Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Ахметов С.М., Баландин В. А., Чернышенко Ю. К., Борисов А.В., Е. А. Полухин

Вестибулосоматические и вестибуловегетативные реакции у курсантов 16-18 лет морских образовательных заведений в зависимости от возраста и физической подготовленности

Специфическим требованием к индивидуальным характеристикам будущих специалистов является уровень сложности профессиональной деятельности, определяемой по степени совокупности влияния на организм всех факторов, составляющих условия труда.

Во многих профессиях, особенно в таких специализированных и связанных с процессом передвижения в пространстве, как летчик, шофер, машинист, моряк и др., большое значение имеет вестибулярный аппарат, который является информатором о положении гравитационной вертикали при перемещении тела, обеспечивая при этом ориентацию тела и перераспределение мышечного тонуса [6, 8]. Одновременно, при раздражении вестибулярного аппарата прямолинейными или угловыми ускорениями, наблюдаются изменения в вегетативных, сенсорных и моторных реакциях организма [1]. Изучение связей между вестибулярной и сердечно-сосудистой системами, между вестибулярной и соматическими реакциями, по продолжительности и выраженности составляющих изменений важно для оценки общего состояния и степени готовности к избранной специальности [10, 12].

В связи с этим, целью настоящего исследования было изучение вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций у учащейся молодежи - будущих работников морских специальностей с различным уровнем физической подготовленности в возрасте от 16 до 19 лет.

В результате исследования установлено, что стандартные вестибулярные нагрузки вызывают заметные соматические и вегетативные реакции у учащихся и не зависят от их возрастных особенностей и уровня физической подготовленности. Об этом свидетельствует, с одной стороны, отсутствие достоверных различий показателей «времени нерешительности» и ЧСС у курсантов 16-19 лет различных этапов обучения после стандартных вестибулярных нагрузок, с другой - достоверное различие уровня физической подготовленности у курсантов обследуемых групп.

Ключевые слова: курсанты морских заведений; физическая подготовленность; вестибулярная нагрузка; время нерешительности; вестибулосоматические и вестибуловегетативные реакции.

Введение. Профессиональная пригодность даже у представителей массовых профессий, по данным А. И. Вайсмана [3], прямо или косвенно является причиной увольнения до четвертой части работающих. Но именно для работы в морских профессиях ограничения довольно часто проявляются даже для практически здоровых и физически подготовленных лиц, например показатель вестибулярной устойчивости - укачиваемости [11, 13, 15]. По данным А. И. Важжовой и Г. А. Окунева [4], 6 % поступающих в морские учебные заведения юношей абсолютно непригодны к плаванию на судах по данному показателю. Не случайно различные аспекты динамики состояния вестибулосоматических и вестибуловегетативных функций во взаимосвязи с уровнем физической подготовленности к условиям подготовки курсантов морских учебных заведений, режимом труда и отдыха плавсостава широко освещаются и анализируются в научно-педагогической литературе [2, 7, 9, 12, 13, 15].

Тем не менее, данная проблема актуальна и продолжает оставаться в центре внимания ученых и специалистов в области морской практики.

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, наблюдения, определение ЧСС, констатирующий эксперимент, метод математической статистики.

В исследовании приняли участие 68 учащихся Новороссийского морского лицея (возраст - 16,3±0,73 года), 74 курсанта Ростовского-на-Дону морского колледжа имени Г. Я. Седова (возраст - 18,64±0,82 года), и 93 курсанта 1-го курса Морской государственной академии им. адмирала Ф. Ф. Ушакова (возраст 17,5±0,67 года).

Все учащиеся прошли физическую подготовку в соответствующих учебных заведениях согласно принятым учебным программам по физическому воспитанию. Каждое упражнение подбиралось таким образом, чтобы результаты определенного теста давали представление о развитии того или иного физического качества: бег 100 м - скоростная выносливость; прыжки в длину с места - скоростно-силовые качества; подтягивание - силовые качества; бег 3000 м - выносливость; кистевая динамометрия - локальная сила мышц, кисти и предплечья; становая динамометрия - сила основных мышечных групп (ног, спины, плеч).

Метод наблюдения использовался с целью определения внешних реакций организма курсантов на вестибулярные нагрузки.

Для определения вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций у учащихся после дозированной вестибулярной нагрузки применялась методика В. Г. Стрельца «Вертикаль» [14]. Фиксировалась шаговая проба без зрительного контроля (надевались непрозрачные очки); измерялась ЧСС за 15 секунд; время прохождения 5-метрового отрезка; количество шагов и отклонение от прямой линии. Испытуемый трижды подвергался стандартной вращательной нагрузке в положении виса на ручках прибора «Вертикаль» (10 оборотов за 10 с), после чего определялись время нахождения устойчивого вертикального положения (время нерешительности - tn) и ЧСС после каждой вестибулярной нагрузки. Затем шаговая проба повторялась после каждой вращательной нагрузки. Полученные результаты обрабатывались общепринятыми методами математической статистики [5]. При этом вычислялись: среднее арифметическое (М), среднее квадратическое (± б), ошибка средней арифметической (±м), уровень достоверности различий (Р) по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение. Следует отметить, что уровень показанных курсантами результатов физической подготовленности достаточно низок и в соответствии с существующими нормативными требованиями в своих учебных заведениях соответствует оценкам 2,5-3,5 балла. Более оптимальный уровень развития установлен по показателям силы и скоростно-силовых способностей, наименее развита выносливость, которая является одним из основных качеств моряка [12].

Достоверная разница уровня физической подготовленности (табл. 1) наблюдается между выборочными группами курсантов Новороссийского морского лицея (НМЛ) и Ростовского среднего профессионального морского образования (РСПМО) (по четырем физическим качествам из пяти изучаемых) Между курсантами морской государственной академии им. адмирала Ф. Ф. Ушакова (МГА) и НМЛ выявлены достоверные различия по трем физическим качествам. Достоверных различий в уровне физической подготовленности курсантов РСПМО и МГА не установлено (Р>0,05).

Основными причинами различий являются возрастные различия и длительность педагогического воздействия. К возрастной причине следует отнести естественное биологическое развитие организма и вследствие этого морфофункциональные изменения, ведущие в свою очередь к физическим изменениям. К педагогическим воздействиям относятся средства физического воспитания. Так, с возрастом наблюдается улучшение силовых и скоростно-силовых показателей и в меньшей степени выносливости. Это, на наш взгляд, связано с недостатками применяемых методик.

Одним из наиболее информативных тестов комплексного обследования вестибулярных реакций является методика «Вертикаль», результаты которой выступают как интегральный показатель состояния и взаимодействия различных систем организма под воздействием стандартных вестибулярных нагрузок.

Результаты тестирования (табл. 2) различных групп обучающихся морским специальностям свидетельствуют о большом разбросе показателей, определяющих вестибулярную устойчивость. Переходя к анализу результатов «времени нерешительности» (tn), можно констатировать, что время, в течение которого находилось устойчивое вертикальное положение после вестибулярной нагрузки, имело тенденцию к его уменьшению, что сохранялось во всех исследуемых группах. Соматические изменения в ответ на вестибулярные раздражения достаточно быстро минимизируются во всех тестируемых группах, что свидетельствует об адекватности наблюдаемых реакций. Это объясняется адаптацией организма к влиянию стресс-фактора в виде необычной вестибулярной нагрузки без контроля со стороны зрительного анализатора на фоне выраженных сдвигов вегетативных реакций.

Таблица 1

Достоверность различий показателей физической подготовленности между курсантами 16-19 лет различных этапов обучения

Контрольные упражнения

НМЛ

n = 68 M1±m1

РСПМО

n = 74 M2±m2

МГА

n =93 M3±m3

P

M1 - M2

M2 - M3

M1 - M3

Бег 100 м (с)

14,6±0,21

14,2±0,21

13,9±0,14

>0,05

> 0,05

<0,01

Прыжки в длину с места (см)

218,7±3,77

229,8±3,79

226,6±2,51

< 0,05

> 0,05

>0,05

Подтягивание на перекладине (кол-во)

8,4±0,56

10,8±0,65

10,2±0,59

< 0,01

>0,05

<0,05

Бег 3000 м (с)

896,0±13,23

864,0±715,52

882,0±13,53

> 0,05

>0,05

>0,05

Кистевая динамометрия (кг)

левой

38,0±1,19

41,4±1,12

41,3±0,97

< 0,05

> 0,05

<0,05

правой

41,1±1,52

45,6±1,45

44,9±1,07

< 0,05

> 0,05

<0,05

Становая динамометрия (кг)

119,8±4,68

133,2±3,94

122,3±3,27

<0,05

< 0,05

>0,05

Таблица 2

Достоверность различий показателей «времени нерешительности» (tn) между курсантами 16-19 лет различных этапов обучения после стандартных вестибулярных нагрузок (М±m)

Группы обследованных

Бремя tn после 1-го вращения

Бремя tn после 2-го вращения

Бремя tn после 3-го вращения

Общее tn

НМЛ

13,2±0,87

12,2±0,89

9,1±0,77

34,5±2,43

РСПМО

11,3±0,82

9,8±0,90

7,3±0,76

28,4±2,17

МГА

12,4±0,85

10,9±0,88

9,0±0,70

32,3±2,31

Р

НМЛ-РСПМО

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

РСПМО-МГА

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

НМЛ-МГА

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Таблица 3

Достоверность различий показателей ЧСС между курсантами 16-19 лет различных этапов обучения после стандартных вестибулярных нагрузок (М±m)

Группы обследуемых

Исходный уровень ЧСС

ЧСС после 1-го вращения

ЧСС после 2-го вращения

ЧСС после 3-го вращения

ЧСС после шаговой пробы

Min и Max Разница в ЧСС (%)

НМЛ

102,3±2,96

121,9±2,68

121,3±3,45

119,7±3,35

108,3±3,25

19,2±0,93

РСПМО

98,9±2,44

115,7±3,43

115,9±3,28

116,9±3,63

107,8±3,22

16,8±0,87

МГА

106,2±3,37

124,9±3,31

123,±3,41

122,0±2,95

116,2±2,89

18,6±0,84

Р

НМЛ-РСПМО

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

РСПМО-МГА

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

НМЛ-МГА

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

>0,05

Однако уровень показанных результатов свидетельствует о недостаточном развитии статокинети-ческой устойчивости. По существующей таблице нормативных оценок методики «Вертикаль» [12] только курсанты РСПМО входят в зону «средних результатов». В зоне «ниже средних результатов» находятся курсанты МГА, лицеисты относятся к зоне «низких результатов».

Вместе с тем достоверности различий показателей «времени нерешительности» (tn) между курсантами морских образовательных учреждений не выявлено после всех трех стандартных вестибулярных нагрузок (P>0,05).

Одновременно наблюдалось изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) под воздействием вестибулярных раздражений (табл. 3). В результате исследования было установлено, что исходный уровень ЧСС у всех учащихся очень высок. Очевидно, это объясняется ответственностью и стремлением хорошо сдать тестовые испытания, что стало причиной повышенного волнения.

После первого вращения наблюдается резкое увеличение ЧСС по сравнению с исходным уровнем. Это объясняется вегетососудистой реакцией на вестибулярную нагрузку. После второго и третьего вращения уровень ЧСС стабилизируется или незначительно снижается ввиду адаптации систем жизнеобеспечения к стандартной нагрузке вестибулярного характера. После повторной шаговой пробы ЧСС резко понижается, но так и не приходит к первоначальному уровню, что свидетельствует о некотором напряжении соматовегтативных систем при выполнении задания без зрительного контроля.

Динамика изменения ЧСС у различных групп курсантов имеет одинаковую тенденцию и отличается только по уровню и размаху. Следует отметить, что само обследование вызывает эмоциональный подъем. Надевание непрозрачных очков стоя в ортоградной позе приводит к непроизвольному повышению ЧСС более чем на 5 ударов в минуту. Тем не менее, повышение ЧСС после стандартной вестибулярной нагрузки на 16,8-19,2 % свидетельствует о ненадежности протекаемых в организме компенсаторных процессов, что выражается в побелении или покраснении кожных покровов, повышенной потливости, заметном треморе рук, ощущении возникновения тошноты, субъективном чувстве неспособности продолжать тестирование и др.

Анализ показателей ЧСС курсантов на различных этапах обучения после стандартных вестибулярных нагрузок и шаговой пробы свидетельствует об отсутствии достоверных различий между изучаемыми признаками (табл. 4).

Заключение. Стандартные вестибулярные нагрузки вызывают заметные соматические и вегетативные реакции у всех групп учащихся и не зависят от их возрастных особенностей и уровня физической подготовленности. Об этом свидетельствует, с одной стороны, установленное отсутствие достоверных различий показателей «времени нерешительности» и ЧСС между курсантами 16-19 лет различных этапов обучения после стандартных вестибулярных нагрузок, с другой стороны - достоверное различие уровня физической подготовленности между курсантами обследуемых групп.

Вместе с тем пороговые значения вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций зависят от степени готовности жизнеобеспечивающих систем организма к вестибулярным напряжениям.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Блещунов Н. В. Влияние раздражений вестибулярного анализатора на соматовегетативные реакции у спортсменов с учетом возраста и спортивной квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.03.01 / Н. В. Блещунов. - Харьков, 1974. - 18 с.
  2. Борисов А. Е. Приоритетность факторов и педагогических условий, влияющих на эффективность будущей профессиональной деятельности выпускников высших морских учебных заведений / А. Б. Борисов, Е. А. Полухин, В. А. Баландин, Ю. К. Чернышенко // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2009. - № 3. - С. 7-9.
  3. Вайсман А. И. Гигиена труда водителей автомобиля / А. И. Вайсман. - М.: Медицина, 1988. - 192 с.
  4. Вожжова А. И. Укачивание и борьба с ним / А. И. Вожжова, Р. А. Окунев. - Л.: Медицина, 1964. - 284 с.
  5. Гмурман В. Е. Теория вероятности и математической статистики: учебное пособие / В. Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.
  6. Григорьев Г. М. Об этапном исследовании вестибулярной функции / Г. М. Григорьев, Л. Н. Суверкина // Вестник оториноларингологии. - 1993. - № 5-6. - С. 13-15.
  7. Демьяненко Ю. К. Опыт мониторинга физической подготовленности ежегодного пополнения армии и флота / Ю. К. Демьяненко, В. П. Гилев, В. П. Пулков // Теория и практика физической культуры. - № 7. - С. 29.
  8. Кирьяланис П. В. Реакция сердечно-сосудистой системы на раздражение вестибулярного аппарата у представителей спортивной гимнастики / П. В. Кирьяланис, К. С. Лапариадис, П. Н. Софидис // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 6. - С. 20-24.
  9. Лобенко А. А. Адаптация человека к условиям морского океана (Нейровегетативные аспекты) / А. А. Лобенко, В. Е. Волянский. - Киев: Здоровье, 1997. - 127 с.
  10. Макарова Г. А. Медицинский справочник тренера / Г. А. Макарова, С. А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2005. - 587 с.
  11. Максименко С. Д. Загальна психология / С. Д. Максименко, В. О. Зайчук, В. В. Клименко [ и др.]; под ред. С. Д. Максименко // Пщручник, 3-е изд. перераб. и доп. - ВЫнице: Нова Книга, 2006. - 688 с
  12. Полухин Е. А. Организация физической подготовки с профессионально-прикладной направленностью курсантов морских училищ с учетом особенностей плавательной практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 03.00.04 / Е. А. Полухин. - Л.: ГДОИФК, 1988. -24 с.
  13. Сиренко Ю. Г. Влияние конституционально-типологических особенностей на устойчивость к укачиванию / Ю. Г. Серенко // Военно-медицинский журнал. - 1994. - № 3. - С. 66.
  14. Стрелец В. Г. Тренажеры для вестибулярной тренировки и методы объективного педагогического контроля: сб. науч. тр. / под ред. В. Г. Стрельца. - СПб.: ГДОИФК, 1988. - С. 21-23.
  15. Шафран Л. М. Теория и практика профессионального психофизического отбора моряков / Л. М. Шафран, Э. М. Пседло. - Одесса: Фешкс, 2008. - 292 с.

16-18 YEAR-OLD CADETS' SOMATIC AND VESTIBULAR AUTONOMIC REACTIONS AT MARINE EDUCATIONAL INSTITUTIONS DEPENDING ON THE AGE AND PHYSICAL PREPAREDNESS

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

V. Balandin, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Social and Preschool Pedagogy Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Innovation and Olympic programs, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, A. Borisov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Physical Education

Department, State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk, E. Polukhin, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Physical Education

Department, State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov, Novorossiysk.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161.

Specific requirements for individual characteristics of future specialists is the difficulty level of professional activity, determined by the degree of the aggregate effect on the body of all factors making working conditions.

In many professions, especially in specialized and related to the process of movement in space as a pilot, a driver, a sailor and etc.., great importance is the vestibular apparatus, which is the informant about gravity vertical position when moving the body, providing a body orientation of muscle tone and redeployment. at the same time, during stimulation of the vestibular apparatus with straight linear and angular acceleration observed changes in the autonomic, sensory and motor reactions of the organism. The study of relations between the vestibular and cardiovascular systems, and between the vestibular and somatic reactions, the duration and severity making changes, are important to assess the general state and the degree of readiness for the chosen specialty.

In this connection the purpose of this study was the study of somatic and vestibular autonomic reactions among students who are future workers of marine specialties with different levels of physical preparedness and aged from 16 to 19 years old.

The study found, that the standard vestibular loads cause noticeable somatic and autonomic reactions and do not depend on their age characteristics and level of physical preparedness. This is evidenced by, on the one hand, no significant differences in indicators "time of indecision" and HR among cadets of 16-19 years old of various training stages after the standard vestibular loads, on the other hand - a significant difference between the level of physical preparedness among the cadets of the studied groups.

Keywords: cadets of marine institutions, physical preparedness, vestibular load, time of indecision, somatic and vestibular autonomic reactions.

References:

  1. Bleshhunov N. V. Influence of irritations of the vestibular analyzer on somatovegetativny reactions at athletes taking into account age and sports qualification. Extended abstract of candidate's thesis. Har'kov, 1974, 18 p.
  2. Borisov A. E., Poluhin E. A., Balandin V. A., Chernyshenko Ju. K. Priority of the factors and pedagogical conditions influencing efficiency of future professional activity of graduates of the highest sea educational institutions. Fizicheskajakui'tura, sport-nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], Krasnodar, 2009, no 3, pp. 7-9. (in Russian).
  3. Vajsman A. I. Gigiena truda voditeiej avtomobiija [Occupational health of car drivers]. Moscow, Medicina, 1988,192 p. (in Russian).
  4. Vozhzhova A. I., Okunev R. A. Ukachivanie i borba s nim [Motion sickness and ight against it]. Medicina, 1964, 284 p.
  5. Gmurman V. E. Teorija verojatnosti i matematicheskoj 12-e izd., pererab statistiki [Probability theory and mathematical statistics] 2th prod., reslave. Moscow, Vysshee obrazovanie, 2007, 478 p. (in Russian).
  6. Grigor'ev G. M., Suverkina L. N. ob jetapnom issiedovanii vestibuijarnoj funkcii [About landmark research of ves-tibular function]. Vestnik otorinolaringologii, 1993, no 5-6, pp. 13-15.
  7. Dem'janenko Ju. K., Gilev V. P., Pulkov V. P.. Experience of monitoring of physical itness of annual replenishment of army and fleet Teorija i praktika fizicheskoj kui'tury [Theory and practice of physical culture], no 7, pp 29.
  8. Kir'jalanis P. V., Lapariadis K. S., Sofidis P. N. Reaction of cardiovascular system to irritation of a vestibular mechanism at representatives of artistic gymnastics Teorija i praktika fiz. kui'tury [Theory and practice of physical culture], 2002, no 6, pp. 20-24.
  9. Lobenko A. A., Voljanskij V. E. Adaptacija cheioveka k usiovijam morskogo okeana (Nejrovegetativnye aspekty) [Adaptation of the person to conditions of the sea ocean Neurovegetative aspects]. Kiev, Zdorov'e, 1997, 127 p.
  10. Makarova G. A., Loktev S. A. Medicinskijspravochnik tren-era [Medical reference book of the trainer]. Moscow, Sovetskij sport, 2005, 587 p.
  11. Maksimenko S. D., Zajchuk V. O., Klimenko V. V. Zagai'na psihoiogija, 3-e izd. pererab. i dop. Vinnice, Nova Kniga, 2006, 688 p.
  12. Poluhin E. A. The organizations of physical training with a professional and applied orientation of cadets of sea schools taking into account features of swimming practice Extended abstract of candidate's thesis. L., GDOIFK, 1988, 24 p.
  13. Sirenko Ju. G. Influence of constitutional and typological features on resistance to a motion sickness. Voenno-medicinskij zhurnai [Military-medical magazine], 1994. no 3, pp. 66.
  14. Strelec V. G. Exercise machines for vestibular training and methods of objective pedagogical control. SPb, GDOIFK, 1988, pp. 21-23.
  15. Shafran L. M., Psedlo Je. M. Teorija i praktika professionai'nogo psihofizicheskogo otbora morjakov [Theory and practice of professional psychophysical selection of seamen]. Odessa, Feniks, 2008, 292 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle