Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Влияние психологической адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, на их адаптированность к условиям жизни

Сулейман Нажмутдинович Шихвердиев, кандидат педагогических наук, доцент, Российская Правовая Академия Министерства Юстиции РФ (РПА МЮ РФ), Санкт- Петербург
 
Аннотация
 
Статья посвящена анализу результатов исследования, посвященного установлению взаимосвязей характеристик психологической адаптации и адаптированности к условиям жизни «вне спорта» спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру.
 
Ключевые слова: завершение спортивной карьеры, психологическая адаптация, адаптированность.
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Как показали наши многолетние исследования, на этапе завершения спортивной карьеры происходит дестабилизация характеристик психологической адаптации спортсменов [3,7]. Это, в свою очередь, может оказывать весьма негативное влияние, «тормозя» процесс их адаптации к новой жизненной ситуации. Такая точка зрения не раз высказывалась в научной литературе [1,2]. Но эмпирических исследований, подтверждающих или опровергающих ее, нам обнаружить не удалось.
 
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
 
С целью проверки гипотезы проводилось исследование взаимосвязей характеристик психологической адаптации спортсменов на всех ее уровнях (психофизиологическом, личностном, социально-психологическом) с показателями их адаптированно-сти к условиям жизни, в качестве которых рассматривались: адаптированность к учебной и профессиональной деятельности и удовлетворенность условиями жизни. Взаи­мосвязи устанавливались посредством корреляционного анализа. В исследовании применялся пакет широко известных психодиагностических методик. Количество ис­пытуемых - 228 человек, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Корреляционный анализ показателей психологической адаптации и адаптиро- ванности спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к условиям обыч­ной жизни, показал их тесную взаимосвязь. Остановимся на обсуждении наиболее значимых из них (р>0,50 при р<0,05).

Таблица 1

Матрица достоверных связей характеристик психологической адаптации и адаптированности к жизни у спортсменов, завершающих карьеру (п=228)

  1 2 3 4 5 6 7 8
9             -0,53  
10   -0,51            
11 -0,52     -0,64   -0,55 -0,52 -0,51
12       -0,52        
13       0,50        
14   0,54            
15 0,58   0,50   0,59   0,62 0,53
16 0,51     0,50        
17 0,52       0,51      
18 0,55 0,52 0,53       0,56 0,52
19   0,53            
20   -0,50     -0,50      
21 0,58   0,51 0,55        
22 -0,53       -0,52 -0,50 -0,62 -0,53
23       -0,51     -0,50  
24       -0,52        
25 -0,52              
26       0,50 0,52 0,51    
27 0,52     0,50     0,58  
28             0,54  
29 0,54 0,51 0,52   0,57 0,52   0,51
30 0,50 0,52 0,50 0,53       0,50
31 -0,50     -0,55        
32 -0,51           -0,55  
33       -0,53        
34 -0,50 -0,52 -0,50          
35   -0,55         -0,50  

 

Условные обозначения:
Показатели адаптированности к жизни: 1 - профессиональная успешность, 2 - профес­сиональная удовлетворенность, 3 - профессиональная адаптированность, 4 - учебная успеш­ность, 5 - удовлетворенность учебой, 6 - учебная адаптированность, 7 - удовлетворенность ус­ловиями жизни, 8 - интегральный показатель адаптированности к жизни.
Показатели психофизиологической адаптации: 9 - физиологические, 10 - психологиче­ские, 11 - поведенческие симптомы стресса, 12 - интегральный показатель стресса, 13 - само­чувствие, 14 - активность, 15 - настроение, 16 - интегральный показатель функционального состояния.
Показатели личностной адаптации: 17 - самоуверенность, 18 - самоуважение, 19 - ауто- симпатия, 20 - самоуничижение, 21 - мотивация достижения успеха, 22 - фрустрация, 23 - тре­вожность, 24 - агрессия, 25 - ригидность, 26 - интернальность личности.
Показатели социально-психологической адаптации: 27 - общительность, 28 - самокон­троль в общении, 29 - решение о выборе профессии, 30 - профессиональное самоопределение, 31 - недисциплинированность, халатность по отношению к делу; 32 - равнодушие к окружающему, 33 - девиантность поведения, 34 - склонность к алкогольной зависимости, 35 - аддиктивность личности.

Рассмотрим более подробно влияние различных уровней психологической адаптации на адаптированность спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к условиям жизни.
 
1. Взаимосвязи психофизиологической адаптации спортсменов. Обнаружено 17 связей показателей психофизиологической адаптации и адаптированности к жизни у спортсменов, завершающих карьеру в спорте. Следовательно, они в довольно значительной степени взаимно обуславливают друг друга.
 
Наибольшее количество связей с характеристиками адаптированности к жизни обнаружили показатели: поведенческая симптоматика стресса и настроение спортсменов (по 4 связи). Они же оказались связанными с интегральным показателем адапти-рованности данной категории спортсменов к жизни вне спорта. То есть, поведенческие проявления стресса затрудняют адаптацию спортсменов. Нарушения адаптированно-сти, в свою очередь, способствуют ухудшению их настроения.
 
Наибольшее количество связей с психофизиологической адаптацией (4) среди показателей адаптированности зафиксировано у успешности спортсменов в учебной деятельности. В числе прочих, обнаружены связи учебной успешности с функциональным состоянием и уровнем стресса. Это объясняется тем, что учебная деятельность для многих спортсменов, завершающих спортивную карьеру, становится ведущей. Именно на нее переключается активность спортсменов и характеристики психофизиологической адаптации «реагируют» на это.
 
Характеристики стресса, переживаемого спортсменами на этапе завершения спортивной карьеры, обнаружили следующие связи с показателями адаптированности к условиям жизни (все связи имеют отрицательный характер):
 
  • физиологическая симптоматика стресса связана с оценкой удовлетворенности условиями жизни;
  • психологические симптомы стресса снижают удовлетворенность профессиональной деятельностью;
  • поведенческие проявления стресса спортсменов, завершающих карьеру, влияют на профессиональную, учебную успешность, общую адаптированность к учебе и удовлетворенность условиями жизни;
  • общий уровень стресса, переживаемого спортсменами на данном отрезке их жизни, негативно сказывается на уровне их успеваемости в учебе.
  • Функциональное состояние спортсменов, завершающих карьеру, взаимосвязано с характеристиками адаптированности к условиям жизни следующим образом:
  • самочувствие связано с учебной успешностью спортсменов;
  • активность - с профессиональной удовлетворенностью;
  • настроение - с профессиональной успешностью, адаптированностью, удовлетворенностью учебой, условиями жизни и общей адаптированностью к жизни вне спорта;
  • интегральный показатель функционального состояния связан с профессиональной и учебной успешностью спортсменов, завершающих занятия спортом.
Из полученных данных следует, что, повышая степень адаптированности спортсменов к жизни «вне спорта», следует корректировать в первую очередь уровень их настроения и снижать поведенческие проявления стресса.
 
2. Взаимосвязи личностной адаптации спортсменов. Обнаружено 25 связей показателей личностной адаптации и социальной адаптированности спортсменов, что означает, что они тесно интегрированы.
 
Наиболее важными с точки зрения адаптированности спортсменов являются показатели самоуважения и фрустрации (по 5 связей, включая интегральный показатель). В высокой степени подверженным влиянию характеристик личностной адаптации показателем адаптированности спортсменов является показатель их профессиональной успешности спортсменов (5 связей).
 
Cамоотношение спортсменов достаточно сильно определяет особенности их адаптированности к жизни:
 
  • самоуверенность спортсменов влияет на оценку им собственной профессиональной успешности и удовлетворенность учебой;
  • самоуважение связано с профессиональной успешностью, удовлетворенностью профессиональной деятельностью, профессиональной адаптированностью, удовлетворенностью условиями жизни и общей адаптированностью спортсменов к жизни;
  • аутосимпатия повышает удовлетворенность спортсменов осуществляемой им профессиональной деятельностью;
  • склонность к самоуничижению снижает удовлетворенность спортсменов профессиональной и учебной деятельностью.
Мотивация достижения успеха спортсменов, завершающих карьеру, способствует повышению их профессиональной успешности (и адаптированности в целом) и учебной успешности.
 
Эмоциональные состояния спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, оказывают влияние на показатели адаптированности к жизни:
 
  • состояние фрустрации спортсменов способствует снижению их профессиональной успешности, удовлетворенности учебой, учебной адаптированности, удовлетворенности условиями жизни и общей адаптированности к жизни;
  • тревожность спортсменов способствует снижению учебной успешности и удовлетворенности условиями жизни;
  • агрессия снижает успех спортсменов в учебной деятельности;
  • ригидность блокирует профессиональную успешность спортсменов.
Интернальность личности спортсменов, находящихся на заключительном этапе карьеры, благоприятствует повышению всех характеристик адаптированности к учебной деятельности.
 
Таким образом, характеристики личностной адаптации спортсменов в значительной степени определяют адаптированность спортсменов, завершающих свою карьеру в спорте, к условиям обычной жизни.
 
3. Взаимосвязи социально-психологической адаптации спортсменов. В результате корреляционного анализа выявлено 25 взаимосвязей с адаптированностью к обычной жизни.
 
Из показателей социально-психологической адаптации в наибольшей степени на адаптированность к жизни оказывают влияние характеристики профессионального самоопределения, что вполне закономерно. Cледовательно, принятие решения о выборе будущей профессии и высокая степень профессионального самоопределения в целом способствуют улучшению качества адаптации спортсменов к жизни вне спорта (судя по связям с интегральным показателем социальной адаптированности).
 
Наиболее зависимым от социально-психологической адаптации показателем адаптированности завершающих карьеру спортсменов является оценка ими своей профессиональной успешности (6 связей).
 
Перечислим полученные связи частных показателей социально-психологической адаптации и адаптированности спортсменов к жизни вне спорта.
 
Коммуникативные характеристики спортсменов оказывают следующее влияние на их адаптацию к жизни:
  • общительность спортсменов повышает их профессиональную и учебную успешность;
  • коммуникативный самоконтроль способствует более высокой оценке удовлетворенности условиями жизни.
Принятие решения о профессиональном выборе (как и профессиональное самоопределение в целом, учитывая одинаковый характер взаимосвязей) связано со всеми показателями профессиональной адаптированности, учебной успешностью и общей адаптированностью к жизни у спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры.
 
Характеристики девиантного поведения спортсменов, завершающих карьеру, оказывают негативное влияние на их адаптацию к условиям жизни:
  • недисциплинированность и халатность спортсменов в деятельности способствуют снижению их профессиональной и учебной успешности;
  • равнодушие по отношению к окружающему снижает возможность достижения спортсменами профессионального успеха;
  • общая девиантность личности оказывает негативное влияние на учебную успеваемость спортсменов.
Аддиктивные характеристики следующим образом взаимосвязаны с адаптиро-ванностью спортсменов, завершающих спортивную карьеру, к условиям жизни:
  • склонность к алкогольной зависимости снижает все показатели профессиональной адаптированности спортсменов;
  • общая аддиктивность как склонность к различным зависимостям препятствует удовлетворенности спортсменов осуществляемой ими профессиональной деятельностью и условиями жизни.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует, что одинаково сильное влияние на адаптированность спортсменов, находящихся на этапе завершения карьеры, к обычной жизни, оказывают характеристики личностной и социально-психологической адаптации. Следовательно, в целях повышения степени адаптиро-ванности спортсменов к условиям жизни необходимо стремится к повышению их настроения, самоуважения, профессионального самоопределения и снижения уровня фрустрированности в процессе их психологического сопровождения.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Давлеткалиев, Д.К. Особенности социальной адаптации спортсменов-профессионалов после ухода из большого спорта : монография / Д.К. Давлеткалиев. -М. : Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002. - 100 с.
  2. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Изд-во «Центр карьеры», 1999. - 368 с.
  3. Шихвердиев, С. Н. К вопросу об оптимизации процесса социально-психологической адаптации спортсменов высокой квалификации, завершающих спортивную карьеру / С. Н. Шихвердиев // Психологические основы педагогической деятельности : материалы 32-й научной конференции кафедры психологии СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2005. - С. 47-57.
  4. Шихвердиев, С. Н. Психологическая адаптация спортсменов, завершающих карьеру / С. Н. Шихвердиев, Ф. И. Собянин // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 6 (25). - С. 55-59.
  5. Шихвердиев, С.Н. Задачи психологического сопровождения спортсменов, завершающих спортивную карьеру и эффекты его реализации / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 113-116.
  6. Шихвердиев, С.Н. Особенности взаимосвязей адаптированности к спортивной деятельности и условиям жизни у спортсменов, завершающих спортивную карьеру / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 125-129.
  7. Шихвердиев, С.Н. Профессиональное самоопределение спортсменов, находящихся на этапе завершения спортивной карьеры / С. Н. Шихвердиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 129-133.
Контактная информация: roza.2906@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle