Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика, Спортивный туризм

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Миронов В. В.

Выживание в экстремальных условиях природной среды как научная проблема

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасности и выживания человека при автономном пребывании его в экстремальных условиях окружающей среды. Она требует всестороннего рассмотрения и поиска эффективных путей для своего разрешения в связи с явно просматривающейся закономерностью: чем выше техническая оснащенность человека, тем он менее приспособлен к борьбе за выживание в безлюдных районах Крайнего Севера, в удаленных районах пустыни, в бескрайних просторах морей и океанов.

Ключевые слова: выживание, экстремальные условия окружающей среды, факторы и стрессоры выживания.

ВВЕДЕНИЕ

В реальной жизни и в боевой практике войск проблема обеспечения безопасности, даже при кратковременном пребывании человека в экстремальных условиях является важной теоретической и практической задачей.

ФАКТОРЫ И СТРЕССОРЫ ВЫЖИВАНИЯ

Перед людьми, которые оказались в условиях автономного существования, с первых же минут встает целый ряд неотложных задач:

• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

• защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды в виде низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т.п. [2];

• обеспечение водой и пищей;

• определение своего местонахождения;

• установление связи и подготовка средств сигнализации [1,3].

Исследованиями установлено, что далеко не все люди, оказавшиеся в экстремальных ситуациях способны к немедленным и целесообразным действиям. Большая часть (до 75%) потерпевших, оказываются в состоянии шока, ошеломления, называемого «панической реакцией» [6], хотя по внешнему виду они остаются внешне спокойными, но недостаточно активными. Для 12-25% характерны истерические реакции: либо в виде сильного возбуждения, беспорядочных, неадекватных обстановке действиях, либо в виде заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. Только 1025% людей способны сохранить самообладание, дать быструю оценку сложившейся обстановки, действовать быстро, решительно и рационально [7,8].

В большинстве случаев большинство людей успокаивается, адаптируется к новой непривычной обстановке и постепенно предпринимает действия, необходимые для сохранения жизни и здоровья. Эффективность этих действий будет зависеть от многих обстоятельств: физического и психического состояния людей, имеющихся запасов пищи, воды, аварийного снаряжения, имеющегося опыта противостояния стихии.

Большую роль могут сыграть и климатогеографические условия: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, окружающая растительность, наличие водоисточников и другие факторы [1,2,3,4,5].

На наш взгляд, в существующей схеме [2] присутствуют противоречивые понятия.

С одной стороны, представлены объективные факторы окружающей среды, угнетающие психику человека и воздействующие на его физическое состояние. Это физико-географические и климатические условия, в которых оказался тот или иной индивид.

С другой стороны, представлены последствия этого воздействия: страх, одиночество, физическая боль, голод, холод, жара, жажда, переутомление. Следствием этих состояний могут явиться заболевания различного характера, которые автор [2] представил как «стрессоры выживания», а это скорее «стрессоры воздействия».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ

Анализ литературы и предстоящий переход вузов, в том числе и военных, на новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых проблеме выживания отведена немаловажная роль, позволяют предположить дальнейший ход научно-исследовательской работы в этом направлении.

Выживание должно быть поставлено в повестку дня как научная, учебная и практическая проблема подготовки военнослужащих. С этой целью необходимо: тщательно рассмотреть особенности профессиональной деятельности военнослужащих, для которых характерно проявление экстремальных ситуаций; изучить факторы риска, проявляющиеся в профессиональной деятельности военнослужащих различных специальностей; дать методологическую оценку степени изученности проблемы в историческом аспекте по данным отечественных и зарубежных источников; изучить опыт подготовки специалистов других силовых ведомств страны; выявить роль физической подготовки и ее влияние на повышение факторов выживаемости военнослужащих в экстремальных условиях окружающей среды.

Следующим шагом в разрешении проблемы должна стать разработка концепции системы подготовки специалистов Военного института физической культуры по обучению военнослужащих выживанию в экстремальных ситуациях окружающей среды. Это тем более важно, что в новом Государственном образовательном стандарте в дипломе выпускника ВИФК вместо специальности «Физическая культура» будет включена специальность «Служебно-прикладная физическая подготовка», а в учебном плане, появится новая дисциплина «Выживание и военно-специальная подготовка», функционирующая во вновь созданной одноименной кафедре ВИФК.

Разработке концепции построения системы многоуровневого образования и обучения военнослужащих выживанию в экстремальных ситуациях должны предшествовать научные изыскания по рассмотрению теоретических основ выживания в различных климатогеографических зонах и условиях окружающей среды; выявлению общих и частных закономерностей адаптации военнослужащих к разнообразным экстремальным ситуациям; обоснованию нормативно-правовых и организационных основ подготовки специалистов по выживанию.

Предложенные выше меры должны послужить содержанием для реализации очередного этапа исследования, связанного с опытно-экспериментальным обоснованием системы многоуровневого образования и обучения военнослужащих выживанию в экстремальных условиях окружающей среды. Для этого целесообразно рассмотреть особенности организации обучения вопросам выживания в частях ВВС, в разведывательных подразделениях, частях специального назначения, а также в вузах ВМФ, МЧС и в ВИФКе, по вновь введенной учебной дисциплине.

Становление и развитие системы подготовки специалистов по обучению выживанию должно сопровождаться разработкой и апробацией технологий обучения, критериев эффективности функционирования системы и составляющих ее компонентов, опытной проверкой качества управления ими. При этом в поле зрения необходимо держать перспективы дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов данного профиля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная нами проблема выживания, незамедлительно требует серьезного методологического и нормативно-правового обоснования, теоретической проработки и проектирования технологий обучения и воспитания, которые позволят готовить специалистов по обучению способам выживания в экстремальных условиях окружающей среды для различных контингентов населения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабаев, А.Г. Пустыня как она есть / А.Г. Бабаев. - М. : Молодая гвардия, 1983. - 204 с.
  2. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович. - М. : Мысль, 1983. - 41 с.
  3. Ильин, А.А. Книга, которая спасет вам жизнь / А.А. Ильин. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с.
  4. Мирошенков, Л.Д. Человек в мире геологических стихий / Л.Д. Мирошен-ков. - Л. : Недра, 1989. - 198 с.
  5. Муранов, А.П. Волшебный и грозный мир природы / А.П. Муранов. - М. : Просвещение, 1994. - 141 с.
  6. Deaton, I.E. The Psychology of Survival // Approach. - 1981. - V. 27, № 5. - P. 3-8.
  7. Tyhurst, I.S. Individual Reactions to Community Dusaster // Amer. I. Psych. -1951. - V. 107, № 10, April. - P.764-769.
  8. Tucler, Y.I. Phychological aspects of sea survival // Approach. - 1966. - V. 11, № 9. - P. 26-30.

Контактная информация: sga181054@yandex.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle