Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

15 Сентября 2016 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Дейнеко В. В.

Современные возможности реабилитации детей-инвалидов с детским церебральным параличом

Ключевые слова: детский церебральный паралич, высокотехнологичные средства реабилитации, шкала равновесия Берга.

Аннотация. В статье рассмотрены современные средства реабилитации детей с детским церебральным параличом. Оценены результаты высокотехнологичной реабилитации по шкале равновесия Берга.

Modern posibilities of rehabilitation of children with cerebral palsy

Deineko V. V., postgraduate student, the Department of sports medicine and technology health.

NSU of P. F. Lesgaft, St. Petersburg

Keywords: children cerebral palsy, high-tech rehabilitation means, Berg balance scale.

Abstract. The article deals with modern means of rehabilitation children with cerebral palsy. The Berg balance scale results of high-tech rehabilitation are discussed.

Тяжесть инвалидизации у 20-35 % больных детским церебральным параличом (ДЦП) оказывается настолько значительной, что они не могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы [5]. При этом двигательные нарушения у детей часто сочетаются с изменениями психики, речи, судорогами. Важность реабилитации таких детей определяется увеличивающейся распространенностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.

Заболевание детей ДЦП на протяжении многих лет считалось неперспективным с позиций реабилитации. Отсутствие эффективных методов лечения, квалифицированных специалистов, специализированных учреждений приводило к тому, что такие дети направлялись только в учреждения социального обеспечения.

Достижения восстановительной медицины последних десятилетий, основанные на научно доказанных фактах, позволили успешно развивать как медицинскую реабилитацию, так и само здравоохранение [2, 3]. Широкое применение современных реабилитационных технологий в профильных учреждениях и на базе центров общей врачебной практики (семейной медицины) обусловило не только развитие адаптивной физической культуры как отрасли, но и способствовало разработке специальных восстановительных программ для различных категорий тяжелых больных и инвалидов [4].

Исследования последних 15-ти лет показали, что только комплексное систематическое лечение детей с ДЦП может значительно улучшить общее состояние ребенка [1]. Это стало возможным благодаря тому, что были разработаны различные средства реабилитации и методы моторного переобучения детей, авторы которых (Бобат, Козявкина, Кэбот, Фелис, Семенова) указывают на возможность значительно снизить степень инвалидности или даже вовсе устранить ее.

Комплексное лечение детей с ДЦП включает: медикаментозное, физиотерапевтическое, хирургическое, логопедическое, ортопедическое лечение, грязелечение, психотерапию, рефлексотерапию, массаж, лечебную физкультуру (в том числе в бассейне), трудотерапию [6]. Также, наряду с традиционными методами лечения используют современные программы реабилитации, включающие в себя робототехнику и устройства, позволяющие стимулировать зоны мозга, отвечающие за моторные и речевые функции.

К высокотехнологичным реабилитационным аппаратам относят экзоскелетный комплекс робототехники «Локомат». Комплекс, в первую очередь, предназначен для восстановления навыков ходьбы, состоит из подвесной системы, позволяющий регулировать вес опоры пациента от 0 до 100 %, механического блока моделирования ходьбы с возможностью

биологической обратной связи, движущейся дорожки.

Для реабилитации верхних конечностей используют робототехнику «Армео», которая представляет собой устройство, где конечность замкнута в рукав, который повторяет конфигурацию руки. Принцип работы основан на биологически обратной связи, пациент выполняет задание паретичной рукой, а аппарат страхует больного и помогает мышцам «вспомнить» их функцию.

Ведущим современным средством нейрореабилитации детей с ДЦП является транслингвальная электростимуляция головного мозга (ТСГМ). Стимуляция отделов мозга с помощью специального устройства позволяет воздействовать на более чем 1000 нейронов, тем самым, вызывая улучшение мышечной иннервации и равновесия.

Целью настоящего исследования было оценить восстановительный эффект в лечении детей с ДЦП с применением современных методов реабилитации, включающих использование высокотехнологичного оборудования.

Организация исследования

Исследование проходило на базе Санкт-Петербургской городской больницы № 40 в отделении детской реабилитации. Оценена традиционная и высокотехнологичная реабилитация, которую прошли 126 детей в возрасте от 3 до 14 лет с клинической формой ДЦП в виде спастической диплегии. При этом традиционную реабилитацию применили у 40 детей (контрольная группа), высокотехнологичную - у 86 детей (экспериментальная группа). Традиционный курс реабилитация включал: ЛФК, массаж, гидрокинезиотерапию, физиотерапию. Занятия на высокотехнологичном оборудовании включали: методику ТСГМ, занятия на робототехнических аппаратах «Локомат» и «Армео».

В данной работе были применены следующие методы исследования:

  1. Исследование по шкале равновесия Берга;
  2. Неврологический осмотр (анамнез жизни, анамнез заболевания, объективное физикальное обследование);
  3. Статистическая обработка данных (программный пакет StatGrafix).

В таблице представлены результаты, полученные до и после курса лечения пациентов контрольной и экспериментальной групп.

Как следует из таблицы, в результате применения традиционной программы реабилитации достоверно улучшились 10 параметров из пятнадцати, а применение высокотехнологичных методов реабилитации позволило статистически достоверно улучшить все показатели шкалы Берга.

Такое улучшение параметров показывает, что применение высокотехнологичных методов реабилитации, воздействующих на вестибулярный аппарат, помогает детям с ДЦП решить главную задачу - удержание вертикального положения тела.

Полученные результаты свидетельствуют о более выраженном лечебном эффекте высокотехнологичных средств реабилитации в сравнении с традиционными средствами. В результате ребенок получает большую возможность активно адаптироваться к социуму, а также обслуживать себя самостоятельно.

Таблица

Показатели шкалы Берга детей с ДЦП контрольной (КГ, n= 40) и экспериментальной (ЭГ, n=86) групп

Показатели

Этап эксперимента

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Sx

Значение критерия

Статистический вывод

Равновесие стоя

До

После

0,76±0,2

1,32±0,3

1,2±0,2

1,9±0,2

0,000244

0,000134

р<0,001

р<0,001

Равновесие сидя

До

После

3,04±0,2

3,56±0,2

3,4±0,1

3,8±0,1

0,002504

0,0096

р<0,01

р<0,01

Переход из положения сидя

До

После

1,48±0,3

2,6±0,3

2,04±0,2

2,71±0,2

0,00922

0,000167

р<0,01

р<0,001

Переход из положения стоя

До

После

1,88±0,2

2,6±0,3

2,26±0,2

2,82±0,2

0,000131

0,000199

р<0,001

р<0,0001

Равновесие с закрытыми глазами

До

После

1,08±0,3

1,4±0,3

1,3±0,3

1,8±0,3

0,016749

0,00347

р<0,05

р<0,01

Равновесие стоя ноги вместе

До

После

0,72±0,2

1,04±0,3

0,8±0,2

1,5±0,2

0,02932

0,00368

P<0,05

р<0,01

Наклон вперед из положения сидя

До

После

1,72±0,2

2,64±0,2

2,15±0,2

2,91±0,2

0,00011

0,0000403

р<0,001

р<0,001

Поднимание предмета с пола

До

После

0,84±0,3

1±0,3

1,1±0,2

1,4±0,2

0,404817

0,000267

р>0Щ5

р<0,001

Повороты головы в стороны стоя

До

После

1,12±0,3

1,48±0,3

1,6±0,3

2±0,3

0,02576

0,0268

р<0,05

р<0,05

Разворот на 360 град.

До

После

0,68±0,2

0,8±0,2

0,7±0,2

1,1±0,2

0,185045

0,00196

р>0,05

р<0,01

Зашагивание на платформу

До

После

0,12±0,1

0,32±0,1

0,3±0,1

0,6±0,1

0,021983

0,00107

р<0,05

р<0,01

Выпад вперед

До

После

0,52±0,2

0,68±0,2

0,6±0,1

1,1±0,2

0,103431

0,0000849

р>0,05

р<0,001

Стойка на одной ноге

До

После

0,24±0,1

0,36±0,2

0,22±0,1

0,44±0,1

0,0829

0,0486

р>0,05

р<0,05

Перемещение стула

До

После

2,1±0,3

2,5±0,3

2,11±0,2

2,9±0,2

0,001194

0,0000019

р<0,01

р<0,001

Литература

  1. Кенис В. М. Ортопедическое лечение детей с ДЦП / Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте: Учебно-методическое пособие / Под ред. И. В. Добрякова, Т. Г. Щедриной. - СПб: Издательский дом СПбМАПО, Издательский дом ЗАО «ХОКА», 2010. - С. 322-341.
  2. Крысюк О. Б. Восстановительная медицина как наука XXI века // Адаптивная физическая культура. - 2009. - № 4 (40). - С. 31-33.
  3. Крысюк О. Б., Дементьев В. Е., Рябчиков А. Ю. Роль восстановительной медицины в современном здравоохранении / Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 3 (43). - С. 43-45.
  4. Крысюк О. Б., Евсеева О. Э., Дементьев В. Е. Актуальные вопросы общей врачебной практики (семейной медицины) в адаптивной физической культуре / Адаптивная физическая культура. - 2010. - № 1 (41). - С. 20-23.
  5. Сатари В. В. Вера в себя, вера в будущее // Жизнь с ДЦП: Проблемы и решения. - М. - 2010. - № 4. - С. 52-55.
  6. Baxter P. Definition and Classification of Cerebral Palsy // Dev. Med. Child. Neurol. (Suppl.) - 2007. - Vol. 49. - P 2.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle