Яхтенный капитан Владимир Богатырёв в январе 2012 года широко и радостно отметил своё 80-летие, в сентябре совершил традиционное путешествие по Онежскому озеру, а в конце ноября его не стало. С детства этот крупный, сильный, целеустремлённый и очень общительный человек носил прозвище «Богатырь», оправдывая его во всех ипостасях.
С пяти лет он остался без мамы у кормильца-отца, растившего семерых детей и делившего меж ними в голодные годы скудную пайку хлеба. Под присмотром бабушек он познавал сельский труд. С братьями промышлял в лесу, в поле и на рыбалке.
С 1949 года Владимир - рослый и крепкий девятиклассник - выигрывал на районных состязаниях почти все дистанции по плаванию на открытой речной глади; прыжки в длину, высоту, с шестом; толкание ядра и попал на финал в Йошкар-Олу. Школу Богатырёв окончил с единственной четвёркой в аттестате по русскому языку, лишившей его почётной медали. Поступил на лесоинженерный факультет Поволжского лесотехнического института.
Войдя в волейбольно-баскетбольные сборные, преуспевая в плавании и прыжках, он мечтает о переходе в московский институт физкультуры, но отец на это намерение накладывает вето. В 1954 г. молодой инженер с красным дипломом объявляется в Мегреге в должности технорука лесопункта Олонецкого леспромхоза.
В райцентре Владимир произвёл сильное впечатление на хозяев волейбольной площадки, где азартно играли «на вылет». Его вводят в сборную и везут в Петрозаводск. А там Богатырёв попадает на глаза тренеру по плаванию, и, после «смотрин» в реке Лососинке, волейболист получает приглашение в республиканскую команду пловцов для подготовки к первой Спартакиаде народов СССР.
Многодневные сборы в Советске, Львове и, особенно, в Минске, позволили Владимиру поступить на заочное отделение белорусского института физкультуры.
Выиграв все дистанции на спартакиаде Карелии, установив рекорды на чемпионате Центрального совета ДСО «Красная звезда», Богатырёв стартует на Спартакиаде в Москве - одной ступеньки не хватило до звания мастера спорта.
Непрерывные сборы и старты совсем отбили его от мегрегских «технорук», и он перебирается в холодное общежитие петрозаводского лесотехникума на правах преподавателя электротехники.
Владимира ценят в Москве и приглашают на крупные соревнования, его результаты растут: 14 место на чемпионате СССР-57 и 4-е на чемпионате РСФСР-58. На спартакиаде профсоюзов России он уже 3-й, а на всесоюзной - 6-й.
Чтобы иметь постоянный доступ к плавательному бассейну, атлет переходит на очное отделение физвоспитания московского областного пединститута и переселяется в Москву. Выигрывает Всероссийские соревнования студентов педвузов (1960) и занимает 3-е место на Всесоюзных соревнованиях общества «Буревестник», снова становится 3-м на спартакиаде профсоюзов РСФСР в 1961-м и возвращается в Петрозаводск со вторым красным дипломом.
Стрессы и перенапряжения, связанные с достижениями «на всех фронтах», привели к страшному недугу - открытой форме туберкулёза. Печальный итог: из сборной России - в инвалиды второй группы! После долгого лечения группа заменяется третьей, но без права работы с детьми. Цель, к которой сознательно шёл последние годы, отдалилась...
В дни лечения он окунулся в яхтенный спорт. На стареньком «Финне» стал соперничать с онежскими асами, в двухместном «Летучем голландце» в паре с Анатолием Сорокиным гонял на четвёртой Спартакиаде народов РСФСР (Ленинград-67).
Из разваливающегося швертбота класса «М» три года возводил свою парусно-моторную «Зубатку» с камбузом, рубкой и спальными местами. За тридцать сезонов избороздил на ней Онего, хаживал в Белое море и на Ладогу, занял 3 место в соревнованиях на призы всесоюзного журнала «Катера и яхты». Был приглашён в двухнедельное турне по Америке с увенчанными третьим призом гонками, включая ночную по озеру Верхнему на границе с Канадой. Получил международную капитанскую лицензию.
В 1966 году распахнул двери плавательный бассейн у Дома физкультуры, куда Владимир Васильевич Богатырёв, уже снятый с туберкулёзного учёта, вошёл как штатный тренер спортивной школы, и отработал тридцать полновесных лет.
Не счесть ребятишек, что научил он держаться на воде. Лучшие из них достигали высот карельского звучания, а наиболее трудолюбивые, повзрослев, одолели мастерские рубежи. Как-то Богатырёв вывез питомцев школы в соседнюю Суоми на матчевую встречу и убедился, что живут там сытнее, а плавают медленнее.
С конца 60-х до середины 70-х годов полосы республиканских газет пестрели репортажами об успехах карельских морских многоборцев. В них отмечалось, что «много труда в их подготовку вложил тренер Владимир Богатырёв».
Читатель может не знать, что тогда многоборье включало плавание вольным стилем на 400-200 м; греблю на 6-4-вёсельных ялах на 2000-1000 м; парусные гонки на шлюпках от 6 до 2 миль; стрельбу из малокалиберной винтовки на 50 м лёжа; кросс по пересечённой местности на 1500-800 м. Но поскольку три дисциплины были связаны с водой, то костяк морских пятиборцев составляли пловцы.
Яхта подарила Богатырёву немало счастливых часов. На её борту не раз убеждался я в особой деликатности, заботливости, доброжелательности и организованности Владимира Васильевича. Он готов был обогреть заботой всех ближних. Синдром отличника и чистюли преследовал его неизменно.
В последних походах обычно за рулём сидел кто-либо из экипажа, но в ответственных местах капитан, закладывая валидол под язык, мастерски выполнял трудный манёвр.
.Лет десять назад ночью яхта шла домой через большое Онего, мы с капитаном - на вахте. И вдруг Володя сказал: - Послушай подаренные мне когда-то строки:
Волна с «Зубаткою» играет,
Белеет парус надо мной,
И пенная дорожка тает
В дали туманно-голубой.
И ветра тёплого дыханье
Меня касается в тиши
И горькие воспоминанья
Сдувает, словно пыль, с души.
Обиды, хлопоты и беды
Прочь уплывают, в никуда.
И остаются только небо
Да безграничная вода
...И благодарная память о чутком, добром, деятельном человеке.