Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

14 Марта 2018 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Лифанов Александр Дмитриевич

Структура мотивации студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физической культурой и ее динамика в процессе обучения в вузе

Аннотация

В данной работе рассматривается решение проблемы модернизации содержания занятий физической культурой в вузе со студентками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Дается обоснование основных направлений по совершенствованию образовательного процесса по физической культуре. Представлены эмпирические результаты оценки уровней сформированности мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности и сформулированы перспективные направления совершенствования процесса физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: студентки, физическая культура, непрерывное образование, личностные смыслы, средства мобильного обучения.

Abstract

In this article the author offer the modern physical culture lessons in high education institutions with female students who have disabilities in health status. Justification of the main directions on improvement of educational process in higher educational institutions is considered. The empirical results on developmental levels of physical culture and improvement activity motivation are presented for future optimizations of physical training educational process.

Keywords: female students, physical culture, life-long learning, personal meanings, mobile learning means.

Введение

В настоящее время на фоне стремительного ухудшения состояния здоровья студентов решение проблемы сохранения и укрепления здоровья является одной из приоритетных. Именно состоянием здоровья определяется раскрытие индивидом своих потенциальных способностей [1], обеспечивающих развитие человека как профессионала. Наблюдается тенденция к увеличению числа студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые по результатам медицинского осмотра направляются в специальные медицинские группы (СМГ). По различным данным специалистов, их численность имеет неустойчивую динамику и варьируется (в зависимости от региона проживания) в пределах 20-45% [2].

Для студенток СМГ характерен низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой в вузе, что приводит к низкой двигательной активности. Функция мотивации - побуждение к конкретным действиям. В структуре личности мотивация представлена совокупностью мотивов, с помощью которых человек осознает смысл и личностную значимость конкретного явления, что позволяет субъекту выходить за границы должного в желаемое. Мотивы придают личностный смысл объективным обстоятельствам, однако личность может не отдавать себе отчета относительно побудительной силы, которая ее осуществляет. На основании этого мотивы не обязательно должны осознаваться личностью и приниматься в качестве модели должного [3].

Результаты физкультурно-оздоровительной деятельности не всегда могут быть достигнуты сразу. Кроме того, внешние условия могут тормозить достижение поставленной цели, что обусловливает необходимость включения воли в процесс управления деятельностью. Данный процесс представляет собой «активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале» [4].

Мотивационная основа физкультурно-оздоровительной деятельности личности определяет следующие функции мотивов [4]:

  • побуждающую, обусловливающую двигательную активность личности;
  • направляющую, которая определяет степень устойчивости мотива и выбор посредством стремления к достижению поставленных целей;
  • регулирующую, состоящую в предопределении характера предстоящей деятельности, от которого зависит реализация смысловых установок личности. Смысловая установка проявляется в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности [5].

В работе А.А. Касаткина [6] показано, что мотивы физического воспитания у студентов тесно связаны с мотивами оздоровительной деятельности и наоборот. На основании этого им выделено 16 мотивов и 80 утверждений, представляющие собой универсальные фразы об отношениях к физической культуре (например, «Дополнительные занятия по физическому воспитанию полезны для моего здоровья, т.к. обязательных недостаточно»). Преимуществом данной методики являлась возможность анонимного опроса, выявление мотивации по 16 факторам (по каждому из факторов можно набрать от -15 до + 15 баллов) и определение общего уровня мотивации в баллах (от -240 до +240 баллов).

Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности может быть ориентирована на конкретную цель, например, получение зачета или на конечный результат и процесс деятельности [7], например, совершенствование или игры и развлечения. Процессом выбора цели субъектом, согласно В.А. Иванникова, опосредовано влияние мотивации на результаты деятельности [8, с. 21].

Результат любой деятельности человека, как правило, выражается в реакции на продукт этой деятельности других людей и соответственно в том, что побуждает их к новой (ответной) деятельности. Обратный эффект может способствовать возникновению внутреннего конфликта между идеализированным «Я», декларирующим потребность субъекта следовать стереотипам и нормам и его реальным возможностям достижения этих целей [9, с. 201].

Цель возникает в том случае, если человек испытывает дефицит предмета своей потребности. Отсутствие конкретных целей и задач физкультурно-оздоровительной деятельности приводит к снижению ее эффективности.

В работе Г.А. Гилева [11] показано, что занятия по дисциплине «Физическая культура со студентами СМГ» в объеме 4-х часов в неделю в процессе физического воспитания не приводят к должному оздоровительному эффекту. Процесс физического воспитания должен быть направлен на побуждение студентов к самостоятельному планированию физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе с использованием средств мобильного обучения, преимущества которого нами рассмотрены в предыдущей статье [12].

Целью исследования являлось определение соотношения факторов мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности и обоснование основных направлений совершенствования процесса физического воспитания студентов.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) с сентября 2009 по июнь 2012 г. Выборку составили 234 студентки СМГ в возрасте 17-21 года (средний возраст - 18,7 года).

В работе использовались следующие методики:

  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • тест-опросник мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности А.А. Касаткина [6].

Студентки занимались по утвержденной на кафедре физического воспитания и спорта ФГБОУ ВПО «КНИТУ» учебной программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы для вузов по дисциплине «Физическая культура».

Статистический анализ данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ «Statistica 7.0». Для сравнения результатов использовался t-критерий Стьюдента, различия считались значимыми при p < 0,05.

Результаты и их обсуждение

На первом этапе нашей работы необходимым представлялось сравнение структуры мотивации студенток различных групп здоровья к занятиям физической культурой в вузе (табл. 1).

В целом из табл. 1 видно, что общий уровень мотивации оздоровительной деятельности в группе студенток, не имеющих медицинских ограничений к физическим нагрузкам, выше по сравнению со студентками специальной медицинской группы. В основной группе доминирующим мотивом у студенток являются «Игры и развлечения» (6,26 ± 4,48 балла). К наиболее значимым мотивам можно отнести: двигательной активности (4,93 ± 4,54 балла); физкультурно-спортивных интересов (4,48 ± 5,27 балла); совершенствования (4,39 ± 5,54 балла); доминирования (3,54 ± 5,86 балла); положительных эмоций (2,86 ± 5,93 балла); общения (2,79 ± 5,27 балла); удовольствия от движений (2,74 ± 5,84 балла); долженствования (внешний аспект) (2,19 ± 5,38 балла); самосохранения здоровья (2,04 ± 5,19 балла); долженствования (внутренний аспект) (2,04 ± 4,63 балла); соперничества (0,71 ± 6,84 балла); долженствования (воспитательный аспект) (0,70 ± 5,52 балла); интереса к противоположному полу (0,03 ± 6,86); привычки (-0,38 ± 6,52 балла); подражания (-3,48 ± 5,41 балла).

Таблица 1

Структура факторов мотивации студенток к занятиям физической культурой в вузе (независимые выборки)

№ п/п

Содержание мотивации к оздоровительной деятельности

Основная группа (n = 224)

Специальная медицинская группа (n =216)

X ± m

P

t

X ± m

P

t

1

Самосохранение здоровья

2,04 ± 5,19

0,001

5,895

2,04 ± 5,07

< 0,001

5,707

2

Совершенствование

4,39 ± 5,54

0,001

11,84

3,71 ± 5,55

< 0,001

9,479

3

Двигательная активность

4,93 ± 4,54

0,001

16,27

5,01 ± 4,79

< 0,001

14,83

4

Долженствование (внутренний аспект)

2,04 ± 4,63

0,001

6,600

1,75 ± 4,75

< 0,001

5,216

5

Долженствование (внешний аспект)

2,19 ± 5,38

0,001

6,117

3,57 ± 4,57

< 0,001

11,082

6

Долженствование (воспитательный аспект)

0,70 ± 5,52

0,057

1,913

2,26 ± 5,07

< 0,001

6,328

7

Общение

2,79 ± 5,27

0,001

7,906

3,63 ± 4,66

<,0001

11,047

8

Доминирование

3,54 ± 5,86

0,001

9,062

2,89 ± 6,18

< 0,001

6,620

9

Физкультурно-спортивные интересы

4,48 ± 5,27

0,001

12,72

3,52 ± 5,61

<,0001

8,900

10

Соперничество

0,71 ± 6,84

0,124

1,543

0,47 ± 6,57

0,3088

1,020

11

Удовольствие от движений

2,74 ± 5,84

0,001

7,020

2,83 ± 5,12

< ,0001

7,829

12

Игры и развлечение

6,26 ± 4,48

0,001

20,92

4,53 ± 5,49

< ,0001

11,697

13

Подражание

-3,48 ± 5,41

0,001

9,630

-1,56 ± 5,13

< ,0001

4,316

14

Привычки

-0,38 ± 6,52

0,389

0,862

0,83 ± 5,52

0,0342

2,133

15

Положительные эмоции

2,86 ± 5,93

0,001

7,207

3,65 ± 5,27

< ,0001

9,834

16

Интерес к противоположному полу

0,03 ± 6,86

0,954

0,058

3,19 ± 6,34

< ,0001

7,149

Наиболее сформированными мотивами к физкультурно-оздоровительной деятельности девушек, имеющих отклонения в состоянии здоровья, являются мотивы: двигательной активности (5,01 ± 4,79 балла) (ведущий мотив); игр и развлечений (4,53 ± 5,49 балла); самосовершенствования (3,71 ± 5,55 балла); положительных эмоций (3,65 ± 5,27 балла); общения (3,63 ± 4,66 балла); получения зачета (3,57 ± 4,57 балла); физкультурно-спортивных интересов (3,52 ± 5,61 балла); интереса к противоположному полу (3,19 ± 6,34 балла); доминирования (2,89 ± 6,18 балла); удовольствия от движений (2,83 ± 5,12 балла); приобретения практических навыков (2,26 ± 5,07 баллов) и самосохранения здоровья (2,04 ± 5,07 балла). К потенциально значимым мотивам отнесены мотивы подражания (-1,56 ± 5,13 балла).

Структура мотивации представлена в большей степени внешними (административными) мотивами, которые, как правило, обладают лишь относительной устойчивостью, зависит от конкретной ситуации, а результаты деятельности переносят на внешние обстоятельства.

В психолого-педагогической литературе практически отсутствуют данные о внутренней согласованности (однородности, непротиворечивости) факторов мотивации, которые могут по-разному соотноситься друг с другом. Значимость таких исследований определяется прежде всего тем обстоятельством, что внутренняя непротиворечивость и согласованность структуры мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности лежит в основе выбора в пользу самосохранения здоровья и приверженности ценностям здорового образа жизни.

Следующей задачей нашего исследования являлось выявление, в какой степени разные факторы мотивации могут соотноситься в структуре мотивации, т.е., в какой степени один мотив может соотноситься с другим. Для определения согласованности изменения признаков нами использовался корреляционный анализ признаков по Ч. Спирмену (табл. 2).

Можно видеть, что внешняя мотивация не имеет достоверных корреляций ни с одним фактором мотивации. Следовательно, преобладание в процессе физического воспитания внутреннего побудительного контроля над внешним стимулирует деятельность. Внешний и внутренний характер мотивации и обусловливает субъективные переживания «я хочу» и «я должен», которые дополняют друг друга. В основе внутреннего долженствования лежит неудовлетворенная потребность, переживание внутренних желаний («я хочу»), а не переживание необходимости что-то сделать («я должен»), осознание личностной значимости образа предвосхищаемого результата.

Осознание личностной значимости ценности здоровья, владение эффективными способами его сохранения и укрепления не всегда способствуют приверженности субъекта ценностям здорового образа жизни. Развитие возможно при наличии сильной воли, которая поддерживает и придает устойчивость усилиям по достижению целей психофизического и личностного самосовершенствования.

Таблица 2

Корреляционный анализ факторов мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности

Страницы из СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОК-2.png

Обозначения: ф 1 - ф 16 - факторы мотивации из табл. 1 по порядку; 1-я цифра в каждой ячейке таблицы - значение коэффициента корреляции (r), 2-я цифра - уровень достоверности Р; жирным шрифтом выделены достоверные корреляции.

Таблица 3

Динамика факторов мотивации студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к физкультурно-оздоровительной деятельности в процессе обучения в вузе

№ п/п

Содержание мотивации к оздоровительной деятельности

1 курс

2 курс

3 курс

X ± m

P

t

X ± m

P

t

X ± m

P

t

1

Самосохранение здоровья

1,96 ± 5,07

< 0,001

5,895

3,25 ± 5,64

< 0,001

8,565

3,44 ± 4,34

0,0037

3,366

2

Совершенствование

3,68 ± 5,74

< 0,001

9,479

3,87 ± 5,92

< 0,001

9,425

4,65 ± 5,12

< 0,001

4,687

3

Двигательная активность

5,54 ± 3,59

< 0,001

14,83

5,21 ± 6,23

< 0,001

13,74

7,07 ± 2,83

< 0,001

10,63

4

Долженствование (внутренний аспект)

1,59 ± 4,63

< 0,001

5,216

1,45 ± 4,75

< 0,001

4,015

2,15 ± 5,72

< 0,001

5,906

5

Долженствование (внешний аспект)

3,61 ± 6,84

< 0,001

11,08

3,14 ± 6,26

< 0,001

8,041

3,27 ± 5,63

< 0,001

10,05

6

Долженствование (воспитательный аспект)

2,52 ± 5,34

< 0,001

6,328

3,05 ± 5,44

< 0,001

6,884

3,89 ± 5,52

< 0,001

10,36

7

Общение

3,61 ± 6,83

< 0,001

11,05

2,89 ± 5,67

< 0,001

7,225

3,17 ± 4,93

< 0,001

9,494

8

Доминирование

2,54 ± 6,25

< 0,001

6,620

2,45 ± 6,34

< 0,001

6,468

2,24 ± 5,26

< 0,001

6,225

9

Физкультурно-спортивные интересы

3,43 ± 6,51

< 0,001

8,900

3,54 ± 5,96

< 0,001

9,680

3,73 ± 5,60

< 0,001

9,657

10

Соперничество

0,41 ± 7,05

< 0,001

1,020

0,52 ± 6,85

0,2204

1,354

0,44 ± 6,15

0,4941

1,096

11

Удовольствие от движений

2,81 ± 5,73

< 0,001

7,829

2,94 ± 5,56

< 0,001

7,538

3,36 ± 5,10

< 0,001

9,112

12

Игры и развлечения

4,45 ± 5,14

< 0,001

11,70

4,26 ± 5,29

< 0,001

9,084

5,02 ± 5,40

< 0,001

15,27

13

Подражание

-1,43 ± 5,76

< 0,001

4,316

-1,75 ± 5,9

< 0,001

4,765

-2,89 ± 5,65

< 0,001

7,195

14

Привычки

0,68 ± 5,64

0,0342

2,133

0,78 ± 5,53

< 0,001

1,838

0,75 ± 5,50

< 0,001

1,926

15

Положительные эмоции

3,67 ± 5,32

< 0,001

9,829

3,44 ± 4,34

< 0,001

8,492

4,05 ± 5,20

< 0,001

10,76

16

Интерес к противоположному полу

3,16 ± 6,43

< 0,001

7,149

3,05 ± 6,32

< 0,001

7,629

3,78 ± 6,05

< 0,001

9,480

Обозначения: P - уровень достоверности; t - критерий Стьюдента.

Из данных, представленных в табл. 2 видно, что положительные эмоции не только удовлетворяют потребность субъекта в самовыражении, они в первую очередь стимулируют самостоятельность в накоплении опыта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Выявленные закономерности изменения структуры мотивации в процессе исследования (табл. 3) позволили наметить основные пути совершенствования процесса физического воспитания студентов вузов.

Заключение

Формирование осознанной, личностно значимой мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности возможно путем направленности процесса физического воспитания на обогащение личного опыта обучающихся. Данный подход предполагает, что эффективность усвоения информации определяется не столько объективным содержанием, сколько ее субъективным восприятием и степенью ее личностной значимости для студентов. Раскрытие содержания учебного материала с точки зрения их личностной значимости способствует повышению удовлетворенности процессом физического воспитания.

Поскольку студентам присуща относительно неустойчивая система ценностно-смысловой сферы, студентам необходимо давать лишь относительную меру автономности в образовательном процессе. Данное обстоятельство проявляется в снижении значимости внешнего контроля, отказе от оценочных суждений, которые преимущественно фиксируют индивидуальные достижения студентов.

Педагогические воздействия должны быть направлены на удовлетворение базовых потребностей студенток. Им необходимо объяснить сущность факторов мотивации, их соотношение между собой, механизмы влияния факторов на формирование мотивов физкультурно-оздоровительной деятельности. Учебный процесс должен предусматривать приоритет здоровья в образовательной практике, который должен быть ориентирован на воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Литература

  1. Неверкович, С.Д. Мониторинг резервов физического здоровья и работоспособности молодежи России / С.Д. Неверкович, В.А. Орлов // Школа здоровья. - 2000. -№ 2. - 58 с.
  2. Фазлеева, Е.В. Основные тенденции в динамике показателей здоровья и физической подготовленности студентов ТГГПУ за последние пять лет / Е.В. Фазлеева // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 4. - С. 87-88.
  3. Наговицын, Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Р.С. Наговицын // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 293-298.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2010. - 452 с.
  5. Коверзиева, И.А. Психология активности и поведения: учеб.-метод. комплекс / И.А. Коверзиева. - Минск, изд-во МИУ, 2010. - 316 с.
  6. Касаткин, А.А. Мотивы оздоровительной деятельности студенток в процессе обучения в вузе / А.А. Касаткин // Теория и практика физической культуры. - 2012. -№ 9. - С. 10-13.
  7. Ильин, А.А. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой / А.А. Ильин, К.А. Марченко, Л.В. Капилевич и др. // Вестн. Томск. гос. ун-та. -2012. - № 360. - С. 143-147.
  8. Иванников, В.А. Порождение деятельности и проблема мотивации / В.А. Иванников // Вест. Моск. ун-та. -Сер. 14. Психология. - 2015. - № 2. - С. 15-22.
  9. Осницкий, А.В. Проблемы психологического здоровья и адаптации личности / А.В. Осницкий. - СПб. - 2004. - С. 199-251.
  10. Попов, Л.М. Психология поведения личности в экстремальных ситуациях / Личностные дезадаптации настоящего времени. Биопсихологический анализ. - Казань: ИД МЕДДОК, 2014. - С. 74-83.
  11. Гилев, Г.А. Реабилитация студентов специальной медицинской группы в условиях высшего профессионального образования / Г.А. Гилев, А.И. Попков // Вестник спортивной науки. - 2014. - № 1. - С. 51-53.
  12. Лифанов, А.Д. К вопросу использования мобильных образовательных ресурсов в системе физического воспитания студентов / А.Д. Лифанов, Л.А. Финогентова // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 43-48.

References

  1. Nevercovich, S.D. Monitoring of reserve of physical health and efficiency Russuan youth // Shkola zdorov'ya, 2000. - No. 2. - 58 p.
  2. Fazleeva, E.V. Basic tendencies in dynamics of parameters of health and physical preparedness of TSHPU students for the last five years// Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2009. - No. 4. - Pp. 87-88.
  3. Nagovitsyn, R.S. Motivation of students to physical culture lessons in high education institutions / R.S. Nagov-itsyn // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. - No. 8-2. - Pp. 293-298.
  4. Il'in, E.P. Motivation and motives. - Sent-Petersburg: Piter, 2010. - 452 p.
  5. Koverzieva, I.A. Psychology of activity and behavior. -Minsk, MIU, 2010. - 316 p.
  6. Kasatkin, A.A. Motives of health-improving activity of female students within university education // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2012. - No. 9. - Pp. 10-13.
  7. Il'in, A.A., Marchenko, K.A., Kapilevich, L.V. The forms and means of students motivation to the physical culture lessons // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - No. 360. - Pp. 143-147.
  8. Ivannikov, V.A. A generation of activity and the problem of motivation // Vestnik Moskovskogo Universiteta. - Ser. 14. Psykhologiya. 2015. - No. 2. - Pp. 15-22.
  9. Osnitskiy, A.V. Problems of psychological health and personal adaptation. - Sent-Petersburg, 2004. - Pp. 199-251.
  10. Popov, L.M. Psychology of the individual's behavior in extreme situations. - Kazan': MEDDOK, 2014. - Pp. 74-83.
  11. Gilev, G.A., Popkov, A.I. Rehabilitation of special medical groups students in the higher education // Vestnik sportivnoy nauki. - 2014. - No. 1. - Pp. 51-53.
  12. Lifanov, A.D., Finogentova, L.A. To the question of using the mobile learning resourses at physical culture lessons in the lifelong learning system // Vestnik sportivnoy nauki. -2015. - No. 3. - Pp. 43-48.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle