Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Декабря 2011 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Физическая культура

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Автор: Лукьяненко В. П., Петрякова В. Г.

Влияние гипотонии мышц голени и стопы на формирование плоскостопия у детей дошкольного возраста

Ключевые слова: плоскостопие, двигательный стереотип, опорно-двигательный аппарат.

Аннотация. Статья посвящена проблемам возникновения и развития плоскостопия у детей, особенностям формирования и нарушения двигательного стереотипа и влияния его на развитие организма детей.

Контакт: Vikon29@yandex.ru

Influence of a hypotonia of muscles of a shin and foot on formation of a platypodia at children of preschool age

Keywords: flat feet, stereotype movement, locomotor apparatus.

Abstract. The article is devoted to the problems of the cause and development of flat feet in children, the formation and disorder of the movement stereotype and its influence on the children organism growth.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось количество детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

В раннем возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладывается фундамент хорошего здоровья и полноценного физического развития. Однако нередко в данном возрасте встречаются заболевания опорно-двигательного аппарата, среди которых одно из ведущих мест занимает плоскостопие (от 30% до 70% всех деформаций стоп) [2, 3, 8].

Плоскостопие - это деформация стопы, при которой происходит уплощение ее сводов. Существует пять продольных и один поперечный свод стопы. Внутренняя и наружная арки формируют продольные своды стопы, а передняя арка формирует поперечный свод. Внутренний продольный свод образован пяточной, таранной, ладьевидной, тремя клиновидными и первыми тремя плюсневыми костями. Наружный продольный свод образован пяточной, кубовидной и двумя наружными плюсневыми костями. Поперечный свод проходит через клиновидные и кубовидные кости и основания плюсневых костей. Составными частями сводов стопы являются также фасции, апоневрозы, подкожная жировая клетчатка, мышцы и сухожилия. Все волокнистые соединительные образования взаимосвязаны между собой [9].

28 мелких костей стопы, связки между ними и суставные капсулы, продольные и поперечные своды обеспечивают амортизацию шагов при ходьбе. Одна из самых главных особенностей этой весьма совершенной конструкции заключается в том, что амортизационная способность стопы, вопреки широко распространенным представлениям, определяется главным образом не сухожилиями и связками, а динамической работой большой группы мышц стопы и голени [4].

Стопа в теле человека выполняет три биомеханические функции: рессорную, балансировочную и толчковую [2].

Рессорная функция - смягчение толчков при ходьбе, беге, прыжках. Она возможна благодаря способности стопы упруго распластываться под действием нагрузки с последующим обретением первоначальной формы. Исследования показали, что при быстрой ходьбе в обуви с твердым каблуком по паркетному полу ускорения в области пятки достигают величины, в 30 раз превышающей ускорение свободного падения (g). У людей со здоровыми стопами на голени ускорение составляет 5-6g, а ускорение в области головы составляет 1g. При плоскостопии толчки более резко передаются на суставы нижних конечностей, позвоночника, внутренние органы, что способствует ухудшению условий для их функционирования, микротравматизации, смещениям и т. п. [9].

Балансировочная функция реализуется в процессе регуляции позы человека при движениях. Она выполняется благодаря возможности движения в суставах стопы в трех плоскостях и обилию рецепторов в сумочно-связочном аппарате. Здоровая стопа скульптурно охватывает неровности опоры. При плоскостопии положение костей и суставов изменяется, связочный аппарат деформируется. В результате у детей страдает координация движений, устойчивость.

Толчковая функция - сообщение ускорения телу человека при движениях, является самой сложной функцией стопы. Её составляющими являются рессорность и способность к балансировке. Ослабление этой функции наиболее наглядно проявляется при беге и прыжках.

При плоскостопии страдают все функции стопы. Изменения нормального свода стопы ведут к нарушению, прежде всего её амортизационных свойств и изменениям функционирования голеностопного сустава.

Особенности биомеханики стопы значительно определяют биомеханику всей нижней конечности и позвоночника в целом, так как эти структуры опираются на стопу и являются звеньями единой кинематической цепи. При нарушении оси какого-либо одного из многочисленных суставов стопы организм пытается компенсировать это за счет изменения осей других суставов, что может явиться причиной деформации не только суставов самой стопы, но также коленных и тазобедренных суставов. В свою очередь, это может привести к негативным изменениям в поясничном и вышележащих отделах позвоночника и изменениям в осанке в целом.

Патологические изменения в осанке приводят к развитию множества заболеваний, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к плоскостопию. Это - остеохондроз, различные болезни таких внутренних органов как почки, сердце, желудок, кишечник.

Следовательно, плоскостопие ведет к нарушению работы организма человека как единой системы, в которой изменение работы одного звена неизбежно приводит к сбою в другом и формированию неоптимального двигательного стереотипа.

Двигательный стереотип - это устойчивый индивидуальный комплекс безусловно рефлекторных двигательных реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении познотонических функций (походку, почерк, осанку), возникающий вследствие эволюционно выработанной закономерности последовательного или параллельного включения основных мышечных групп [3].

По мнению Л. Ф. Васильевой, двигательный стереотип - сложный двигательный акт, состоящий из эволюционно выработанной последовательности и параллельности простых (локальных) движений [1].

По определению известного учёного Карла Левита, двигательный стереотип - это совокупность условных и безусловных рефлексов, формирующихся в период онтогенеза и составляющих походку, почерк, осанку, то есть все двигательные процессы, повторяющиеся в повседневной жизни. Двигательный стереотип может быть оптимальным, когда повторяющиеся двигательные процессы выполняются в автоматическом режиме и не вызывают отрицательных ощущений у исполнителя. Ограничение движений, быстрая утомляемость, как следствие неудобств, связанных с плоскостопием, искривлением таза, туловища, шеи, укорочения конечности и т. п. Всё это указывает на наличие не оптимального двигательного стереотипа [7].

Свод стопы у детей формируется к 6 - 7 годам. Особенно интенсивно стопа формируется в первые три года жизни, активно участвуя в формировании оптимального двигательного стереотипа у ребенка. Широко распространенное мнение, что плоскостопие у детей до 6 лет является физиологически обусловленным и не требует коррекции, не совсем корректно. Именно до 5 - 6 лет, когда не «закрыты» точки окостенения легче исправить или предупредить развитие деформации стоп и сформировать правильную походку [2].

При плоскостопии происходит формирование неоптимального двигательного стереотипа, при этом возникает гипотония икроножных мышц (т. к. они не участвуют в подошвенном сгибании стопы), укорочение и гипертонус латеральных мышц голени, отвечающих за тыльное сгибание стопы, что приводит к формированию «порочного круга» и усугублению плоскостопия. В свою очередь, нарушение разгибания бедра при ходьбе приводит к слабости и гипотонии ягодичных и приводящих мышц, укорочению и повышению тонуса подвздошно-поясничной мышцы, концентрической перегрузке разгибателей спины, эксцентрическому перенапряжению прямых и косых мышц живота. Со временем данные функциональные изменения приводят к появлению очагов миотонуса в напряженных мышцах, что приводит к фиксации неправильного стереотипа.

Двигательный стереотип формируется многие годы, начиная с раннего детства. При неправильном двигательном стереотипе появляются двигательные ошибки, которые суммируются и, в итоге, способствуют фиксации патологической цепи ошибок в формировании осанки, пластики, координации движений. Рассматривая стопу, как ключевое звено формирования оптимального двигательного стереотипа ребенка, необходимо уделять пристальное внимание восстановлению функции тех мышечных групп, которые в наибольшей мере отвечают за функцию опоры и передвижения.

Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается сравнительно медленно - на протяжении многих месяцев и лет. В период интенсивного роста организма - в 3 и 6 месяцев, 1, 3 и 5 лет - происходит дифференциация формы и структуры костей. Неокрепший костный и связочный аппарат, а также слабые мышцы являются причиной значительных колебаний высоты продольных сводов стопы при значительной двигательной нагрузке. Это приводит к возникновению статических деформаций стоп, которые могут привести к расстройству статики и кинематики движений. У детей этого возраста возникают условия для развития плосковальгусной деформации, так как для увеличения площади опоры и удержания тела в равновесии ребёнок широко расставляет ноги, опираясь на внутренние отделы стопы. Главными критериями успешного избавления от плоскостопия являются ранняя диагностика и лечение, которое должно назначаться специалистом-ортопедом. Наиболее эффективна коррекция плоскостопия в возрасте до 12 лет, так как к этому возрасту стопы окончательно формируются [2, 4].

Исследование многих авторов [3, 5, 8, 9 и др.] свидетельствуют о том, что систематические занятия физическими упражнениями, направленными на укрепление мышц голеностопного сустава и исправление деформации стоп, могут служить профилактикой плоскостопия у детей дошкольного возраста. При этом под исправлением деформации стоп понимается уменьшение имеющегося уплощения сводов, пронированного положения пяток и супинационной контрактуры переднего отдела стопы. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможна только на основе комплексного использования всех средств физического воспитания: гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Однако следует отметить, что профилактика и лечение плоскостопия средствами физической культуры - процесс весьма длительный и трудоемкий, к тому же, не всегда приводящий к восстановлению сводов стопы до нормального уровня. В настоящее время существует много программ и методик, посвященных физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в том числе и множество методик ЛФК и оздоровительной физической культуры для детей дошкольного возраста с плоскостопием. Но эффективность их в настоящее время пока что оставляет желать много лучшего.

На наш взгляд, помимо ряда других причин, это обусловлено недостаточным научно-теоретическим обоснованием применения физических упражнений при плоскостопии у детей дошкольного возраста. В большинстве специальных программ не уделяется должного внимания особенностям мышечного дисбаланса у детей дошкольного возраста в период формирования основных функций стопы. В частности, не учитываются биомеханические особенности стопы при уплощении ее сводов. Вместе с тем, К. Б. Петровым(1998) доказано, что при длительных статических и динамических перегрузках на начальных стадиях развития плоскостопия мышцы находятся в состоянии избыточного компенсаторного напряжения. В дальнейшем, напряжение мышц приводит к спазмам сосудов и гипоксии тканей, что вызывает длительное снижение тонуса мышц и усугубление клинических проявление плоскостопия.

Таким образом, процесс использования физических упражнений, применяемых на начальных стадиях коррекции нарушений формирования сводов стоп у детей дошкольного возраста должен состоять из двух этапов. На первом этапе необходимо уделить внимание снижению патологически повышенного тонуса стоп и голени у детей для того, чтобы на втором этапе стало возможно применение корригирующих и тренирующих упражнений, направленных на формирование сводов стоп и нормального мышечного тонуса нижних конечностей ребенка [6].

Еще в середине XX века шведский ученый R. Granit [10], изучив нейрофизиологические особенности регуляции движений, доказал, что в ослабленных гипотоничных мышцах длительно сохраняются постоянные миотонические очаги, т. е. участки патологически повышенного мышечного тонуса, которые не позволяют всей мышце получать нормальную нервно-мышечную регуляцию и восстанавливать свой тонус.

Исследованиями отечественных ученых [1, 8] доказано ведущее влияние перинатальных повреждений на дальнейшее развитие особенностей биомеханики опорно-двигательного аппарата ребенка. С того момента, как ребёнок, травмированный в процессе родов, начинает ходить, у него формируется не оптимальный двигательный стереотип, который длительное время компенсируется не симметричным тоническим сокращением мышц, что обусловливает не симметричное их дальнейшее развитие. Данные процессы во многих случаях ведут к нарушению вегетативной иннервации соответствующих мышечных групп, что проявляется на первых этапах появлением фасциально-мышечной ригидности (ФМР). Наиболее часто названное болезненное состояние локализуется в сгибателях голени и разгибателях стопы.

По данным многих авторов [2, 6] миотонические очаги ишиокруральной группы мышц отмечаются в 99% случаев у детей, имеющих признаки периферической цервикальной недостаточности. Наличие ФМР в ишиокруральной группе мышц нивелирует функцию переката стопы, вызывая перенапряжение связочного аппарата голени и мышц стопы. При этом на мышцы ложится непосильная задача, связанная с необходимостью постоянно находиться в состоянии перенапряжения, для удержания продольных сводов стопы от распластывания. Афферентная импульсация, идущая от суставно-связочного аппарата информирует центральную нервную систему о неблагополучии в стопе. Мышцы вступают в борьбу с деформирующими силами, но сравнительно быстро истощаются и растягиваются, не выдерживая длительной нагрузки, что приводит к «распластыванию» стопы. При этом любые упражнения, направленные на тренировку мышц голени, только усиливают очаги миотонуса в икроножных мышцах, усугубляя тем самым патологию.

В исследованиях Попкова А. В. и Осипенко А. В. [7] на лабораторных животных клинически и экспериментально доказано, что только дистракция (растяжение) мышцы приводит к ликвидации патологических миотонических очагов, усиливает регенерацию коллагеновых волокон в соединительнотканных мышечных структурах, усиливает растяжимость и эластичность связочного аппарата, восстанавливая таким образом, его нормальную биомеханическую функцию.

Таким образом, анализ имеющихся материалов позволяет сделать вывод о том, что методы воздействия на мышцы голени и стопы при плоскостопии должны быть направлены, прежде всего, на разрушение патологических миотонических очагов, что необходимо учитывать при создании специальных методик физической реабилитации.

Литература

  1. Васильева Л. Ф. Визуальная диагностика нарушения статики и динамики / Л. Ф. Васильева - Иваново, 1996. - 200 с.
  2. Егорова С. А., Петрякова В. Г. Новый взгляд на причины плоскостопия и его профилактику средствами физической культуры // Вестник Ставропольского государственного университета. Выпуск №66 (1). - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. - С. 47-51.
  3. Егорова С. А., Шумакова Н. Ю. Интеграция музыки и лечебной физкультуры в комплексной реабилитации плоскостопия у детей // Адаптивная физическая культура, 2004. - № 4. - С. 29-32.
  4. Иваницкий М. Ф. Анатомия человека (с основами динамической спортивной морфологии): учебник для институтов физической культуры / под ред. Б. А. Никитюка, А. А. Гладышевой, В. Ф. Судзиловского. М.: Терра-спорт, 2003. - 624 с.
  5. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: учебник / А. М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2009. 496 с.
  6. Петров К. Б. Кинезитерапевтическая реабилитация дефектов осанки и фигуры: учебное пособие для врачей, методистов и инструкторов лечебной физкультуры / К. Б. Петров - Изд-во: Новокузнецк, 1998. - 430 с.
  7. Попков А. В., Осипенко А. В. Регенерация тканей при удлинении конечностей / А. В. Попков, А. В. Осипенко. - М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. - 240 с.
  8. Соков Л. П., Соков Е. Л., Соков С. Л. Руководство по нейроортопедии / Л. П. Соков, Е. Л. Соков, С. Л. Соков. - М.: 2002. -541 с.
  9. Физическая реабилитация / Под редакцией С. Н. Попова. Ростов-на-Дону: «Феникс». - 2005. - 604 с.
  10. Granit R. The basis of motor control. -Academic Press, London and New York, 1970. - 368 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle