Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Способность к сохранению равновесия тела у студентов разных спортивных специализаций

Владислав Ягелло1, Роман Мачьей Калина2, Марина Ягелло1

1 Академия физического воспитания и спорта в Гданьске, Польша
2 Академия физического воспитания в Катовице, Польша

Аннотация: Целью исследования явилось определение способности к сохранению равновесия тела у 55 студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске, специализирующихся в разных видах спорта. Для измерения динамического равновесия применен тест „Калина". Выявлена дифференциация уровня динамического равновесия у спортсменов в зависимости от вида спортивной специализации, а также установлены типологические особенности и проанализированы механизмы регулирования равновесия тела у студентов.

Ключевые слова: спортивная специализация, студенты, равновесие тела.

Введение.

Сохранение динамического равновесия тела является проявлением очень тонкой нервно-мышечной координации [2, 5, 7]. Известно, что в зависимости от вида спорта к уровню динамической координации спортсменов предъявляются разные требования [3, 8].

Изучением механизма регулирования равновесия тела занимались многие исследователи [1, 6], однако и до настоящего времени многие вопросы, касающиеся указанной тематики, продолжают оставаться актуальными и требуют своей дальнейшей разработки.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью настоящего исследования явилось определение уровня динамического равновесия тела у студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске, специализирующихся в разных спортивных дисциплинах. В результате достижения поставленной цели предполагалось получить ответ на следующие вопросы:

  • отличаются ли представители разных спортивных дисциплин способностью к сохранению динамического равновесия тела?
  • какие корреляционные взаимосвязи наблюдаются между показателями способности к поддержанию равновесия тела с его строением и тренировочным стажем?

Материал и методы исследований

Исследование выполнено на группе студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске, специализирующихся в разных видах спорта (n=55). Тренировочный стаж испытуемых находился в диапазоне 2-15 лет (8±4 лет). Масса их тела составляла 56-95 кг (78,2±8,0 кг), а длина тела - 164-202 см (181,6±7,0 см) (табл. 1).

Для измерения динамического равновесия был применен тест „Калины" [4], который заключается в выполнении шести прыжков вверх с одновременным оборотом на 360° (попеременно в правую и левую стороны) и приземлением после каждого такого прыжка таким образом, чтобы обе стопы имели контакт с заранее определённой линией, с которой исследуемый начинает пробу.

Уровень равновесия оценивается в пунктах на основании установления степени точности выполнения теста. Чем выраженнее нарушение равновесия, тем более высокая оценка (шкала от 0 до 3 за каждый выполненный прыжок с оборотом). В случае, если после приземления испытуемый прикоснулся обеими стопами к обозначенной линии, то он получает оценку 0 (отсутствие ошибки). Если прикосновение произошло только одной стопой - 1 пункт, если отсутствовал контакт обеими стопами - 2. Оценку 3 (самая высокая степень неточности) испытуемый получает в случае прикасания к полу любой частью тела кроме стоп, например, рукой или коленом. Общий уровень равновесия определяется по сумме оценок, полученных в шести прыжках с оборотом. Таким образом, результат пробы может находиться в диапазоне оценок от 0-18 пунктов.

Оценка уровня динамического равновесия осуществлялась на основании разработанной типологии способностей сохранения равновесия тела (ССРТ) при проведении теста (Kalina, Jagiello, Barczynski, 2011; разработка принята к публикации в журнале "Archives of Budo" на 2011 год). Согласно указанной типологии выделены следующие уровни ССРТ с соответствующим им количеством пунктов: очень высокий (0-1), высокий (2-3), средний (4-8), низкий (9-13), очень низкий (14-15), недостаточный (16-18).

Полученные данные подвергались статистической обработке с определением средней арифметической (Х), стандартного отклонения (±5), линейной корреляции (r), а также достоверности различий (Т-критерий Стьюдента).

Результаты исследования.

В результате проведенного исследования выявлена определённая дифференциация уровня динамического равновесия тела у спортсменов (табл. 2).

Существенную информацию, касающуюся особенностей динамического равновесия тела у студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске - представителей разных спортивных дисциплин, представляет анализ структуры результатов проведенного теста (рис. 1).

Структура выполнения теста дифференцировалась в зависимости от вида специализаций. Спортсмены, показавшие лучшие результаты - гимнасты и баскетболисты, имели свои отличительные особенности. У гимнастов самый высокий уровень отмечался в первых четырёх пробах (оборотах). Баскетболисты свои лучшие результаты показали в последних попытках. Самая высокая вариативность оценок выполнения элементов теста наблюдалась у теннисистов.

В результате проведенного корреляционного анализа взаимосвязей соматических показателей (длины и массы тела) и тренировочного стажа с уровнем динамического равновесия обнаружен существенный разброс значений коэффициентов корреляции (от 0,67 до -0,94; табл. 3). Самая высокая степень взаимосвязи между тренировочным стажем и способностью к сохранению равновесия тела выявлена у гимнастов (г= -0,94).

Существенное значение стажа тренировки для проявления способности к сохранению равновесия тела отмечено также у баскетболистов и пловцов (соответственно г= -0,86 и -0,71). Связи соматических показателей с уровнем динамического равновесия у представителей большинства исследованных видов спорта находились на низком и среднем уровне и не являлись статистически существенными. Только у футболистов взаимосвязь длины тела с результатом в тесте соответствовала г=0,67.

Обсуждение результатов исследования

Результаты проведенного исследования дают основание полагать, что занятия видами спорта, которые сопряжены с выраженным контролем и коррекцией положения тела, положительно влияют на помехоустойчивость системы равновесия. Студенты, специализирующиеся в гимнастике и баскетболе, характеризуются более высокой способностью к сохранению равновесия тела по сравнению с представителями других спортивных дисциплин.

Согласно принятой типологии, 4 спортсмена из группы гимнастов относятся к группе A (отсутствие ошибок; 6:0) и три спортсмена - к группе B51 (пятикратное отсутствие ошибки и только одна ошибка первой степени; 6:1).

Хотя группа баскетболистов получила, в общем, самую высокую оценку уровня динамического равновесия, однако ее типологическая структура значительно отличалась от структуры, характерной для группы гимнастов. Три баскетболиста относятся к группе A (отсутствие ошибок ;6:0), три спортсмена - к группе B51 (пятикратное отсутствие ошибок и только одна ошибка первой степени; 6:1), два спортсмена - к группе B41 (четырёхкратное отсутствие ошибки и две ошибки первой степени; 4:2) и один баскетболист -к группе C3ur1 (одностороннее отсутствие ошибок и ошибки первой степени; 3:3). Этот спортсмен сделал три однопунктовых ошибки только во время выполнения оборотов в правую сторону.

Следует подчеркнуть, что результаты группы гимнастов являются довольно высокими, если их сравнить с результатами других исследований, полученными с помощью аналогичной методики. При этом только группа спортсменов, занимающихся вольтижеркой, спортивный стаж которых составлял более пяти лет, показала лучшие результаты - 0,33 пункта [4]. Авторы отмечают благоприятное влияние спортивной тренировки, сопряженной с частыми нарушениями равновесия тела, на формирование высокого уровня способности к его сохранению, поскольку самые высокие результаты демонстрировали спортсмены с большим тренировочным стажем.

Таблица 1 Исследуемые студенты Академии физического воспитания и спорта в Гданьске, n=55

Вид спорта

Статистические
показатели

Длина тела (см)

Масса тела (кг)

Тренировочный
стаж (лет)

Теннис (n= 13)

X

177,0

75,1

7,6

± ?

6,1

11,5

5,5

Max

184,0

94,0

15,0

Min

164,0

58,0

2,0

Плавание (n= 8)

X

182,2

82,2

5,0

± ?

3,2

7,9

2,0

Max

187,0

94,0

8,0

Min

177,0

69,0

3,0

Спортивная гимнастика (n= 7)

X

176,5

71,7

9,0

± ?

5,0
4,30
4,3

Max

183,0
77,0
14,0

Min

169,0
65,0
3,0
Баскетбол (n= 9)

X

188,4

84,4

8,2

± ?

8,33

8,3

3,6

Max

202,0

95,0

15,0

Min

173,0

69,0

3,0

Футбол (n= 9)

X

181,1

77,1

8,4

± ?

6,6

1,94

1,9

Max

192,0

87,0

11,0

Min

170,0

68,0

6,0

Гандбол (n= 9)

X

185,3

82,5

10,1

± ?

6,0

6,0

3,4

Max

193,0

89,0

15,0

Min

174,0

71,0

4,0

Таблица 2 Уровень динамического равновесия у студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске (n=55)

Вид спорта

Статистические показатели

Результаты тестирования

Уровень динамического равновесия

Теннис (n= 13)

X

3,6

Средний

± ?

2,6

Max

0

Min

10

Плавание (n= 8)

X

4,9

Средний

± ?

2,6

Max

0

Min

8

Спортивная гимнастика (n= 7)

X

0,4

Очень высокий

± ?

0,53

Max

0

Min

1

Баскетбол (n= 9)

X

1,1

Очень высокий

± ?

1,05

Max

0

Min

3

Футбол (n= 9)

X

7,1

Средний

± ?

2,66

Max

4

Min

11

Гандбол (n= 9)

X

2,7 1,58

Высокий

± ?

1,58

Max

0

Min

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 












Рис. 1. Способность к сохранению динамического равновесия тела у студентов Академии физического воспитания и спорта в Гданьске - представителей разных спортивных дисциплин (n=55)

Таблица 3 Коэффициенты корреляции, характеризующие взаимосвязь морфологических показателей и тренировочного стажа с результатами определения способности к сохранению равновесия тела у студентов - представителей разных видов спорта (n=55)

Вид спорта
Показатели

Теннис (n= 13)

Плавание (n= 8)

Спортивная гимнастика (n= 7)

Баскетбол (n= 9)

Футбол (n= 9)

Гандбол (n= 9)

Длина тела

-0,40

-0,15

0,03

-0,41

0,67

-0,51

Масса тела

-0,26

0,39

-0,03

-0,29

0,46

-0,54

Тренировочный стаж

-0,39

-0,71

-0,94

-0,86

-0,58

-0,28

Высокий уровень точности выполнения теста, рассматриваемый как показатель динамического равновесия, показали члены сборной команды Польши по пулевой стрельбе [3]. Среднее значение результатов этой группы (n=10) составило 2,8±3,29 пунктов и превышало средний результат 17-19 летних юношей, занимающихся в лицее - 3,88±1,96 пунктов.

Неожиданным оказалось отсутствие прямых отрицательных связей высоты тела с уровнем динамического равновесия [2]. Только у группы футболистов обнаружена такая статистически достоверная взаимосвязь.

Выводы

1. Выявлена определённая дифференциация способности к сохранению равновесия тела в зависимости от вида спортивной специализации.

2. Самый высокий уровень динамического равновесия тела отмечен у студентов, специализирующихся в гимнастике, а самый низкий - у футболистов.

3. Анализ структуры результатов теста позволил определить типологические особенности механизма регулирования равновесия тела у исследованных студентов.

4. Связи соматических показателей с уровнем динамического равновесия тела у большинства представителей исследованных видов спорта находились на низком и среднем уровне и не являлись статистически существенными. Только у футболистов

взаимосвязь длины тела с результатом в тесте соответствовала значению r=0,67. 5. Существенное значение стажа тренировки для проявления способности к сохранению равновесия тела отмечено у гимнастов, баскетболистов и пловцов.

Литература:

1. Bober Т.: Identyfikacja przebiegu ruchow czlowieka (identification of leaking of human movement). AWF Warszawa 1986, 134 s.

2. Golema M.: Biomechaniczne badania regulacji rownowagi u czlowieka (Biomechanical analysis of regulation of a man balance). Studia i monografie Akademii Wychowania Fizycznego we Wroclawiu. Wroclaw 1981, zeszyt nr 2, 67 s.

3. Ягелло В., Зюлковска А.: Способность к сохранению равновесия тела у членов мужской сборной команды Польши по пулевой стрельбе. //Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2008, № 12, с. 141-145.

4. Kalina R. M., Gliniecka W., Jagiello W.: Ocena poziomu rownowagi sportowcow uprawiajacych woltyzerke (the assessment of a level of a balance of sportsmen of equestrian vaulting). W: Cz. Urbanik (red): Wybrane zagadnienia biomechaniki sportu. Akademia Wychowania Fizycznego w Warszawie, 2001, s. 183-196.

5. Raczek J., Mynarski W., Liach W.: Ksztaltowanie i diagnozowanie koordynacyjnych zdolnosci motorycznych (improvement and diagnostics of coordinational movement abilities). Podreczni dla nauczycieli, trenerow i studentow. AWF w Katowicach 2002, 237 s.

6. Starosta W.: Rola koordynacji ruchowej w selekcji i treningu sportowym (the role of movement coordination in selection andsport training). W: M. Sklad (red.): Wybrane problemy doboru i selekcji w sporcie. Instytut Sportu, Warszawa 1985, s. 56-65.

7. Starosta W.: Motoryczne zdolnosci koordynacyjne. Znaczenie, struktura, uwarunkowania, ksztaltowanie (motive coordinating abilities. Sense, structure, conditionality, improvement). Miedzynarodowe Stowarzyszenie Motoryki Sportowej. Instytut Sportu w Warszawie. Warszawa 2003, 368 s.

8. Starosta W., Pawlowa T.: Poziom wybranych zdolnosci koordynacyjnych u czolowych zawodnikow Polski w karate tradycyjnym (the level of selected coordinative abilities of the leading Poland sportsmen in traditional carate) . W. Sozanski H. (red): Efektywnosc systemow szkolenia w roznych dyscyplinach sportu.. Akademia Wychowania Fizycznego Jozefa Pilsudskiego w Warszawie. Warszawa 2000, s. 19-22.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle