Динамику роста интереса к занятиям экстремальными видами спорта (ЭВС) можно проследить по все возрастающему количеству различных экстрим-соревнований, фестивалей и др. праздников. Эти признаки роста популярности являются косвенными, однако ясно отражают тенденцию роста и развития этого спорта в нашей стране.
Результатом перехода к подростковой стадии развития становится изменение доминанты общения. Преобладающим над семейным становится влияние сверстников. Именно они выступают источником референтных норм поведения, определяющих статус подростка в группе. Занятия ЭВС связаны с процессами социализации и формирования самосознания человека.
Проведен опрос 42 человек, занимающиеся ЭВС 1-2 года (средний возраст респондентов -16,8 лет). На вопрос о том, что побудило заняться экстримом, варианты разделились:
- Друзья, знакомые, родственники - 55%,
- Средства массовой информации - 31% ,
- Безделье - 7%,
- Поиск острых ощущений («нехватка адреналина») - 7% .
Вопрос, о том, какое место экстрим занимает в жизни, дал следующие результаты:
- Хобби - 47% ,
- Образ жизни - 45% ,
- Профессиональная деятельность - 7%
Большинство опрошенных (88%) отметили наличие зависимости от занятий ЭВС. Некоторые участники опроса особо подчеркивали факт своей зависимости, сравнивая ее с зависимостью от наркотиков. Они утверждали, что склонны впадать в депрессию, если из-за поломки и/или травмы какое-то время не могут заниматься экстримом. Проводя аналогию с причинами употребления психотропными препаратами можно определить причины занятия ЭВС как «ориентацию на выражение протестных реакций на внешний контроль».
Внешнее конформное поведение проявлялось экстремалами в стиле одежды, пирсинге, татуировках и других качествах, относящихся к внешнему виду. Внутренняя конформность проявлялась в том, что многие рейдеры выражали свое негативное отношение к приверженцам других ЭВС.
Постоянный риск является для подростков достойным доказательством того, что они ведут себя «как взрослые». Этот вид деятельности приносит не только удовлетворение в виде самореализации, но и признание окружающих, что является очень важным в подростковом возрасте. Занятия ЭВС всегда проходят в группе друзей и знакомых, и попутно с катанием, прыжками, полетами и риском проходит общение со сверстниками. Более того, высокий стрессорный уровень занятий ЭВС еще более сплачивает коллектив подростков - общение становится более личностным и постепенно переходит на уровень Взрослый-Взрослый, что положительно сказывается на развитии личности.