Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 Августа 2017 Журнал "Физическое воспитание студентов"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Осипов А. Ю., Кудрявцев М.Д., Ермаков С.С., Янова Марина Геннадьевна, Лепилина Татьяна Викторовна, Плотникова Ирина Ивановна, Доржиева Ольга Сергеевна

Сравнительный анализ эффективности некоторых методик проведения занятий по физической культуре со студентами

Аннотация.

Введение: научные исследования свидетельствуют о наличии серьезной тенденции ослабления уровня повседневной двигательной активности и отсутствия мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов. Некоторые специалисты предлагают решить данную проблему путем спортизации процесса физического воспитания в высшей школе. В тоже время существуют исследования, предлагающие использовать методики кардио-силового тренинга.

Цель: сравнительный анализ эффективности различных программ проведения занятий по дисциплине Физическая культура с использованием методик спортивно-ориентированного подхода и функционально-силового тренинга. Основным критерием эффективности проводимых занятий служил уровень физической и функциональной подготовленности организма студентов к физическим нагрузкам.

Материал: В исследовании принимали участие студенты (n=600: юноши - n=300, девушки - n=300, возраст -19-20 лет). Отбор студентов был произведен с учетом показателей массы тела. Использовались способы контроля и оценки уровня физического развития (контрольные тесты) и функциональной подготовленности (функциональные пробы). Также учитывались показатели массы тела студентов, путем регулярного взвешивания.

Результаты: выявлено некоторое увеличение массы тела у студентов, посещающих занятия по программам различных спортивных специализаций. Юноши и девушки (атлетизм и настольный теннис) показали достоверное увеличение массы тела в среднем на 3-4 кг в течение учебного года. Студенты (кардио-силовой тренинг - HOT IRON) практически не увеличили массу тела. Разница показаний массы тела у таких студентов в начале и конце исследований оказалась незначительной (±0,3 кг). Результаты тестовых испытаний свидетельствуют об общем снижении показателей развития основных физических качеств молодых людей в течение учебного года. Значимое увеличение показателей развития физической силы выявлено лишь у студентов специализации - атлетизм (юношей и девушек). Студенты (кардио-силовой тренинг - HOT IRON) продемонстрировали достоверное увеличение показателей развития физической силы, общей выносливости и гибкости.

Выводы: результаты свидетельствуют о необходимости внесения изменений в методику проведения занятий по физической культуре со студентами. Их основой являются программы спортизированного физического воспитания. Также необходим обязательный учет динамики изменений массы тела и целенаправленное использование программ кардио-силового тренинга.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, студенты, программы физического воспитания, спортивно-ориентированный подход, кардио-силовой тренинг, физическое развитие, функциональная подготовленность.

Анотація.

Осипов О.Ю., Кудрявцев М.Д., Єрмаков С.С., Янова М.Г., Лепилина Т.В., Плотникова І.І., Доржієва О.С. Порівняльний аналіз ефективності деяких методик проведення занять з фізичної культури зі студентами

Вступ: наукові дослідження свідчать про наявність серйозної тенденції ослаблення рівня повсякденної рухової активності і відсутності мотивації до занять фізичною культурою і спортом у студентів. Деякі фахівці пропонують вирішити дану проблему шляхом спортизації процесу фізичного виховання у вищій школі. У той же час існує дослідження, що пропонують використовувати методики кардіо-силового тренінгу.

Мета: порівняльний аналіз ефективності різних програм проведення занять з дисципліни Фізична культура з використанням методик спортивно-орієнтованого підходу і функціонально-силового тренінгу. Основним критерієм ефективності проведених занять служив рівень фізичної та функціональної підготовленості організму студентів до фізичних навантажень.

Матеріал: У дослідженні брали участь студенти (n = 600: юнаки - n = 300, дівчата - n = 300, вік - 19-20 років). Відбір студентів був проведений з урахуванням показників маси тіла. Використовувалися методи контролю і оцінки рівня фізичного розвитку (контрольні тести) і функціональної підготовленості (функціональні проби). Також враховувалися показники маси тіла студентів, шляхом регулярного зважування.

Результати: виявлено деяке збільшення маси тіла у студентів, які відвідують заняття за програмами різних спортивних спеціалізацій. Юнаки та дівчата (атлетизм і настільний теніс) показали достовірне збільшення маси тіла в середньому на 3-4 кг протягом навчального року. Студенти (кардіо-силовий тренінг - HOT IRON) практично не збільшили масу тіла. Різниця показників маси тіла у таких студентів на початку і кінці досліджень виявилися незначною (± 0,3 кг). Результати тестових випробувань свідчать про загальне зниження показників розвитку основних фізичних якостей молодих людей протягом навчального року. Значуще збільшення показників розвитку фізичної сили виявлена лише у студентів спеціалізації - атлетизм (юнаки та дівчата). Студенти (кардіо-силовий тренінг - HOT IRON) продемонстрували достовірне збільшення показників розвитку фізичної сили, загальної витривалості і гнучкості.

Висновки: результати свідчить про необхідність внесення змін до методики проведення занять з фізичної культури зі студентами. Їх основою є програми спортизованого фізичного виховання. Також необхідний обов'язковий облік динаміки змін маси тіла і цілеспрямоване використання програм кардіо-силового тренінгу.

Ключові слова: здоров'я, рухова активність, студенти, програми фізичного виховання, спортивно-орієнтований, кардіо-силовий тренінг, фізичний розвиток, функціональна підготовленість.

Abstract. Osipov A.Yu., Kudryavtsev M.D., Yermakova T.S., Yanova M.G., Lepilina T.V., Plotnikova Dorzhieva O.S.

Comparative analysis of effectiveness of some students' physical culture training methodic

Introduction: scientific researches witness about presence of serious tendency to weakening students' everyday motor activity and absence of motivation to physical culture and sports practicing. Some specialists offer to solve this problem by making physical culture classes more oriented on sports. At the same time there are studies, offering to use methodic of cardio-power training.

Purpose: comparative analysis of effectiveness of different programs on Physical culture trainings with the help of sport oriented approach and functional-power training. The main criterion of trainings' effectiveness was the level of physical and functional fitness of students' organism to physical loads.

Material: in the research students (n=600: boys - n=300, girls - n=300, age - 19-20 years) participated. Selection of students was fulfilled, considering indicators of body mass. We used the methods of physical condition control and assessment (control tests) and functional fitness (functional tests). Besides, we considered indicators of busy mass by students' regular weighing.

Results: we found some increase of body mass of students, who attended different sport specialization trainings. Boys and girls (athletic gymnastic and ping pong) demonstrated confident body mass increase in average by 3 -4 kg during academic year Students, practicing cardio-power training - HOT IRON- practically did not increase body mass. Difference in body mass indicators of such students between beginning of trainings and at the end of the researches was insignificant (±0.3 kg). Tests' results witness about general reduction of indicators of students' main physical qualities during academic year. Significant increase of physical strength was found only in students, specializing in athletic gymnastic (boys and girls). Students of cardio-power training - HOT IRON—demonstrated confident increase of indicators of physical strength, general endurance and flexibility.

Conclusions: our results witness that there is a demand in corrections of students' physical culture training methodic. Their base is programs of sport oriented physical education. With it, it is necessary to compulsory consider dynamic of body mass changes and targeted application of cardio-power training programs.

Key words: health, motor activity, students, physical education programs, sport-oriented approach, cardio-power training, physical condition, functional fitness.

Введение.

Современное высшее образование в области физического воспитания студентов переживает довольно серьезные изменения [4]. Выявлено, что существенная интенсификация учебного процесса послужила значимым фактором ослабления уровня ежедневной двигательной активности студенческой молодежи [5, 17, 21]. Еще одним существенным фактором негативного влияния на уровень здоровья студентов является их чрезмерная увлеченность компьютерными играми и интернетом [3, 20, 22]. Недостаток повседневной физической активности у студентов приводит к возникновению различных заболеваний, существенному увеличению массы тела и развитию ожирения [6, 25, 34, 40].

Специалисты в области физического воспитания предлагают решать проблему недостаточной физической активности студентов путем значимого повышения уровня мотивационных установок к регулярным занятиям физической культурой и спортом [27, 24, 46]. Известно, что мотивация студентов считается важным явлением в области физической культуры и спорта [7, 2, 9, 19]. Многие студенты осознанно не посещают учебные занятия по физической культуре, не считая их важными для себя. Еще одной причиной низкого уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом является отсутствие должного внимания администрации университетов к состоянию спортивной материально-технической базы [26]. Данная проблема является крайне актуальной, поскольку в настоящее время организация и методы проведения занятий по физической культуре в университетах не удовлетворяют современным требованиям [23]. Специалисты утверждают, что существует острая потребность в скорейшей реализации качественных программ укрепления здоровья студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры [30, 51]. По мнению ученых, современные программы физического воспитания студентов должны быть направлены на: повышение уровня культуры; сохранения своего психофизического здоровья; формирование стойких мотивационных установок на ведение здорового образа жизни [8, 21, 11].

Специалисты утверждают, что наиболее соответствуют данным условиям методики физического воспитания на основе применения спортивно-ориентированного подхода к организации и проведению занятий [13, 28, 49]. Исследования показывают, что существует значимая положительная связь между занятиями физической культурой на основе спортивно-ориентированного подхода и уровнем развития психофизических качеств у студентов [10, 43, 45, 47]. Выявлено и повышение уровня профессионально-прикладной физической подготовленности молодых людей к предстоящей трудовой деятельности [42]. Исследования свидетельствуют, что различные виды массовых спортивных состязаний оказывают положительное влияние на уровень психического здоровья студентов [16].

В тоже время в литературе имеются данные о пользе индивидуализированных методик физического воспитания студентов [31]. Ученые выявили, что уровень физической активности у студентов-юношей выше, чем у девушек-студенток [12]. Следовательно, будут востребованы программы физического воспитания с учетом основных потребностей студентов [37]. Исследования показывают, что основной потребностью девушек является физическая привлекательность своего тела: красота линий, гибкость, пластичность и грациозность [1, 29]. Юноши отдают предпочтение физическим качествам: силе, выносливости и быстроте [14]. По мнению специалистов, удовлетворить данные потребности молодых людей в полной мере смогут методики кардио-силового тренинга. В основе данных методик лежат силовые упражнения, выполняемые под ритмичную музыку [29, 32]. Использование подобных упражнений позволит качественно повысить уровень физической подготовленности студентов (юношей и девушек). Такой подход позволит успешно противодействовать глобальной угрозе - развитию ожирения у современной молодежи [44]. Специалисты отмечают и высокий уровень интереса студентов к занятиям физической культурой, проводимых на основе использования методик функционального и силового тренинга (фитнес, кроссфит, HOT IRON) [29, 48].

В настоящее время специалисты признают, что решающим фактором профессионального долголетия и здоровья студентов будет их повседневный образ жизни [38]. Главной составляющей здорового образа жизни будет оптимальный уровень повседневной двигательной активности современных молодых людей [33, 36]. Известно, что оптимальный уровень двигательной активности служит защитным барьером на пути возникновения многих неинфекционных заболеваний [17]. По мнению ученых, именно программы проведения занятий по физической культуре на основе использования спортивно-ориентированного подхода и индивидуализированного функционально-силового тренинга способны обеспечить оптимальный уровень двигательной активности молодых людей. В тоже время среди ученых нет единого мнения относительно наиболее эффективных программ и методик физического воспитания молодых людей - школьников и студентов.

Гипотеза. предполагается, что выявлению наиболее эффективной методики проведения практических занятий по физической культуре со студентами будет способствовать сравнительный анализ рекомендуемых специалистами программ проведения занятий. К данным программам специалисты относят: занятия, проводимые на основе углубленного изучения какого-либо вида спорта; занятия на основе силового и функционального тренинга.

Цель исследования. Определение наиболее эффективной программы повышения уровня физической и функциональной подготовленности студентов к физическим нагрузкам и методики проведения практических занятий по физической культуре в университетах.

Материал и методы.

Участники: В исследовании принимали участие студенты (n=600: юноши - n=300, девушки - n=300). Все исследуемые являлись студентами Сибирского федерального университета. Возраст студентов - 19-20 лет. Отбор студентов был произведен с учетом показателей массы. Весовой диапазон различий массы тела юношей составил 75,9 - 79,1 кг. Среднее значение массы тела юношей - 77,5 кг. У девушек диапазон различий массы тела составил 47,9 - 52,3 кг. Среднее значение массы тела девушек - 49,8 кг. Все студенты дали свое согласие на участие в них.

Организация исследования: Исследования проводились в течение учебного года. Студенты (юноши и девушки) были разделены на равные группы. Студенты посещали занятия по физической культуре по своему выбору определенной специализации (занятий на основе углубленного изучения какого-либо вида спорта). Для исследований были выбраны наиболее популярные у студентов специализации: атлетизм, бокс, баскетбол, волейбол, настольный теннис. Две группы студентов (юноши и девушки) посещали занятия на основе кардио-силового тренинга (HOT IRON) [32]. Следует отметить, что качественное проведение занятий по программам тренинга (HOT IRON) возможно через специальное обучение. Инструктор также должен иметь сертификат. В Российской Федерации лишь немногие преподаватели вузов имеют международные сертификаты инструктора программ HOT IRON. Следовательно, проведение занятий со студентами на основе использования данных программ тренинга содержит элемент научной новизны.

В начале и в конце исследований все студенты сдавали ряд нормативов по общей физической подготовке. Это позволяло довольно объективно оценить уровень их физического развития и функциональной готовности. Известно, что основные параметры физической работоспособности имеют прочные корреляционные связи с физической подготовленностью человека [41]. Общая физическая подготовленность является необходимым компонентом физического здоровья личности [39]. Недостаточная физическая подготовленность негативно повлияет на физическое здоровье человека в целом.

Развитие силы оценивалось по количеству подтягиваний на перекладине (у девушек учитывалось количество отжиманий от пола). Развитие выносливости оценивалось по времени преодоления дистанции в 3000 м (девушки преодолевали 2000 м). Уровень быстроты оценивался по времени преодоления дистанции в 100 м. Уровень развития гибкости оценивался по результатам выполнения теста - наклон вперед сидя. Уровень

функциональной подготовленности к физической нагрузке оценивался по результатам выполнения испытуемыми пробы Мартине. Также у всех студентов каждый месяц проходило регулярное взвешивание. Цель взвешивания - определить динамику изменений массы тела под воздействием физических упражнений различной направленности.

Статистический анализ: Статистический анализ результатов контроля проводился использованием программы SPSS20. Для проверки результатов средних значений в двух связанных между собой выборках использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты.

Вначале исследований по результатам контрольных тестов не было обнаружено достоверных различий. Юноши и девушки продемонстрировали примерно равный потенциал в развитии мышечной силы, общей выносливости, гибкости и быстроты. Результаты функциональной пробы (проба Мартине) также свидетельствовали о преобладании нормотонического типа реакции на физическую нагрузку у подавляющего большинства студентов. В среднем у юношей нормотонический тип реакции выявлен у 93%, у девушек - 86%. Показатели массы тела в среднем составили: у юношей - 77,5 кг, у девушек - 49,8 кг.

По окончанию исследований были выявлены различия в результатах сдачи контрольных тестов, порой довольно существенные. Студенты (атлетизм: юноши и девушки) продемонстрировали значимое (Р<0,05) увеличение показателей физической силы и незначительные снижения значений показателей развития гибкости и быстроты (юноши). У девушек ухудшение показателей быстроты оказалось достоверно значимым (Р<0,05). Также были выявлены существенные (Р<0,05) снижения показателей развития общей выносливости и ухудшения результатов пробы Мартине. Средние значения массы тела у студентов (атлетизм: юноши и девушки) достоверно увеличились в среднем на 4 кг.

Студенты (бокс: юноши и девушки) незначительно увеличили показатели развития физической силы и гибкости. Студенты продемонстрировали недостоверные ухудшения показателей быстроты и общей выносливости. Уровень функциональной готовности организма к нагрузкам (результаты пробы Мартине) оказался достоверно (Р<0,05) ниже, чем в начале исследований. Средние значения массы тела у студентов (бокс) незначительно увеличились (в пределах 1 кг).

У студентов (юноши и девушки: баскетбол) в конце исследований были обнаружены незначительные увеличения показателей развития физической силы. Показатели общей выносливости, гибкости и быстроты незначительно снизились. Результаты пробы Мартине указывают на снижение количества студентов, имеющих нормотонический тип реакции на физическую нагрузку. Взвешивание показало, что масса тела исследуемых студентов увеличилась в среднем на 1,7 кг. У девушек увеличение массы тела было статистически значимым (в среднем на 2,2 кг).

Молодые люди (юноши и девушки: волейбол) показали в конце исследований незначительное снижение показателей развития физической силы, общей выносливости, быстроты и гибкости. Выявлено и понижение положительных результатов по типу реакции организма на физическую нагрузку (недостоверное). Показатели массы тела увеличились, в среднем на 2 кг у юношей и на 1 кг у девушек.

Студенты (юноши и девушки: настольный теннис) показали незначительное снижение показателей развития гибкости и быстроты. Показатели развития физической силы остались практически на уровне начала эксперимента. Выявлено значимое (Р<0,05) снижение уровня развития общей выносливости. Обнаружено статистически достоверное снижение результатов пробы Мартине. Масса тела достоверно (Р<0,05) увеличилась в среднем на 3 кг у юношей и 2,6 кг у девушек.

Студенты (юноши и девушки: HOT IRON) в конце исследований продемонстрировали достоверно значимые (Р<0,05) увеличения показателей развития физической силы, общей выносливости и гибкости. Показатели развития быстроты увеличились незначительно. Результаты проведения пробы Мартине выявили незначительное снижение количества студентов (юношей и девушек), показавших нормотонический тип реакции на нагрузку. Значения массы тела показали недостоверное увеличение веса тела у юношей (в пределах 0,3 кг) и незначительное снижение у девушек (в пределах 0,2 кг).

Полностью результаты исследований представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1. Показатели физического развития и функциональной подготовленности исследуемых студентов (юноши - n=300)

Программы занятий

Исследуемые показатели

сила

быстрота

выносливость

гибкость

Проба Мартине

Масса тела

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Атлетизм (n=50)

18±4

23±2*

13±0,7

14±0,9

13,25

14,25*

6±4

6±3

Н-46

Н-34*

78,3

82,4*

Баскетбол (n=50)

11±4

12±4

12±0,6

13±0,4

13,05

13,20

8±3

9±3

Н-45

Н-38

76,2

77,9

Бокс (n=50)

13±4

15±3

12±0,9

13±0,5

13,10

13,22

9±2

9±4

Н-47

Н-37*

78,5

79,8

Волейбол (n=50)

10±3

10±4

13±0,1

14±0,1

13,22

13,40

9±3

9±4

Н-46

Н-40

79,1

81,1

Н. теннис (n=50)

8±2

8±3

13±0,3

14±0,6

13,16

14,20*

7±3

6±2

Н-45

Н-32*

75,9

79,2*

HOT IRON (n=50)

10±2

15±4*

13±0,9

13±0,1

13,35

12,40*

8±4

13±2*

Н-46

Н-44

78,4

78,7

Примечание. * - Р<0,05 - уровень значимости.

Таблица 2. Показатели физического развития и функциональной подготовленности исследуемых студенток (девушки - n=300)

Программы занятий

Исследуемые показатели

сила

быстрота

выносливость

гибкость

Проба Мартине

Масса тела

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Н

О

Атлетизм (n=50)

15±2

20±2*

15±0,6

17±0,4*

11,15

12,25*

9±4

8±3

Н-44

Н-32*

48,7

52,9*

Баскетбол (n=50)

10±3

12±2

15±0,3

16±0,2

10,45

11,05

11±3

10±4

Н-43

Н-35

51,2

53,4*

Бокс (n=50)

12±3

15±3

15±0,2

15±0,8

10,35

10,52

11±2

11±4

Н-42

Н-33*

47,9

48,8

Волейбол (n=50)

10±2

12±3

15±0,4

16±0,3

10,40

11,10

12±3

12±4

Н-45

Н-37

52,3

53,4

Н. теннис (n=50)

6±4

6±3

15±0,4

16±0,9

11,05

12,20*

10±3

8±2*

Н-44

Н-31*

50,4

53,2*

HOT IRON (n=50)

10±3

16±2*

15±0,5

14±0,9

11,15

10,15*

11±4

15±4*

Н-43

Н-40

49,8

49,7

Примечание. * - Р<0,05 - уровень значимости.

Дискуссия.

Полученные данные могут вызвать вопросы у специалистов. Но такие данные согласуются с некоторыми исследованиями: поиск наиболее эффективных методик проведения занятий по физической культуре в вузах [30, 35]. Как известно, что перед зачислением на ту или иную спортивную специализацию студенты проходят определенный отбор. Отбор проводится по результатам тестов по общей физической подготовке: подтягивания, прыжки, бег и т.д. Преподаватели зачисляют на специализацию наиболее физически подготовленных студентов. Однако уровень подготовленности к выполнению технических элементов того или иного вида спорта у подавляющего большинства студентов не является высоким. Таким образом, большую часть времени на занятиях со студентами преподаватели уделяют изучению базовых технических действий. Мало внимание приходится уделять совершенствованию техники выполнения упражнений или игровому взаимодействию [31]. Объем двигательной активности на занятиях по изучению новых технических элементов невысок. Это объясняет некоторое снижение основных показателей физического развития студентов с течением времени.

Следует отметить и недостаток материально-технической базы большинства университетов для качественного проведения занятий на основе спортивно-ориентированного подхода. Выявлено, что большинство студентов не могут в полной мере реализовать свой потенциал на занятиях из-за недостатка спортивного инвентаря и оборудования. К примеру, для проведения занятия на специализации настольный теннис с 50 студентами одновременно, необходимо 25 теннисных столов. А для занятий на специализации баскетбол такому количеству студентов единовременно понадобится 5 площадок. Состояние материально-технической базы большинства университетов не позволяет качественно проводить занятия по физической культуре на основе спортивно-ориентированного подхода. Для того чтобы сыграть в какую-либо игру, студенты ждут своей очереди в течение долгого времени.

Поэтому нами предлагается внести некоторые изменения в структуру и методику проведения таких занятий. Преподавателям следует обратить внимание на возможность повышения уровня двигательной активности студентов. Это возможно за счет существенного увеличения времени занятия, отводимого на игровую и соревновательную деятельность. В большинстве школ и вузов США и Канады занятия по физическому воспитанию представлены в форме непосредственной соревновательной подготовки и соревновательных игр по футболу, баскетболу, бейсболу [50].

Также следует ввести обязательный контроль над изменениями массы тела студентов. Значительные изменения массы тела молодых людей должны указывать преподавателям на необходимость коррекции структуры и методики проведения занятий.

Методики функционального и силового тренинга (HOT IRON) в свою очередь продемонстрировали свою эффективность в профилактике развития ожирения. В основном подобный эффект достигается высоким уровнем двигательной активности и грамотным сочетанием силовых и аэробных нагрузок на занятиях. Подобные методики набирают популярность в различных странах. Например, в Китае программы физического воспитания ориентированы на спортивное совершенствование с использованием методик фитнеса [15]. Однако и подобные методики нуждаются в некоторых изменениях. Например, выявлена необходимость существенного повышения некоторых профессионально значимых для будущих специалистов способностей: скоростно-силовых и координационных [42]. Для этого преподавателям необходимо использовать на занятиях комплексы упражнений, способствующие оптимальному развитию данных способностей.

Выводы.

  1. Выявлено снижение основных показателей уровня физического развития студентов (юношей и девушек), посещавших занятия по физической культуре на основе спортивно-ориентированного подхода (в ряде случаев достоверно значимое, р<0,05). Студенты некоторых специализаций (атлетизм, бокс, настольный теннис) показали значимое ухудшение типа реакции организма на физическую нагрузку (проба Мартине). У студентов (индивидуальный кардио-силовой тренинг) выявлено достоверное (Р<0,05) увеличение показателей развития физической силы, выносливости и гибкости. Тип реакции на физическую нагрузку у большинства студентов остался нормотонический.
  2. Результаты исследований показывают негативную динамику увеличения массы тела большинства студентов в среднем на 2,5 кг у юношей и 2 кг у девушек (в течение учебного года). Увеличение массы тела у студентов происходит независимо от специфики занятий по избранному ими виду спорта. Это позволяет утверждать, что общий уровень двигательной активности студентов (юноши и девушки: спортивно-ориентированный подход) не является достаточным для противодействия увеличению массы тела и развитию ожирения. Студенты (функционально-силовой тренинг) не продемонстрировали значимых колебаний массы тела в течение учебного года. Это позволяет рекомендовать методики кардио-силового тренинга, как эффективное средство профилактики ожирения у студенческой молодежи.

Конфликт интересов.

Авторы статьи заявляют, что не существует никакого конфликта интересов.

References:

  1. Allender S, Cowburn G, Foster Ch. Understanding participation in sport and physical activity among children and adults: a review of qualitative studies. Health Education Research, 2006; 21(6): 826-835. doi:10.1093/her/cyl063
  2. Ardenska A, Tomik R, Berber S. A comparison of physical education students' motivation using the Polish and Turkish versions of the academic motivation scale. Journal of Human Kinetics, 2016; 54(1): 207-218. doi:10.1515/hukin-2016-0046
  3. Arslan Y. Determination of Technopedagogical Content Knowledge Competencies of Preservice Physical Education Teachers: A Turkish Sample. Journal of Teaching in Physical Education. 2015;34(2):225-41.
  4. Bartnovskay LA, Kudryavtsev MD, Kravchenko VM, Iermakov SS, Osipov AYu, Kramida IE. Health related applied technology of special health group girl students' physical training. Physical education of students, 2017; 21(1): 4-9. doi:10.15561/20755279.2017.0101
  5. Bliznevsky AA, Kudryavtsev MD, Iermakov SS, Jagiello W. Formation of active-effective attitude of 12-13 years' judo athletes to sports functioning in competition period. Archives of Budo. 2016;12:101-15.
  6. Cancella Carral J, Perez C. What do we know about the profile and characteristics of university physical education students? Findings from a pilot study. European Journal of Physical & Health Education, 2010; 4(2): 65-72.
  7. De Meyer J, Soenens B, Aelterman N, De Bourdeaudhuij I, Haerens L. The different faces of controlling teaching: implications of a distinction between externally and internally controlling teaching for students' motivation in physical education. Physical Education and Sport Pedagogy. 2016;21(6):632-52.
  8. Druz VA, Iermakov SS, Nosko MO, Shesterova LYe, Novitskaya NA. The problems of students' physical training individualization. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2017; 21(2): 4-12. doi:10.15561/18189172.2017.0201
  9. Fernandez-Rio J, Sanz N, Fernandez-Cando J, Santos L. Impact of a sustained Cooperative Learning intervention on student motivation. Physical Education and Sport Pedagogy. 2017;22(1):89-105.
  10. Gordienko YV. Theoretical training in physical education of higher educational establishments' girl students. Physical education of students, 2015; 4: 3-9. doi:10.15561/20755279.2015.0401
  11. Iermakov SS, Arziutov GN, Jagiello W. Quick training of students to judo techniques. Archives of Budo. 2016;12:15-24.
  12. Iermakov SS, Cieslicka M, Muszkieta R. Physical culture in life of Eastern-European region students: modern state and prospects of development. Physical education of students, 2015; 6: 16-30. doi:10.15561/20755279.2015.0603
  13. Iermakov SS, Podrigalo LV, Jagiello W. Hand-grip strength as an indicator for predicting the success in martial arts athletes. Archives of Budo. 2016;12:179-86.
  14. Ilnitskaya AS, Kozina ZhL, Barybina LN, Kolomiez NA, Cieslicka M., Stankiewicz B., Pilewska W. Author's internet blog as information and communication technologies in the educational space within the physical education students. Physical education of students, 2014; 18(1): 22-26. doi:10.6084/m9.figshare.903689
  15. Jin A. Physical education curriculum reform in China: a perspective from physical education teachers. Physical Education and Sport Pedagogy, 2013; 18(1): 15-27.
  16. Karaca A, Qaglar E, Deliceoglu G, Bilgili N. Physical activity with regard to socio-demographic variables and decisional balance perceptions for exercise among university students. Journal of Physical Education and Sport, 2016; 3: 932-939. doi:10.7752/jpes.2016.03147
  17. Kondakov VL, Kopeikina EN, Balysheva NV, Usatov AN, Skrug DA. Causes of declining interest of students to employment physical education and sports. Physical education of students, 2015; 19(1): 17-21. doi:10.15561/20755279.2015.0103
  18. Kozina ZL, Ol'khovyj OM, Temchenko VA. Influence of information technologies on technical fitness of students in sport-oriented physical education. Physical Education of Students. 2016;20(1):21-8. doi:10.15561/20755279.2016.0103
  19. Kretschmann R. Student motivation in physical education - the evidence in a nutshell. Acta Kinesiologica, 2014; 8(1): 27-32.
  20. Kudryavtsev M, Kramida I, Osipov A. Influence of monitor bad habits on healthy lifestyle of students. Theory and Practice of Physical Culture, 2016; 6: 24-26.
  21. Kudryavtsev MD, Kramida IE, Iermakov SS, Osipov AY. Development dynamic of healthy life style personality component in relatively healthy students. Physical Education of Students. 2016;20(6):26-33. doi:10.15561/20755279.2016.0603
  22. Kudryavtsev MD, Kramida IE, Iermakov SS. Influence of studying in higher educational establishment on students' harmful computer habits. Physical Education of Students. 2016;20(5):17-23. doi:10.15561/20755279.2016.0503
  23. Kvintova J, Sigmund M. Physical activity, body composition and health assessment in current female University students with active and inactive lifestyles. Journal of Physical Education and Sport, 2016;1: 627-632. doi:10.7752/jpes.2016.s1100
  24. Leirhaug PE. Exploring the relationship between student grades and assessment for learning in Norwegian physical education. European Physical Education Review. 2016;22(3):298-314.
  25. Martynova V, Kapustin A. Techniques of play activity at physical education classes at specialized secondary educational establishments. International Journal of Environmental and Science Education, 2016; 11(13): 60416055.
  26. Moradian K, Moradian P. The role of sports and physical education in filling University students' leisure time. European Journal of Experimental Biology, 2013; 3(3): 241-245.
  27. Mouloud K, Abd Elkader B. Sport and mental health level among university students. Physical Education of Students. 2016;20(3):39-42. doi:10.15561/20755279.2016.0305
  28. Olkhovy OM, Petrenko YM, Temchenko VA, Timchenko AN. Model of students' sport-oriented physical education with application of information technologies. Physical education of students, 2015; 3: 29-37. doi:10.15561/20755279.2015.0304
  29. Osipov A, Gibaeva N, Kachaeva Yu, Pereus O. The method of HOT IRON as a means of increasing the level of physical development of students and formation of their motivation for regular physical exercise. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2014; 4(30): 82-86. (In Russian)
  30. Osipov A, Starova O, Malakhova A et all: Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation. Journal of Physical Education and Sport, 2016; 4: 1236-1241. doi:10.7752/jpes.2016.04196
  31. Osipov A, Vonog V, Prokhorova O, Zhavner T. Student learning in physical education in Russia (problems and development perspectives). Journal of Physical Education and Sport, 2016; 1: 688-693. doi:10.7752/jpes.2016.s1111
  32. Osipov AY, Kudryavtsev MD, Kramida IE, Iermakov SS, Kuzmin VA, Sidorov LK. Modern methodic of power cardio training in students' physical education. Physical Education of Students. 2016;20(6):34-9. doi:10.15561/20755279.2016.0604
  33. Osipov AYu, Fedorova IA, Kochetkova TN, Loginov DV. Assessment of the level of physical activity of students. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 2017; 54(3): 157-164. (In Russian)
  34. Osipov AYu, Kudryavtsev MD, Gruzinky VI, Kramida IE, Iermakov SS. Means of optimal body mass control and obesity prophylaxis among students. Physical education of students, 2017; 21(1): 40-45. doi:10.15561/20755279.2017.0107
  35. Osipov AYu, Pazenko VI, Akulov VYu, Dunaeva MV. The dynamics of development of the main physical qualities at students visiting various sports specializations. In the World of Scientific Discoveries, 2013; 3.3(39): 189-198. (In Russian)
  36. Osipov AYu, Vapaeva AV, Antonova AV, Chizhov AYu. Impellent activity as the main means of formation of health saving competences of students. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2012; 3(21): 115-119. (In Russian)
  37. Petrova MM, Pronina EA, Baron II et all: The attitude of the students of Krasnoyarsk State Medical University named after professor V.F. Voino-Yasenetsky to physical activity. Siberian Medical Review, 2016; 2: 88-92. (In Russian)
  38. Petryshyn AV. Structural-functional model of medical students' professional-applied physical training. Physical education of students, 2016; 5: 32-41. doi:10.15561/20755279.2016.0505
  39. Pop CL. Physical and health education facing the technology challenge. Physical Education of Students. 2016;20(2):45-9.
  40. doi:10.15561/20755279.2016.0207
  41. Protsenko U, Pantiuk T, Romanchuk O, Danylevych M. Improvement features of the Ukrainian physical education system. Journal ofPhysical Education and Sport, 2016; 1: 113-117. doi:10.7752/jpes.2016.01019
  42. Radziminska A, Weber-Rajek M, Lulinska-Kuklik E, Kazmierczak U, Moska W. Academic youth's health behavior. Physical education of students, 2016; 20(6): 55-62. doi:10.15561/20755279.2016.0607
  43. Salatenko IO, Dubinskaya OYa. Psycho-Physical perfection of economic specialties' girl students under influence of sport-oriented technology, based on prevalence of volleyball practicing. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sport, 2015; 12: 103-108. doi:10.15561/18189172.2015.1216
  44. Samokih II. Physical workability as the base of students' functional potentials. Physical education of students, 2016; 6: 40-48. doi:10.15561/20755279.2016.0605
  45. Shubin DA, Osipov AYu, Pazenko VI, Heinz YuV. Professional-applied physical training of health saving orientation of students of higher educational institutions. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2012; 2(20): 175-181. (In Russian)
  46. Shutova TN, Andryushchenko LB. Young people's motor activity encouraging fitness technologies based on global approach. Theory and Practice ofPhysical Culture, 2017; 3: 54-56.
  47. Slingerland M, Borghouts L, Jans L, Weeldenburg G, van Dokkum G, Vos S, et al. Development and optimisation of an in-service teacher training programme on motivational assessment in physical education. European Physical Education Review. 2017;23(1):91-109.
  48. Vapaeva AV, Osipov AYu, Guralev VM. Preparing students of low institute for future means of improving the performance of professional aerobics. Human. Sport. Medicine, 2013; 2(13): 6-9. (In Russian)
  49. Vilchez P, Ruiz F. Achievement goals in physical education and sport and physical activity in leisure on students from Spain, Costa Rica and Mexico. Journal ofPhysical Education, 2016; 27. doi:10.4025/jphyseduc.v27i1.e2701
  50. Vyprikov DV. CrossFit to improve students'' physical fitness. Theory and Practice of Physical Culture, 2017; 3: 16-20.
  51. Wallhead T, Ntoumanis N. Effects of a sport education intervention on students' motivational responses in physical education. Journal of Teaching in Physical Education, 2004; 23: 4-18.
  52. Warner B. An exploration of engagement, motivation and student-centered learning in physical education. Journal of Unschooling and Alternative Learning, 2015; 18(9):34-40.
  53. Zaytsev AA, Kovalenko TG, Soroka BV, Ulyanov DA. Content analysis of academic physical education programs. Theory and Practice ofPhysical Culture, 2017; 2: 103-104.

Информация об авторах:

Осипов Александр Юрьевич

http://orcid.org/0000-0002-2277-4467

Ale44132272@ya.ru

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия.

Кудрявцев Михаил Дмитриевич

д. п. н., проф.

http://orcid.org/0000-0002-2432-1699

kumid@yandex.ru

ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва», просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 660014, Россия

ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Россия

Ермаков Сергей Сидорович

д.п.н., проф.

http://orcid.org/0000-0002-5039-4517

sportart@gmail.com

Университет Казимира Великого в Быдгощ

ул. Ходкевича 30, г. Быдгощ 85-064, Польша

Янова Марина Геннадьевна 

http://orcid.org/0000-0003-4262-7015

ymg_boss@mail.ru

ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

ул. Ады Лебедевой, 89, г. Красноярск, 660049, Россия

Лепилина Татьяна Викторовна

http://orcid.org/0000-0003-2851-2369

lepilinatat@mail.ru

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»

просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 660014, Россия

Плотникова Ирина Ивановна

http://orcid.org/0000-0003-4807-1679

ira.plotnikova1978@mail.ru

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

ул. Карла Маркса, д. 1, 664003, г. Иркутск, Россия

Доржиева Ольга Сергеевна

http://orcid.org/0000-0001-9233-6182

dorzhieva1987@gmail.com

Бурятский государственный университет

ул. Смолина, 24а, г. Улан-Удэ, 670000, Россия

Information about the authors:

Osipov A.Yu.

http://orcid.org/0000-0002-2277-4467

Ale44132272@ya.ru

Siberian Federal University

79 Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia.

V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University

P. Zeleznyak, 1, Krasnoyarsk, 660022, Russia.

Kudryavtsev M.D.

http://orcid.org/0000-0002-2432-1699

kumid@yandex.ru

Siberian Federal University

79 Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia.

Reshetnev Siberian State Aerospace University

Office A-406, 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., 660014, Krasnoyarsk, Russia.

Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev

Ada Lebedeva Street, 89, Krasnoyarsk, 660049, Russia.

Iermakov S.S.

http://orcid.org/0000-0002-5039-4517

sportart@gmail.com

Kazimierz Wielki University

Sport str. 2, of.209, 85-064 Bydgoszcz, Poland.

Yanova M.G.

http://orcid.org/0000-0003-4262-7015

ymg_boss@mail.ru

Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev

Ada Lebedeva Street, 89, Krasnoyarsk, 660049, Russia.

Lepilina T.V.

http://orcid.org/0000-0003-2851-2369

lepilinatat@mail.ru

Reshetnev Siberian State Aerospace University

Office A-406, 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., 660014, Krasnoyarsk, Russia.

Plotnikova I.I.

http://orcid.org/0000-0003-4807-1679

ira.plotnikova1978@mail.ru

Irkutsk State University

Karl Marks str., 1, 664003, Irkutsk, Russia.

Dorzhieva O.S.

http://orcid.org/0000-0001-923 3-6182

dorzhieva1987@gmail.com

Buryat State University

ul. Smolin, 24a, Ulan-Ude, 670000, Russia.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle