Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Влияние уровня физической подготовленности и внимания на успеваемость младших школьников

Андрей Андреевич Пауков, преподаватель, Воронежский государственный аграрный университет имени К. Глинки, Евгений Леонидович Сафронов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
 
Аннотация
 
В статье представлен фрагмент исследований относящихся к изучению и сравнению физической подготовленности, отдельных параметров физического развития, внимания младших школьников региональной популяции успевающих в учебе на «4» -«5» и на «3». Установлены причинно-следственные связи между изучаемыми параметрами и успеваемостью.
 
Ключевые слова: младшие школьники, уровень физической подготовленности, внимание, успеваемость, основа системы физической подготовки для коррекции успеваемости.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
В зените исследовательского интереса специалистов по физическому воспитанию и спортивной тренировке находятся вопросы, относящиеся к максимизации функциональных возможностей организма спортсмена, а также использования физических упражнений с целью оздоровления [1]. Физическая подготовка также рассматривается через призму профессионально-прикладных задач.
 
В направлении изучения применения средств физического воспитания в профессиональной деятельности, большое значение может иметь интерпретация накопленного научно-практического опыта на детей школьного возраста. В значительной степени, с точки зрения приоритетов учебный процесс для школьников эквивалентен профессиональной деятельности взрослых, а значит, одной из задач физического воспитания школьников становится повышение результативности учебы [1].
 
Остается не вполне заполненной ниша теоретико-практических разработок от­носящихся к улучшению успеваемости школьников посредством применения физиче­ских упражнений.

Цель работы: Определить генеральные критерии, которые могут быть положе­ны в основу системы физического воспитания младших школьников, для коррекции их успеваемости.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования проводились в средних общеобразовательных школах города Во­ронежа с учениками 3-4 классов возраста от 9 до 11 лет.

На первом этапе изучался уровень физической подготовленности, отдельные составляющие физического и нервно-психического развития.

На втором этапе была проведена сравнительная характеристика уровня физиче­ской подготовленности, внимания младших школьников имеющих оценки «4»-«5» - группа 1 и учащихся на «3» - группа 2. Были подвергнуты анализу взаимосвязи между выявленными параметрами и успеваемостью.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В рамках решения первой задачи, были проведены контрольно-педагогические испытания. Результаты представлены в таблице 1. Примечательно, что в большей час­ти, отличия имеются в тестах характеризующих уровень различных сторон физиче­ской подготовленности, в показателях относящихся к физическому развитию досто­верных отличий нет.

Таблица 1

Результаты тестирования младших школьников города Воронежа

Тесты Группа 1 (п=60) Группа 2 (п=60) Различия Дост. разл
  т ±а т ±а   %  
Масса тела, кг 33,7 3,4 33,1 4,2 0,6 1,8 Р>0,05
Рост, см 135,2 4,3 134,9 6,1 0,3 0,2 Р>0,05
Прыжок вверх по Абалакову, см 23,9 4,6 19,2 5,8 4,7 24,5 Р<0,05
Прыжок в длину с места, см 143,8 15,9 135,7 14,4 8,1 6 Р<0,05
Гибкость: сидя на полу, ноги в колен­ных суставах выпрямлены - наклон вперед, см 9,6 3,4 8,2 3,9 1,4 17,1 Р<0,05
Медленная координация, м (ходьба по гимнастическому бревну) 8 0,9 6,5 1,3 1,5 23,1 Р<0,05
Боковой степ-тест, раз (прыжки до первого сбоя через распо­ложенные в 50 см друг от друга от­метки). 79 17 63 24 16 25,4 Р<0,05
Метание набивного мяча сидя на полу из-за головы, м 12,1 5,2 12,3 5,9 -0,2 1,6 Р>0,05
Кистевая динамометрия правая, кг 17,3 4,3 15,1 5,6 2,2 14,6 Р<0,05
Кистевая динамометрия левая, кг 16,8 4,1 15,3 5,8 1,5 9,8 Р<0,05

 

Для укрепления доказательной базы и проверки тенденций, выявленных в ре­зультате изучения уровня физической подготовленности, роста и массы тела мы про­вели корреляционный анализ. Изучали взаимосвязи между успеваемостью и вышеопи­санными параметрами (Рис. 1).

С целью выявления особенностей внимания школьников 9-11 лет города Воро­нежа, мы воспользовались тестом Тулуз-Пьерона. Тест Тулуз-Пьерона первично на­правлен на исследования внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости и т. д.) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

Рис. 1. Достоверные взаимосвязи успеваемости с параметрами физической подготовленности и физического развития

Рис. 1. Достоверные взаимосвязи успеваемости с параметрами физической подготовленности и физического развития
 
В первой группе - выборка, состоящая из школьников 9-11 лет имеющих оценки «4»-«5» по предметам школьной программы. Во второй группе - успеваемость «3» балла.
 
В результате, в первой группе временные рамки (40;45) и (45;50) находятся примерно в равных пропорциях, и они оказываются в количественном преобладании над другими временными рамками - 2/3. Это означает, что для данного возраста быстрота выполнения теста на внимание находится на хорошем уровне. То есть у большинства испытуемых наблюдается достаточно высокая подвижность психических процессов. Наблюдаются и испытуемые с высоким показателем быстроты выполнения, что говорит о высокой переключаемости внимания, перемещения внимания с одного объекта на другой, причем с высокой устойчивостью. Испытуемых со слабым показателем быстроты выполнения оказалось относительно немного.
 
В целом, можно сказать о высокой заинтересованности испытуемых первой группы в выполнении теста и, возможно хороших умственных способностях.
 
У испытуемых второй группы наблюдается большая раздробленность в показателях. 1/6 часть испытуемых имеет слабые показатели выполнения теста на внимание, что говорит о слабой концентрации и переключаемости внимания. 4/6 - испытуемые с хорошим показателем и 1/6 - с высоким показателем. Для данного возрастного периода (младший школьный возраст) эти показатели являются определяющими, так как основным видом деятельности является учеба.
 
Если говорить об ошибках в выполнении теста, то больше всего ошибок совершали испытуемые, относящиеся к выборке второй группы, что свидетельствует об их рассеянности. То есть, данные испытуемые не способны к длительному и интенсивному сосредоточению, поэтому часто при выполнении теста возникают пропуски и ошибки.
 
По результатам исследования выявили, что дети в выборке первой группы, в большинстве случаев обладают высоким показателем точности выполнения теста, что говорит о хорошем качестве внимания.
 
Во второй группе наблюдается иная ситуация. У большинства - слабый показатель точности, а только порядка 1/4 испытуемых вписываются в рамки нормы.
 
В таблице 2 представлены выявленные типологические профили испытуемых.
 
Становится очевидным, что установленные типологические профили характерные для второй группы в значительной мере объясняют и соответствуют их уровню успеваемости.

Таблица 2

Типологические профили ММД (минимальная мозговая дисфункция) Личностные профили

Тип Группа 1 Группа 2
реактивный тип 25,6% 31,3%
ригидный тип 15,4% 15%
субнормальный тип 59% 45%
активный тип - 4,5%
астенический тип - 1,5%

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, младшие школьники, успевающие на «3» (вторая группа) не ус­тупают своим сверстникам, которые учатся на «4»-«5»(первая группа) в значениях уровня массы и длины тела, но уступают в уровне физической подготовленности. Ре­зультаты корреляционного анализа показали, что успеваемость испытуемых первой группы тесно (Р<0,05) связана с большим количеством показателей физической подго­товленности и отсутствует с показателями, характеризующими физическое развитие. У учащихся на «3» достоверная связь установлена только с двумя показателями физи­ческой подготовленности.
Показатели внимания и психомоторного темпа младших школьников общеобра­зовательных школ города Воронежа учащихся на «4»-«5» выше, чем успевающих на «3» сверстников.
Из полученных результатов исследования мы можем резюмировать, что на ус­певаемость младших школьников города Воронежа оказывает влияние уровень физи­ческой подготовленности, а также уровень внимания и психомоторного темпа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2002. - 480 с.

Контактная информация: Saphronov@inbox.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle