Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Багадирова Сусанна Кимовна, Брантова Фатимет Султановна , Хакунова Фатимет Пшимафовна, Потокова Элеонора Аскарбиевна

Теоретический аспект построения модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры деятельности

Ключевые слова: целеполагание, постановка целей, психологическая структура спортивной деятельности.

Аннотация. Основная цель данного исследования заключалась в осуществлении теоретического анализа рассматриваемой проблемы, а также формулировании основных положений модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. Осуществленный анализ значимости целеполагания для профессионализации спортсмена, позволил утверждать, что целеполагание выполняет направляющую, корректирующую и активирующую функции, что определяет качество освоения психологической структуры спортивной деятельности. Также в работе проанализирована наиболее распространенная методика постановки целей - SMART. В связи с тем, что данная методика не является универсальной, и, существует дефицит подобных методик, то в данной статье на уровне концепции, предлагается к обсуждению модель целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности. Проектирование модели опиралось на основные положения концепций системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова и системно-структурной дидактики В. П. Беспалько. Кроме того, модель проектировалась авторами применительно к дзюдо и содержательная часть (элементы подготовки) были представлены в модели в соответствии с концепцией многолетней подготовки в дзюдо Г. П. Пархомовича. Теоретическая модель представлена в виде схемы графового моделирования, таблицами, в которых расписаны элементы подготовки дзюдоистов и уровень их усвоения, а также следующими за таблицами характеристиками уровней усвоения этих элементов. Предложенная в работе модель позволит в соответствии с задачами этапа подготовки спортсмена, определять элементы и формулировать цели подготовки так, что на любом этапе можно определить степень усвоения каждого элемента программы, что естественно, позволит контролировать уровень освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

Введение. В современном спорте велика роль психологических ресурсов в достижении высоких результатов. Одним из таких ресурсов является сформированный стиль психической регуляции спортивной деятельности, значимым компонентом которого исследователи определяют способность к целеполаганию (В. И. Моросанова (1991), Р. Мартенс (1987)).

Проблема целеполагания давно стала предметом исследований психологов. Обращение к данной проблеме специалистов не является случайным. Целеполагание занимает ведущее место в процессе становления личности и ее профессиональной деятельности. В психологической науке сложилась традиция рассматривать целеполагание как тактический или стратегический механизм построения деятельности спортсмена. В основе процесса целеполагания лежат неосознаваемые и осознаваемые потребности, определяющие мотивацию деятельности спортсмена. Созданный в процессе целеполагания идеальный образ, активирует представление о тех ресурсах, которые необходимо затратить для реализации поставленной цели. Целеполагание как процесс, предполагает выбор одной или нескольких целей, которые дают спортсмену возможность осознать свою деятельность не только с позиций постановки целей, но и выбора средств и методов ее достижения. Кроме того, целеполагание позволяет осуществлять усвоение и контроль над реализацией поставленных задач деятельности. Чем точнее представление о цели и затратах для ее реализации, тем выше мотивация достижений, а также активность спортсмена. Спортсмены способные адекватно определять цели деятельности, демонстрируют большую уверенность в себе, что способствует повышению их результативности. По мнению исследователей (D. Burton (1989), A. J. Elliot, H. A. McGregor (2001), D. E. Conroy (2004), C.-L. Nien, J. L. Duda, J. W. Adie, J. L. Duda, N. Ntoumanis (2008)), установленные цели мобилизуют действия спортсмена, поддерживают его целеустремленность и настойчивость, определяют стратегии развития новых специальных навыков, умений и т.д. Кроме того, цели обусловливают развитие таких личностных характеристик спортсмена как тревожность, уверенность в себе, удовлетворенность собой и т.д.[6;8]. Важным моментом в определении и корректировки целей является соотношение личных целей и целей поставленных, например, тренером. По мнению Terry Orlick (2008), для повышения результативности спортсмена необходимо соотносить цели спортивные с целями личными [12]. Поставленные цели влияют на результативность через их воздействие на личные цели.

Внутренними и внешними факторами, определяющими достижение спортивных целей, З. А. Сагова считает: «…физическое здоровье, спортивную квалификацию, социальную поддержку, личность человека, прогнозирование жизненных событий и готовность к ним. Таких факторов в профессиональной деятельности спортсмена может быть множество, и все они требуют анализа с учетом конкретной цели личности и особенностей среды, что делает процесс постановки цели нестандартным, сугубо индивидуальным, требующим непрерывного отслеживания коррекции в зависимости от обстоятельств»[4]. По мере достижения спортсменом целей, процесс целеполагания и сами цели изменяются. Эти изменения, как правило, способствуют повышению уровня цели. Они могут быть пересмотрены на фоне того, как спортсмен прогрессирует. Неудача в достижении целей будет сопровождаться снижением уровня мотивации, что приводит к эмоциональным переживаниям, разочарованию, депрессии, уходу спортсмена из спорта. Корректирование целей, осуществляемое с учетом названных выше факторов влияния, неизбежно приведет к изменению программы подготовки спортсмена, и, позволит выявить недостатки, приведшие к неудаче.

Цель исследования заключалась в осуществлении теоретического анализа, а также формулировании основных положений теоретической модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры спортивной деятельности.

Анализ методов целеполагания показывает, что наиболее известной и применяемой является методика постановки SMART-целей. Слово SMART является аббревиатурой, которую ввел П. Друкер в 1954 году [9]. Впервые термин SMART упоминается в 1981 году в публикации Дж. Дорана (англ. George T. Doran) в журнале «Management Review» [8]. П. Майер в книге «Attitude is Everything» описал характеристики SMART целей [11]. Specific – конкретная, то есть четко описывающая, что нужно сделать и зачем, measurable – измеряемая, для того, чтобы можно было точно оценить степень выполнения задания, agreed – согласованная и принятая к исполнению всеми заинтересованными сторонами, realistic – достижимая, реалистичная, time bound – с привязкой по времени, то есть, к какому сроку или к каким промежуточным срокам задание надо выполнить. Данная методика, на наш взгляд, эффективна и позволяет формулировать тактические и стратегические цели, мотивировать спортсмена и т.д. Однако она не лишена недостатков. Авторы не акцентируют свое внимание на специфике целеполагания на этапах многолетней подготовки спортсмена. В данной методике цели не рассматриваются во взаимосвязи с другими функциональными блоками психологической структуры деятельности, освоение которой является необходимым условием достижения мастерства в спорте. Методика целеполагания SMART хороша, если ее использовать для постановки цели на какой-то конечный период деятельности. Однако спорт, является тем видом деятельности, где обучение и совершенствование происходит постоянно. По мнению спортивных специалистов, двигательная деятельность на этапах многолетней подготовки спортсмена развивается следующим образом: увеличивается спектр применяемых (усваиваемых) действий и приемов, а также возрастает уровень их усвоения. Этот процесс невозможно описать, используя лишь метод SMART. Исследованиями D. Burton (1989) было установлено, что спортсмены, ставящие цели, связанные с достижением результата, испытывают больше трудностей в ее достижении, те же спортсмены, которые ставят цели, связанные со своим собственным физическим и техническим развитием, более уверены и активны в достижении цели [7]. Следовательно, описание цели наиболее эффективно, если в основе этого процесса лежит метод позволяющий задать их таким образом, чтобы на любом этапе подготовки спортсмена можно было бы определить степень усвоения необходимых для достижения цели-результата умений и навыков. Отсутствие подобных методов инициировало формулирование нами основных положений теоретической модели целеполагания в психологической структуре спортивной деятельности. Данная модель удовлетворяет выше обозначенным требованиям и разработана нами на материале подготовки дзюдоистов.

Описание этой модели нам представляется возможным в рамках системогенетического подхода в определении структуры деятельности В. Д. Шадрикова и положений системно-структурной дидактики В.П. Беспалько, которые на наш взгляд, дополняют друг друга, позволяя не только определить цель для конкретного этапа подготовки спортсмена, но и отслеживать ее достижение.

В качестве функциональных блоков психологической системы деятельности В. Д. Шадриков выделяет: мотивы, цели, программы деятельности, информационную основу деятельности, принятие решений, подсистему деятельностно важных качеств. Все эти функциональные блоки, выступают как едино целое и деление их на отдельные единицы, используется лишь для удобства анализа. Согласно представлениям В. Д. Шадрикова формирование цели деятельности начинается с передачи ученику нормативной цели – результата, которая имеет две формы: цель - образ - непосредственно направляющие и регулирующие деятельность на всем ее протяжении; цель - задание - регулирующая деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания. На первом этапе освоения деятельности, описание «цели - результата» - нормативный результат деятельности (НРД) предстает в форме образа или нормативного задания. На II и III этапе формируется представление о качественных и количественных параметрах нормативного результата деятельности. По каждому параметру в ходе целеобразования должен быть установлен уровень достижений. Цель – уровень достижений детерминирован следующими факторами: спецификой деятельности; максимально возможными достижениями; средними результатами группы; эффектом «погони»; личностными характеристиками (мотивацией, способностями, уровнем притязаний) [5]. Итогом процесса формирования цели является определение критериев, с помощью которых принимается решение о достижении цели деятельности. Эти критерии должны быть сформулированы не только в деятельности, в целом, но и для отдельного действия.

Положения системно - структурной дидактики позволяют наполнить конкретным содержанием описанный нами процесс целеобразования в структуре деятельности. Постановка целей подготовки в рамках системно - структурной дидактики всегда диагностична и соответствует задаваемому уровню усвоения. Процесс диагностичного описания целей предполагает построение их иерархии от обобщенных, диктуемых общими требованиями к подготовке спортсмена целей, к целям подготовки на конкретном учебно-тренировочном занятии.

В системно-структурной дидактике выделяются три уровня целеобразования: глобальный, этапный, оперативный [2]. Глобальный уровень целеобразования предполагает осмысление требований общества, и определение пути достижения эталонных качеств спортсмена. В качестве основного требования общества к спортсмену является его профессионализм, демонстрируемый через достижения в спорте. Эталонные качества спортсмена должны быть представлены в психоспортограмме, где представлены качества и свойства личности, овладение которыми является обязательным условием. На этапном уровне формулирование целей осуществляется исходя из специфики требований подготовки спортсмена на конкретном этапе спортивной карьеры. Оперативный уровень предполагает постановку целей деятельности спортсмена на определенный период подготовки или на конкретные соревнования. Вне зависимости от того, на каком из описанных уровней осуществляется постановка цели, первоначально она возникает как некий умозрительный образ, направляющий и регулирующий деятельность, а затем возникает цель – задание, позволяющее корректировать деятельность, направленную на результат. Таким образом, прослеживается четкая логическая структура, когда глобальные цели вбирают в себя и этапные и оперативные цели, и, наоборот, оперативные цели могут быть объединены для постановки целей на конкретных этапах, а цели этапов также могут быть объединены на уровне глобального целеобразования [1].

Содержание подготовки спортсмена базируется не только на той общей информации о методах деятельности спортсмена, но и ха­рактерных для данного вида спорта. Все эти вместе взятые объекты, явления и методы деятельности, внесенные в программу, могут быть названы элементами подготовки спортсмена. Из элементов подготовки состоит любая программа. Составитель программы должен, исходя из целей подготовки, обосновывать необходимость включения того или иного элемента в программу. При этом все элементы подготовки должны быть хорошо обозримы и восприниматься и в целом и во взаимосвязи. Определив круг элементов подготовки, необходимо по каждому элементу диагностично задать цели, которые сформулированы так, что есть возможность выяснить на любом этапе подготовки степень продвижения спортсмена.

При отработке содержания программы подготовки дзюдоистов на теоретической стадии ее формирования считаем правильным использовать специальные таблицы и древовидные графические классификационные схемы.

Логическая структура представляет собой древовидную графическую классификационную схему, в которой имеются узлы (кружки) и дуги, соединяющие эти узлы. Эти узлы и есть элементы подготовки, а дуги служат для указания их взаимосвязи. Элементы подготовки, расположенные в корне – вершине графического древа, называют исходными. От него расходятся лучи к производным элементам, расположенным на нескольких градациях логической структуры. Таким образом, исходный элемент подготовки в процессе логического анализа делится на несколько производных, в которых находят свое отражение диктуемые целями подготовки определенные свойства исходного элемента. Данная древовидная схема построена на основе схемы двигательной деятельности в дзюдо Г. П. Пархомовича [3]. Для иллюстрации выше изложенного изобразим процесс целеобразования графически (рис. 1).


ss (2015-11-24 at 05.49.26).png

Рисунок к таблице 1.

Соединение содержания подготовки и его целей возможно в специальной форме (табл.1). В форме указываются номера элементов подготовки, под которыми они обозначены в логической структуре изучаемого материала. Во второй колонке дается полное название элемента, позволяющее судить о его содержании. Следующая графа таблицы позволяет учитывать исходный уровень представлений спортсмена о конкретном элементе. Исходный уровень (αи) может быть равен 0 или любому значению в диапазоне I-IV уровня. В следующей колонке формы фиксируется конечная цель изучения каждого элемента подготовки, определяемая требованиями к знаниям и умениям спортсмена. В приведенной ниже таблице представлен перечень двигательных действий, овладение которыми является обязательным для подготовки дзюдоиста. Далее в таблице прописаны диагностично заданные исходный и конечный уровень подготовки спортсмена на этапах многолетней подготовки.

Таблица 1

Наименование

элемента подготовки

Уровень усвоения (α)

Начальный этап подготовки

Этап углубленной подготовки

Этап спортивного совершенствования

исходный (αи)

конечный (αк)

исходный (αи)

конечный (αк)

исходный (αи)

конечный (αк)

1.

Развитие двигательных действий

0

II

II

III

III

IV

2.

Способствующие действия

0

II

II

III

III

IV

3.

Взаимодействия

0

II

II

III

III

IV

4.

Образующие действия

0

II

II

III

III

IV

5.

В оказании первой помощи

0

II

II

III

III

IV

6.

В борьбе лежа

0

II

II

III

III

IV

7.

В применении тактики

0

II

II

III

III

IV

8.

В использовании ситуации

0

II

II

III

III

IV

9.

В комбинировании техники

0

II

II

III

III

IV

10.

В выведениях из равновесия

0

II

II

III

III

IV

11.

В захватах

0

II

II

III

III

IV

12.

В перемещениях

0

II

II

III

III

IV

13.

В улучшении устойчивости

0

II

II

III

III

IV

14.

Технические действия лежа

0

II

II

III

III

IV

15.

Технические действия стоя

0

II

II

III

III

IV

16.

Основные

0

II

II

III

III

IV

17.

Сопряженные

0

II

II

III

III

IV

18.

Подготовительные

0

II

II

III

III

IV

19.

Комбинация лежа

0

II

II

III

III

IV

20.

Комбинация стоя

0

II

II

III

III

IV

21.

Действия контроля лежа

0

II

II

III

III

IV

22.

Подбивы

0

II

II

III

III

IV

23.

Выведение из равновесия

0

II

II

III

III

IV

24.

Дыхание

0

II

II

III

III

IV

25.

Захваты

0

II

II

III

III

IV

26.

Передвижения и повороты

0

II

II

III

III

IV

27.

Позы, положения, взаимоположения

0

II

II

III

III

IV

28.

Стойки

0

II

II

III

III

IV

29.

Специальные

0

II

II

III

III

IV

30.

Общие

0

II

II

III

III

IV

31.

Неклассическая техника и ее варианты

0

II

II

III

III

IV

32.

Классическая техника и ее варианты

0

II

II

III

III

IV

33.

Неклассическая техника и ее варианты

0

II

II

III

III

IV

34.

Классическая техника и ее варианты

0

II

II

III

III

IV

Усвоение структуры деятельности дзюдоиста следует представить в виде четырех уровней.

I уровень (α I) – узнавание элементов программы подготовки (знания-знакомства). На этом уровне деятельность спортсменом выполняется при условии внешне заданного алгоритмическом описании. В.П. Беспалько назвал его «ученическим» уровнем деятельности. Например, выполнение задания по образцу или по инструкции, доступным для спортсмена в ходе выполнения деятельности.

II уровень (α II) – репродуктивное действие (знания-копии). На этом уровне самостоятельно воспроизведя его по памяти, а так же используя ранее усвоенную информа­цию об ориентировочной основе действия, спортсмен выполняет действие. Например, применение в ходе поединка стандартного решения задачи, по хорошо известному алгоритму.

III уровень (α III) – продуктивное действие. На этом уровне усвоения спортсмен выполняет деятельность самостоятельно изменения знакомые стандартные действия, что определяет формирование субъективно новой ориентировочной основы деятельности, способствующей выполнению не стандартного дейст­вия. Деятельность на этом уровне, выполняется по сформированному в ходе самого действия алгоритму. Например, решение задач возникающих в ходе поединка с использованием общеизвестных приемов и методов, путем их самостоятельного приспо­собления к условиям поединка, результат которого предсказуем лишь в общем виде.

IV уровень (α IV) - продуктивное действие. На этом этапе деятельность выполняется путем самостоятельного конструирования объективно новой ориентировочной основы деятельности. Спортсмен действует «без правил», но в известной ему области, создавая новые правила, - творчес­кая деятельность. Данный уровень достижим только лишь на этапе высших достижений дзюдоистов, так как требует от них не только отличного знания приемов, бросков, подсечек и т. д., но и умения творческого использования собственных умений и навыком, создания необычных комбинаций и бросков.

Таким образом, диагностичное определение цели подготовки спортсмена-дзюдоиста по качеству усвоения знаний и умений состоит в определении необходимого уровня их усвоения. То есть, уровень усвоения (α) указывает на требуемый уровень мастерства, которого должен достичь спортсмен. Каждый этап его подготовки предъявляет свои требованиям к уровню усвоения двигательных действий. Например, при изучении дзюдоистами двигательных действий на этапе начальной подготовки конечным уровнем усвоения является второй (α II). Основная цель спортсмена на этом этапе состоит в том, что двигательные задачи в ходе поединка он должен решать путем самостоятельного воспроизведения по памяти в виде известных ему стандартных алгоритмов деятельности.

Заключение. Целеполагание выполняя направляющую, корректирующую и активирующую функции, играет значимую роль в освоении психологической структуры спортивной деятельности. На наш взгляд, предложенная нами теоретическая модель диагностичного задания целей подготовки дзюдоистов, позволяет в соответствии с задачами этапа подготовки, определить перечень элементов и диагностично задать цели, т.е. сформулировать их так, что есть возможность выяснить на любом этапе подготовки степень усвоения каждого элемента программы подготовки спортсмена. Задачей дальнейшего исследования проблемы целеполагания в психологической структуре спортивной деятельности является апробация предложенной нами модели.

Литература

  1. Багадирова, С.К. Психологическая структура спортивной деятельности: анализ и новый подход к ее построению / С. К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – Вып. 3 (143). – С. 130-136.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989. – 192 с.
  3. Моросанова, В.И. Стилевые особенности саморегулирования личности [Электронный ресурс] / В. И. Моросанова. – Режим доступа: //http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911121.htm
  4. Пархомович, Г.П. Основы классического дзюдо: учеб.-метод. пособие для тренеров и спортсменов / Г.П. Пархомович. – Пермь: Урал-Пресс Лтд, 1993. – 163 с.
  5. Сагова, З.А. Взаимосвязь постановки целей и успешности в спорте / З.А. Сагова // Молодежь и общество. – 2012. – № 3. – С. 21-25.
  6. Шадриков, В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
  7. Burton, D. (1984) Evaluation of goal setting training on cognitions and performance of collegiate swimmers: Doctoral dissertation / D. Burton; University of Illinois, 1983. Dissertation Abstracts International, 45, 116А.
  8. Burton, D. Winning ins,t everything: Examining the impact of performance goals on collegiate swimmers, cognitions performance / D. Burton // The Sport Psychologist. – 1989. – № 3. – Р. 105-132.
  9. Doran, G.T. There's a S.M.A.R.T. way to write management's goals and objectives / G.T. Doran // Management Review. – 1981. – Vol. 70, Issue 11 (AMA FORUM). – P. 35-36.
  10. Drucker, P.F. The Practice of Management / P.F. Drucker = Практика менеджмента. – М.: Вильямс, 2007. – С. 400.
  11. Garland, H. A cognitive mediation theory of task goals and human health performance / Н. Garland // Motivation and Emotion. – 1985. – № 9. – Р. 345-367.
  12. Mantens, R. Coaches guide to sport psychology. Campaign: Human Kinetics Publishers inc., 1987. Sport vision for sailors // Sailing World. – 1988. – Vol. 27. – N 5.
  13. Meyer, P.J. What would you do if you knew you couldn’t fail? Creating S.M.A.R.T. Goals. Attitude Is Everything: If You Want to Succeed Above and Beyond. Meyer Resource Group, Incorporated, 2003.
  14. Orlick Terry. In Pursuit of Excellence. Illinois: Human Kinetics, 2008. 305 p.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle