Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

10 Февраля 2017 Журнал "Физическое воспитание студентов"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Осипов А. Ю., Кудрявцев М.Д., Грузенкин Виктор Иванович, Крамида И.Е., Ермаков С.С.

Способы контроля над оптимальной массой тела и профилактика ожирения среди студентов

Аннотация. Цель: предлагаются подходы к контролю над границами весового диапазона массы тела студентов и профилактики ожирения через повышение уровня их физического развития. Материал: в исследовании принимали участие 100 студентов (юноши), разделенные на 2 равные группы (экспериментальную и контрольную). Возраст студентов - 19-20 лет. В исследовании использовалась методика контроля над предельно допустимым значением массы тела студентов. Развитие силы оценивалось по количеству подтягиваний на перекладине. Развитие выносливости оценивалось по времени преодоления дистанции в 3000 м. Уровень быстроты оценивался по времени преодоления дистанции в 100 м. Также учитывалось количество всех пропущенных занятий по физической культуре студентами. Результаты: установлено, что студентам для успешного снижения веса тела пришлось существенно повысить ежедневный уровень своей двигательной активности. Установлено, что незначительное количество пропусков обязательных занятий физическими упражнениями не может оказать значимого влияния на общий уровень физического развития студентов. В конце исследований результаты тестовых испытаний показали некоторый прирост развития силы и быстроты и достоверное увеличение уровня развития выносливости у студентов экспериментальной группы. Выводы: Внедрение в практику физического воспитания студентов обязательной методики контроля над массой тела будет способствовать преодолению глобальных угроз для здоровья молодых людей: развития ожирения и малоподвижного образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, студенты, масса тела, профилактика ожирения, физическая культура.

Анотація. Осипов А. Ю., Кудрявцев М. Д., Грузенкін В. І., Краміда І. Є., Єрмаков С. С. Способи контролю над оптимальної масою тіла і

профілактика ожиріння серед студентів. Мета: пропонуються підходи до контролю над межами вагового діапазону маси тіла студентів і профілактики ожиріння через підвищення рівня їх фізичного розвитку Матеріал: в дослідженні брали участь 100 студентів (юнаки), розділені на 2 рівні групи (експериментальну і контрольну). Вік студентів - 19-20 років. У дослідженні використовувалася методика контролю над гранично допустимим значенням маси тіла студентів. Розвиток сили оцінювалося за кількістю підтягувань на перекладині, розвиток витривалості оцінювався за часом подолання дистанції в 3000 м. Рівень швидкості оцінювався за часом подолання дистанції в 100 м. Також враховувалася кількість всіх пропущених занять з фізичної культури студентами. Результати: встановлено, що студентам для успішного зниження ваги тіла довелося істотно підвищити щоденний рівень своєї рухової активності. Встановлено, що незначна кількість пропусків обов'язкових занять фізичними вправами не може надати значного впливу на загальний рівень фізичного розвитку студентів. В кінці досліджень результати тестових випробувань показали деякий приріст розвитку сили і швидкості і достовірне збільшення рівня розвитку витривалості у студентів експериментальної групи. Висновки: Впровадження в практику фізичного виховання студентів обов'язкової методики контролю над масою тіла сприятиме подоланню глобальних загроз для здоров'я молодих людей: розвитку ожиріння і малорухливого способу життя.

Ключові слова: здоров'я, рухова активність, студенти, маса тіла, профілактика ожиріння, фізична культура.

Введение.

В настоящее время фиксируется существенный рост распространения ожирения у молодых людей по всему миру. Это происходит вследствие недостатка повседневной физической активности у современной молодежи. Малоподвижный образ жизни и рост ожирения у различных возрастных групп населения является довольно серьезной проблемой для большинства развитых стран [16]. Снижение подобной негативной тенденции потребует повышенных усилий врачей, педагогов и специалистов в области физического воспитания [3]. Исследования показывают, что современные молодые люди проводят большую часть времени не в спортивных залах, а перед экраном компьютерных мониторов [30, 32, 49]. Длительное время проведение перед экраном монитора приводит к ухудшению качества сна, дневной усталости и отсутствию стойкой мотивации к активной деятельности в течение дня. Чрезмерное сидение за компьютером приводит к развитию ожирения и болезней опорно-двигательного аппарата [33, 49]. В современном здравоохранении существуют две равнозначных цели: существенное повышение уровня физической активности населения и снижение времени длительного сидения за компьютером [13].

Для врачей уже давно стал очевидным тот факт, что физическая активность является эффективным, доступным и недорогим способом борьбы с большинством заболеваний. Риск появления и развития заболеваний можно легко предотвратить через занятия физическими упражнениями [5, 24]. На существование прямой линейной связи между уровнем двигательной активности и уровнем физического здоровья человека указывает Warburton D. [51]. В исследовании Blair S. установлено существенное снижении риска сердечнососудистых заболеваний, инсульта, рака толстой кишки и увеличение продолжительности жизни у людей. Этому способствуют различные формы двигательной активности, в том числе и занятия кардиореспираторным фитнесом [6]. Обзор научных публикаций показывает, что ученые солидарны в определении ведущей роли физической активности в деле сохранения и укрепления здоровья всех групп населения [24, 27, 31]. Однако необходимо признать, что в современной научной среде присутствуют различные взгляды на пути повышения уровня физической активности студенческой молодежи.

Некоторые ученые предлагают решать проблему избыточного веса у студентов методом диетических ограничений в их рационе питания в сочетании с занятиями физкультурой и спортом [2]. По мнению L. Pescatello, разумное сочетание в повседневном образе жизни студентов физической активности и некоторых диетических ограничений дадут более положительные результаты по сравнению с диетами или бесконтрольными занятиями спортом [42]. Grygiel-Gorniak B. подтверждает, что привычный уровень питания и физической активности оказывает влияние на состояние здоровья современных молодых людей [19]. К сожалению, подобрать правильный рацион питания большому количеству молодых людей способны лишь профессиональные специалисты-диетологи. Их консультации высокозатратны для подавляющего большинства студентов. В штатной структуре образовательных учреждений не предусмотрено должности специалиста подобного уровня. Поэтому правильный баланс питания молодым людям подобрать очень сложно. Ученые отмечают самостоятельное и бесконтрольное использование молодыми людьми различных методик снижения массы тела (диет, голодания, применения лекарственных и медикаментозных средств), порой достаточно опасных для организма. По мнению B. Abalkhail, следует включать в программы образования молодежи информацию о необходимости правильного и здорового питания, оптимальных размерах и массе тела, пользе ежедневной физической активности, профилактике клинического ожирения [1]. В других исследованиях отмечается необходимость скорейшего использования превентивных мер в образовательной среде по формированию у молодых людей культуры здоровья и красивого тела [8, 45].

Специалистам известно, что негативные последствия гиподинамии могут быть сняты тренировками с высоким уровнем интенсивности [28]. По мнению Bogdanis G., для этого необходимы дополнительные исследования для выявления оптимальных параметров продолжительной тренировки с высокой интенсивностью [9]. Автор отмечает, что следует более пристально рассмотреть проблемы безопасного использования подобных тренировок. Это позволит исключить возможность переутомления для различных возрастных групп населения и студентов. В других исследованиях показано, что интенсивные физические нагрузки повышают уровень здоровья студентов, способствуют росту их академической успеваемости [17, 34, 46]. При использовании подобных тренировочных воздействий следует помнить, что имеется недостаток оперативных, качественных и информативных методик контроля и оценки уровня интенсивности нагрузки на занятиях физической культурой [7, 25].

Исследования ученых показывают, что уровень физического здоровья и функциональной подготовленности большей части студентов не соответствует оптимальным параметрам для данной категории населения [38, 39, 47]. Специалисты отмечают наличие широких возможностей для улучшения уровня здоровья данной возрастной и социальной группы. Plotnikoff R. указывает, что студенты являются идеальными целями для интервенции ценностей здорового образа жизни. Автор считает, что студенты большую часть времени окружены обилием наблюдений многопрофильных медицинских работников, имеют возможность беспрепятственно использовать материальную базу оздоровительных ресурсов (стадионы, бассейны, тренажерные залы), получают доступ к довольно обширным теоретическим знаниям о здоровье и путях его укрепления [43]. Речь может идти даже о создании определенной здоровьесберегающей среды на территории образовательных учреждений [36]. По мнению L. Korn, учебные заведения должны использовать для укрепления здоровья студентов: доступное и здоровое питание в столовых; проводить большое количество спортивно-массовых мероприятий; применять эффективные системы скрининга. Кроме этого следует сделать занятия физической культурой обязательными до получения молодыми людьми степени бакалавра [26]. King K. отмечает, что при создании программ повышения уровня физической активности студентов следует обязательно учитывать существующие в студенческих кампусах условия для занятий физическими упражнениями и спортом [23]. Автор считает, что одной из серьезных проблем повышения уровня физической активности студентов является сложность объективного сравнения результатов различных исследований. Разные специалисты используют в своих научных работах непоследовательные и довольно субъективные показатели оценки уровня физической активности молодых людей. В другом исследовании отмечается, что у преподавателей, фитнес-тренеров и медицинских работников присутствуют различные точки зрения на пути продвижения ценностей здорового образа жизни в студенческой среде [12]. Выявлено и существенное противоречие между декларацией постоянных утверждений о необходимости ведения молодыми людьми здорового образа жизни и отсутствием специально разработанных для них программ проведения занятий по физической культуре. Kudryavtsev M. считает, что подобные программы должны быть основаны на использовании современных средств улучшения физического здоровья студентов [29]. К данным средствам можно отнести кардио-силовой тренинг, занятия различными видами единоборств, фитнес-аэробику и т.д. В других исследованиях подтверждается успешность использования программ фитнес-тренинга в процессе физического воспитания студенческой молодежи [35, 40]. В некоторых исследованиях утверждается, что программы физической активности студентов должны строиться на основе силовых тренировок [20, 21, 50]. Однако в научной среде существуют значимые противоречия на этот счет. По мнению L. Judge, построение программ по физической активности для студентов должно строиться на основе аэробных упражнений [22]. Автор утверждает, что легкий доступ к спортивным объектам -существенный шаг к достижению более высоких показателей тренированности среди студентов. Следует признать, что доступность и материально-техническое оснащение многих спортивных объектов находится не на оптимальном уровне. Необходимо отметить и довольно малое количество программ, посвященных пропаганде физической активности среди студентов и также их недостаточную эффективность. Довольно скромный эффект от пропаганды физической активности и спорта среди современных молодых людей отмечают и иностранные ученые [4]. Daskapan A. отмечает наличие у многих молодых людей психологических, социальных и личностных барьеров, препятствующих регулярным занятиям физическими упражнениями [14].

В исследовании не использовались методики определения индекса массы тела (ИМТ) студентов. Это связано с тем, что данные методики носят несколько субъективный характер оценки оптимальной массы тела и требуют серьезных дополнительных проверок [10, 15, 41, 44].

Анализ литературных данных показывает, что имеется большое количество точек зрения на решение проблемы ухудшения уровня физического здоровья студентов. Такие исследования порой достаточно непоследовательны, спорны и противоположны. Поэтому предлагается сосредоточить усилия на решении проблемы малоподвижного образа жизни современных молодых людей и профилактике распространения ожирения.

Гипотеза. Авторы предположили, что целенаправленному решению проблемы набора избыточного веса и ожирения молодых людей будет способствовать включение в перечень обязательных контрольных нормативов по физической культуре критерия - диапазон оптимальной массы тела студентов. Авторы считают, что использование методики контроля над границами весовых категорий студентов позволит существенно повысить уровень ежедневной двигательной активности молодых людей и уровень их физического здоровья. Применение данной методики содержит элемент научной новизны: анализ научной литературы не выявил статей, посвященных целенаправленному использованию методик контроля над границами весовых категорий студентов.

Цель исследования. Повышение уровня физического развития и здоровья студентов и профилактика возникновения и развития ожирения у молодых людей за счет использования методики контроля над границами весовых диапазонов массы тела студентов.

Материал и методы.

Участники: Общее количество исследуемых составило 100 человек (юноши), разделенные на 2 равные группы (экспериментальную и контрольную). Возраст исследуемых - 19-20 лет. Отбор участников исследований был произведен с учетом показателей массы тела молодых людей. Весовой диапазон различий массы тела всех исследуемых студентов составил 78,4 - 84,5 кг. Среднее значение массы тела исследуемых -82,3 кг. Все студенты, принимавшие участие в исследованиях дали свое согласие на участие в них.

Организация исследования: Длительность исследований составила один учебный год. Для достижения заявленной цели студентам экспериментальной группы было предложено наряду с регулярным посещением занятий по физической культуре, осуществлять контроль над диапазоном массы тела в течение всего эксперимента. Предельное отклонение от имеющейся массы тела допускалось в диапазоне 1-1,3 кг. Студенты контрольной группы не получили ограничений в плане контроля над весом своего тела. Для них основным условием стало регулярное посещение занятий по физической культуре. До эксперимента все студенты посещали занятия на основе традиционной программы физического воспитания. В данной программе представлены основы техники популярных спортивных игр (баскетбол, волейбол, футбол) и общая физическая подготовка [48]. Во время эксперимента всем студентам было предложено посещать занятия на основе скорректированной программы физического воспитания. Специалисты рекомендуют значительно увеличить уровень двигательной активности молодых людей за счет использования физических упражнений аэробной направленности [4, 13, 16, 35]. В программу занятий у испытуемых входили: изучение основ туризма и спортивного ориентирования; лыжная подготовка; оздоровительный бег; физические упражнения, направленные на развитие основных физических качеств. Основной идеей использования данных упражнений было значимое увеличение количества движений у испытуемых во время занятий.

В ходе эксперимента все студенты сдавали ряд нормативов по общей физической подготовке, позволяющие довольно объективно оценить уровень их физического развития. Развитие силы оценивалось по количеству подтягиваний на перекладине, развитие выносливости по времени преодоления дистанции в 3000 м. Уровень быстроты оценивался по времени преодоления дистанции в 100 м. Также учитывалось и количество всех пропущенных занятий по физической культуре студентами.

Статистический анализ: анализ результатов исследования проводился с использованием программы SPSS20. Для проверки результатов средних значений в двух связанных между собой выборках использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты.

В начале исследований показатели массы тела студентов экспериментальной и контрольной групп не показали достоверных различий. Весовой диапазон у студентов контрольной группы составил 78,6 - 84,5 кг. Среднее значение - 82,2 кг. Диапазон массы тела у студентов экспериментальной группы составил 78,4 - 84,3 кг. Среднее значение - 82,4 кг. В конце эксперимента весовые показатели массы тела у студентов экспериментальной и контрольной групп показали достоверные различия. У студентов контрольной группы вес тела достоверно (р<0,05) увеличился (в среднем с 82,2 до 85,7 кг). Весовой диапазон массы у тела студентов контрольной группы составил 82,4 - 88,6 кг. Среднее значение массы тела у студентов экспериментальной группы незначительно уменьшилось по сравнению с началом эксперимента (с 82,4 до 81,1 кг). Диапазон массы тела у данных студентов составил 77,5 - 82,2 кг. Следует отметить, что 7 студентов из экспериментальной группы превысили допустимые границы отклонения от допустимой массы тела (5 человек превысили границы, 2 человека значительно снизили массу тела). Эти студенты были отстранены от участия в исследованиях. Однако данное обстоятельство не оказало значимого влияния на результаты исследований, поскольку количественный состав групп испытуемых был значителен.

Результаты сдачи контрольных нормативов в начале исследований не позволили выявить достоверное преимущество в развитии какого-либо физического качества у студентов из различных групп. Студенты экспериментальной и контрольной группы продемонстрировали примерно равный довольно средний физический потенциал. В конце исследований студенты экспериментальной группы достоверно (р<0,05) повысили уровень развития выносливости и незначительно увеличили уровень развития силы и быстроты. У студентов контрольной группы было выявлено достоверное (р<0,05) снижение показателей развития быстроты и выносливости и незначительное уменьшение показателей развития силы. Полностью результаты исследований представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследований по контролю над массой тела у студентов

Физические качества

До эксперимента

После эксперимента

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Сила (подтягивания, количество)

10±4

9±4

9±3

10±4

Быстрота (бег 100 м. сек)

13±0,8

14±0,2

15±0,8*

13±0,6

Выносливость (3000 м, мин)

13,26

13,41

14,48*

12,40*

Масса тела (кг)

82,2

82,4

85,7*

81,1

Пропуски занятий

3±3

3±2

Примечание. * - р<0,05 - уровень значимости.

Дискуссия.

Из результатов исследований становится очевидно, что повседневный уровень физической активности и режим питания большей части студентов не является достаточным для сохранения массы тела на оптимальном уровне. Студенты контрольной группы показали существенное (в среднем на 3,5 кг) увеличение массы тела в течение учебного года. При этом эти студенты регулярно посещали занятия по физической культуре. В программе таких занятий преобладали упражнения аэробной направленности. Такие занятия рекомендуются многими специалистами в целях успешной профилактики гиподинамии и ожирения у молодых людей [22, 35, 40, 42]. Количество пропусков учебных занятий у студентов в среднем составляет 3±3 занятия за 2 семестра. Общее количество занятий в учебном году - 36. Данное количество пропусков не может оказать значимого влияния на общий уровень физического развития студентов. Следовательно, одних только учебных занятий по физической культуре для профилактики ожирения у современных студентов будет явно недостаточно. Необходимы дополнительные, регулярные и продолжительные занятия физическими упражнениями в свободное время. Недостаточный объем физической активности отрицательно повлиял на уровень физического развития этих студентов. В конце исследований у них выявлено некоторое снижение уровня развития силы и значимое уменьшение уровня быстроты и выносливости.

Студентам экспериментальной группы в большинстве своем удалось сохранить указанные параметры массы тела: лишь 7 человек (из n=50) вышли за рекомендуемые молодым людям границы весового диапазона (свой вес на момент начала исследований ±1,3 кг). Для достижения подобных результатов студентам пришлось существенно повысить уровень своей ежедневной двигательной активности. Студенты отмечали, что помимо учебных занятий по физической культуре они стали посещать дополнительные занятия в спортивных клубах и секциях (в среднем 2 дополнительных занятия в неделю) и увеличили объем своей двигательной активности в течение дня (зарядки, утренние и вечерние пробежки, ходьба пешком и т.д.). Увеличение двигательной активности значимо повлияло на уровень физической подготовленности студентов. В конце исследований результаты тестовых испытаний показали некоторый прирост развития силы и быстроты и достоверное увеличение уровня развития выносливости у студентов экспериментальной группы. Правомерность такого подхода подтверждается в других исследованиях [44, 47].

Студенты экспериментальной группы отметили, что им пришлось существенно расширить существующий уровень знаний о здоровом питании, диетологии и коррекции веса. Все студенты отметили, что регулярно читали научную литературу по подобной проблематике и пытались скорректировать свое ежедневное питание с учетом имеющихся рекомендаций. Студенты отметили, что их привычный режим питания и набор продуктов значительно изменился. Студенты изменили количество и время приемов пищи в сторону увеличения количества приемов (до 5-6 в день). Студенты уменьшили калорийность и объем пищи. Они стали ежедневно употреблять 1,5-2 литра питьевой воды в течение дня, использовать витаминные комплексы. Выполнение этих простых и доступных рекомендаций сыграло существенную роль в поддержании массы тела на должном уровне. Следует особо отметить, что в наших исследованиях был установлен предельный порог допустимого снижения веса тела у студентов. Это связано с тем, чтобы препятствовать потенциально опасным способам снижения массы тела (голоданию, медикаментозной терапии, биодобавкам и т.д.). Таким образом, в этом исследовании предпринята попытка реализовать концепцию обучения культуре питания современной молодежи. Такой подход подтверждается в других исследованиях [8, 26].

Выводы.

  1. Анализ научных исследований специалистов в области здравоохранения, медицины, спорта и физического воспитания позволяет утверждать о существенном снижении уровня физического развития и здоровья большей части современных молодых людей. Основными угрозами для здоровья студентов названы: малоподвижный образ жизни и ожирение. Именно устранению данных глобальных угроз должны быть посвящены исследования ученых, занимающихся проблемами сохранения здоровья студенческой молодежи.
  2. По мнению большинства ученых сохранению и укреплению здоровья студентов должны способствовать программы повышения уровня физической активности молодых людей. К сожалению, необходимо признать, что специалисты предлагают различные программы увеличения уровня физической активности студентов. Некоторые программы порой достаточно противоречивые и спорные. Выявлено, что преподаватели физического воспитания, медицинские работники, тренеры, предлагают разные подходы к пути продвижения ценностей здорового образа жизни в студенческой среде. Иногда такие подходы имеют субъективный и непоследовательный характер. Таким образом, необходимость в объективных и качественных программах повышения уровня физической активности студенческой молодежи является высокой.
  3. Достаточно объективным и простым способом повышения уровня двигательной активности студентов будет внедрение в перечень необходимых для получения зачета по физической культуре критерия - оптимального показателя массы тела. Исследованиями установлено, что студентам для успешного выполнения данного условия пришлось существенно повысить ежедневный уровень своей двигательной активности. Следовательно, внедрение в практику физического воспитания студенческой молодежи обязательного контроля над массой тела будет способствовать преодолению глобальных угроз для здоровья молодых людей - развитию ожирения и гиподинамии.

Конфликт интересов.

Авторы статьи заявляют, что не существует никакого конфликта интересов.

Литература

  1. Abalkhail B., Shawky S., Ghabrah T. Perception of body weight among Saudi school children. Journal of Family and Community Medicine, 2002; 9(3): 35-49.
  2. Adyrkhaev SG. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016; 20(1): 4-12. doi:10.15561/18189172.2016.0101
  3. Al-Isa A., Campbell J., Desapriya E., Wijesinghe N. Social and health factors associated with physical activity among Kuwaiti college students. Journal of Obesity, 2011;5:123-130. doi:10.1155/2011/512363
  4. Allender S., Cowburn G., Foster Ch. Understanding participation in sport and physical activity among children and adults: a review of qualitative studies. Health Education Research, 2006; 21(6): 826-835. doi:10.1093/her/cyl063
  5. Berryman J. Exercise in medicine: A historical perspective. Current Sports Medicine Reports, 2010; 9(4): 1-7.
  6. Blair S., Cheng Y., Holder J. Is physical activity or physical fitness more important in defining health benefits? Medicine and Science in Sports and Exercise, 2001; 33(6 Suppl.): S379-99.
  7. Bodnar IR Andres AS. Tests and standards for express-control of physical fitness and health of middle school age pupils. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016; 20(4): 11-16. doi:10.15561/18189172.2016.0402
  8. Bodnar IR Stefanyshyn MV, Petryshyn YV. Assessment of senior pupils' physical fitness considering physical condition indicators. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016; 20(6): 9-17. doi:10.15561/18189172.2016.0602
  9. Bogdanis G. Effects of physical activity and inactivity on muscle fatigue. Frontiers in Physiology, 2012; 3: 140-142. doi:10.3389/fphys.2012.00142
  10. Brettschneider A., Schaffrath R., Wiegand S. Development and validation of correction formulas for self-reported height and weight to estimate BMI in adolescents. Results from the KiGGS study. Obesity Facts, 2015; 8: 30-42. doi:10.1159/000375109
  11. Bu S. Correction of eating habits and prevention of weight gain by nutrition education in Korean college students. FASEB Journal [Internet], 2012 [cited 2016 Dec 16]; 26(1). Available from: http://www.fasebj.org/content/26/1_Supplement/1010.7
  12. Cressy J. The Roles of physical activity and health in enhancing student engagement: implications for leadership in post secondary education. College Quarterly [Internet], 2011 [cited 2016 Dec 20]; 14(4). Available from: http://collegequarterly.ca/2011-vol14-num04-fall/cressy.html
  13. D'Abundo M., Sidman C., Fiala K. Sitting behavior and physical activity of college students: Implications for health education and promotion. International Journal of Adult Vocational Education and Technology, 2015; 6(3): 61-78. doi:10.4018/IJAVET.2015070105
  14. Daskapan A., Tuzun E., Eker L. Perceived barriers to physical activity in university students. Journal of Sports Science and Medicine, 2006; 5: 615-620.
  15. Ellert U., Brettschneider A., Wiegand S., Kurth B. Applying a correction procedure to the prevalence estimates of overweight and obesity in the German part of the HBSC study. BMC Research Notes [Internet], 2014 [cited 2016 Dec 18]; 7: 178-181. doi:10.1186/1756-0500-7-181 Available from: https://bmcresnotes.biomedcentral.com/articles/10.1186/1756-0500-7-181
  16. Fagaras S., Radu L., Vanvu G. The level of physical activity of university students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015; 197: 1454-1457. doi:10.1016/j.sbspro.2015.07.094
  17. Gaskov AV, Kuzmin VA, Kudryavtsev DM, Iermakov SS. Successfulness of general and special physical qualities' development on different stage of students-boxers' training. Physical Education of Students. 2016;20(1):4-11.
  18. Gopinath B., Hardy L., Baur L. et al. Physical activity and sedentary behaviors and healt-related quality of life in adolescents. Pediatrics, 2012; 130(1): 167-174. doi:10.1542/peds.2011-3637
  19. Grygiel-Gorniak B., Tomczak A., Krulikowska N. et al. Physical activity, nutrional status, and dietary habits of students of a medical university. Sport Science for Health, 2016; 12: 261-267. doi:10.1007/s11332-016-0285-x
  20. Iermakov SS, Arziutov GN, Jagiello W. Quick training of students to judo techniques. Archives of Budo. 2016;12:15-24.
  21. Iermakov SS, Podrigalo LV, Jagiello W. Hand-grip strength as an indicator for predicting the success in martial arts athletes. Archives of Budo. 2016;12:179-86.
  22. Judge L., Bellar D., Lee D. et al. An exploratory study of physical activity patterns of college students at a Midwest State University in the United States. The Sport Journal [Internet], 2012 [cited 2016 Dec 19]. Available from: http://thesportjournal.org/article/an-exploratory-study-of-physical-activity-patterns-of-college-students-at-a-midwest-state-university-in-the-united-states/
  23. King K., Vidourek R., English L., Merianos A. Vigorous physical activity among college students: using the health belief model to assess involvement and social support. Archives of Exercise in Health in Disease, 2014; 4(2): 267-279. doi:10.5628/aehd.v4i2.153
  24. Kopeikina E.N., Drogomeretsky V.V., Kondakov V.L., Kovaleva M.V., Iermakov S.S. Modification of Harvard step-test for assessment of students' with health problems functional potentials. Physical Education of Students, 2016;4:44-50. doi:10.15561/20755279.2016.0405
  25. Kopylov Yu.A., Jackowska L.N., Kudryavtsev M.D., Kuzmin V.A., Tolstopyatov I.A., Iermakov S. S. The concept of structure and content of health related trainings for higher educational establishments' students. Physical Education of Students, 2015;5:23-30. doi:10.15561/20755279.2015.0504
  26. Korn L., Gonen E., Shaked Y., Golan M. Health Perceptions, Self and Body Image, Physical Activity and Nutrition among Undergraduate Students in Israel. PLoS ONE [Internet], 2013 [cited 2016 Dec 22]; 8(3): e58543. doi:10.1371/journal.pone.0058543 Available from: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0058543
  27. Kozina Z.L., Iermakov S.S., Kadutskaya L.A., Sobyanin F.I., Krzeminski M., Sobko I. N., Ryepko O.A. Comparative characteristic of correlation between pulse subjective indicators of girl students' and school girls' reaction to physical load. Physical Education of Students, 2016;4:24-34. doi:10.15561/20755279.2016.0403
  28. Kretschmann Rolf. Comparison of 9th grade students' physical activity levels during recess and regular class periods using objective measurement. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2016; 20(4): 59-63. doi:10.15561/18189172.2016.0409
  29. Kudryavtsev M., Kramida I., Iermakov S., Osipov A. Development dynamic of healthy life style personality component in relatively healthy students. Physical education of students, 2016; 6: 26-33. doi:10.15561/20755279.2016.0603
  30. Kudryavtsev M., Kramida I., Osipov A. Influence of monitor bad habits on healthy lifestyle of students. Theory and Practice of Physical Culture, 2016; 6: 24-26.
  31. Kudryavtsev M.D., Kopylov Yu.A., Kuzmin V.A., Ionova O.M., Yermakova T.S. Personality oriented system of strengthening of students' physical, psychic and social-moral health. Physical Education of Students, 2016;3:58-64. doi:10.15561/20755279.2016.0308
  32. Kudryavtsev M.D., Kramida I.E., Iermakov S.S. Influence of studying in higher educational establishment on students' harmful computer habits. Physical Education of Students, 2016;5:17-23. doi:10.15561/20755279.2016.0503
  33. Kudryavtsev M.D., Kramida I.E., Kuzmin V.A., Iermakov S.S., Cieslicka Miroslawa, Stankiewicz Blazej. Influence of study in HEE on ubiquity and strength of students' computer gambling. Physical Education of Students, 2016;3:13-22. doi:10.15561/20755279.2016.0302
  34. Kuzmin V.A., Kopylov Yu.A., Kudryavtsev M.D., Galimov G.Y., Iermakov S. S. Substantiation of effectiveness of trainings on health related methodic for students with weakened motor fitness. Physical Education of Students, 2015;6:43-49. http://dx.doi.org/10.15561/20755279.2015.0606
  35. Osipov A., Gibaeva N., Kachaeva Yu., Pereus O. The method of HOT IRON as a means of increasing the level of physical development of students and formation of their motivation for regular physical exercise. Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 2014; 4(30): 82-86.
  36. Osipov A., Kadomtseva E., Lepilina T. et al. Creating a social sports environment in the universities, with the aim of preserving the health of all participants in the educational process (on the example of the leading universities of Krasnoyarsk region). In the World of Scientific Discoveries, 2015; 3.1(63): 735-748.
  37. Osipov A., Kadomtseva E., Lepilina T. et al. The search for effective methods preservation and promotion of health of students in physical education in universities. In the World of Scientific Discoveries, 2015; 3.8(63): 3557-3573.
  38. Osipov A., Starova O., Malakhova A. et al. Modernization process of physical education of students in the framework of implementation of the state strategy for the development of physical culture, sport and tourism in the Russian Federation. Journal of Physical Education and Sport, 2016; 4: 1236-1241. doi:10.7752/jpes.2016.04196
  39. Osipov A., Vonog V., Prokhorova O., Zhavner T. Student learning in physical education in Russia (problems and development perspectives). Journal of Physical Education and Sport, 2016; 1(Supplement issue): 688-693. doi:10.7752/jpes.2016.s1111
  40. Osipov A.Yu., Kudryavtsev M.D., Kramida I.E., Iermakov S.S., Kuzmin V.A., Sidorov L.K., Modern methodic of power cardio training in students' physical education. Physical Education of Students, 2016;6:34-39. doi:10.15561/20755279.2016.0604
  41. Peres A., Gabriel K., Nehme E. Measuring the bias, precision, accuracy, and validity of self-reported height and weight in assessing overweight and obesity status among adolescents using a surveillance system. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2015; 12(1): S2. doi:10.1186/1479-5868-12-S1-S2
  42. Pescatello L., VanHeest J. Physical activity mediates a healthier body weight in the presence of obesity. British Journal of Sports Medicine, 2000; 34(2): 86-93. doi:10.1136/bjsm.34.2.86
  43. Plotnikoff R., Costigan S., Williams R. et al. Effectiveness of interventions targeting physical activity, nutrition and healthy weight for university and college students: a systematic review and meta-analysis. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 2015; 12: 45. doi:10.1186/s12966-015-0203-7
  44. Podrigalo LV, Iermakov SS, Alekseev AF, Rovnaya OA. Studying of interconnections of morphological functional indicators of students, who practice martial arts. Physical Education of Students. 2016;20(1):64-70.
  45. Santos E., Tassitano R., do Nascimento W. et al. Body satisfaction and associated factors among high school students. Revista Paulista de Pediatria, 2011; 29(2): 214-223.
  46. Sattelmair J., Ratey J. Physically active play and cognition: An academic matter? American Journal of Play, 2009; 1(3): 365-374.
  47. Skurikhina N.V., Kudryavtsev M.D., Kuzmin V.A., Iermakov S. S. Fitness yoga as modern technology of special health groups' girl students' psycho-physical condition and psycho-social health strengthening. Physical Education of Students, 2016;20(2):24-31. doi:10.15561/20755279.2016.0204
  48. Solovey E. Comparative analysis of curricula of conventional and sports-centered physical education of students in vocational secondary education. Physical Culture: Upbringing, Education, Workout, 2015; 6: 63-64.
  49. Tammelin T. Lack of physical activity and excessive sitting: health hazards for young people? Jornal de Pediatria (Rio de Janeiro), 2009; 85(4): 283-285.
  50. ten Hope M. Physical Activity, Motivation, and Depression in College Students (Undergraduate honors thesis, University of Redlands). 2015; 51 p. Retrieved from: http://inspire.redlands.edu/cas_honors/88
  51. Warburton D., Nikol C., Bredin S. Health benefits of physical activity: The evidence. Canadian Medical Association Journal, 2006; 174(6): 801-809. doi:10.1503/cmaj.051351

Информация об авторах:

Осипов Александр Юрьевич; http://orcid.org/0000-0002-2277-4467; Ale44132272@ya.ru; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия.; ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого»; ул. Партизана Железняка, 1, г. Красноярск, 660022, Россия.;

Кудрявцев Михаил Дмитриевич; д.п.н., проф.; http://orcid.org/0000-0002-2432-1699; kumid@yandex.ru; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия.; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»; просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 660014, Россия.; ФГБОУ ВО Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; ул. Ады Лебедевой, 89. 660049, г Красноярск, Россия.;

Грузенкин Виктор Иванович; http://orcid.org/0000-0002-2003-0667; gruzenkinvi51@mail.ru; ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»; пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041, Россия.;

Крамида Ирина Евгеньевна; http://orcid.org/0000-0003-4256-2645; kramidai@mail.ru; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»; просп. имени газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 660014, Россия.;

Ермаков Сергей Сидорович; д.п.н., проф.; http://orcid.org/0000-0002-5039-4517; sportart@gmail.com; Белгородский государственный национальный исследовательский университет; ул. Победы, 85, г.Белгород, 308015, Россия.;

Поступила в редакцию 09.01.2017 г.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle