Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

04 июля 2016 Газета "Арена № 4(59)"

Виды спорта: Футбол

Рубрики: Профессиональный спорт, Спорт в регионах

Автор: Василиади Игорь

Сухой № 1

Виктор Сухоруков

Виктор Сухоруков

Несколько лет назад клуб любителей футбольной истории и статистики провел опрос среди специалистов: кто из курян является лучшим футболистом за все времена. Более ста тренеров, игроков, судей, спортработников ответили на вопросы анкеты. Итогом стал неожиданный, но в то же время ожидаемый результат. Любимец спартаковских фанатов Миша Булгаков, кумир всего Волгограда, талантище Павел Адамов, отчаянно смелый и очень серьезный Валентин Бурцев, звезда хоккея и футбола Геннадий Забелин и еще с десяток ярких парней остались позади Виктора Сухорукова.

Конечно, результат опроса относителен, ибо отвечающие на вопросы анкеты не видели и не помнят футболистов до— и послевоенных, тем более дореволюционных. Будем считать, что опрос выявил лучшего футболиста за последние пятьдесят лет. Почему Виктор — первый, а вслед за ним такие фигуры, как Павел Адамов, Михаил Булгаков и другие звезды курского футбола? Наверное, дело в том, что «Сухой» (именно такое, укороченное от фамилии, народное прозвище дали ему болельщики) недолго играл в высшей лиге советского футбола. Он вернулся в «Авангард» и еще около десяти лет радовал курян (а не москвичей) своей игрой. Может, за это и отдали ему первенство, хотя он не был, как Булгаков, чемпионом СССР или, как Есипов, призером первенства России.

Природа щедро наградила Виктора. Он был на поле разносторонним. Крепкий, как молодой дубок, он твердо стоял на ногах, «уронить» Виктора на газон без нарушения правил было очень сложно. Впрочем, соперники боялись бить Виктора по ногам, он не был последователем христианского правила и вторую щеку не подставлял, а давал сдачи так, что задирать его отпадало желание даже у самых «крутых». Отнять у него мяч было нелегко, и Сухой мог, чтобы дать отдохнуть партнерам или успокоить игроков, водить мяч пару минут по полю. Мог в одиночку пройти всю защиту. У него словно был где-то на затылке третий глаз, он прекрасно видел всю обстановку на поле. Бывало, ведет мяч параллельно воротам, вдруг резко разворачивается и дает проникающий пас на голову открывшегося партнера — гол. Его ругали, что, мол, много водится, не дает пасы. Действительно, с мячом он расставался неохотно. Болельщики часто вспоминают матч с саратовским «Соколом». Волжане приехали в ранге фаворита за двумя очками, давили. И вдруг с тридцати пяти метров страшный удар в левую девятину. Вратарь сел на землю и долго смотрел в верхний угол своих ворот. Игроки молча (а кого упрекать) пошли к центру поля. Стадион неистовствовал. Может, и забылся бы этот гол, но во втором тайме Витя забил метров с двадцати в тот же угол. И сломались волжские «соколы».

Виктор, точно барометр, ощущал состояние своей команды. И принимал решение — либо брал игру на себя, либо лез на пенальти в гущу защитников. Сухоруков — самый меткий бомбардир из всех курских футболистов начиная с 1958 года. Мне кажется, у него не было слабых мест. Иногда складывалось впечатление, что он не использует своих богатых возможностей на все сто, как бы сдерживает себя. И из футбола он ушел рано, может быть, его лучшие годы еще были впереди. Но тогда просто выталкивали из команд тех, кому было под тридцать — староваты.

А начинал Витя, как большинство курских ребят, на пустырях и на полянах. Играл до изнеможения. Вырос Сухоруков на 1-й Стрелецкой. Так что он стрелец по месту рождения. А в этом уголке Курска полян и площадок хватало. Играли и в хоккей с мячом. Заливали каток ведерками, играли на болотах. В те годы все наши футболисты были первоклассными хоккеистами, и Витя в том числе.

«Стрельцы» по курской географии относились к «Локомотиву». От Витиного дома до стадиона минут десять хода, и пацаны бегали погонять мячик на настоящем поле, побить по настоящим воротам с сетками. Сухорукова с друзьями-соседями: Пашей Рязанцевым, Колей Сошниковым — заметили тренеры «Локомотива» Ильинский и Ольховиков. Они не знали восьмичасового рабочего дня, возились с ребятами от рассвета до заката. Их учениками были Владимир Басалаев, Владимир Рылеев, Игорь Гершун, Игорь Шадрин, Алексей Белозеров — будущие игроки «Авангарда». Тогда в чемпионате города существовал клубный зачет. Играли команды от детских до взрослых, очки начислялись по совокупности. Виктора часто ставили в команду старше по возрасту.

А затем его пригласили в группу подготовки при команде мастеров «Трудовые резервы». В 16 лет он оказался в одной команде рядом с такими мастерами, как Валентин Рязанцев, Леонид Кириченко, Валентин Бурцев. А он не растерялся, не испугался и уже на следующий год стал лучшим бомбардиром команды с восемью мячами. Тут же последовало приглашение в московский «Спартак». Звали и в «Локомотив». Миша Булгаков — ровесник и тоже футбольный самородок (природа иногда распоряжается так, что в одном месте и в одно время рождаются равные по дарованию люди) согласился уехать в «Спартак», стал чемпионом СССР и игроком олимпийской сборной страны, любимцем болельщиков. А Витя? Почему не уехал? Булгаков был холостяком, а Виктор успел жениться. И молодая семья ждала первенца. Бросить жену одну в то время Сухоруков не решился. Наверное, в спортивном плане он проиграл, но в человеческом, безусловно, выиграл. И еще в родном городе у него было много друзей, сотни знакомых. И он действительно любил свой Курск, свою Стрелецкую. А там, в столице, он мог затеряться, москвичом Виктор никогда бы не стал. Кем-то вроде «лимиты» он быть не хотел.

Поэтому и нам, курянам, Сухоруков роднее, он приносил славу своей команде, своему городу. На него ходили как на актера в театр. Да он и был актером на зеленой сцене стадиона. А потом приехал к Виктору тренер ЦСКА Маношин уговаривать играть в армейском клубе. И увез его в Баку играть с «Нефтчи». А куда денешься? В армии служить всё равно надо, и могут заслать «куда Макар телят не гонял».

Сухоруков играл в великом клубе рядом с Шестерневым, Капличным, Федотовым и Поликарповым, здорово играл. Мы помним, как незабвенный Николай Николаевич Озеров в своих комментариях нахваливал курского воспитанника. И в молодежную сборную СССР Виктора пригласили. На турнире «молодежек» в Швейцарии, где наши выиграли «в одну калитку» у всех, в том числе и у Германии, он здорово смотрелся рядом с Давидом Кипиани, Александром Мирзояном, Маховиковым и Вячеславом Чановым, будущими звездами советской сборной.

После года службы Сухорукова вызвал на серьезный разговор старший тренер ЦСКА, чемпиона страны, Валентин Николаев поговорить о будущем. Виктор честно сказал, что собирается вернуться домой, связывать свою жизнь с армией не хочет. Легендарный тренер понял его и не стал настаивать, решив комплектовать команду на следующий сезон без Сухорукова. А его послали дослуживать в армейскую команду Смоленска, где, кстати, играли в это время куряне: Галкин. Рязанцев, Никифоров, Паю-хин. В Смоленске Сухой тоже не остался — домой, домой...

В двадцать девять он оставил футбол. Не сам. Периодически наши футбольные руководители «омолаживали» клубы второй лиги, и в тот год вышел указ, запрещающий иметь в командах больше четырех игроков старше двадцати пяти. Виктор мог бы остаться. С его авторитетом никто не посмел бы тронуть «ветерана». Ушел сам, надоело видеть околофутбольные дрязги. А горечь осталась. Сегодня мы смотрим на Тихонова и думаем, почему же они так рано уходили? Конечно, спортивная медицина стала другой и стиль жизни. Но всё же. Мог бы и Сухой поиграть еще пять-шесть лет, забить голов по лиге больше сотни. А он ушел, и ничего теперь с этим не поделаешь.

Виктор не расстался с футболом, был тренером «Торпедо» (ГПЗ-20), играл за команду автопредприятия «Ротор» и всегда был лучшим на поле. Сухоруков играл за ветеранов, и те, кто в силу своего возраста, не видел его на поле, могли сходить посмотреть и не пожалеть.

В декабре 2009 года Виктора Григорьевича Сухорукова не стало. Он ушел из жизни, как и подобает настоящему футболисту, сразу после игры ветеранов, но неоправданно рано и обидно для всех любителей футбола! И хоронили его тоже как лучшего футболиста Курска всех времен, трижды обнеся зеленое поле старенького стадиона «Трудовые резервы», ставшего для него в его жизни родным. И провожали его в последний путь тоже футболисты — друзья и ученики, и обязательно, как при жизни, верные его мастерству болельщики.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle