Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Инваспорт

Автор: Балашова В.Ф.

Всероссийская студенческая олимпиада по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры

Всероссийская студенческая олимпиада по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры

Всероссийская студенческая олимпиада по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры

С 15 по 17 февраля 2008 года на факультете физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета впервые проводилась Всероссийская олимпиада студентов специальности 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры».

В испытаниях II-го регионального тура приняли участие команды вузов из городов Поволжского федерального округа, среди которых: Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права (г. Уфа), Вятский государственный гуманитарный университет (г. Киров), Камский государственный институт физической культуры (г. Набережные Челны), Нижегородский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Ульяновский государственный университет. Тольяттинский государственный университет как проводящая организация был представлен двумя командами конкурсантов. Отметим, что только восемь вузов Поволжского региона осуществляют в настоящее время подготовку студентов по столь востребованной в условиях катастрофического ухудшения состояния здоровья населения нашей страны, специальности.

Несмотря на двадцатиградусный мороз, город на Волге тепло принимал участников Олимпиады. Уже на вокзале прибывающие делегации встречали волонтеры из числа студентов факультета физической культуры и спорта. Гостей доставляли в пансионат «Звездный», расположенный в лесопарковой зоне города, откуда открывается живописный вид на Жигулевские горы. После регистрации участников олимпиады были проведены: жеребьевка, определившая очередность выполнения практических заданий; совещание руководителей делегаций, оргкомитета и главных судей по видам программы. Судьи ознакомили представителей команд с регламентом и требованиями конкурсных испытаний предстоящей олимпиады. Вся организационная работа проводилась профессионально, оперативно, в спокойной доброжелательной обстановке.

Торжественное открытие Первой Всероссийской студенческой олимпиады по предмету «Теория и организация адаптивной физической культуры» состоялось в актовом зале пансионата «Звездный», гостеприимно распахнувшего двери конкурсантам, руководителям делегаций, преподавателям, тренерам, гостям. Концертные номера порадовали присутствующих разнообразием жанров, красочностью костюмов, мастерством и задором исполнителей. Долго аплодисменты благодарных зрителей не отпускали со сцены танцевальный дуэт инвалидной организации колясочников «Клио» в составе Мамаженовой Натальи и Фролова Анатолия. С каким чувством собственного достоинства и уважения друг к другу эта пара демонстрировала танцевальные «пируэты» на колясках!

На экране перед зрителями динамично сменяли друг друга кадры с видами города Тольятти; история становления Тольяттинского государственного университета; этапы развития факультета физической культуры и спорта. И конечно, гордость и слава факультета его студенты и выпускники. А гордиться факультету физической культуры и спорта есть кем. С приветствиями к зрителям в зале с экрана обращаются выдающиеся спортсмены страны. Среди них: Алексей Немов Заслуженный мастер спорта РФ, многократный чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, России, Кавалер ордена «За честь и доблесть». Успехи студенток и студентов факультета, играющих в командах «Лада» (и в составах других команд) по гандболу и хоккею, известны многим любителям спорта. Чемпионки мира, Европы, России, Заслуженные мастера спорта Ирина Близнова, Полина Вяхирева, Людмила Постнова готовятся в настоящее время к Олимпийским играм-2009. Команда «Крылья Советов», в составе которой играют студенты факультета физической культуры и спорта, порадовала всю страну, став победителем Первенства Европы 2006. К сожалению, нет возможности перечислить в данной статье имена всех студентов факультета, среди которых немало замечательных спортсменов, неоднократно завоевывающих титулы чемпионов и призеров первенств мира, Европы, России по разным видам спорта. Эти имена достояние Российского спорта, их спортивные победы и заслуги этапы становления уникальной истории спортивной хроники нашего города, нашего университета.

С приветственным словом к участникам Всероссийской студенческой олимпиады обратился председатель жюри Николай Николаевич Чесноков проректор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, заместитель председателя учебно-методического объединения по образованию в области физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта по легкой атлетике. От лица жюри он поздравил конкурсантов, пожелал им успехов и удачи. В заключение Н. Н. Чесноков подчеркнул важность участия студентов в таких испытаниях. Ведь только в условиях, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности, можно оценить свои способности, или, выражаясь в духе времени, компетенции, характеризующие уровень образованности современного специалиста. Важно рассматривать результаты, показанные на олимпиаде каждым из участников, не как победу или неудачу, а как возможность и стимул к самосовершенствованию.

В состав жюри в качестве экспертов были включены ведущие специалисты из разных вузов страны:

Бирюков Анатолий Андреевич профессор кафедры лечебной физической культуры и массажа Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, доктор педагогических наук;

Балыкин Михаил Васильевич зам. директора медицинского института, зав. кафедрой адаптивной физической культуры факультета физической культуры и реабилитации Ульяновского государственного университета, доктор биологических наук, профессор;

Балашова Валентина Федоровна декан факультета физической культуры и спорта Тольяттинского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Вальцев Владимир Владимирович декан факультета физической культуры и реабилитации Ульяновского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент;

Скитневский Виталий Львович декан факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного педагогического университета, кандидат биологических наук, профессор;

Тихомиров Олег Игоревич заведующий кафедрой спорта и медикобиологических основ физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат медицинских наук, доцент.

Судейской бригадой руководила Подлубная Алена Анатольевна зам. декана факультета физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, доцент.

Сегодня в образовании актуален компетентностный подход, который не отрицает традиционную точку зрения на содержание образования, а актуализирует прагматический деятельностный аспект того, что у будущего специалиста должно быть сформировано и развито в процессе обучения в вузе. К сожалению, до настоящего времени существует типичная для всех областей и сфер деятельности проблема, когда молодые специалисты хорошо владеют набором теоретических знаний, но испытывают большие трудности при применении их на практике. Компетентность же предполагает способность специалиста применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области; способность справляться с многочисленными ситуациями, возникающими в процессе профессиональной деятельности, умение работать в группе.

Исходя из этого, разрабатывая программу Всероссийской олимпиады, мы акцентировали внимание на такие компоненты профессиональной компетентности будущих специалистов, как когнитивный (знаниевый) и деятельностный (практический). До настоящего времени экзамен по теории и организации адаптивной физической культуры был в большей степени ориентирован на оценку теоретических знаний студентов. Практический аспект, к сожалению, оставался в тени.

Программа Всероссийской студенческой олимпиады (II-тур) включала в себя:

1) тестирование уровня теоретических знаний по теории и организации адаптивной физической культуры;

2) практические задания (конкурсы): по разработке и презентации конспекта урока, по проведению подвижной игры, на нахождение выхода из заданной проблемной ситуации, по составлению проекта, конкурс научных работ. Задание определялось путем жеребьевки.

Тестирование уровня теоретических знаний охватывало содержание всех разделов и тем дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры». Продолжительность тестирования 60 минут. Конкурсанты решали следующие тестовые задания:

1. Адаптивное физическое воспитание удовлетворяет потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в...

а. сопоставлении своих способностей со способностями других людей;
б. его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности;
в. отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга;
г. риске, потребности испытать себя в экстремальных условиях.

2. Лучшим среди глухих спортсменом XX века, от России представлен.

а. Южанинов Виктор МСМК РФ, признанный на Олимпиаде 2001 года от России «лучшим спортсменом XX века»;
б. Валерий Рухледев заслуженный мастер спорта РФ, утвержденный решением исполкома ЦИСС от России «лучшим спортсменом XX века»;
в. Четырехкратная чемпионка Олимпиад глухих Елена Зацепина президент Российского спортивного союза глухих;
г. Мизиренко Владимир, награжденный Хуан Антонио Самаранчем дипломом МОК за заслуги в спорте и пропаганде дружбы между народами.
 

3) Медленнее других протекает и требует более простых заданий для лиц с поражением интеллекта, воспитание.

а. трудовое;
б. нравственное;
в. самостоятельности;
г. эстетическое.

4) В России ведущей структурной единицей по непосредственной практической работе в области адаптивного спорта является...

а. физкультурно-спортивный клуб инвалидов;
б. федерация по видам адаптивного спорта;
в. Всероссийское общество инвалидов;
г. Паралимпийский комитет России.

5) Престижная функция является ведущей в.

а. адаптивной двигательной рекреации;
б. креативных видах двигательной активности;
в. адаптивном физическом воспитании;
г. экстремальных видах двигательной активности.

6) Исторический момент подписания соглашения президента МОК с основателями Спешиал Олимпикс в 1988 году заключается в.

а. праздновании 20-й годовщины этой уникальной спортивной программы;
б. официальном признании специальных игр и разрешении использовать слово «олимпийский» в дни их проведения;
в. утверждении новой программы Юнифайд Спорт (объединяющий спорт);
г. оглашении списка лучших спортсменов на получение награды «Дух Спешиал Олимпикс» за проявление смелости, умения, щедрости и радости;

7) Согласно какой концепции формирования двигательного действия, эталонная временная компонента должна закладываться с самого начала за счет широкого применения тренажеров, образующих «энергосиловой каркас» и обеспечивающий дозированную помощь занимающимся?

а. Формирование двигательного действия «с заданным результатом»;
б. Создание «ситуации успеха»;
в. «Искусственная управляющая среда»;
г. Концепция «зоны актуального развития».

8) Назовите один из основных методических подходов в коррекции тяжелых речевых нарушений:...

а. общее физическое развитие;
б. развитие мелкой моторики;
в. развитие способности к расслаблению мышц;
г. развитие способности к усвоению ритма.

9) Первые Олимпийские игры, впоследствии получившие название «паралимпийских», состоялись в:

а. 1960 году, в Риме, для инвалидовпараплегиков;
б. 1948 году, в Сток-Мэндвиле, для инвалидов с ПОДА;
в. 1972 году, в Германии, для инвалидов с ампутациями конечностей;
г. 1980 году, в Москве, для инвалидов с нарушениями интеллекта.

10) В странах Западной Европы, ведущей тенденцией развития системы образования для детей с особыми потребностями, становится «включение в общий поток» (mainstreaming)...  

11) Главными составляющими синдрома «психического выгорания», согласно модели К. Маслач, являются эмоциональные.

а. несдержанность, неприемлемые установки в работе с людьми;
б. пресыщение, негативное оценивание собственных результатов;
в. истощение, деперсонализация, редукция личных достижений;
г. адаптация, равнодушие к людям, стремление унизить.

12) В программе зимней Олимпиады принимают участие лица с.

а. поражениями опорно-двигательного аппарата и зрения;
б. последствиями ДЦП и глухие;
в. нарушением интеллекта и слуха;
г. ампутациями конечностей и с умственной отсталостью.

13) Комплексный характер диагностирования заключается в.

а. анализе и учете психического состояния инвалида, так как движение тесно связано с деятельностью высших психических функций;
б. изучении информации о формах и вариантах психического дизонтогенеза, так как процессы ретардации и диспропорции нуждаются в коррекции;
в. учете дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений, психики, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям;
г. исследовании физического развития, оценке сформированности двигательных умений и уровня физической подготовленности.

14) Большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей у школьников с нарушениями речи, слуха и интеллекта приходятся на...

а. 13-15 лет;
б. 7-9 лет;
в. 14-17 лет;
г. 9-12 лет.

15) Первый этап развития и становления АФК в нашей стране начался в.

а. период Второй мировой войны, с введения в ЛФК элементов спорта;
б. 1974 году, с создания многопрофильных центров реабилитации инвалидов;
в. 1987 году, с проведения Первых Всероссийских игр инвалидов с ПОДА;
г. 1980 году, с создания первой в СССР Федерации спорта инвалидов.

16) Кодекс «Фейр Плэй» включает в себя следующие основные правила:.

а. соблюдать правила соревнований вида спорта, в котором участвуешь;
б. не употреблять допинговые препараты и запрещенные приемы;
в. не стремиться к победе любой ценой, сохранять честь и благородство;
г. не использовать спортивный инвентарь, не соответствующий требованиям.

17) Задачам трудового воспитания лиц с ограниченными возможностями наиболее соответствуют компоненты АФК:.

а. адаптивная двигательная рекреация и физическая реабилитация;
б. адаптивное физическое воспитание и адаптивный спорт;
в. креативные (художественно-музыкальные) виды двигательной активности; г. экстремальные виды двигательной активности.

18) Какое понятие, введенное Л. С. Выготским, позволяет делать научно обоснованный прогноз об оптимальных сроках обучения детей с ограниченными функциональными возможностями?

а. «Зона ближайшего развития»;
б. «Зона актуального развития»;
в. «Точки роста»;
г. «Зона развития».

19) Ориентировочная основа действия, это...

а. образ системы условий (образы действия, среды) выполнения действия;
б. понятия, воспринимаемые органами чувств (зрение, осязание, мышцы);
в. внутренний динамический стереотип действия;
г. действие, оформленное словесно, терминологически с помощью речи.

20) К нарушению развития всех сторон речи, а в ряде случаев к полному ее отсутствию, приводят.

а. полная или частичная потеря зрения;
б. недостаточность слуха;
в. последствия детского церебрального паралича;
г. ампутация конечностей.

21) Расшифруйте название организации «ИСОД», созданной в 1963 году и успешно работающей с инвалидами до настоящего времени:.

а. Интернациональная организация спортсменов-инвалидов;
б. Международное спортивно-оздоровительное движение;
в. Интернациональный союз спортсменов-инвалидов;
г. Международная спортивная организация инвалидов.

22) В специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях V-VIII видов обучаются дети с нарушениями.

а. слуха, зрения, речи, интеллекта;
б. интеллекта и с задержкой психического развития;
в. речи, ОДА, интеллекта, с ЗПР;
г. опорно-двигательного аппарата и с тяжелыми нарушениями речи;

23) Отличительная черта работы эрготерапевта заключается в. 

а. выявлении имеющихся у пациента нарушений;
б. составлении комплексов упражнений для инвалидов;
в. программе помощи в пределах естественного окружения пациента;
г. создании оптимальных условий отдыха и восстановления инвалидов.

24) Инвалиды рассматриваются как источник дешевой рабочей силы в.

а. концепции социальной полезности лиц с ограниченными возможностями;
б. концепции инвалидизма;
в. личностно-ориентированной концепции;
г. «Я-концепции».

25) Обучение двигательным действиям в АФК осуществляется при помощи следующих методов:.

а. расчлененного и целостного;
б. игрового и переменного;
в. кругового и повторного;
г. поточного и фронтального.

26) Автором теории поэтапного формирования действий и понятий является...

а. В. Н. Платонов;
б. П. Ф. Лесгафт;
в. Л. С. Выготский;
г. П. Я. Гальперин.

27) Освоение двигательных действий путем тренировки с принудительным (императивным) выполнением движений, имеет название.

28) В виде обязательной дисциплины в федеральные компоненты ГОС включен следующий компонент (вид) АФК:.

а. адаптивная физическая рекреация;
б. адаптивный спорт;
в. адаптивное физическое воспитание; г адаптивная физическая реабилитация.

29) Ведущим в развитии физических способностей является фактор...

а. этапности;
б. движения;
в. неравномерности;
г. обратимости.

30) Отличительные черты индивидуально-нормативной методики развития физических качеств и способностей занимающихся:.

а. уровень тренировочной нагрузки никогда не превышает умеренный;
б. методика учитывает генетическую предрасположенность физиологических функций и систем к определенному виду мышечной деятельности;
в. механизмы физиологической адаптации глобальный специфический;
г. направленность воздействия нагрузки на «отстающие» группы мышц.

31) Состояние организма, дающее человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в условиях конкретного социокультурного бытия данного человека, называется.

а. закаленностью;
б. конституцией (биотипом);
в. здоровьем;
г. работоспособностью.

32) Шведский ученый доктор Пикарь большое внимание в физическом воспитании слепых уделял.

а. развитию гибкости суставов, искусно комбинируя разные движения;
б. правильной работе сердца, освоению навыков передвижения с поводырем;
в. гимнастике для выработки естественной походки без посторонней помощи;
г. закаливанию, профилактике возникновения вторичных дефектов;

33) Название олимпийского проекта «СпАрт», разработанного профессором В. И. Столяровым, образовано сочетанием слов.

а. «духовность, спорт, искусство»;
б. «спорт, артистизм, талант»;
в. «сотрудничество, авторитет, трудолюбие»;
г. «специальность, атлетизм, троеборье».

34) Особенности этапа «чистого» перцептивного обучения в процессе формирования действия заключаются в...

а. отсутствии словесного сопровождения;
б. отсутствии моторного компонента действия;
в. принудительном ограничении движений;
г. выполнении действия по частям;

35) Фундаментальное отличие Специальной олимпиады заключается в том, что между собой соревнуются спортсмены одинакового уровня способностей, для чего они разбиваются на.

36) Физические упражнения, используемые для исправления различных деформаций опорно-двигательного аппарата, называются.

а. подводящими;
б. имитационными;
в. корригирующими;
г. общеразвивающими.

37) Императивными называются.

а. тренажеры, управляющие суставными движениями;
б. комплексные тренажерные стенды;
в. активные экзоскелетоны;
г. антропоморфные механизмы.

38) Отличительные черты стандартно-нормативной методики развития физических качеств и способностей занимающихся:.

а. «подтягивание» отстающих показателей к «модельным характеристикам»;
б. способ дозировки нагрузки типоспецифический;
в. физиологические механизмы адаптации глобально-неспецифические;
г. выполнение принципа «навстречу собственной природе»;

39) Какие аномалии развития сопровождаются не только расстройствами моторики и координации, но и нарушениями высших психических функций?

а. Нарушения слуха, зрения, интеллекта, ДЦП;
б. Нарушения слуха, травмы позвоночника, ампутации конечностей;
в. Нарушения зрения, переломы конечностей, ДЦП;
г. Нарушения интеллекта, деформации стоп, позвоночника.

40) Какие обстоятельства вынудили руководство олимпийским движением Советского Союза обратить внимание на развитие спорта инвалидов?

а. Генеральная Ассамблея ООН объявила 1981 год Международным годом инвалидов под лозунгом «Спорт для всех!»;
б. Учреждение в 1982 году Международного координационного комитета по спорту инвалидов в мире;
в. Хуан Антонио Самаранч, поддержав идею Паралимпийских игр, объявил об их курировании Международным олимпийским комитетом;
г. Решение МОК о допуске к будущей Олимпиаде только тех стран, которые принимают участие в паралимпийском движении.

41) Победители соревнований «СпАрт» определяются по.

а. наивысшему результату, показанному участниками состязаний;
б. общему времени, показанному членами команды по видам программы;
в. уровню теоретических знаний в баллах и сумме призовых мест;
г. сумме баллов за поведение, сотрудничество, достижения членов команды.

42) Какая категория, отражающая объективные закономерности биологических процессов в организме человека, означает, что в случае болезни, весь организм мобилизуется на борьбу за выздоровление?

а. Единство структуры и функции;
б. Целостность организма;
в. Реактивность организма;
г. Причинно-следственная связь.

43) Развитию выносливости соответствует режим работы и отдыха, когда каждое последующее упражнение выполняется в фазе...

а. недовосстановления работоспособности;
б. полного восстановления работоспособности;
в. сверхвосстановления;
г. повышенной работоспособности.

44) Ученик знакомится с ситуацией, осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления на этапе...

а. формирования действия в материальной форме;
б. формирования схемы ориентировочной основы действия;
в. усвоения действия в форме внутренней речи;
г. усвоения действия в форме внешней (громкой) речи.

45) По официальным видам спорта Специальной олимпиады к соревнованиям допускаются дети с возраста.

а. 8-летнего;
б. 16-летнего;
в. 18-летнего
г. 6-летнего.

46) В случае чрезвычайного происшествия по причине «человеческого фактора», рассматриваются три ситуации возложения ответственности на:.

а. администрацию, тренерско-преподавательский состав, занимающихся;
б. руководителей учебных заведений, инструкторов, врача;
в. руководителей спортивных организаций, администрацию, врача;
г. тренерско-преподавательский состав, занимающихся, инструкторов.

47) Теория и методика формирования двигательных действий с заданным результатом, на практике реализуется при помощи...

а. тренажеров, перемещающих звенья тела человека по эталонной программе;
б. физической нагрузки, учитывающей уровень подготовленности;
в. подготовительных и подводящих упражнений;
г. восстановительных мероприятий, проводящихся после каждой нагрузки.

48) Центральный принцип «искусственной управляющей среды», заключающийся в установке ритмо-скоростной основы будущего двигательного навыка, реализуется за счет...

а. использования музыкального сопровождения;
б. оказания помощи со стороны учителя, тренера, методиста;
в. использования в занятиях звуколидеров, темполидеров и метрономов;
г. использования тренажерных устройств с заданными характеристиками.

49) Главное в Специальной олимпиаде это.

а. организация круглогодичных тренировок и соревнований для спортсменов;
б. социализация и интеграция в общество людей с умственной отсталостью;
в. получение радости, удовольствия, пользы от участия в соревнованиях;
г. достижение максимальных рекордных результатов.

50) Высокий уровень психологической устойчивости, помогающий человеку успешно разрешать стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье, характеризует интегративное личностное качество________

51) В основе неравномерности и гетерохронности развития физических способностей лежат...

а. биологические ритмы;
б. сенситивные периоды;
в. этапы онтогенетического развития;
г. период полового созревания.

52) Как базис, формирующий фонд новых двигательных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного развития других физических способностей, в программах физического воспитания специальных (коррекционных) школ рассматриваются...

а. скоростно-силовые способности;
б. координационные способности;
в. выносливость;
г. гибкость.

53) Основным фактором, определяющим структуру годичного цикла тренировки спортсмена-паралимпийца, является.

а. объем и интенсивность физических нагрузок;
б. соотношение средств технической и тактической подготовки;
в. сезонная динамика патологического процесса в организме спортсмена;
г. объективные закономерности развития спортивной формы.

54) Утверждение, что «движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения», принадлежит.

а. Клавдию Галену;
б. Авиценне
в. Жозефу Тиссо;
г. Генрику Лингу.

55) В соответствии с существующей Программой комплексного тестирования, у школьников с нарушениями речи, слуха и интеллекта контролируется способность...

а. к воспроизведению пространственных параметров движений и способность к воспроизведению временных параметров;
б. усвоения ритма движений и способность к быстрому реагированию;
в. реагирующая и кинестетическая, способность к сохранению равновесия и ориентации в пространстве;
г. к оцениванию ритмических параметров движения и способность к статическому и динамическому равновесию.

56) Перечислите показатели физического развития:

57) Нетрадиционная модель соревнований Специальной олимпиады отличается следующими признаками: _______
58) Перечислите основные проблемы, которые целесообразно решать с помощью технологий АФК в процессе комплексной реабилитации инвалидов:___-
 

59) В зависимости от способа непосредственного воздействия на занимающегося, все средства спортивной тренировки обычно разделяют на группы:__ 

60) Наиболее типичными двигательными расстройствами, характерными для всех нозологических групп, являются:____

Практический раздел олимпиады

Практический раздел олимпиады открывал конкурс по разработке и презентации конспекта урока адаптивной физической культуры для контингента основных нозологических групп (например, для учащихся: слабовидящих и незрячих, слабослышащих и глухих, имеющих нарушения интеллекта, ДЦП, заболевания ОДА и др.; с использованием современных технологий физкупьтурно-спортивной деятельности на примере: гимнастики, подвижных и спортивных игр, лёгкой атлетики, лыжного спорта, плавания). Примечание: Команда участников получает задание для составления конспекта занятия. В задании указана нозологическая группа, возраст, одна из задач урока. Команда разрабатывает конспект по заданию, защищает конспект один из участников команды. Оценивается: постановка задач урока; использование средств, методов и соблюдение принципов построения занятий по адаптивной физической культуре; творческий подход; презентабельность защиты.

Конкурс по проведению подвижной игры для контингента заданной нозологической группы (практическое задание определяется в день приезда по жеребьевке). Примечание: Практическое задание, в виде проведения подвижной игры, выполняет один участник от команды. Оценивается: подготовка места занятия; внешний вид проводящего; умение держаться перед группой; объяснение подвижной игры; действия и поведение студента, проводящего игру; достижение цели и задач проведения подвижной игры; наличие карточки (конспекта игры); соблюдение техники безопасности на занятии.

Конкурс на нахождение выхода из заданной проблемной ситуации. Примечание: Команде задается проблемная ситуация. При защите решения заданной проблемы оценивается глубина знаний по обозначенной проблеме, научный и творческий подход при ее решении. Презентабельность защиты.

Конкурс по составлению проекта «Решение проблем адаптивной физической культуры в своём городе» («домашняя заготовка»). Примечание: Команда участников должна представить на конкурс проект, заранее разработанный по заданной теме, в виде презентации. Оценивается актуальность темы, новизна и оригинальность решения поставленной проблемы. Время презентации проекта до 7 минут.

Конкурс научных работ по современным аспектам адаптивной физической культуры («домашняя заготовка»). Примечание: Научная работа представляется в виде докладапрезентации длительностью до семи минут. Оценивается актуальность темы исследования, достоверность полученных результатов и практическая значимость научной работы.

Быстро пролетело увлекательное время состязаний. Настало время подвести итоги участия команд в Первой Всероссийской студенческой олимпиаде по теории и организации адаптивной физической культуры. Никто из конкурсантов не остался без наград. На торжественном закрытии состязаний каждому участнику вручили талисман олимпиады забавную зубастую мышку. Грамоты, дипломы, кубки, медали, призы по заслугам получили все команды.

Итоги тестирования теоретических знаний студентов-участников Всероссийской олимпиады, показавшие степень развития знаниевого компонента профессиональной компетентности будущих специалистов по адаптивной физической культуре, подводились раздельно среди юношей и девушек. В личном зачете места распределились следующим образом:

Девушки:

1 место Морозова Екатерина (г. Тольятти, ТГУ);
2 место Сиреканян Тамара (г. Тольятти, ТГУ);
3 место Картавцева Галина (г. Тольятти, ТГУ).

Юноши:

1 место Мансуров Александр (г. Киров, ВГГУ);
2 место Кошкин Дмитрий (г. Киров,ВГГУ);
3 место Ложков Юрий (г. Ульяновск, УГУ).

В командном зачете победили хозяева Олимпиады в лице первой команды Тольяттинского государственного университета. Серебряными призерами стала дружная команда Вятского государственного гуманитарного университета. И на третью ступень пьедестала заслуженно поднялись студенты Ульяновского государственного университета.

Интересно было наблюдать за развернувшимся между конкурсантами «сражением» в практических заданиях программы. Здесь оценивался деятельностный компонент профессиональной компетентности.

Конкурс по составлению и презентации конспекта урока адаптивной физической культуры, проводившийся между командами вузов, выявил лучших, которыми стали: Вятский государственный гуманитарный университет 1-е место, Ульяновский государственный университет 2-е место и Тольяттинский государственный университет (1-я команда) 3-е место. В данном испытании участники наглядно продемонстрировали такие важные для конкурентоспособного специалиста компетенции, как умение работать в команде, способность к взаимодействию, готовность к диалогу и сотрудничеству.

В конкурсе по проведению подвижной игры с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, отличился студент Камского государственного института физической культуры Бикмаев Руслан. Его игра была самой организованной и увлекательной. Второе место заняла Родыгина Анастасия член сборной команды Вятского государственного гуманитарного университета. Разделил успех с лидерами по итогам данного конкурса представитель Тольяттинского государственного университета Соломатин Илья. Конкурсанты продемонстрировали хорошие организаторские способности, умение держаться перед группой, владение специальной терминологией.

Конкурс на нахождение выхода из заданной проблемной ситуации выиграла команда Тольяттинского государственного университета. Вторая ступень пьедестала «покорилась» представителям Вятского государственного гуманитарного университета. И бронзовая медаль «уехала» в Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. Отрадно, что все участники данного конкурса показали достаточно глубокие знания проблем осваиваемой специальности, что наглядно проявилось в нестандартных творческих подходах к решению проблемных задач. Большинство конкурсантов способны самостоятельно спрограммировать презентацию.

А вот «домашние заготовки» в виде проектов на тему «Решение проблем адаптивной физической культуры в своем городе» и научных работ по современным аспектам адаптивной физической культуре были значительно лучше представлены гостями. В конкурсе проектов отличилась команда Ульяновского государственного университета. Совсем немного уступила ей вторая команда Тольяттинского государственного университета.

Бронзовую медаль завоевали студенты Камского государственного института физической культуры.

Очень интересно прошел конкурс научных работ, среди которых лучшей признана презентация студентки Вятского государственного гуманитарного университета Кокиной Любови. Актуальность работы по иппотерапии, убедительно доказал Ложков Юрий, завоевав для Ульяновского государственного университета серебряную медаль. «Бронза» осталась в г. Тольятти у представителя команды-2 Дрожжина Андрея.

После подведения итогов первое место в общекомандном зачете было единодушно отдано жюри хозяевам Всероссийской студенческой олимпиады в лице первой команды Тольяттинского государственного университета. Второе место присуждено команде Ульяновского государственного университета. Третье в упорной борьбе завоевано представителями Вятского государственного университета. Команда Камского государственного института физической культуры увезла домой приз за волю к победе. Дружную сплоченную команду Нижегородского государственного педагогического университета наградили призом зрительских симпатий. Студенты Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права и представители Оренбургского государственного педагогического университета сами порадовали организаторов олимпиады подарками, вручив им методические пособия и изданные по итогам проведенных в вузах конференций сборники научных трудов.

Три дня Олимпиады были весьма насыщены. Кроме обязательной соревновательной, для участников олимпиады была представлена культурная программа, которая состояла из автобусной экскурсии по городу и посещения спортивно-оздоровительной базы «Спин-спорт», где гости, хозяева и члены жюри весело катались на надувных баллонах с крутых горок. С нетерпением ждали студенты и преподаватели вузов приезда на олимпиаду профессора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Анатолия Андреевича Бирюкова. Мастер-класс по массажу, проведенный известным специалистом, оставил незабываемые впечатления у присутствующих. За «круглым столом» обменялись опытом работы в области профессионального образования представители приехавших команд и преподаватели факультета физической культуры и спорта ТГУ.

Организационный комитет олимпиады благодарит преподавателей, подготовивших участников олимпиады. Ведь половина успеха по праву принадлежит им. От всей души поздравляем студентов, показавших в испытаниях хороший уровень подготовленности. Отрадно, что все команды трудились как единое целое, наглядно продемонстрировав способность к взаимодействию и сотрудничеству, что является одной из приоритетных составляющих профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста в условиях современности. Отдельных слов признательности за сердечное гостеприимство и хорошую организацию заслуживают хозяева олимпиады в лице профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников факультета физической культуры и спорта.

Надеемся в следующем 2009 году увидеть всех студентов, осваивающих специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», на заключительном туре Первой Всероссийской Олимпиады по дисциплине «Теория и организация адаптивной физической культуры».

 

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle