Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Легкая атлетика, Общеспортивная тематика

Рубрики: Инваспорт, Спортивная наука

Автор: Ворошин И. Н.

Совершенствование основных компонентов техники передачи в легкоатлетических эстафетах 4х100м атлетов-паралимпийцев с поражением ОДА на основе анализа соревновательной деятельности

Аннотация

Эстафетный бег 4х100м, выполняемый атлетами-паралимпийцами, отличается правилами и техникой выполнения от аналогичной соревновательной деятельности здоровых спортсменов. Разработана и внедрена методика совершенствования основных компонентов техники передачи эстафеты атлетами-паралимпийцами с поражением ОДА, основанная на анализе соревновательной деятельности.

Ключевые слова: атлеты-паралимпийцы с поражением ОДА, лёгкая атлетика, эстафетный бег 4х100м, соревновательная деятельность.

Легкоатлетическая эстафета 4х100м - один из самых эмоциональных и зрелищных видов лёгкой атлетики, поэтому она абсолютно обоснованно включена в программу практически всех крупнейших легкоатлетических международных форумов -Чемпионатов и Первенств Европы, Мира, Олимпийских и Паралимпийских игр [2].

В адаптивном спорте для сохранения спортивного принципа борьбы атлетов-паралимпийцев, имеющих различные особенности нозологии, разделяют по классам в соответствии с их функциональными возможностями, поэтому в каждом из видов лёгкой атлетики, в том числе и в эстафете 4х100м, разыгрывается несколько комплектов медалей. На прошедших Паралимпийских играх 2008г в Пекине (Китай) в эстафетном беге 4х100м среди спортсменов с поражением ОДА были разыграны 4 комплекта медалей во всех трёх функциональных группах:

- среди атлетов-паралимпийцев с заболеванием ДЦП - 35-38е классы спортивно-медицинской классификации (мужчины);

- среди спортсменов с ампутациями, и прочими поражениями ОДА - 42-46го классов (мужчины);

- среди спортсменов на колясках - 53-54го классов (мужчины, женщины).

На Чемпионате мира 2009г в Бангалоре, (Индия), проведённом среди спортсменов 40х и 50х классов, были разыграны медали в эстафетном беге 4х100м среди атлетов 42-46го классов (мужчины) и атлетов 53-54го классов (мужчины). На следующем Чемпионате мира 2011 г в Крайсчерче (Новая Зеландия) будет разыграны комплекты медалей в беге 4х100м среди спортсменов 35-38го классов (мужчины, женщины), среди спортсменов 42-46го классов (мужчины) - 3 комплекта наград.

В паралимпийской лёгкой атлетике, в связи с наличием у спортсменов функциональных особенностей, IAAF и IPC разработали дополнения к правилам по лёгкой атлетике здоровых спортсменов. Эти правила наложили отпечаток на технические компоненты выполнения соревновательных упражнений, а также обозначили особенности судейства соревнований. К правилам, лимитирующим эстафетный бег, относится п.п. 170 свода правил на 2010-2011гг [3]:

- эстафетная команда атлетов-паралимпийцев 33-34 классов, должна включать минимум одного атлета 33 класса; эстафетная команда спортсменов 35-38 классов, может включать максимум двух атлетов 38 класса; эстафетная команда спортсменов 42-46 классов, может включать максимум двух атлетов 46 класса; эстафетная команда спортсменов 51-52, классов, должна включать минимум одного атлета 51 класса; эстафетная команда спортсменов 53-54 классов должна включать минимум одного атлета 53 класса;

- в эстафетных командах атлетов-паралимпийцев на колясках (классы 33-34, 51-52, 53-54) члены команды, кроме первого атлета, могут начать движение за 20 метров до 20 метровой зоны передачи;

- в эстафетных командах спортсменов на колясках (классов 33-34, 51-52, 5354), а также в эстафетных командах спортсменов 42-46 классов передача на этапе осуществляется прикосновением к любой части тела уходящего на этап атлета. Первое прикосновение должно осуществляться в зоне передачи.

На соревнованиях любого уровня в эстафетах 4х100 передача эстафеты - ключевой технический элемент, от которого зависит итоговое распределение мест в финишном протоколе. Неоднократно на соревнованиях самого высокого уровня явные фавориты в эстафетах выбывали из-за ошибок в передаче. При тренировке эстафетных команд, особенно в условиях нехватки времени на практическую отработку передач на максимальной скорости, актуальной проблемой является расчёт «форы» при передаче эстафеты [1,2]. Точность передачи увеличивает свою значимость при наличии нескольких факторов: большой разницы скоростей атлетов-паралимпийцев разных классов, входящих в одну команду (до 3м/с); острая конкурентная борьба в забеге; необходимость показания максимально высокого результата (выполнение отборочного норматива).

В связи с необходимостью подготовки эстафетных команд 4х100м для участия в ответственных международных соревнованиях, актуальной задачей становится оптимизация ключевых компонентов технической подготовки спортсменов с учётом специфики правил выполнения данного соревновательного упражнения в адаптивном спорте.

Нами разработана и апробирована методика расчёта «форы» в эстафетах 4х100м атлетов-паралимпийцев с поражением ОДА различных спортивно-медицинских классов. В исследовании использовались следующие инструментальные методики: видеозапись камерами Sony FX7E (25 Гц), видеообработка и видеоанализ материала, выполненные с помощью программы «Dartfish»; анализ соревновательной деятельности; педагогическое тестирование.

Алгоритм расчёта эстафетной «форы», включает 3 этапа:

- первый. Выполняется видеосъёмка соревновательной деятельности - бега на 100 и 200м. Многие атлеты-паралимпийцы из-за функциональных особенностей при старте на соревнованиях не используют колодки, однако если они используются, то внедряется педагогический тест - бег со старта на 30м с максимальными усилиями, без использования стартовых колодок. Осуществляется видеосъёмка данного процесса;

- второй. Осуществляется обработка видео и увеличение частоты воспроизведения до 50 Гц. При участии атлета в соревнованиях на дистанции 100 или 200м выполняется расчёт средней скорости бега (м/с) на отрезке 80-100м. Вычисляется время (с) педагогического теста, у других спортсменов время (с) стартового разгона (атлеты на колясках от начала движения до сорокового метра дистанции, атлеты других классов от начала движения до тридцатого метра дистанции);

- третий. Осуществляется непосредственный расчёт «форы»: для эстафет ат-летов-паралимпийцев на колясках по формуле 1; для остальных эстафетных команд по формуле 2.

где Я - расстояние форы (м); t - время бега (с) принимающего эстафету спортсмена на отрезке дистанции (0-40м или 0-30м) или время педагогического теста; V-скорость бега (м/с) передающего эстафету спортсмена на отрезке дистанции 80-100м.

При подготовке эстафетной команды необходимо также учитывать некоторые специфические факторы, присущие адаптивному спорту. У атлетов-паралимпийцев некоторых классов, одна, а иногда и обе руки, из-за особенностей нозологии использоваться атлетом с существенными ограничениями, и за частую, данный спортсмен не способен осуществлять передачу (приём) эстафеты деградированной верхней конечностью. Этот нюанс необходимо учитывать при выставлении атлета на этап (возможность передачи (приёма) правой или левой рукой). При выборе спортсмена на первый этап необходимо руководствоваться принципом наименьшей потери времени на стартовом разгоне. Так, при некоторых особенностях нозологии, атлеты-паралимпийцы способны выполнять движение по дистанции с достаточно высокой скоростью, однако достижение данной скорости занимает более значительный временной промежуток по сравнению со спортсменами других спортивно-медицинских классов. Иными словами на первый этап рекомендуется ставить спортсменов «больших» классов (Т46, Т38, Т54).

Данная методика была внедрена в подготовку 3 эстафет 4х100м Паралимпий-ской сборной команды нашей страны на открытом Чемпионате России по лёгкой атлетике среди спортсменов с поражением ОДА 2010г в Чебоксарах, где основной задачей было показание высокого результата для получения возможности участия на Чемпионате Мира 2011 г в данном виде программы. Результатом выступления стало установление двух национальных рекордов: в эстафете атлетов-паралимпийцев 35-38 классов (мужчины); в эстафете атлетов-паралимпийцев 42-46 классов (мужчины).

Показанные на соревнованиях высокие результаты свидетельствуют о том, что разработанная методика позволяет качественно улучшить основные компоненты техники передачи в легкоатлетических эстафетах 4х100м атлетов-паралимпийцев с поражением ОДА.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кривозубов, В.В. Особенности предсоревновательной подготовки бегунов на короткие дистанции к эстафетному бегу (на примере эстафеты 4x100 метров) : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Кривозубов ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л., 1984. - 124 с.

2. Маслаков, В.М. Эстафетный бег : история, техника, обучение, тренировка / В.М. Маслаков, Е.П. Врублевский, О.М. Мирзоев. - М. : Олимпия, 2009. - 144 с.

3. http://www.ipcathletics.com / Rules & Regulations. - 01.08.2010.

Контактная информация: voroshin_igor@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle