Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Семенова Файзула Ореловна, Азрет Абукович Урусов

Взаимосвязь этнических и индивидуально-психологических особенностей студентов и их проявление в процессе обучения в ВУЗе

Аннотация

В статье представлены результаты исследования этнических и индивидуально-психологических особенностей студентов. Обоснована актуальность необходимости знания и учёта в образовательном процессе не только индивидуальных особенностей студентов, но и этнических, глубокое понимание которых, а также творческое использование наследия традиционной народной педагогики и психологии раскрывают перед преподавателями дополнительные возможности для работы в многонациональных студенческих коллективах. Представлены данные лонгитюдного исследования интегральной индивидуальности студентов первых и пятых курсов. Установлена общая тенденция развития интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе. Выявлено, что с возрастом у всех этнических групп увеличивается общее и уменьшается уникальное, причем общее растет быстрее, а уникальное - медленнее. Независимо от возраста межэтническая общность превалирует на низших уровнях, а межэтническая уникальность - на высших уровнях интегральной индивидуальности. Изменения, происходящие в структурах интегральной индивидуальности этнофоров в образовательном пространстве вуза, зависят в большей степени от личностных и социально-психологических факторов.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, психодинамический уровень, нейродинамический уровень, личностный уровень, социально-психологический уровень, общее и уникальное в структуре индивидуальности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p146-150

CORRELATION OF THE ETHNIC AND INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS AND THEIR MANIFESTATION IN THE PROCESS OF STUDY AT THE UNIVERSITY

Fajzura Orelovna Semenova, the doctor of psychological sciences, professor,
Azret Abukovich Urusov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Karachaevo-Cherkess State University named after U. D. Aliyeva, Karachaevsk

Annotation

The article presents the results of studies of ethnic and individual psychological characteristics of the students. The urgency of needed knowledge and accounting in the educational process not only not only of students' individual characteristics, but also ethnic, deep understanding, and creative use of the heritage of traditional folk pedagogy and psychology reveal more opportunities for work of the teachers in multinational student groups. Data on the longitudinal study of the integral individuality of the students of the first and fifth courses have been presented. The general trend covering the development of the integral individuality of the students within the learning process at the university has been found. It has been revealed that with the age the general is increasing while the unique is decreasing in all ethnic groups, and the general is growing faster and the unique slower. Regardless of age, the ethnic commonality prevails at lower levels, and the ethnic uniqueness at the highest levels of integral individuality. Changes in the structures of integral individuality of the etnophors in educational space of the university depend, largely, on the personal and socio-psychological factors.

Keywords: integral individuality, psychodynamic level, neural-dynamic level, personal level, so-cio-psychological level, common and unique in structure of individuality.

В настоящее время специализация и дифференциация наук привели к тому, что исследования индивидуальных свойств, относящихся к разным уровням развития материи, в большей степени обособились. Весь ход развития современных знаний и общественной практики привёл к необходимости глубоко перестроить науки о человеке. Существенная тенденция нашего времени - стремление к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности.

В образовательном процессе в вузе особое значение играют знание и учёт не только индивидуальных особенностей студентов, но и этнических, глубокое понимание которых, а также творческое использование элементов традиционной народной педагогики раскрывают перед преподавателями дополнительные возможности. В психологии человек рассматривается как субъект общественных связей, т. е. осуществляется эндогенная редукция понятия «личность» [5]. При этом актуальна роль этнической идентификации как фактора субъективной регуляции, окраска, которую он придаёт всей субъективности.

Рассматривая проблему индивидуально-психологических и этнических особенностей, прежде всего, нужно определить влияние внешних и внутренних условий на развитие личности. Эффект внешнего взаимодействия зависит не только от характеристик объекта воздействия, но и от индивидуальных особенностей субъекта воздействия. Причем внешние воздействия и внутренние свойства личности - это не два равнозначных фактора. Определяющим фактором всегда являются социально-исторические условия, а личность выступает как фактор, модифицирующий реакцию индивида на внешнее влияние [1].

По утверждению С. Л. Рубинштейна, в объяснении феноменов общественного поведения человека включено опосредующее звено, выступающее как «воедино связанная совокупность внутренние условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В эти внутренние условия включаются и психические явления психические свойства и состояния личности» [4]. В качестве личностных свойств рассматриваются такие свойства этнофоров, которые оказывают модифицирующее влияние на социальное поведение, стимулируют общественную активность. Решение любой задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее точным и полным, когда учитываются всё многообразие условий, определяющих деятельность человека, а, следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различных иерархических уровней, от которых зависит эта деятельность [2].

Созданное В. С. Мерлиным учение об интегральной характеристике индивидуальности имеет важнейшее значение для системного исследования индивидуальности человека, оказало и продолжает оказывать существенное влияние на разработку многих актуальных проблем в различных разделах психологической науки и практики. В трудах В. С. Мерлина намечено направление поисков основных составляющих (компонентов), обуславливающих индивидуально неповторимый комплекс возможностей человека, а также факторов, способствующих их реализации [2]. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина послужила методологической базой для исследования индивидуально-психологических, социальных и этнических особенностей человека.

Впервые в психологической практике Ю.В. Павличенко (1995) рассматривает этнические особенности с позиции теории интегральной индивидуальности [3]. Данная проблема была исследована и раскрыта в рамках научной школы Белоуса В.В. в работах Боязитовой И.В., Урусова А.А., Семеновой Ф.О. и др.

Исходной посылкой для выявления индивидуальных и этнических особенностей в процессе обучения в вузе явилась их недостаточное исследование и важность в решении практических вопросов, возникающих в многонациональном студенческом коллективе. При решении задач исследования мы исходили из основных положений теории интегральной индивидуальности применительно к представителям исследуемых этносов. Испытуемыми были студенты первых курсов Карачаево-Черкесского государственного университета. С этими же студентами было проведено повторное исследование на пятом курсе в 2012 г. В целом в эксперименте приняло участие 218 респондентов: из них 56 -русские, 56 - карачаевцы, 52 - черкесы, 54 - ногайцы.

В соответствии с задачами работы были исследованы индивидуальные свойства четырех уровней интегральной индивидуальности с использованием следующих психодиагностических методик: нейродинамического - исследование свойств нервной системы (Я. Стреляу); психодинамического - исследование свойств темперамента (В.М. Руса-лова); личностного - исследование индивидуально-психологических свойств личности (тест В. М. Мельникова и Л. Т. Ямпольского, опросник Р. Кеттелла); социально-психологического - исследование социально-психологической направленности личности (методика В. Смекала и В. Кучера; методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Галынкиной, А.М. Эт-кинда; методика К.Н. Томаса). При обработке результатов экспериментальных данных применялись методы математической статистики. Подбор методов математической статистики был обусловлен «измерительным типом» рассматриваемых данных, т.е. принадлежностью их к одному из типов измерительных шкал, используемых в современной психологической науке. Обработка данных включала в себя следующие этапы: вычисление средних величин, вычисление t-критерия Стьюдента, корреляционный анализ, позволяющий вычислять коэффициенты корреляций между исследуемыми показателями различных уровней интегральной индивидуальности, факторный анализ матриц интеркорреляции методом главных компонентов.

Анализ результатов экспериментального исследования интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе позволяют говорить о том, что распределение общего и уникального у студентов 1 и 5 курсов различных этнических групп по уровням интегральной индивидуальности в отдельности имеют особенности (табл. 1 и табл. 2.).

Из табл. 1 видно, что самая высокая этническая общность на нейродинамическом уровне интегральной индивидуальности студентов 1 курса наблюдается у карачаевцев -79,8%, у черкесов - 77,8%, у русских и ногайцев по 65,7%. самая высокая этническая уникальность на нейродинамическом уровне у русских и ногайцев - по 34,3%, у черкесов - 22,2%, у карачаевцев - 20,2.

Таблица 1

Распределение общего и уникального у студентов 1 курса различных этнических групп по уровням интегральной индивидуальности

Уровни

Выборки

Русская

Карачаевская

Черкесская

Ногайская

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Нейродинамический

34,3

65,7

20.2

79,8

22,2

77,8

34,3

65,7

Психодинамический

39,6

60,4

37,5

62,5

39,6

60,4

37,5

62,5

Личностный

37,5

62,5

35,8

64,2

35,8

64,2

32,5

67,5

Социально-психологический

39

61

46,6

53,4

39

61

46,6

53,4

На психодинамическом уровне самая высокая этническая общность у карачаевцев и ногайцев - по 60,5%, у русских и черкесов - по 58,4%. Самая высокая этническая уникальность у русских и черкесов - по 39,6%, у карачаевцев и ногайцев - по 37,5%. На личностном уровне самая высокая этническая общность у ногайцев - 67,5%, у карачаевцев и черкесов - по 64,2%, у русских - 62,5%. Самая высокая этническая уникальность у русских - 37,5%, у карачаевцев и черкесов - по 35,8%, у ногайцев - 3,5%. На социально-психологическом уровне самая высокая этническая общность у русских и черкесов - по 61%, у карачаевцев и ногайцев - по 53,4%. Самая высокая этническая уникальность у карачаевцев и ногайцев - по 46,6%, у русских и черкесов - по 39%.

Таблица 2

Распределение общего и уникального у студентов 5 курса различных этнических групп по уровням интегральной индивидуальности

Уровни

Выборки

Русская

Карачаевская

Черкесская

Ногайская

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Уникальное

Общее

Нейродинамический

22,2

77,8

10,2

89,8

11,1

88,9

11,1

88,9

Психодинамический

19,1

80,9

25

75

25

75

20,8

79,2

Личностный

28,3

71,7

27,5

72,5

32,5

67,5

36.1

63,9

Социально-психологический

46,6

53,4

33,3

66,7

40

60

40

60

Из табл. 2 видно, что самая высокая этническая общность на нейродинамическом уровне интегральной индивидуальности студентов 5 курса проявляется у карачаевцев -89,8%, у ногайцев и черкесов - но 88,9%, у русских - 77,8%. самая высокая этническая уникальность у русских - 22,2%, у черкесов и ногайцев - по 11,1%, у карачаевцев -10,2%. На психодинамическом уровне самая высокая этническая общность у русских -80,9%, у ногайцев - 79,2%, у карачаевцев и черкесов - по 75%. Самая высокая этническая уникальность у карачаевцев и черкесов - по 25%, у ногайцев - 20,8%, у русских - 19,1%.

На личностном уровне интегральной индивидуальности студентов 5 курса самая высокая этническая общность зафиксирована у карачаевцев -72,5%, у русских - 71,7%, у черкесов - 67,5%, у ногайцев - 63,9%. Самая высокая этническая уникальность прослеживается у ногайцев - 36,9%, черкесов - 32,5%, у русских - 28,3%, у карачаевцев -27,5%. На социально-психологическом уровне самая высокая этническая общность установлена у карачаевцев - 66,7%, у черкесов и ногайцев - по 60%, у русских -53,4%. самая высокая этническая уникальность наблюдается у русских - 46,6%, у черкесов и ногайцев - по 40%, у карачаевцев - 33,3%.

Следовательно, структура интегральной индивидуальности у студентов исследуемых этнических групп имеет как общее, так и особенное для каждого этноса. Установлено, что к пятому курсу этническое распределение общего и уникального по уровням интегральной индивидуальности претерпевает изменение. Это касается как общего, так и уникального в структурах интегральной индивидуальности студентов-этнофоров. Общая тенденция развития интегральной индивидуальности студентов в процессе обучения в вузе по отдельным мерилам такова: с возрастом у всех этнических групп увеличивается общее и уменьшается уникальное, причем общее растет быстрее (на 58,2%), а уникальное - медленнее (на 21,3%). Независимо от возраста межэтническая общность превалирует на низших уровнях интегральной индивидуальности, межэтническая уникальность - на высших уровнях интегральной индивидуальности. Изменения, происходящие в структурах интегральной индивидуальности этнофоров в образовательном пространстве, зависят в большей степени от личностных и социально-психологических факторов. Это подтверждается тем, что данные лонгитюда зафиксировали изменения в корреляционных связях на личностном и социально-психологическом уровнях интегральной индивидуальности студентов 1-5 курсов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Мельников, Л.Т. Ямпольский. - М. : Просвещение, 1985. - 319 с.
  2. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М. : Педагогика, 1986. - 256 с.
  3. Павличенко, Ю. В. Возрастная структура интегральной индивидуальности у студентов различных этнических групп в межнациональном вузе : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ю.В. Павличенко - Ростов н/Д, 1995. - 20 с.
  4. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2012. - 224 с.
  5. Шихирев, П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений / П.Н. Шихирев // Психологический журнал. - 1992. - № 1. - С. 15-23.

REFERENCES

  1. Melnikov, V.M. and Yampolsky, L.T. (1985), Introduction in experimental psychology of the personality, publishing house "Prosveschenie", Moscow.
  2. Merlin, V.S. (1986), Essay integral research of individuality, publishing house "Pedagogika", Moscow.
  3. Paulichenko J.V. (1995), Age structure of integral individuality of students of different ethnic groups in international University, dissertation, Rostov-on-Don.
  4. Rubinstein, S.L. (2012), Person and the world, publishing house "Piter", St. Petersburg.
  5. Shihirev, P.N. (1992), "Problems of the study of intergroup relations", Psychological journal, No. 1, pp. 15-23.

Контактная информация: faizura66@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.09.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle