Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Хоккей

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Воспитание и развитие силовых способностей юных хоккеистов

В.А.Козырьков, тренер-преподаватель
ГОУ ДОД «СДЮСШОР по хоккею»

Основными средствами специальной физической подготовки являются упражнения, включающие весь технико-тактический арсенал хоккея, и разработанные на их основе специально-подготовительные упражнения.
Воспитание физических качеств – это, по существу, процесс управления физическим развитием человека, направленный на всестороннее совершенствование организма, с использованием разнообразных, педагогически обоснованных средств и методов воздействия.
Физическая подготовка юных хоккеистов должна быть, прежде всего, направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие растущего организма, укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем. Правильно организованная и дозированная физическая подготовка создает прочный фундамент, на котором тренер, в практике учебно-тренировочной работы, умело возводит здание технического мастерства, тактического кругозора, психологической и волевой устойчивости.
Как известно, на развитие мышечной силы значительное влияние оказывают занятия спортом, начиная с детского возраста. В отечественной системе спортивной тренировки подрастающего поколения большое значение придается развитию мышечной силы с целью всесторонней физической подготовки. При этом создание правильной системы силовой подготовки - решающий фактор роста спортивных достижений.
Увеличение физиологической напряженности "на силу" в период начальной подготовки (высокий темп движений, малые интервалы между занятиями),  не всегда приводит к повышению эффективности развития силы. Этот метод тренировки дает результаты только в дальнейшем, по мере повышения тренированности. Это правило распространяется и на изучение и освоение элементарной техники и является настоящей западней для тренеров. Особое значение имеет фаза застоя, приходящаяся на первые месяцы специализированной тренировки. После того как ученик относительно быстро овладел элементарными техническими знаниями, следует период выраженного застоя. И все же этот застой - лишь видимость, так как прогресс все-таки происходит, но он неизмерим, и поэтому создается впечатление, что с учеником ничего не происходит. Результаты обучения здесь отнесены переменами адаптационного характера, т.е. приспособлением к условиям и требованиям, необходимым для "скачка" тех качеств, которые до той поры были незаметными. Опасность состоит в том, что этот период кратковременного застоя (кажущегося) тренер может оценить как предел возможностей ученика.
Под физическим качеством "сила" понимается способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Вся игровая деятельность хоккеистов носит по существу скоростно-силовой характер. Успешное выполнение различных игровых приемов: маневрирования на коньках, бросков и ударов шайбы, ведение и обводки, силовых единоборств - связано с максимальными силовыми проявлениями соответствующих мышечных групп. Поэтому, чтобы повысить эффективность игровой деятельности хоккеиста, необходимо в первую очередь поднять уровень его силовых качеств.
Однако, для достижения успехов в ведении силовых единоборств спортсменов-хоккеистов необходимо готовить постоянно, начиная с самого раннего возраста. В тоже время, необходимо сказать, что среди всех проблем, существующих в хоккее, наиболее спорной проблемой силовой подготовки является возраст, в котором можно начинать работу с отягощениями, в частности со штангой, в качестве специализированных занятий или вспомогательного средства.
Наши наблюдения за детьми, тренирующимися со штангой легкого веса с 8 - 9 лет, свидетельствуют, что постепенное увеличение нагрузок при строгом учете возможностей и индивидуальных особенностей ребенка не вредит его здоровью. Наоборот, упражнения со штангой способствуют интенсивному метаболизму (обмену веществ), а множество данных подтверждает, что дети, которые занимались с гантелями, опередили в росте и развитии сверстников, не выполнявших таких упражнений.
В хоккее для силовых занятий с детьми существуют определенные методические требования. Так, необходимо начинать тренировки с легкими отягощениями. Это обеспечит гармоничное развитие всех мышечных групп. Тренировки с отягощениями следует сочетать с упражнениями, направленными на развитие моторных навыков, специфичных для самых различных видов спорта.
Так, тяжести, используемые в этот период, должны быть такими, чтобы спортсмены могли повторить каждое упражнение не менее десяти раз подряд. Эти упражнения выполняются преимущественно в положении лежа и с виса.
Когда чувствуется, что груз, с которым работают спортсмены, стал для них уже легким, тренер может увеличить нагрузку, теперь уже исходя из индивидуальных особенностей каждого подростка. На основании нашей практической деятельности и наблюдений, если тренер решил ввести упражнения со штангой для развития юных спортсменов больших мышечных групп (спины, ног), то вес штанги должен определяться согласно возрасту:

  • 10-11 лет - 30% от веса тела;
  • 11-12 лет - 70% от веса тела;
  • 12-13 лет - 75% от веса тела;
  • с 13 лет - 100% один раз в 15 дней;
  • в 13-15 лет - около 60% от максимальных отягощений (каждое упражнение повторяется 10 раз).
Кроме ограничения веса и количества повторений. Необходим постоянный медицинский контроль за морфологическим и функциональным развитием подростка. Особенное влияние уделяется таким адаптационным функциям, как кровообращение и дыхание при нагрузках.
 
Выводы.
1. Все технико-тактические действия в хоккее носят скоростно-силовой характер и это несет дополнительную нагрузку на занимающихся.
2. При занятиях силовой подготовкой в детском возрасте необходимо строго дозировать предлагаемые нагрузки в зависимости от веса тела и возраста юных хоккеистов.
 
Литература.
1. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье. 1981. - 140 с
2. Мартиросов Э.Г., Шустин Б.Н. Модельные характеристики морфологических особенностей спортсменов в основных группах видов спорта // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в основных видах спорта. М., 1978. - С. 48 - 50.
3. Радионов А.В. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
4. Сергиенко Л.П. Генетика и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.
5.Горский Л. Тренировка хоккеистов. - М.: ФиС, 1981. - 224 с. 
 

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle