Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Другое

Автор: Полуян А. В.

Воспитательная деятельность офицеров центра специальной и физической подготовки, частей ВВС в условиях перехода на контрактную службу

Введение. Важнейшей составной частью реформы Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) является укрепление духовных основ безопасности Российской Федерации (РФ), формирование у защитников Отечества качеств патриота и гражданина. Это обусловлено возрастанием роли принципа гуманизации военного строительства, сущность которого состоит в максимальном обеспечении жизнедеятельности человека как главного субъекта вооруженной борьбы, воспроизводителя его природно-биологических и духовных сил, в создании благоприятных условий его существования в системе военно-социальных отношений.

Проблема. Для реализации указанных задач большое значение имеет утверждение Программы перехода ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (решение Президента Российской Федерации от 22 августа 2002 г. №1462). Программа предусматривает совершенствование всех компонентов, составляющих единую систему воспитания личного состава и морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск (сил). Один из путей выполнения Программы является совершенствование профессионального роста офицерских кадров в области воспитания личного состава. Анализ результатов исследований ученых Военного университета (ВУ), Военного института физической культуры (ВИФК) (Герасимов В.Н., 1996-2004; Марищук В.Л., Миронов В.В., 1992-2004; Щеголев В.А., 1992-2004 и др.) показывает, что в настоящее время реальные профессиональные и моральные качества офицеров как воспитателей не соответствует современным требованиям ВС РФ.

Цель работы заключается в обосновании сущности, содержания, структуры и основных путей совершенствования оценки эффективности воспитательной деятельности офицерского состава центров специальной и физической подготовки, частей и подразделений ВВС в условиях перехода на контрактную службу.

ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТА И НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Качественная характеристика подготовленности офицера к воспитательной деятельности позволила выявить определённые её уровни. Общая сумма баллов, выставленная экспертами по всем показателям, делённая на количество показателей позволила дать количественную оценку индивидуального уровня подготовленности каждого офицера к воспитательной деятельности. При этом определённым уровням соответствовали следующие средние оценки экспертов:

а) высокий уровень подготовленности - от 24 до 32 баллов;

б) средний уровень подготовленности - от 12 до 23 баллов;

в) низкий уровень подготовленности - от 0 до 8 баллов.

Анализ полученных результатов послужил основой для выявления и обоснования содержательных характеристик уровней подготовленности офицеров к воспитательной деятельности.

В ходе опытно-экспериментальной работы было произведено два замера уровня эффективности воспитательной деятельности в центрах и частях ВВС и степени развития профессиональных качеств участников эксперимента.

Первый замер проводился при проведении констатирующего эксперимента и имел целью выявление исходного уровня эффективности воспитательной деятельности офицеров в экспериментальной и контрольной группах. Анализ и сравнение полученных данных показали, что исходный уровень эффективности воспитательной деятельности в экспериментальных и контрольных группах примерно одинаков, что подтвердило правильность комплектования групп (таблица 1).

В таблице первая цифра показывает абсолютное число офицеров, отнесённых в ходе замера к определённой уровневой категории, вторая цифра отражает динамический показатель, выраженный в процентах, а также интенсивность изменения их численности относительно исходных данных.

Данные замера исходных уровней эффективности воспитательной деятельности офицеров центров и частей ВВС


Высокий уровень эффективности воспитательной деятельности имели 11% офицеров ЭГ и 12% КГ, средний уровень имели: 50% офицеров ЭГ и 59% офицеров КГ, низкий - 39% и 29%, соответственно. Качественный анализ результатов первого замера, беседы, проведённые с экспертами, офицерами частей показали, что в ходе эксперимента испытывали большие трудности. Эти трудности связаны: во-первых, с незнанием последовательности экспериментальных мер; во-вторых, с неумением применять имеющиеся знания для решения задач эксперимента.

Через полгода после начала реализации комплекса экспериментальных мер был сделан второй замер этих уровней. Анализ полученных результатов показал, что многие офицеры экспериментальных и контрольных групп улучшили индивидуальные показатели.
Эксперимент выявил динамику изменения характеристик уровней эффективности воспитательной деятельности, причем в экспериментальной группе она была значительно выше, чем в контрольной (таблица 2).

Данные второго замера исходных уровней эффективности воспитательной деятельности офицеров центров и частей ВВС


ВЫВОДЫ

В экспериментальных группах повысился уровень эффективности воспитательной деятельности по сравнению с исходным у 17% офицеров, остальные улучшили показатели, но в пределах исходного уровня. В контрольных группах, соответственно, повысили уровень эффективности воспитательной деятельности 6% офицеров, снизили показатели - 1%, остальные улучшили свои показатели, но в пределах исходного уровня. Результаты второго замера дали основания полагать, что, с одной стороны, направление экспериментальной работы в целом выбрано правильно, с другой - в содержание и методику проводимых мероприятий целесообразно внести некоторые коррективы с целью повышения их эффективности. В частности, стала очевидной необходимость более активного включения в эту работу всех офицеров центров и частей ВВС, а не только руководителей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воспитательная работа : опыт, организация, методика. Вып. 1. — М. : Изд-во ГУВР ВС РФ, 1998.
  2. Лямзин, М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов : дис. ... д-ра пед. наук / М.А. Лям-зин. - М., 1997. - 393 с.
  3. Марищук, В.Л., Романенко Н.В. Вопросы разностороннего воспитания курсантов высшего военного учебного заведения / В.Л. Марищук, Н.В. Романенко ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 257 с.
  4. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Л. Марищук ; Ленингр. гос. ун-т. - Л., 1983. - 36 с.
  5. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе на этапах реформирования Вооруженных сил России : монография / В.Л. Пашута ; МО РФ, Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2004. —220 с.
  6. Федеральная целевая программа «Перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы».

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle