Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Футбол, Общеспортивная тематика

Рубрики: Профессиональный спорт

Автор: Лямкин Валерий

Стук мяча и колес

Стук мяча и колес

Стук мяча и колес

По имени-отчеству

Именно так, и не иначе, обращались к своему вратарю - известному и разностороннему спортсмену Петру Афанасьевичу Мельникову -футболисты барнаульского «Локомотива» ещё до войны. Он родился 6 января 1918 года в семье первостроителя железной дороги Афанасия Максимовича Мельникова, от которого и унаследовал богатырское здоровье и стать. После возведения железнодорожного моста через Обь в 1915 году Афанасий Максимов, как и многие его родственники, также занятые на строительстве «железки», перешли на работу в паровозное депо. Именно от них, первых строителей, берут начало такие известные династии железнодорожников, как Мельниковы, Целовальниковы и Корягины.

Старший брат Петра Мельникова - Семён - работал на железной дороге уже машинистом. Перед войной он вместе с Александром Целовальниковым, игравшим в свободное время в футбольной команде «Локомотив», был награждён орденом «Знак Почёта» за внедрение Лунинского метода работы. Это движение зародилось в 1940 году по инициативе новосибирского машиниста Лунина: его паровозная бригада, овладев слесарными навыками, могла починить локомотив как в депо, так и в пути. Такое подвижничество - никаких доплат за освоение смежной профессии не было - позволяло при недостаточном числе ремонтных бригад содержать технику в отличном состоянии.

Сам Пётр Мельников после окончания железнодорожного училища работал в депо слесарем, а затем кочегаром и помощником машиниста на паровозе. Природное здоровье и сила духа способствовали его успехам как в труде, так и в спорте. Начинал он, как и все, с дикого футбола босиком, позже увлёкся легкой атлетикой и баскетболом. В конце 1930-х годов Пётр Мельников, уже известнейший футбольный вратарь Барнаула, играет неизменно за одну из сильнейших команд города - «Локомотив». Краевые газеты пестрят его снимками: вот он выбивает мяч в поле, а вот он уже его ловит, есть и снимок с подписью - «Лучший вратарь города Пётр Мельников» («Сталинская смена», 12 июля 1938 года). Это в 20 лет!

Согласитесь, заслужить такое признание в столь раннем возрасте - редкость. В своём «Локомотиве» Пётр Мельников не только ведущий футболист и последний оплот обороны, но и безусловный авторитет. Не удивительно, что 24 января 1941 года он назначается секретарём комсомольской организации депо, а с началом войны Пётр Мельников уже видный в крае комсомольский вожак, отдающий все свои силы и знания подготовке железнодорожной молодёжи к фронту. В апреле 1942 года он вступает в ряды КПСС, а уже в августе того же года назначается помощником начальника политотдела, ему выдают табельное оружие - пистолет

Вставай, страна огромная!

В военное время ощущалась острая нехватка людей не только в ремонтных, но и в паровозных бригадах, а объём перевозок всё нарастал. Правительством было принято решение о бронировании паровозников. Мало того, вышел приказ ГКО (Государственного комитета обороны) о возвращении назад ранее мобилизованных специалистов. Учить новых было некогда.

Но и здесь, далеко от военной передовой, был тоже фронт -трудовой. Многие друзья Петра Мельникова по футбольной команде «Локомотив» всю войну ударно трудились в паровозных бригадах. Так, паровозная колонна имени ГКО старшего машиниста Николая Кузнецова стала победителем производственного соревнования во всём Сибирском военном округе, и ей за успехи было вручено переходящее Красное знамя 2-й гвардейской стрелковой дивизии. Сам Николай Дмитриевич Кузнецов, до войны депутат Верховного Совета РСФСР и защитник футбольной команды «Локомотив», в военные годы одним из первых барнаульских паровозников был награждён орденом Трудового Красного Знамени. Орденом Ленина он был отмечен, как и другой игрок «Локомотива» Иван Иванников, уже после войны.

Кстати, в конце 1930-х годов в бригаде Кузнецова работал кочегаром будущий начальник краевого УВД Иван Дмитриевич Налётов, внёсший затем большой вклад в развитие барнаульского «Динамо». Ударно трудился в военное время ещё один член футбольной команды «Локомотив», уже упоминавшийся машинист-инструктор паровозной колонны Александр Целовальников. В паре с Семёном Мельниковым, братом Петра Мельникова, они добились такой экономии, что на сбережённые ими средства в 1943 году было закуплено 1000 тонн угля для воинов, оборонявших Сталинград.

В эти тяжёлые годы тыл делился с фронтом всем, чем мог Рабочие отдавали на передовую тёплые вещи, а в фонд обороны - свои сбережения, облигации государственного займа. Победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря огромнейшему напряжению всех сил народа, и вклад железнодорожников Барнаула в неё очень весомый.

Футбольный авангард

После войны, когда вернулись в спортивные ряды Василий Коростелёв, Владимир Пармёнов, Андрей Свиридов, Владимир Порошин, «Локомотив» сумел вернуть себе былую футбольную славу не только в городе, но и в крае.

Пусть не хватало элементарного качественного инвентаря и особенно футбольных мячей, но желание соревноваться и побеждать было огромное.

В 1946-1947 годах барнаульский «Локомотив» дважды завоёвывает кубок Алтайского края. Особенно велика роль в этих победах Василия Коростелёва и Петра Мельникова. Оба, кстати, прекрасно играли и в хоккей с мячом. Две эти фигуры в алтайском спорте в то время явно выделялись из общего ряда. Будь в то время организована футбольная команда мастеров в Барнауле, они бы заняли в ней ключевые места: Коростелёв в центре обороны, Мельников - в воротах.

Кстати, был в «Локомотиве» и третий такой игрок - Андрей Свиридов, один из организаторов послевоенной команды, её капитан и старший инструктор физкультуры спортобщества железнодорожников. Он выделялся своими спортивными достижениями ещё в довоенный период, причём не только в футболе. В 1938 году Свиридов побеждает в краевых соревнованиях в метании диска (32 м 77 см), а в 1939 году устанавливает сразу несколько легкоатлетических рекордов: в метании диска - 33 м 92 см, копья -44 м 18 см, и в беге на 100 м -11,7 сек., опередив чемпиона края - динамовца из Ойрот-Туры Михаила Трофимова. В 1940 году Андрей Свиридов улучшает свой же рекорд края в метании диска - 34 м 37 см. Результаты говорили сами за себя, и как знать, чего бы добился этот спортсмен в 1941 году, если бы не грянула война. После неё Свиридов продолжил играть в «Локомотиве» полузащитником, но в 1947 году трагически погиб в центре города под колёсами грузовика, насмерть припечатавшего его к рекламной тумбе. В том, что после войны «Локомотив» вновь занял ведущие позиции в футбольной жизни края, его большая заслуга.

После этого повязка капитана и должность инструктора физкультуры перешла к Василию Коростелёву, старшему брату будущего капитана барнаульского «Урожая» Леонида Коростелёва. И, надо сказать, Василий Коростёлев стал достойным преемником Свиридова и являлся образцом спортивного совершенства, и не случайно прожил красивую и долгую жизнь, лишь год не дожив до 85-летия.

Пётр Мельников после войны стал работать машинистом паровоза, затем электровоза и тепловоза. Был секретарём партийного бюро цеха паровозников, отвечал на общественных началах за спортивную работу в депо станции Барнаул. Был разносторонним спортсменом и добился высоких спортивных результатов в различных видах спорта. Вместе с Василием Коростелёвым он как легкоатлет входил в состав сборной края, выступавшей на Спартакиаде РСФСР 1947 года в Москве. На параде открытия Спартакиады ему доверили нести знамя спортивной делегации Алтайского края, а на самих соревнованиях он метал копьё и толкал ядро.

Зимой Пётр Мельников играл за «Локомотив» в хоккей с мячом нападающим и очень много забивал, летом же надевал вратарский свитер и был настоящей грозой для всех форвардов. Прекрасно действуя на выходах, он мог ударом кулака выбить мяч чуть ли не до центра поля. Играл смело и решительно, все его очень уважали. К сожалению, он ушёл из жизни преждевременно, не дожив и до пенсии, 15 января 1971 года, когда ему только-только исполнилось 53...

Прошло много лет, как закатилась звезда барнаульских паровозников в алтайском футболе, но мы не вправе забывать имена тех игроков «Локомотива», которые ковали Победу в годы войны и закладывали фундамент нашего спорта в довоенные и первые послевоенные годы.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle