Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Лыжные гонки, Общеспортивная тематика

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Автор: Кочергина А. А.

Структура тренировочного процесса у юных лыжников – гонщиков в учебно-тренировочных группах первого и второго года обучения в годичном цикле подготовки

Аннотация

Цель исследования: определение наиболее важных теоретических и практических аспектов в подготовке юных лыжников - гонщиков в тренировочном процессе. Исследование привело к теоретической разработке методических подходов в тренировочном процессе.

Ключевые слова: структура тренировочного процесса у юных лыжников - гонщиков, периоды подготовки, тренировочная нагрузка, спринт.

Подготовка юных лыжников-гонщиков в учебно-тренировочных группах ДЮСШ первого и второго года обучения изложена в государственной типовой программе от 2003г. - примерные программы для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР. За последнее десятилетие программа соревнований различного уровня значительно изменилась, в том числе на Олимпийских Играх и Кубке мира. И помимо стандартных и длинных (марафонских) дистанций медали разыгрываются на коротких (спринтерских) дистанциях. Постепенно данная программа соревнований переходит и в детско-юношеский спорт. Соответственно, меняется и подготовка юных спортсменов. Для определения структуры и содержания тренировочного процесса проведено анкетирование среди 34 детских тренеров по лыжным гонкам Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В результате анкетирования были получены данные по 13 поставленным вопросам. Среди них основное значение имели вопросы по различным аспектам качественных и количественных характеристик планирования тренировочного процесса на основе различных видов нагрузок.

Ведущие специалисты теории и практики спортивной тренировки в лыжных гонках считают, что изучение и классификация реально существующих вариантов структуры и содержания тренировочного процесса на основе анализа опыта работы ведущих тренеров являются очень важной. Данное положение учитывается в нашей работе при выявлении особенностей построения структуры тренировочного процесса юных лыжников - гонщиков.

В данной статье рассматриваются вопросы и ответы по планированию физических нагрузок на трех этапах подготовки в годичном цикле юных лыжников-гонщиков УТГ (учебно-тренировочные группы) 1 и 2 годов обучения. В анкетировании приняли участие 37 специалистов: из них 3 -Заслуженные тренеры РФ, 24 тренера имеют высшую, 8 тренеров - первую категории. Спортивную квалификацию МС - имеют 12 человек.

74% респондентов на вопрос (табл.), какие периоды выделяются в годичном цикле подготовки в УТГ 1-го и 2-го годов обучения у юных лыжников - гонщиков, выделили подготовительный (май-декабрь) и соревновательный (январь - апрель) периоды. Данные результаты совпадает с утвержденной программой по лыжным гонкам государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту. 26% опрошенных тренеров выделили помимо выше указанных периодов - предсорев-новательный со второй недели ноября по четвертую неделю декабря.

Важным моментом в достижении планируемого результата в лыжных гонках является определение общей направленности тренировочных нагрузок. На вопрос, какие физические качества являются важнейшими для развития юных лыжников - гонщиков 1-го и 2-го годов обучения в УТГ, мнения респондентов разделились. 57% из них считают, что в данном годичном цикле необходимо развивать общую выносливость. 25% считают, что на данном этапе подготовки важнее всего развивать специальную выносливость и 18% тренеров указали на первоочередное развитие быстроты и скоростно-силовых качеств юных спортсменов.

При изучении вопроса об оптимальных вариантах структуры нагрузки в годичном цикле у юных лыжников - гонщиков по результатам анкетного опроса можно отметить следующее: на подготовительном этапе все тренеры сошлись в едином мнении: 70-75% нагрузки должно быть направлено на развитие общей выносливости. При обсуждении вопроса об использовании средств для развития специальной выносливости на подготовительном этапе мнения разделились: 83% респондентов считают, что 1520% от всей нагрузки необходимо в подготовительном периоде уделять специальной выносливости и 5% скоростно-силовой. 17% тренеров уделяют наоборот 15% скоро-стно-силовой выносливости в подготовительном периоде и 5% специальной выносливости. Скоростные качества - быстрота и скоростная выносливость в подготовительном периоде не должны развиваться - отметили все участвующие в анкетировании. До 5% времени в тренировочном процессе на всех этапах подготовки юных лыжников единогласно уделяется на развитие координации и гибкости.

26% тренеров, которые выделили необходимость в годичном цикле планирование предсоревновательного этапа, распределили физическую нагрузку следующим образом. Из них 38% тренеров выделяют на развитие общей выносливости 20-25% времени, на развитие специальной выносливости 45-50% времени, 62% тренеров выделяют 40-45% времени для развития общей выносливости, 25-30% скоростной выносливости. При планировании использования нагрузок, направленных на развитие скорости и скоростно-силовой выносливости, мнения опрошенных тренеров совпали. Данные качества требуют до 10% времени учебно-тренировочной нагрузки.

При построении тренировочного процесса на соревновательном этапе у респондентов мнения также различны. 72% тренеров уделяют только 10% развитию общей выносливости, 55% специальной выносливости и 25% скоростно-силовой выносливости, забывая про развитие максимальной скорости. 28% тренеров 15% от всей нагрузки уделяют в соревновательном периоде развитию общей выносливости, 50% специальной выносливости 15% скоростно-силовой выносливости, и 10% развитию максимальной скорости.

Таблица

Результаты анализа анкетирования тренеров по лыжным гонкам СПб и ЛО

Вопросы

Варианты ответов

%

1. Какие периоды Вы выделяете в годичном цикле подготовки у юных ль1жников-гонщиков, занимающихся в УТГ 1 и 2 годов обучения

Подготовительный, соревновательный

74

Подготовительный, соревновательный, предсоревновательный,

26

2. Какое физическое качество является важнейшим для развития у юных лыжников-гонщиков, занимающихся в УТГ 1 и 2 годов обучения в годичном цикле подготовки

Общая выносливость

Специальная выносливость

Быстрота и скоростно-силовые качества

57

25

18

3. Структура нагрузки в подготовительном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения юных л^1жников-гонщиков

Общая выносливость

Специальная выносливость

Скоростно-силовая

 

 

Гибкость (83% респондентов)

70-75

15-20

5

5

Общая выносливость



Скоростно-силовая

Специальная выносливость

Гибкость (17% респондентов)

70-75

15-20

5

5

4. Структура нагрузки в предсоревновательном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков (из 26% опрошенных тренеров)

Общая выносливость




 

Специальная выносливость

Скоростно-силовая выносливость

Скорость

скоростная выносливость

Гибкость (38% респондентов)

20-25

45-50

10

10

5

5

Общая выносливость




 

Специальная выносливость

Скоростно-силовая выносливость

Скоростная выносливость

Скорость

Гибкость (62% респондентов)

40-45

5

10

25-30

10

5

5. Структура нагрузки в соревновательном этапе годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков.

Общая выносливость

Специальная выносливость

Скоростно-силовая выносливость

Гибкость (72% респондентов)

10

55

25

10

Общая выносливость

Специальная выносливость

Скоростно-силовая выносливость

Максимальная скорость


Гибкость (28% респондентов)

15

50

15

10

10

6. Отличается подготовка спринтеров на различных этапах подготовки годичного цикла в УТГ 1 и 2 годов обучения у юных лыжников-гонщиков.

Не отличается

100

 

Все респонденты на вопрос, отличается ли подготовка в учебно-тренировочных группах 1 и 2-го года обучения у спринтеров в подготовительном, предсоревновательном и соревновательном этапах от других спортсменов, ответили, что не выделяют отдельно подготовку спринтеров.

ВЫВОДЫ

По данным анкетного опроса и анализа специальной литературы о первосте-пенности в развитии общих физических качеств у юных лыжников-гонщиков, можно констатировать, что мнения тренеров и теоретиков совпали.

Несмотря на изменение программ соревнований, и появления новых (спринтерских) дистанций государственная типовая программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР от 2003г. не отвечает существующим требованиям для воспитания спортсменов на спринтерские дистанции в лыжных гонках.

В свете изменения регламента соревнований, в частности появления спринтерской специализации, для развития способности скорости передвижения по дистанции, увеличивается доля скоростно-силовой подготовки.

Контактная информация: ann1892@yandex.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle