Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Маунтинбайк

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Александров Игорь Иванович, Кузнецов Александр Анатольевич, Михайлова Ирина Николаевна

Тренировочная программа кросс-кантри (маунтинбайк) на этапе спортивного совершенствования

Аннотация

На основе анализа подготовки велогонщиков в дисциплине маунтинбайк и личного педагогического опыта разработана учебно-тренировочная программа для мужчин на этапе спортивного соревнования. Экспериментальная программа базировалась на общепринятых принципах периодизации спортивной тренировки и включала 2 макроцикла (всего 88 недель). В плане подготовки был сделан акцент на совершенствование силовой выносливости и скоростно-силовых качеств, специфических для велосипедиста. На протяжении тренировки в трех узловых точках были проведены комплексные тестирования физической подготовленности и функционального состояния организма спортсменов. К наиболее информативным тестам для оценки соревновательной готовности спортсменов можно отнести четырехкратную максимальную нагрузку на велосипеде в подъем (4x45 сек.), с последовательно сокращающимися интервалами отдыха(3, 2, 1 мин.). Применение разработанной нами экспериментальной программы и ее реализация в тренировке квалифицированных гонщиков оказалось эффективным в плане соревновательной результативности.

Ключевые слова: подготовка, кросс-кантри, велосипедисты.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p92-98

THE TRAINING PROGRAM OF A CROSS-COUNTRY (MOUNTAIN BIKE) AT THE STAGE OF SPORTS IMPROVEMENT

Alexsandr Anatolevich Kusnezov, the candidate pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Igor Ivanovich Alexandrov, the candidate biological sciences, professor, The Pushkin Leningrad State University, Irina Nikolaevna Mmhajlova, the candidate pedagogical sciences, teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Based on the analysis of preparation of bicycle racers in the mountain bike discipline and personal pedagogical experience the educational and training program for men at the stage of sports competition has been developed. The experimental program was based on the standard principles of the periodization of sports training and included two macrocycles (in total 88 weeks). In respect of preparation, the emphasis was placed on the improvement of power endurance and the high-speed and power qualities specific to the cyclist. Throughout the training in three nodal points the complex tests of physical readiness and functional condition of the organism of athletes were held. For assessment of the competitive readiness of athletes it is possible to carry the quadruple maximum loading in lifting to the most informative bicycle tests (4x45 sec.), with consistently reduced intervals of the rest (3, 2, 1 min.). Application of the experimental program developed by us and its realization in training of the qualified racers was effective in respect to the competitive productivity.

Keywords: preparation, cross-country, bicyclists.

Велосипедный спорт традиционно один из наиболее популярных и доступных видов спорта. Совершенствование навыков и умения преодолевать естественные и искусственные препятствия на велосипеде, сохраняя высокую скорость, привело к возникновению нового вида велосипедных гонок - соревнований на горном велосипеде (маунтинбайк) - кросс-кантри [2].

Цель настоящего исследования состояла в разработке и экспериментальном обосновании программы спортивной тренировки в кросс-кантри на горных велосипедах на этапе спортивного совершенствования. В эксперименте принимали участие 28 студентов мужского пола, занимающихся велоспортом. Возраст испытуемых от 18 до 23 лет, спортивная квалификация II р, I р, КМС. На основании данных физического развития, функционального состояния организма и спортивной подготовленности были сформированы 2 группы: а) контрольная; б) экспериментальная. Распределение контингента испытуемых происходило с таким расчетом, чтобы параметры физического развития, физической подготовленности, функционального состояния и спортивной подготовки не отличались. Для оценки эффективности тренировочных программ в исходном состоянии и в узловых точках подготовки проводили комплексное тестирование физической подготовленности и функционального состояния организма в лабораторных и естественных условиях тренировки.

Для определения уровней развития физических качеств применяли стандартные тесты, в то числе беговой тест К. Купера [3]. По результатам бега каждому участнику определяли одну из пяти категорий физической подготовленности и прогнозировали вероятный уровень максимального потребления кислорода (МПК). Максимальную алактатную анаэробную мощность организма (МААМ) рассчитывали по методике R. Margaria [7]. Применяемый нами тест состоял из бега по ступеням лестницы в подъем. Перед каждым испытуемым ставилась задача - взбежать по ступеням лестницы длиной 11 м крутизной подъема 47% с максимально возможной скоростью. Используя показатели времени бега с максимальной скоростью, производили расчет общего количества работы, выполненной в единицу времени, т.е. максимальную мощность. Учитывая постоянную высоту вертикального подъема тела (в нашем случае 5,22 м), мощность внешней механической работы рассчитывалась как произведение веса тела на высоту подъема, отнесенные к единице времени (кгхм/с). Скоростно-силовые возможности исследуемого контингента спортсменов в среднем составили 1,62±0,03 кгхм/с или 0,563 ккал. Для оценки качества силовой выносливости и мощности гликолитического механизма энергообразования организма испытуемых применяли тест четырехкратной максимальной нагрузки, продолжительностью около 45 секунд с последовательно сокращающимися интервалами отдыха (3 мин., 2 мин., 1 мин. - соответственно). Был выбран участок подъема 300 м. Крутизна подъема составляла около 30% и позволяла велосипедисту возвращаться к исходной точки старта медленной ездой по спуску без затраты усилий, что создавало условия для восстановления. Экспериментаторы ориентировали спортсменов преодолевать подъем с максимально возможной скоростью. Для оценки уровня подготовки использовали показатель снижения начальной скорости преодоления подъемов в результате утомления. Результаты тестирования физической подготовленности испытуемых содержатся в таблице. Достоверность отличий вычислялась по t-критерию Стьюдента по уровню значимости pa<0,05.

Динамическая сила рук характеризовалась числом подтягиваний на перекладине. Качество гибкости оценивали по результатам наклона вперед. Для оценки взрывной силы (прыгучести) применяли тест Абалакова. Для характеристики скоростных качеств использовали результаты спринтерского бега с ходу на 50 м.

Контрольная группа вела подготовку по традиционной методике в соответствии с рекомендациями стандартной программы по дисциплине «велосипедный спорт» [1]. Для экспериментальной группы был разработан план тренировочных и соревновательных занятий с акцентом на формирование специальной силовой подготовленности.

Продолжительность спортивной подготовки составляла 88 недель. В основу планирования подготовки экспериментальной группы были положены общепринятые принципы периодизации спортивной тренировки [4, 5, 6], включающие два макроцикла, каждый из которых состоял из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Особенностью экспериментальной программы подготовки было применение микроциклов, так называемых "ударных" нагрузок. Такие "ударные" нагрузки предусматривали существенно большие по объему и интенсивности физические упражнения. В целом распределение тренировочной нагрузки носило скачкообразный характер, при котором периоды объемной нагрузки сочетались с минимальными дозами интенсивных упражнений, и наоборот, в микроциклах с интенсивными нагрузками была существенна снижена доля объемной работы. Таким образом, в подготовке велосипедистов был сделан акцент на достижении высоких показателей скоростно-силовой подготовки и силовой выносливости. Для этого на протяжении всего периода тренировки использовались не только общепринятые методики развития качества силы, но и упражнения, позволяющие целенаправленно воздействовать на развитие качеств, специфических для велоспорта. В определенные микроциклы, преимущественно подготовительного периода, были запланированы кроссовый бег и лыжные гонки. В качестве средств в разгрузочных микроциклах применялись спортивные игры с мячом и комплекс восстановительных мероприятий. В зимний сезон применяли горнолыжную подготовку. Тренировки проводились 4-5 раз в неделю, что в ряде случаев составляло 8-10 занятий в неделю. Тренировочная программа характеризовалась следующими количественными параметрами тренировки. Общий километраж преодолеваемой дистанции на велосипеде по шоссе, по пересеченной местности, в кроссовом беге и лыжных гонках находился в диапазоне от 130 км до 260 км в неделю. Езда по шоссе составила 8430 км (или 55% от общего объема циклической работы), дистанция езды по пересеченной местности за весь запланированный период - 6130 км (или 39% от общего объема циклической работы в естественных условиях спортивной тренировки). Объем бега по пересеченной местности - 699 км (или 4%) и передвижение на лыжах составило 280 км (или 2% от общего объема циклической работы). Кроме указанных нагрузок использовались упражнения, планируемые в минутах. Это работа на велостанках в помещении, работа на велотренажерах с регулируемым сопротивлением педалей, силовые упражнения в условиях тренажерного зала и стадиона, а также спортивные игры и скоростной спуск на лыжах. Этапные тестирования проведены трижды на протяжении всего периода тренировки (таблица).

Таблица

Динамика показателей физической работоспособности велосипедистов на различных этапах подготовки (M±m)

 

Наименование показателей и их размерность

Группа

I Октябрь 2008

(р)

II Апрель 2009

(р)

III Апрель 2010

(р)

1

Средняя соревновательная скорость на дистанции 60 км кросс-кантри (м/с)

контр.

8,11±0,03

-

8,28±0,03

-

8,35±0,04

-

эксп.

8,13±0,03

-

8,35±0,0,3

-

8,60±0,04

p<0,05

 

2

Тест К. Купера, дистанция 12-минутного бега (м)

контр.

3050±10

р<0,05

3450±14

-

3470±15

p<0,05

эксп.

3090±11

р<0,05

3480±13

-

3520±13

p<0,05

3

 

Максимальная скорость бега(м/с)

контр.

8,25±0,02

-

8,31±0,02

-

8,32±0,01

-

эксп.

8,15±0,02

-

8,28±0,02

-

8,40±0,01

р<0,1

4

 

Прыжок вверх по Абалакову (см)

контр.

56±0,26

-

59±0,28

-

61±0,33

-

эксп.

58±0,30

-

61±0,32

-

62±0,35

-

5

 

Максимальная скорость вертикального подъема при беге по лестнице (м/с)

контр.

1,63±0,01

-

1,64±0,01

-

1,64±0,01

-

эксп.

1,61±0,01

-

1,64±0,01

-

1,68±0,01

-

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 4-х кратной максимальной нагрузки с последовательно сокращающимися интервалами отдыха на велосипеде в подъем длиной 300 м

 

- суммарное время 4-х попыток (с)

контр.

203,2±3,6

-

199,5±2,9

-

198,2±2,8

-

эксп.

202,5±3,5

р<0,01

192,6±3,2

р<0,05

186,9±2,6

р<0,01

- время преодоления подъема в 1-ой попытке (с)

контр.

43,9±0,9

-

43,1±0,8

-

42,8±0,7

-

эксп.

43,8±0,9

-

43,0±0,8

-

42,7±0,6

-

- скорость преодоления подъема в 4-ой попытке относительно первой (%)

контр.

68±1,60

-

67±1,34

-

64±1,32

-

эксп.

69±1,31

p<0,01

79±1,07

р<0,05

83±1,34

р<0,01

Интегральным показателем эффективности учебно-тренировочного процесса, на этапе спортивного совершенствования, может служить рост спортивных результатов. Понятно, что спортивный результат является составляющим многих факторов, существенное влияние могут оказывать погодные условия, состояние трассы и др. Чтобы по возможности исключить воздействие внешних причин, контрольные соревнования проводились в заранее определённое время года (конец апреля), на стандартной трассе. Спортивный результат выражался в показателях средней скорости на дистанции (м/с).

Согласно нашим данным средняя соревновательная скорость на трассе кросс-кантри, на первом этапе исследования (исходные данные) у спортсменов контрольной группы равнялась 8,11±0,03 м/с, близкие к этим значениям зарегистрированы и в экспериментальной группе 8,13±0,03 м/с. Таким образом, в начале эксперимента обе группы имели примерно равный уровень спортивной подготовленности. На очередном, втором этапе эксперимента, отмечен некоторый рост средней соревновательной скорости: в контрольной группе до 8,28±0,03 м/с, в экспериментальной группе до 8,35±0,03 м/с. Однако это увеличение не было статистически достоверным (р>0,05). На третьем, заключительном этапе исследования, отмеченная тенденция роста средней соревновательной скорости сохранялась, но существенно и достоверно (р<0,05) только в экспериментальной группе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что предложенная тренировочная программа (ее планирование и реализация) на протяжении 88 недельных циклов подготовки была эффективной.

Представляет практический и теоретический интерес изучение механизмов формирования высокой спортивной работоспособности в процессе подготовки. С этой целью можно проследить динамику показателей физических качеств спортсменов по результатам проведённого тестирования. Не выявлено существенных отличий между двумя группами в тестах на качество гибкости (наклон вперед), прыгучести (тест Абалакова), динамической силы рук (подтягивание на перекладине).

Заметны изменения параметров, характеризующих качество выносливости. В обеих группах отмечена положительная динамика этого показателя. Как было показано, в экспериментальной программе подготовки существенная роль была отведена общей и специальной силовой подготовке. Проведенное тестирование, в частности на II и III этапах, в целом отражает характер изменений физических и функциональных свойств организма у велосипедистов. Средний показатель максимальной скорости бега у спортсменов контрольной группы на I этапе равен 8,25±0,02 (м/с), и на протяжении всего периода подготовки не обнаруживал достоверного прироста. Так же, на протяжении всего периода подготовки и в контрольной, и в экспериментальной группах не выявлено достоверного изменения максимальной скорости вертикального подъема при беге по лестнице на всех этапах подготовки.

Для оценки качества силовой выносливости в эксперименте применялся тест 4-х кратной максимальной нагрузки с последовательно сокращающимися интервалами отдыха на велосипеде в подъем длиной 300 м. Можно отметить, что в 1 попытке, испытуемые контрольной и экспериментальной групп, показывали достаточно близкие результаты. По мере утомления, время работы в каждой последующей попытке увеличивалось

Исчерпание гликолитических ресурсов во время выполнения 4-х кратной максимальной нагрузки, находит отражение в темпах снижения скорости к последней 4-й попытке относительно первой. В контрольной группе величина снижения скорости в 4-й попытке относительно 1-й попытки была существенной на всех этапах исследования и колебалась в пределах от 68% до 63%, т.е. практически не менялась. В экспериментальной же группе, в противоположность контрольной, спортсменам удавалось сохранять скорость на уровне 79% на II этапе и 83% на III этапе. Отличия во всех случаях достоверны. Полученные данные сопоставлялись со спортивными результатами на дистанции 60 км кросс-кантри. Выявлена тесная корреляционная связь на уровне (r=0,953) между спортивными достижениями и показателями выносливости. Вместе с тем, спортивные результаты не обнаружили зависимости от уровня развития скоростно-силовых показателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отмечено улучшение физической работоспособности и функционального состояния организма спортсменов обеих групп, контрольной и экспериментальной, и, как следствие, рост спортивных результатов в маунтинбайке. При этом показатели тестов у велосипедистов экспериментальной группы оказались достоверно выше, чем в контрольной.

В экспериментальной группе заметно увеличение показателей тестов, характеризующих анаэробные (особенно, гликолитических) способности. На это указывают данные специфического двигательного теста.

Еще одной особенностью подготовки явилась малая изменчивость скоростно-силовых качеств испытуемых. При разработке планирования учебно-тренировочного процесса предполагалось регулярное применение силовых и, в том числе, скоростно-силовых нагрузок. При анализе выполненной тренировочной программы отмечена заметная доля нагрузок такого характера. Однако, целый ряд тестов скоростно-силовой направленности, используемый нами по ходу подготовки, не обнаружил существенного прироста скоростно-силовых качеств. Объяснение этого явления нам видится в том, что адаптация организма спортсменов в ответ на суммарное воздействие нагрузок тренировочного процесса избрала путь однонаправленного совершенствования в сторону аэробного потенциала.

Применение комплекса силовых упражнений привело к формированию силовой выносливости, что в конечном итоге обеспечило возможность успешно реализовать в условиях гонки по сильно пересеченной местности поддержание высокого темпа движения и достижение высокого спортивного результата. Настоящее исследование явилось попыткой осветить лишь одну из сторон оптимизации тренировочного процесса в кросс -кантри, основополагающему фактору успеха в соревнованиях в этом пока мало изученном виде велосипедного спорта.

Применение разработанной нами экспериментальной тренировочной программы с акцентом на концентрацию средств силовой подготовки оказалось эффективной в плане соревновательной результативности. В отношении же разработки целостной концепции тренировочной программы в маунтинбайке, настоящее исследование рассматривается лишь как первый шаг на этом пути.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Захаров, А.А. Велосипедный спорт (гонки на шоссе): Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства / А.А. Захаров. - М. : Советский спорт, 2005. - 160 с.
  2. Ковылин, М.М. Маунтинбайк как молодой вид олимпийской программы / М.М. Ковылин, Г.М. Мартынов // Олимпийский бюллетень : сб. науч. материалов / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Центр. олимп. акад. - М. : [б. и.], 2005. - N 7. - С. 239-244.
  3. Купер, К. Новая аэробика / К. Купер. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 125 с.
  4. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.
  5. Полищук, Д.А. Управление тренировочным процессом велосипедистов на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности / Д. А. Полищук // Наука в олимпийском спорте. - 1994. - № 1. - С. 36-42.
  6. Фомина, Л.Д. Велосипедный спорт: Учебное пособие / Л.Д. Фомина, А.А. Кузнецов, Ю.И. Мелихов. - СПб. : ВВМ, 2004. - 68 с.
  7. Kinetics and mechanism of oxygen debt contraction in man / R. Margaria, P. Cer-retelli, P.E. di Rrampero, C. Massari, G. Torelli // J. Appl. Physiol. - 1963. - No. 18. - P. 371377.

REFERENCES

  1. Zakharov, AA (2005), Cycling (road race): Approximate program of sports training for junior schools, specialized junior school of Olympic reserve and schools of the highest sports skill, publishing house "Soviet Sport", Moscow.
  2. Kovylin, M. M. and Martynov, G.M. (2005), "Mountain bike, as young type of the Olympic program", Olympic bulletin, No. 7, pp. 239-244.
  3. Cooper, T. (1976), New aerobics, publishing house "Physical culture and sports", Moscow.
  4. Kuramshin, Yu.F. (2004), Theory and technique of physical culture: The textbook, publishing house "Soviet Sport", Moscow.
  5. Polischuk, D.A. (1994), "Management of training process of cyclists on the basis of an objective of knowledge of structure competitive activity", Science in the Olympic sports, No. 1, pp. 36-42.
  6. Fomina, L.D., Kuznetsov A.A. and Melikhov, Yu.I. (2004), Bicycle sports: Manual, publishing house "VVM", St.-Petersburg.
  7. Margaria, R. Cerretelli, P., Rrampero, P.E. di, Massari, C. and Torelli, G. (1963), "Kinetics and mechanism of oxygen debt contraction in man", J. Appl. Physiol, No. 18, pp. 371-377.

Контактная информация: min_60@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle