Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Физическая культура, Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование

Автор: Кивихарью Инна Владимировна

Средства профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства

Аннотация

В статье раскрываются средства повышения профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, декоративно-прикладное искусство, народно-характерный танец, средства основной гимнастики, профессионально-прикладная физическая культура.

Отсутствие специальных исследований в области профессионально-прикладной физической подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства является причиной того, что в педагогической практике не используется полноценно педагогический потенциал дисциплины «Физическая культура» [1-5]. Содержание профессионально-прикладной физической культуры в области декоративно-прикладного искусства на основе интеграции средств основной гимнастики и элементов декоративно-прикладного искусства позволит подойти к формированию содержания учебной программы с позиции необходимости хорошего физического развития обучающегося и становления его как носителя традиционного прикладного искусства.

Для изучения особенностей учебной деятельности студенток колледжа Высшей школы народных искусств нами были проведены анализ учебной документации, педагогические наблюдения и хронометрирование учебного дня.

Проанализировав учебную документацию, мы сделали следующее заключение. Первый год обучения характеризуется большим объемом теоретической подготовки, так как учащиеся получают полное общее среднее образование. Задачами второго и третьего годов обучения является формирование профессиональной готовности студенток к работе по специальности в ходе практических занятий и производственной практики в условиях, приближенных к рабочим. Студентки в этот период, помимо освоения общих предметов, проводят длительное время в художественных мастерских, выполняя художественные операции, приобретая профессиональные знания, умения и навыки.

Практические занятия проводятся в кабинетах мастерства при учебном заведении. С помощью хронометрирования мы определили, что на объяснение учебного материала преподавателем мастерства во время занятия и ведение записей уходит 35,2% времени, на выполнение основных рабочих операций — 64,8%: роспись ткани (17,5%); выполнение вышивки различной сложности (25,1%); обработка мелких изделий (22,2%). Из этого можно заключить, что 64,8% рабочего времени подростки проводят в вынужденной малоподвижной рабочей позе сидя или стоя.

Учебно-производственному процессу присущ гиподинамический режим, который имеет тенденцию увеличения в период практических занятий мастерством. Это требует от организма студенток усиленного напряжения нервно-мышечного аппарата и ЦНС во время выполнении ручных работ (вышивка, роспись по металлу и тканям, лаковая миниатюра и пр.).

Все вышеперечисленные особенности учебного процесса в учреждениях начального и среднего профессионального образования существенно влияют на состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, на динамику работоспособности.

Результаты исследования динамики работоспособности студенток колледжа Высшей школы народных искусств в процессе рабочего дня показали следующее.

В первые два часа работы в учебных мастерских у студенток происходит «врабатывание», при котором происходит настройка всех функций организма на осуществление профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного искусства. Этот процесс характеризуется резким уменьшением двигательной активности студенток и концентрацией внимания на работе, что в свою очередь, как уже отмечалось, приводит к угнетению большинства функций ЦНС. Этот период, как правило, длиться 1,5-2 часа, и заканчивается период максимальной работоспособности, когда многие функции организма достигают своих наивысших значений. Это приходится на период 12.00-13.00 часов, что соответствует третьему и четвёртый часам работы в художественных мастерских. После этого идёт спад работоспособности.

Исследования показали, что после второй пары учебных часов работоспособность студенток начинает снижаться. С учетом динамики работоспособности студенток в течение учебного дня нами проводилась первая физкультурная пауза после 2-х часов занятий, и вторая — после 6-ти часов занятий, что соответствует началу второй и четвертой пары учебных занятий, т.е. в период, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проведение физкультурных пауз в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного дня.

Повышению эффективности освоения профессии на всех этапах обучения и дальнейшем профессиональном совершенствовании способствует определённый уровень физической подготовленности и развития профессионально-значимых качеств, что в свою очередь подразумевает повышение эффективности освоения выбранной профессии.

С целью выявления профессионально-значимых качеств художников декоративно-прикладного искусства нами было проведено анкетирование преподавателей мастерства. Объективность данных достигалась за счёт анкетирования преподавателей, имеющих стаж работы от 10 до 30 лет и специальное образование в области декоративно-прикладного искусства.

По мнению преподавателей мастерства и живописи и рисунка, наиболее значимыми качествами в профессии художника декоративно-прикладного искусства являются: внимание (48,6%), точность глазомера (41,7%), сила мышц спины (33,4%), ловкость рук (25,5%), быстрота движений рук (21,0%), координация движений (15,3%).

Студенты отметили, что наиболее профессионально-значимыми для них являются: ловкость рук, координация движений, устойчивость внимания, быстрота движений рук и глазомер.

Здесь можно проследить специфику обучения в начальный период, когда имеет место значительная нагрузка на зрительный анализатор, мышцы спины, работа осуществляется в состоянии статического напряжения.

Во время второго периода обучения студентки осваивают более сложные трудовые процессы, а также выполняют различные задания, где увеличивается количество фрагментов художественного изделия. В этом периоде на первое место выдвигается такое профессионально-значимое качество, как ловкость и быстрота движений рук.

И, наконец, во время третьего периода обучения студентки выполняют задание целиком с использованием всех техник. Здесь уже необходим очень высокий уровень профессиональных умений и навыков, а также высок уровень профессиональной подготовленности. Таким образом, в этом периоде наиболее значимыми профессиональными качествами становятся устойчивость внимания и глазомер.

Таким образом, данные показали, что в самом начале обучения (1-й этап) успешность овладения профессиональными навыками в большей степени зависит от развития глазомера и статической силы мышц спины. На втором этапе обучения профессионально значимыми для учащихся, овладевающих профессию художника народно-прикладного искусства, является ловкость и быстрота движений рук. Для третьего этапа обучения ведущими качествами оказались внимание и глазомер.

Данные проведённых нами исследований среди студенток колледжа Высшей школы народных искусств, стали основой для разработки программы развития профессионально-важных качеств на каждом отдельном этапе обучения специалистов в области декоративно-прикладного искусства посредством основных средств физического воспитания, которая была использована в рамках проведения нашего эксперимента (табл. 1)

Таблица 1

Средства профессионально-прикладной физической подготовки для развития профессионально-значимых качеств специалистов декоративно-прикладного искусства


 

На основании проведенного нами эксперимента на базе Высшей школы народных искусств, было установлено, что экспериментальные занятия с использованием общеразвивающих упражнений с элементами народно-характерного танца более эффективны для развития профессионально-значимых качеств студенток, осваивающих специальность художника декоративно-прикладного искусства. Содержание предложенной нами комплексной программы, структурировано в соответствии с четкой последовательностью и логикой учебных занятий, их углубленным содержанием, направленным на формирование профессионально-значимых качеств будущего художника декоративно-прикладного искусства. В свою очередь, в образовательном процессе модифицировано содержание профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования средств основной гимнастики и элементов народно-характерного танца в совокупности с дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз и пальчиковой гимнастикой и производственной гимнастикой в режиме учебного дня.

Нами были созданы педагогические условия, позволяющие эффективно внедрять в физическую культуру элементы эстетической образовательной среды, соотносимой с сущностью традиционного прикладного искусства и стимулирующей студенток к творческим проявлениям в области декоративно-прикладного искусства, а также погружение на занятиях по физической культуре в атмосферу национальной культуры и приобщение к ее эстетическим ценностям.

Таким образом, обоснована необходимость интеграции средств основной гимнастики и элементов народно-характерного танца в профессионально-прикладной физической подготовке образовательных учреждений декоративно-прикладного профиля.

Впервые разработана комплексная программа с использованием средств основной гимнастики и элементов народно-характерного танца, направленная на повышение работоспособности специалистов декоративно-прикладного искусства и учитывающая специфику данной профессии.

Определены и обоснованы педагогические приемы повышения профессионально-прикладной физической подготовки будущих художников декоративно-прикладного искусства, способствующие развитию традиций народных художественных промыслов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ведерникова, Н.М. Особенности развития современного русско-народного искусства / Н.В. Ведерникова. - М. : Москва, 1991. - 19 с.
  2. Максимович, В.Ф. Профессиональное образование в народных художественных промыслах / В.Ф. Максимович. - М. : Москва, 1989. - 35 с.
  3. Уткин, П. И. О предметной сущности и художественном содержании изделий народных промыслов / П.И. Уткин. - М. : Москва, 1992. - 26 с.
  4. Васельцова, И.А. Формирование компонентов психофизического потенциала в системе профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 9-13.
  5. Кивихарью, И. В. Основные положения методики формирования профессионально-значимых физических качеств студенток колледжа высшей школы народных искусств вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 3 (61). - С. 59-64.
  6. Венгерова, Н.Н. Сретечинг как средство изменения соматического здоровья девушек 17-18 лет, обучающихся в вузе вуза / Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, С.А. Во-зовиков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 29-33.

Контактная информация: zavkaf@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle