной мотивации занимающихся к практике ката, углубления знания тренеров во всех аспектах практики ката [3, 4].

Данные организационные выводы не только послужат сохранению традиционного стиля преподавания, но и будут способствовать повышению субъективной удовлетворенности занимающихся, сохранению их лояльности к избранной спортивной организации.

Литература

  1. Гаврилова, О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования : автореф. ... дисс. канд. психол. наук / О.В. Гаврилова. - Казань, 2000. - 23 с.
  2. Захаров, О.Ю. Формальные комплексы как фактор удовлетворенности и лояльности в гетерогенных группах контактных единоборств / О.Ю. Захаров, М.Б. Ингерлейб, И.А. Бушин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2017. - № 4. - С. 62-67.
  3. Захаров, О.Ю. Включение новых соревновательных дисциплин в программу Олимпийских игр как мотивационный фактор для занимающихся физической культурой и спортом (на примере ката в каратэ) / О.Ю. Захаров // Экстремальная деятельность человека. - 2017. - № 3. - С. 58-60.
  4. Захаров, О.Ю. Педагогические и социокультурные аспекты ката в системе восточных боевых искусств / О.Ю. Захаров // Материалы XX-й Международной научно-практической конференции «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма». - Ростов н/Д, п. Новомихайловский : Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2017. - С. 268-272.
  5. Захаров, О.Ю. Психолого-педагогические особенности обучения формальным упражнениям в контактных единоборствах / О.Ю. Захаров, М.Б. Ингерлейб // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/1. - С. 42-53.
  6. Захаров, О.Ю. Проблемы обеспечения массовости и сохранения контингента обучающихся в секциях спортивных единоборств / О.Ю. Захаров, Ли Чжон Ги // Физическая культура и спорт - наука и практика. - 2010. - № 1. - С. 52-60.
  7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2003. - 512 с.
  8. Лозовая, Г.В. Удовлетворенность тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью : автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Г.В. Лозовая. - СПб., 2002. - 16 с.
  9. Результаты опроса участников Всероссийских юношеских Игр боевых искусств // URL: http://askarate.ru/documents.html (дата обращения: 10.07.2017).
  10. Хаав, К.Р. Типологизация рабочих по удовлетворительности трудом : автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук / К.Р. Хаав. - Л., 1978. - 22 с.

Literature

  1. Gavrilova, O.V. Interrelation of satisfaction and motivation of educational activity of students in the system of multilevel education : avtoref. . diss. kand. psihol. nauk / O.V. Gavrilova. - Kazan, 2000. - 23 p.
  2. Zakharov, O.Y. Formal complexes as a factor of satisfaction and loyalty in heterogeneous groups of contact martial arts / O.Y. Zakharov, M.B. Ingerleib, I.A. Bushin // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. - 2017. - No. 4. - P. 62-67.
  3. Zakharov, O.Y. The inclusion of new competitive disciplines in the program of the Olympic games as a motivational factor for those engaged in physical culture and sports (on the example of kata in karate) / O.Y. Zakharov // Ekstremal'naya deyatel'nost' cheloveka. - 2017. - No. 3. - P. 58-60.
  4. Zakharov, O.Y. Pedagogical and socio-cultural aspects of kata in the system of Oriental martial arts / O.Y. Zakharov // Materialy XX-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Innovacionnye preobrazovaniya v sfere fizicheskoj kul'tury, sporta i turizma". - Rostov n/D , p. Novomikhailovsky : Publishing house of Rostov state University (RINH), 2017. - P. 268-272.
  5. Zakharov, O.Y. Psychological and pedagogical peculiarities of teaching the formal exercises in the contact martial arts / O.Y. Zakharov, M.B. Ingerleib // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. - 2017. - No. 15/1. - P. 42-53.
  6. Zakharov, O.Y. Problems of promoting and maintaining students in the sections of martial arts sport / O.Y. Zakharov, Lee Jung GI // Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika. - 2010. - No. 1. - P. 52-60.
  7. Ilyin, E.P. Motivation and motives / E.P. Ilyin. - SPb. : Peter, 2003. - 512 p.
  8. Lozovaya, G.V. Satisfaction of coaches of sports schools with their professional activities: avtoreferat diss. ... kand. psihol. nauk / G.V. Lozovaya. - SPb., 2002. - 16 p.
  9. A survey of participants of the all-Russian youth Games of martial arts // URL: http://askarate.ru/documents.html (date accessed: 10.07.2017).
  10. Haav, K.R. Typology of the workers for satisfactory work : avtoreferat diss. ... kand. psihol. nauk / K.R. Haav. - L., 1978. - 22 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle