Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Гайдуков Александр Николаевич

Условия формирования профессиональных компетенций в процессе физического воспитания студентов железнодорожного техникума

Аннотация

В статье проанализировано современное состояние внедрения компетентностного подхода в образовательную практику среднего профессионального образования, на примере физкультурного образования будущих машинистов, обеспечивающего конкурентоспособность, мобильность и безопасность профессиональной деятельности. В своей работе мы уточнили понятие «интеграция профессиональных компетенций» при подготовке специалистов железнодорожного транспорта в рамках обязательной дисциплины «физическая культура». Выявили и обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности с позиции обеспечения безопасности управления локомотивом и жизнедеятельности специалистов среднего звена, реализуемые путем интеграции профессиональных (сенсомоторных и личностных) компетенций в физкультурном воспитании и образовании студентов железнодорожного техникума.

Ключевые слова: интеграция профессиональных компетенций машинистов, инновационная технология, непрерывное физкультурное образование, прикладная физическая культура.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p41-44

CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS OF RAILWAY TECHNICAL SCHOOL

Alexander Nikolayevich Gaidukov, the competitor, teacher, Amur Institute of Railway Transport, the branch of the Far Eastern Railway Transport University in Svobodniy

Annotation

The article analyzes the status of the competence approach introduction into the educational practice of the specialized secondary education, on the example of the physical education of future drivers, providing competitiveness, mobility and safety of their professional activity. In our work, we have clarified the concept «integration of professional competencies» at training the specialists of the railway transport within the obligatory discipline «physical culture». We identified and justified the pedagogical conditions for forming of the professional competences, ensuring the security of locomotive control and life of the mid-level specialists, implemented by the integrating of the professional (sensorimotor and personal) competences within the frames of the Physical culture education of the students of the Railway Technical School.

Keywords: integration of the professional competencies of locomotive drivers, innovative technology, continuous physical education, applied physical culture.

Учебная дисциплина «Физическая культура» является обязательным предметом в системе среднего специального образования. Социальный заказ на подготовку компетентных функционально и психологически подготовленных специалистов выводит данный предмет в ряд необходимых и основополагающих образовательных дисциплин. Формирование компетенций профессиональной безопасности, саморазвития в педагогической системе предмета «Физическая культура» определяется как упорядоченная самоуправляемая целостность множества динамично функционирующих элементов обучения и воспитания, специфическое взаимодействие субъектов физкультурного образования, в совокупности ориентированных на интеграцию профессиональных компетенций.

Проведенный нами в [1] анализ показал, что вопросы формирования профессиональных компетенций в процессе интеграции обучения и воспитания в железнодорожных техникумах, во многом, идентичны с проблемами совершенствования образовательной деятельности в СПО в целом. Комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям и требованиям рынка крайне недостаточно. Особое место занимает формирование компетентности в области безопасности движения и безопасности жизнедеятельности специалистов среднего звена в условиях интенсивной профессиональной деятельности.

Значительным резервом в формировании профессиональной компетентности выпускников железнодорожных техникумов является дисциплина «физическая культура». Остаются нерешенными противоречия между: требованиями работодателей к личностным качествам и физической готовности выпускников учреждений СПО и их фактической профессионально-прикладной подготовкой; объективными возможностями дисциплины «физическая культура» в интеграции профессиональных компетенций студентов учреждений СПО технического профиля и недостаточной разработанностью этой проблемы на теоретическом, содержательном и методическом уровнях; необходимостью применения инновационных технологий повышения готовности к профессиональной деятельности и недостаточным организационно-методическим обеспечением прикладного физкультурного образования студентов СПО.

Необходимость разрешения данных противоречий обусловил выбор темы исследования: «Интеграция профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов железнодорожного техникума»

Экспериментальной базой исследования являлся процесс физкультурного образования и воспитания техникумов железнодорожного транспорта Амурской области и Хабаровского края, образовательный процесс кафедры физического воспитания

Разработанные организационно-педагогические условия интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива включают:

  • создание инновационной образовательной и воспитательной среды на основе прикладной физической культуры: специализированные занятия, направленные на улучшение показателей сложных сенсомоторных реакций выбора, реакций на движущийся объект, координационных способностей, объема и концентрации внимания, памяти, стрессоустойчивости и других профессионально-важных качеств машиниста;
  • применение современных технологий активного обучении: создание проблемных (аварийных) ситуаций, компьютерное тестирование, метод проектов, диагностические методики, методики срочной информации по уровням компетенций, применение прикладных видов спорта и проведение спортивных мероприятий со студентами экспериментальной группы;
  • применение разработанного автором методического комплекса, включающего способы организации и формирования компетенций профессиональной безопасности и саморазвития в направленной физкультурной деятельности, способы поэтапного практического усвоения сенсомоторных упражнений и комплексов;
  • актуализация через виды прикладной физической культуры взаимосвязи профессионально направленных двигательных интересов студентов с содержанием профессиональной подготовки.

Модульный принцип построения образовательных программ позволил обеспечить непрерывность и преемственность обучения на каждом уровне с первого по третий курс; вариативность методического комплекса создает возможность выбора студентами содержания прикладной психолого-педагогической и физической подготовки в зависимости от индивидуальных мотивов, интересов, уровней подготовленности.

Повышение мотивации студентов к освоению профессионально-важных качеств и умений, применение активных методов обучения, технологий взаимодействия и самообразования, в совокупности, позволило добиться позитивных результатов в формировании другой группы компетенций: умение работать в команде, принимать ответственные решения, проявлять личную инициативу, стремиться к самопознанию и саморазвитию. Содержание интеграции профессиональных компетенций в процессе физкультурного образования студентов техникума железнодорожного транспорта реализовано в следующей образовательной траектории:

Профессиональные ориентации — мотивация — интеграция профессиональных компетенций — компетентность специалиста.

В структуре формирования компетенций принятия ответственных решений, умения действовать в нестандартных, стрессовых и аварийных ситуациях в процессе экспериментального исследования были решены следующие задачи: формирование ценностного отношения студентов к предмету познания и освоения (психофизическая готовность машиниста); осознание необходимости и важности применения приобретенных знаний и умений для дальнейшего профессионального и личностного роста; приобретение физкультурного опыта безопасной жизнедеятельности; привитие умений принимать ответственные решения в экстремальных условиях; развитие сенсомоторных качеств и двигательных умений, необходимых для профессиональной деятельности машинистов локомотива; саморегуляция поведения в производственной и социальной среде; воспитание ответственности, самостоятельности, инициативности посредства.

Интеграция профессиональных компетенций безопасности и саморазвития повлияла на изменение форм и содержания физкультурного воспитания и образования студентов, значительно активизируя самостоятельные занятия студентов по освоению сенсомоторных упражнений и комплексов, а также совершенствования методов саморегуляции и самоконтроля. На наш взгляд, при формировании основной образовательной программы в технических учебных заведениях системы СПО, по дисциплине «Физическая культура», необходимо применять модель интеграции «компетенций безопасности и саморазвития», усиливающий мотивационный, гносеологический, физический и психологический компонент физкультурного воспитания и образования. Данная позиция получила подтверждение в результатах педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гайдуков, А.Н. Теоретические подходы к проблеме интеграции профессиональных компетенций будущих машинистов локомотива / А.Н. Гайдуков, В.В. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 26-30.

REFERENCES

  1. Gaidukov, A.N. and Fyodorov, V.V. (2013), "Theoretical approaches to the problem of integration of the professional competences of future locomotive engineers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No.5, pp. 26-30.

Контактная информация: Gaidukovalexnik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.09.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle