Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Другое

Автор: Киселева Елена Сергеевна, Караванская Людмила Николаевна, Романова Марина Леонидовна, Шапошникова Татьяна Леонидовна

Взаимосвязь между толерантностью и личностно-профессиональным развитием студентов

Аннотация

Известно, что толерантность - одно из важнейших качеств, детерминирующих успешность адаптации индивида к поликультурной среде и развития гуманистического общества. Согласно современным моделям, толерантность может быть сформирована на следующих уровнях: творческом, образованности, грамотности, ситуативном и нулевом. Уровень образованности уже соответствует толерантности как базовому свойству личности. Творческий уровень предполагает использование потенциала поликультурной социальной среды за счёт взаимодействия с ней, постоянный поиск новых социальных контактов и их творческое использование для личностно-профессионального роста. Поликультурная среда вуза обладает огромным потенциалом для развития студентов, который используется не в полной мере из-за недостаточной сформированности толерантности у значительной части студентов. Цель исследования - разработка моделей продуктивного взаимодействия толерантной личности с поликультурной средой вуза.

Ключевые слова: толерантность, поликультурная социальная среда, образовательный процесс, личностно-профессиональное развитие.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p63-66

THE CORRELATION BETWEEN THE TOLERANCE AND STUDENTS' PERSONALLY-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer,
Lyudmila Nikolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer,
Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Tatyana Leonidovna Shaposhnikova, the doctor of pedagogical sciences, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

As well known the tolerance is one of the most important abilities determining the adaptation success to multicultural society and humanist society development. According to the modern conceptions, the tolerance may be formed at five levels - creative, education, literacy, situational and zero. The educational level already corresponds to the tolerance as basic ability of personality. Creative level supposes the using of multicultural society potential throw interaction with its environment, constant search for the new social contacts and their creative usage for the personal and professional development. Multicultural environment of the educational establishment is characterized with the large potential for the students development which is not used to the full due to insufficient tolerance formation among the most part of the students. The purpose of investigation is elaborating of the models of interaction of the tolerant personality with the multicultural environment of the educational establishment.

Keywords: tolerance, multicultural society, educational process, personal and professional development.

Поликультурная среда вуза, представляющая собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обладает огромным потенциалом для развития студентов, который используется не в полной мере из-за недостаточного развития толерантности значительной части студентов. Конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и культурные ориентиры, может быть достигнуто только на основе выработки толерантности личности. В настоящее время наблюдается противоречие между огромным потенциалом поликультурной среды вузов и её неполным использованием студентами для личностно-профессионального развития. Проблема исследования - вопрос: каким должен быть уровень развития толерантности студентов, чтобы они проявляли активность в использовании потенциала поликультурной среды вуза для собственного развития? Цель исследования - разработка моделей продуктивного взаимодействия толерантной личности с поликультурной средой вуза.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Активная толерантность предполагает постоянный (а не эпизодический) поиск точек соприкосновения с чужим, неясным, с целью понять его и наладить продуктивное взаимодействие. О творческом уровне толерантности возможно говорить только тогда, когда толерантность является фактором развития знаний, умений и других личностно-профессиональных качеств за счёт активного взаимодействия индивида с поликультурной социальной средой. Приведём пример. В студенческой группе обучаются иностранные студенты. Личность, характеризующаяся пассивной толерантностью (в данном случае - межэтнической), будет бесконфликтно уживаться (взаимодействовать) с ними, в то время как студент с активной толерантностью будет активно налаживать с ними дружеские отношения, создавая тем самым себе возможности для освоения иностранного языка.

Различают два направления активной толерантности (поиска точек соприкосновения с чужим, неизвестным, неясным). Первое направление - заочное взаимодействие с поликультурной социальной средой (чаще всего - за счёт изучения культурного наследия, самостоятельного понимания образов жизни, культурных, социально-экономических и иных различий); при этом отсутствует очный контакт с конкретными людьми - представителями другой культуры, социальных слоёв и т. д. Например, человек, обладающий высоким уровнем интеллектуальных способностей и межконфессиональной толерантности, неизбежно сделает вывод о сходстве многих религий мира в главных аспектах.

Заочно-активная толерантность требует от индивида должного уровня когнитивных способностей (интеллект, лабильность мышления и т.д.) и познавательных умений (интеллектуальных, практических, организационных и контрольно-оценочных).

Пусть для определённого вида деятельности, связанного с поиском точек соприкосновения с "иным" и его пониманием, требуется множество когнитивных умений S, тогда число этих умений P = P (S) - мощность множества S. Пусть вероятность того, что индивид сумеет найти множество порций информации, достаточной для выполнения поиска точек соприкосновения и понимания "иного", равно Z, тогда вероятность успешной деятельности индивида (по поиску точек и понимания) pp.png Здесь: si - вероятность того, что индивид сможет успешно выполнить i-ю когнитивную операцию (проявить умение), Т - вероятность того, что уровень развития толерантности у индивида достаточен для того, чтобы начать выполнение конкретного вида деятельности (поиска точек соприкосновения с чужим и понимания его). Очевидно, что si = egi-hi/(1 + egi-hi), где hi - трудность решаемой индивидом задачи для проявления i-го интеллектуального умения, gi - уровень развития у индивида i-го интеллектуального умения (обе величины измеряют по логарифмической шкале логитов). Например, конкретная задач может оказаться трудной для проявления умения осуществлять обобщение, но лёгкой - для умения производить сравнение. Очевидно, что Т = Т (Топ, Тмот, ТЭВ, Тпов, Треф ), где аргументы функции - сформированность (в логитах) соответственно операционного, мотивационного, эмоционально-волевого, поведенческого и рефлексивного компонентов толерантности.

Гораздо труднее составить модели очно-активной толерантности. Очное взаимодействие с поликультурной социальной средой предполагает очный контакт (взаимодействие) с другими людьми. Пусть N - число индивидов в социуме, qi - множество полезных знаний, умений, установок у i-го индивида. Например, один индивид владеет приёмами самозащиты, другой - умениями преодолевать конфликтные ситуации. Тогда по лезный социокультурный арсенал социума (его гностический потенциал) Q.png (абсолютный социокультурный потенциал социума), где U - объединение множеств. Относительный социокультурный потенциал социума для i-го индивида xi = р(Q) / р (qi), (Р - мощность множества). Он показывает, во сколько раз может возрасти арсенал знаний, умений и полезных установок индивида при полном использовании потенциала поликультурной среды. Но в какой мере индивид может использовать этот потенциал?

Для очного взаимодействия требуется сформированность у обучающегося умений профессиональной самоорганизации и коммуникативной компетентности. Пусть i-й индивид взаимодействует с j-м индивидом. Тогда коэффициент сходства арсенала полезных знаний, умений и установок индивидов α = P (qiqj) / P (qiqj) , различия β=1-α, где ∩ - символ пересечения множеств. Для использования потенциала социальной среды (превращения чужих знаний, умений и установок в составляющую своего банка знаний) требуются умения профессиональной организации. Вероятность успешного усвоения i-м индивидом L-го компонента культуры личности j-го индивида составит p.png Здесь: М - число умений профессиональной самоорганизации, требуемых для того, чтобы i-й индивид освоил L-й элемент культуры личности j-го индивида, wi - вероятности их проявления в ситуации межличностного взаимодействия i-го и j-го индивидов, Т - вероятность того, что у i-го индивида толерантность сформирована на достаточном уровне для того, чтобы начать взаимодействовать с j-м индивидом, С - вероятность того, что благодаря коммуникативной компетентности i-го индивида он сможет осуществлять общение (межличностное взаимодействие) с j-м индивидом (сумеет найти с ним "точки соприкосновения"). Очевидно, что С = eCi+Cj / (1 + eCi+Cj) , где ci и cj - уровни коммуникативной компетентности i-го и j-го индивидов (измеряются по шкале логитов). Очевидно также, что T = eТолIолj-ПрепI,J/(1 + eТолIолj-ПрепI,J). Здесь: ТолI и Толj - толерантность соответственно i-го и j-го индивида (по шкале логитов), Препij - уровень (сила) факторов, препятствующих взаимодействию i-го и j-го индивида. В их числе: различие социально-экономического положения, различие религиозных, политических и иных воззрений, наличие конфликтов в прошлом и т.д. Особую роль приобретает лингвистический (а иногда - и социолингвистический) компонент коммуникативной компетентности в межличностном взаимодействии с иностранными гражданами. "Языковой барьер" нередко оказывается препятствием в общении между российскими и иностранными студентами. Активная межэтническая толерантность неразрывно связана с коммуникативной компетентностью. Поэтому задача образовательного процесса - создать предпосылки для саморазвития студента, его эффективного взаимодействия с поликультурной социальной средой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Активная толерантность - значимый фактор синергичного личностно-профессионального развития. Активный поиск точек соприкосновения с другой культурой, продуктивное взаимодействие с поликультурной социальной средой и использование её потенциала для развития знаний, умений и компетенций.

Работа выполнена в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ № 10.7079.2013 "Исследование мотивации и разработка системы стимулов формирования толерантности студенческой молодёжи" и при финансовой поддержке РГНФ № 13-06-00350 от 13.06.2013 года.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Математические модели преемственности в формировании личностно-профессиональных качеств / Е.С. Киселева, Л.Н. Караванская, М.Л. Романова, Р.В. Терюха // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 6 (88). - С. 6673.

REFERENCES

  1. Kiseleva, E.S., Karavanskaya, L.N., Romanova, M.L. and Teryukha, R.V. (2012), "Mathematical models of continuity in formation of personal and professional abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 104-109.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.09.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle