Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Спортивное ориентирование

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования

Наталья Александровна Чернова, соискатель, Ульяновский государственный технический университет, г. Ульяновск

Аннотация


В работе представлены результаты проведенного исследования по разработке структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования. В процессе педагогического эксперимента подтверждена высокая эффективность применения данной модели.

Ключевые слова: физическая культура, рефлексия, спортивное ориентирование, студенты.

Физическая культура, как предмет в системе образовательной деятельности, включает в себя несколько аспектов, одним из которых является физическое совершенствование человека. Но главным назначением физической культуры является пробуждение потенциальных возможностей человека, необходимых для жизнедеятельности, реализации своих потребностей, интересов, способностей (В .И. Слободчиков, Е.И.Исаев, 1995). Одним из видов спорта, в системе физического воспитания, реализующего поставленные задачи, является спортивное ориентирование. С помощью этого вида спорта формируются общая и специальная выносливость, быстрота в действиях и мышлении, ловкость, сила. Средствами спортивного ориентирования развиваются многие качества спортсмена, такие как самостоятельность в выборе и принятии решений, логическое мышление, скорость реакции (В.И. Бочкарев, 2008; В.И. Ткачев, 2010). Одной из способностей которую можно развить спортивным ориентированием является рефлексия.

Рефлексия - это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет ему сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения, то есть анализа и оценки (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995). Эта способность может способствовать реализации потребностей выпускника высшего учебного заведения достичь реализации своих потребностей, служить средством жизнеутверждения в обществе.

Целью настоящего исследования стала разработка структурно-функциональной модели формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования, а затем экспериментальная проверка ее эффективности.

Формирующий эксперимент был проведён на базе Ульяновского государственного технического университета. В исследовании приняли участие 33 студента экспериментальной группы и 40 контрольной. Эксперимент заключался в проведении занятий в цикле предмета «Физическая культура» на специализации спортивное ориентирование и продолжался в течение всего периода обучения, с 2006 по 2009 год. Для того была разработана структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов с использованием спортивного ориентирования (рис.).

Для выявления уровня рефлексивных способностей использовали метод опроса, по опроснику «Измерение уровня индивидуальной меры рефлексивности» А.В. Карпова (А.В. Карпов, 2003). Контрольное измерение уровня индивидуальной меры рефлексивности проводилось в начале курса обучения спортивному ориентированию и по окончании семестра на I-III курсах обучения в вузе (табл.).

Подсчет результатов теста измеряющего индивидуальную меру рефлексивности происходил следующим образом: данные, полученные при тестировании студентов, были нами внесены в таблицы Microsoft Excel, далее подсчёт происходил при помощи формул, заданных составителями тестов и адаптированных под систему Microsoft Excel, в которую вводили результаты опроса каждого студента. Затем, систематизируя полученные данные, мы определили верхние и нижние 30%.

При подсчете результатов для конкретного курса проверяем, к какой области относится результат студента (верхний, нижний, средний уровень) и на основании этого определяем процентное соотношение. Данные по исследованию индивидуальной меры рефлексивности свидетельствуют о том, что в контрольной группе студентов первого курса с «низким» уровнем рефлексивности выявлено у 24% опрошенных, «средний» уровень у 76% опрошенных, «высокого» уровня рефлексивности ни один из респондентов не достигли.

Рис 1

Рис. Структурно-функциональная модель формирования рефлексии у студентов вузов с использованием спортивного ориентирования


Таблица

Данные уровня индивидуальной меры рефлексии в контрольных и эксперимен­тальных группах, в зависимости от курса обучения в вузе до и после педагогического эксперимента, в %

№ п/п Уровень индивиду­альной меры рефлек­сии Экспериментальная группа Контрольная группа
I курс | II курс | III курс I курс | II курс | III курс
До педагогического эксперимента
1. «Высокий» 0 10 16 0 0 2
2. «Средний» 75 28 67 76 33 31
3. «Низкий» 25 62 17 24 67 67
По окончании педагогического эксперимента
4. «Высокий» 4 46 25 1 3 18
5. «Средний» 61 22 45 48 53 48
6. «Низкий» 35 42 30 51 44 32

 

 B экспериментальной группе «низкий» уровень рефлексии представлен у 25%, «средний» уровень у 75% студентов и «высокого» обнаружить не удалось. Данные свидетельствуют о том, что «высоким» уровнем рефлексии на первом курсе не обладает никто из студентов. Mолодой человек, только что вступивший в сферу высшего образования, не имеет представления о структуре организации образовательной деятельности. Не может сконструировать её в соответствии со своими целями и программами, не осознаёт в полной мере возникающую проблематику.

Проведенное исследование показывает, что большинство студентов, не может самостоятельно принимать решения и рефлексировать свои действия и поступки. Рефлексивные возможности используются им в ограниченной степени.

Полученные исходные данные по исследованию индивидуальной меры рефлексивности студентов второго курса свидетельствуют о том, что в контрольной группе студентов обладающих низким уровнем рефлексии б7%. Средним уровнем рефлексии 33%. Bli^^to уровня рефлексии не обнаружено. B экспериментальной группе низким уровнем рефлексии обладают б2%, средним уровнем 28% и высоким уровнем 10%. Mассового повышение уровня индивидуальной меры рефлексивности не происходит. Лишь 10% студентов экспериментальной группы переходят на уровень рефлексивного мышления.

B результате исследования выяснилось, что студенты в начале обучения спортивному ориентированию, на первом курсе, имеют «низкий» и «средний» уровень развития рефлексии. У студентов второго курса, также преобладает «низкий» уровень рефлексивных способностей. И лишь на третьем курсе студенты достигают «среднего» уровня рефлексии, а в некоторых случаях «высокого».

Экспериментальные данные по уровню индивидуальной меры рефлексивности у студентов третьего курса свидетельствуют о том, что под воздействием занятий спортивным ориентированием, уровень рефлексивных способностей студентов, в контрольной группе изменился: показатели «высокого» уровня увеличились на 48%, «среднего» - на 23%. B контрольной группе уменьшение показателей «низкого» уровня индивидуальной меры рефлексивности у студентов произошло в 20% случаях, «среднего» - в б%.

По окончании экспериментального периода занятий по спортивному ориентированию и участия в соревновательной деятельности, уровень рефлексивных способностей у студентов экспериментальной группы изменился в лучшую сторону. Прирост показателей «среднего» уровня составил: на первом курсе 12%, на втором - 23%, на третьем курсе - 4%.
 

BЫBОД


Проведенные исследования показали, что занятия спортивным ориентированием по разработанной нами модели формирования рефлексии у студентов, можно значительно повысить уровень данной способности во время обучения в вузе и, соответственно, быть лучше подготовленным к возникающим жизненным трудностям и особенностям профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бочкарев, BA Meтодика применения военно-спортивного ориентирования в системе физической подготовки курсантов пограничного вуза I B.И.Бочкарeв II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 20-25.
  2. Слободчиков, BA Основы психологической антропологии. Bвeдeниe в психологию субъективности : учебное пособие I B^. Слободчиков, Е.И. Исаев. - M. : Школа-Пресс, 1995. - 284 с.
  3. Ткачев, BA Meтодика подготовки спортсменов-разрядников по спортивному ориентированию в условиях вуза I B^. Ткачев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № б (б4). - С. 91-94.
  4. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, № 5. - С. 45-57.
Контактная информация: a bolotin@inbox.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle