Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

12 Мая 2017 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Остапенко Д.К.

Взаимосвязь пола, вовлечённости в спортивную деятельность и ценностей подростков

Ключевые слова: ценности, подростки-спортсмены, спортивная деятельность, гендерные различия.

Аннотация. В данной статье рассматриваются ценности юношей и девушек подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность.

Keywords: values, adolescents-athletes, sports activities, gender differences.

Abstract. In thispaper the valuable sphere features of male and female adolescents withvarying degrees involvement in sports activities are considered. The different meaning of 3 values was detected for two hundred young people (respondents not involved in sports in addition to physical education at school; respondents who exercise further, but without sports achievements, the respondents engaged in sports and with youth level, respondents involved sports and having adult level).

Актуальность исследования. Важным является изучение ценностей подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность. Это поможет в работе преподавателям в школе, тренерам в спортивных школах, спортивных клубах выстраивать стратегию вовлечения подростка в спорт. Фанк Д. и Джемс Дж. в 2001 году предложили «Модель психологического континуума», описывающую стадии вовлеченности в спорт [1]. В их исследовании продемонстрированы различия в гедонистической и символической значимости спорта для человека, а так же его центральности в жизни респондентов. В исследовании С. Пиреней показано, что различная степень вовлечённости в спортивную деятельность способна изменять ценности молодых людей [2].

Исследования шведских учёных [3] подтверждают, что вовлечённость в спортивную деятельность может оказывать влияние на психологическое развитие детей и подростков – у респондентов с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность выявлены значимые различия в самооценке, воспринимаемой физической и социальной компетентности, успеваемости, вредной привычки к курению. Но, на наш взгляд недостаточно изучена взаимосвязь пола, степени вовлечённости в спортивную деятельность и ценностей подростков.

Цель исследования - изучить взаимосвязь ценностей, пола и степени вовлечённости в спортивную деятельность

Организация исследования. Исследование было проведено на базе МОУ Гимназия №5 г. Дзержинского Московской области, Спортивной школы олимпийского резерва имени братьев Знаменских г. Москвы, СДЮСШОР «Союз» г. Дзержинского и ГБУ «Спортивная школа № 82» г. Москвы.

Испытуемые. В исследовании приняло участие 200 респондентов в возрасте от 13 до 16 лет, среди которых 101 девушка и 99 юношей. Респонденты разделены на 4 группы:

  1. Подростки, не занимающиеся спортом помимо школьных уроков физической культуры;
  2. Подростки, занимающиеся спортом, но не имеющие спортивных достижений;
  3. Подростки, занимающиеся спортом и имеющие юношеский разряд;
  4. Подростки, занимающиеся спортом и имеющие взрослый разряд.

Методы исследования. Для выявления ценностей подростков с разной степенью вовлечённости в спортивную деятельность использовались: диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова); морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина); методика диагностики индивидуальных ценностей Шварца С. (в адаптации Карандашева В.Н.);

Результаты исследования. Методом многофакторного дисперсионного анализа была выявлена взаимосвязь пола, степени вовлечённости подростков в спортивную деятельность и значимости для респондентов следующих ценностей: «сохранение и развитие собственной личности» (р<0,05); «общение» (р<0,001) и «признание и уважение людей, влияние на окружающих» (р<0,05).

Значимость ценности «сохранение и развитие собственной личности» (Рисунок 1) возрастает от девочек (средний балл -0,341) и мальчиков (средний балл -0,453), не занимающихся спортом, к девочкам (средний балл 0,045) и мальчикам (средний балл 0,254), занимающимся спортом, но не имеющим достижений. Далее изменение значимости этой ценности происходит неравномерно. Для девочек, имеющих юношеский разряд (средний балл 0,354), она продолжает увеличиваться, для мальчиков, имеющих юношеский разряд (средний балл -0,224), снижается. Девочки, имеющие взрослый разряд (средний балл -0,245) оценивают значимость «сохранения и развития собственной личности достаточно низко, мальчики, имеющие взрослый разряд (средний балл 0,422), считают данную ценность достаточно важной.

Значимость ценности «общение» (Рисунок 2) возрастает от подростков, не занимающихся спортом: девочки (средний балл -0,418) и мальчики (средний балл 0,147), к подростам, занимающимся спортом, но не имеющим спортивных достижений: девочки (средний балл -0,229) и мальчики (средний балл 0,952), и убывает у подростков, имеющих юношеский разряд: девочки (средний балл -0,307) и мальчики (средний балл 0,209). Важно отметить, что для девочек значимость данной ценности изменяется очень слабо. Для мальчиков, имеющих взрослый разряд, значимость этой ценности продолжает падать (средний балл -0,567). Девочки, имеющие взрослый разряд (средний балл 0,144), оценивают её выше девочек, имеющих юношеский разряд, и выше мальчиков, имеющих взрослый разряд.

Значимость ценности «признание, уважение людей и влияние на окружающих» (Рисунок 3) увеличивается от подростков, не занимающихся спортом: девочки (средний балл -0,424) и мальчики (средний балл -0,169), к подросткам, занимающимся спортом, но не имеющим достижений: девочки (средний балл -0,211) и мальчики (средний балл 0,25). Далее у мальчиков, имеющих юношеский разряд (средний балл -0,222), она уменьшается, у девочек, имеющих юношеский разряд (средний балл 0,323), - увеличивается. Затем значимость ценностной ориентации «признание, уважение людей и влияние на окружающих» уменьшается у девочек, имеющих взрослый разряд (средний балл 0,257), и увеличивается у мальчиков, имеющих взрослый разряд (средний балл -0,094).

1.png

Рисунок 1 - Значимость ценности «сохранение и развитие собственной личности» для мальчиков и девочек (в баллах)

2.png

Рисунок 2 - Значимость ценности «общение» для мальчиков и девочек (в баллах)

3.png

Рисунок 3 - Значимость ценности «признание, уважение людей и влияние на окружающих» для мальчиков и девочек (в баллах)

Было показано, что существует взаимосвязь между полом, степенью вовлечённости в спортивную деятельность и ценностями подростков.

Обсуждение результатов исследования. Изменение значимости ценности «сохранение и развитие собственной личности» можно объяснить тем, что, начиная заниматься спортом, подросток стремится улучшить и развить себя. По мере достижения результатов девочки сохраняют этот настрой, для мальчиков на первый план выходят спортивные достижения, а затем ситуация меняется - для девочек становятся важны достижения, а мальчики начинают видеть в спорте ресурс для развития собственной личности.

Изменение значимости ценности «общение» можно объяснить тем, что мальчики и девочки по-разному реагируют на достижение серьёзных успехов в спорте, так мальчики, занимающиеся спортом, вероятно, становятся более популярными и стремятся общаться со сверстниками, но чем больших успехов они добиваются, тем меньше времени на общение остаётся. В то время как девочки, опасаясь зависти, наоборот уходят от контактов и, лишь добиваясь больших успехов, начинают проявлять к общению интерес. Изменение значимости ценности «признание и уважение людей, влияние

на окружающих» можно объяснить тем, что девочки, добиваясь некоторых успехов в спорте, получают значительное уважение окружающих, в то время как мальчики, получают значительное одобрение только добившись достаточно высоких результатов. По достижении же достаточно высоких результатов девочки продолжают высоко оценивать значимость социального статуса, а мальчики возвращаются к обычной значимости данной ценности.

Заключение. Выявлена связь между полом, степенью вовлечённости в спортивную деятельность и ценностями подростков

Литература:

  1. Funk D.C., James J. The psychological continuum model: A conceptual framework for understanding an individual's psychological connection to sport // Sport Management Review. 2001. №4. С. 119-150.
  2. Perenyi Szilvia Value Priorities in Connection to Sport Participation Physical Culture and Sport. Studies and Research, 48 (48) 2010
  3. Wagnsson S., Augustsson Ch., Patriksson G. Associations between sport involvement and youth psichosocial development in Sweden: a longitudinal study // Journal of sport for development. 2013. №1. С. 37-47.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle