Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 Августа 2010 Журнал "Вестник спортивной науки"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Умаров М.К., Новиков А.А.

Совершенствование основных атакующих приемов самбистов

Аннотация

Проведен анализ технических приемов самбистов в зависимости от манеры ведения поединка и интервала атаки. На основе исследований разработана и апробирована методика обучения атакующим действиям в самбо.

Ключевые слова: самбо, приемы, обучение.

Abstract

The analysis of sambo techniques depending on a manner of conducting a duel and an interval of attack is lead. On the basis of researches the technique of training to attacking actions in sambo-wrestling is developed and approved.

Key words: sambo, attacks, learning.

Обзор научно-исследовательских работ по борьбе самбо показывает, что сравнительно с другими видами единоборств практически отсутствуют работы по совершенствованию подготовки самбистов на основе инновационных технологий [1, 2]. Чтобы устранить этот пробел, была разработана методика подготовки самбистов на основе выполнения в поединках арсенала основных

атакующих приемов с оптимальными характеристиками. Перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить характерные индивидуальные особенности соревновательной деятельности единоборцев.
  2. Разработать средства физической и технической подготовки самбистов с учетов их индивидуальных особенностей.

В поединках борцов были выявлены арсеналы атакующих приемов (наиболее часто и успешно выполняемые двигательные действия в большинстве поединков), разработана методика совершенствования этих приемов. Для проверки на практике эффективности нашей методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие три опытных группы: первая состояла из борцов со скоростно-силовой манерой ведения поединков, вторая – из борцов с темповой манерой, а третья – из борцов с технической (комбинационной) манерой. Для каждой опытной группы были выявлены излюбленные атакующие приемы.

В табл. 1 представлены результаты физической и технической подготовленность самбистов опытных и контрольной групп в начале педагогического эксперимента. Как следует из данных (табл.1), предварительные межгрупповые соревнования между борцами опытных и контрольной групп не выявили достоверных различий в физической и в технической подготовленности.

Таблица 1
Физическая и техническая подготовленность самбистов опытных и контрольной групп в начале педагогического эксперимента

Виды подготовленности

Опытн

гр.

Контр. гр.

р

1. Физическая работоспособность PWC170 кгм/мин/кг

14,19 ±

1,36

14,90

± 1,40

р > 0,05

2. Время реакции опоры, мс

296,02 ±

68,4

294,1

± 59,8

р > 0,05

3. Время удержания равновесия в пробе Яроцкого, с

35,6 ±

5,1

36,2

± 7,2

р > 0,05

4. Прыжок с места вверх без взмаха рук, см

43 ±

3

41

± 5

р > 0,05

5. Прыжок в длину с места, см

230 ±

12

235

± 11

р > 0,05

6. Сила сгибателей левой кисти, Н

560 ±

35

550

± 42

р > 0,05

7. Сила сгибателей правой кисти, Н

540 ±

36

580

± 47

р > 0,05

В начале педагогического эксперимента у испытуемых были зарегистрированы параметры соревновательной деятельности и эффективность атаки. В качестве примера приведены параметры соревновательных поединков первой опытной группы со скоростно-силовой манерой ведения поединка (табл. 2).

В начале педагогического эксперимента у испытуемых были зарегистрированы параметры соревновательной деятельности и эффективность атак. В частности, были подвергнуты анализу следующие показатели каждого борца в пяти схватках: n – общее количество атак в схватке; m – количество успешных атак в схватке; tn – среднее время одной атаки в схватке (с); tm – среднее время успешной атаки в схватке (с); r% – эффективность успешной атаки в процентах (r% = m/n·100). В табл. 2 приведены значения эффективности атаки испытуемых групп в начале педагогического эксперимента.

Таблица 2
Показатели соревновательных поединков испытуемых скоростно-силовой группы до эксперимента

Испытуемые

Показатели

 

Попытки

 

1

2

4

5

3

Ч-в

n

3

4

5

6

7

tn

100

75

60

50

43

m

1

1

2

1

1

tm

300

300

150

300

300

r%

33

25

40

17

14

Ю-н

n

9

12

10

8

11

tn

33

25

30

38

27

m

3

5

4

3

4

tm

100

60

75

100

75

r%

33

42

40

38

36

Т-в

n

6

14

13

9

15

tn

50

21

23

33

20

m

2

5

5

4

6

tm

150

60

60

75

50

r%

33

36

38

44

40

Р-н

n

15

13

14

12

13

tn

20

23

21

25

23

m

5

6

5

5

5

tm

60

50

60

60

60

r%

33

46

36

42

38

З-н

n

7

12

13

5

8

tn

43

25

23

60

38

m

3

5

6

2

3

tm

100

60

50

150

100

r%

43

42

46

40

38

С-в

n

11

10

14

9

7

tn

27

30

21

33

43

m

4

4

6

4

3

tm

75

75

50

75

100

r%

36

40

43

44

43

В табл. 3 представлены показатели эффективности атаки испытуемых в начале педагогического эксперимента.

Таблица 3
Эффективность атаки самбистов опытных и контрольной групп в начале педагогического эксперимента

Опытн. гр. 1

Опытн. mгр. 2

Опытн. гр. 3

Контр. гр.

Исп.

r%

Исп.

r%

Исп.

r%

Исп.

r%

Ч-в

31,5 ± 9,9

Н-н

36 ± 7,8

Э-в

40 ± 3,5

Ш-н

32,3 ± 6,3

Ю-н

37,3 ± 3,77

Х-в

40,8 ± 2,28

Я-н

37 ± 7,9

Е-н

40,2 ± 2,1

Т-в

38,2 ± 4,15

Г-н

39,2 ± 5,45

А-в

37 ± 4,4

Д-в

37,4 ± 3,2

Р-н

39 ± 5,1

Л-н

37,4 ± 4,93

Б-н

34 ± 11

Ф-в

39,1 ± 4,4

З-н

41,8 ± 3,03

У-в

40 ± 5,2

В-н

36 ± 10

И-н

40,3 ± 6,8

С-в

41,6 ± 3,65

И-в

36 ± 7,4

Д-в

37,2 ± 11,3

Е-в

41,2 ± 2,9

Примечания: опытная группа 1 – скоростно-силовая манера ведения поединка; опытная группа 2 – темповая манера ведения поединка; опытная группа 3 – техническая манера ведения поединка; r% – среднее значение эффективности атаки пяти поединков для каждого борца (%).

Статистическая обработка результатов испытаний показала, что опытные и контрольная группы в начале педагогического эксперимента недостоверно отличаются друг от друга.

Параметры соревновательных поединков для опытных групп в начале педагогического эксперимента были аппроксимированы посредством программы Excel полиномом второй степени, имеющим только один экстремум (положительный или отрицательный).

Решение полиномиальных уравнений позволило определить: topt – оптимальные интервалы атак для каждого испытуемого опытных групп, а затем рассчитать и rmax – показатели максимальной эффективности атак, которые получаются путем подстановки topt в уравнения.

Занятия проводились три раза в неделю по 2 часа на протяжении 15 недельных микроциклов. В контрольной группе учебно-тренировочный процесс проводился с использованием традиционных методик. В опытных группах в основном изучались и совершенствовались излюбленные атакующие действия. В процессе проведения педагогического эксперимента испытуемые опытных групп после каждого тренировочного поединка получали информацию о продолжительности интервала атаки. Тренер в начале тренировочного поединка включал секундомер, а по истечении оптимального времени атакующего приема останавливал секундомер, подавал сигнал об окончании оптимального времени интервала атаки и включал секундомер для регистрации времени следующего интервала атаки. Так продолжалось в течение всего поединка. Раз в неделю тренировка проводилась без подачи сигнала об окончании оптимального времени атакующего приема. В такой тренировке тренер определял, насколько испытуемый мог выдерживать оптимальный интервал между атакующими приемами без подачи сигнала об окончании оптимальной продолжительности перерыва между атакующими приемами. При выполнении всеми испытуемыми перерыва между атакующими приемами без подачи сигнала с продолжительностью, близкой к оптимальной, подобные тренировки можно было заканчивать. Как показал педагогический эксперимент, для всех испытуемых опытных групп это произошло после пятнадцати недельных микроциклов. В табл. 4–5 представлены результаты заключительных испытаний в конце педагогического эксперимента.

Таблица 4
Эффективность атаки в заключительных испытаниях самбистов опытных и контрольной групп в конце педагогического эксперимента

Опытн. гр. 1

Опытн. гр. 2

Опытн. гр. 3

Контр. гр.

Исп.

r%

Исп.

r%

Исп.

r%

Исп.

r%

Ч-в

37,4 ± 4,7

Н-н

42,84 ± 3,9

Э-в

47,63 ± 2,9

Ш-н

35,21 ± 5,2

Ю-н

44,39 ± 2,91

Х-в

48,55 ± 2,12

Я-н

44,03 ± 3,8

Е-н

43,82 ± 2,2

Т-в

45,46 ± 2,31

Г-н

46,65 ± 2,32

А-в

44,63 ± 2,1

Д-в

40,77± 2,4

Р-н

46,41 ± 3,28

Л-н

44,51 ± 2,47

Б-н

40,46 ± 3,3

Ф-в

42,62± 3,7

З-н

49,74 ± 2,11

У-в

47,59 ± 2,61

В-н

42,84 ± 3,6

И-н

43,93 ± 3,2

С-в

49,16 ± 2,08

И-в

42,84 ± 3,92

Д-в

44,27 ± 3,2

Е-в

44,91 ± 2,6

Примечания: опытная группа 1 – со скоростно-силовой манерой ведения поединка; опытная группа 2 – с темповой манерой; опытная группа 3 – с технической манерой; r% – среднее значение эффективности атаки пяти поединков для каждого борца (%).

Таблица 5
Физическая и техническая подготовленность самбистов опытных и контрольной групп в конце педагогического эксперимента

Виды подготовленности

Опытн. гр.

Контр. гр.

р

1. Физическая работоспособность PWC170 кгм/мин/кг

17,15

t 1,42

15,65 ±

1,43

р < 0,05

2. Время реакции опоры, мс

242,9

t 28,2

281,7 ±

45,7

р < 0,05

3. Время удержания равновесия в пробе Яроцкого, с

42,04

± 2,6

103,89

± 4,9

р < 0,05

5. Прыжок с места вверх без взмаха рук, см

54

± 2

47 ±

2

р < 0,05

6. Прыжок в длину с места, см

270

± 10

240 ±

11

р < 0,05

7. Сила сгибателей левой кисти, Н

700 ±

45,5

600 ±

41

р < 0,05

8. Сила сгибателей правой кисти, Н

680

± 34

610 ±

42

р < 0,05

Анализ данных табл. 4 и 5 позволяет заключить, что в процессе педагогического эксперимента в опытных группах эффективность атак – отношение количества выигранных атакующих приемов к общему количеству атакующих приемов – улучшилось на 7,74%, улучшение статистически достоверно. В контрольной группе эффективность атаки улучшилась на 3,5%, что также статистически достоверно. Следует заметить, что улучшение эффективности атаки в опытных группах более чем вдвое превосходит соответствующий показатель в контрольной группе и в конце педагогического эксперимента различия между эффективностью атаки в опытных и контрольной группах статистически достоверно отличаются друг от друга (p < 0,05).

Таблица 6
Изменение показателей уровня технической и физической подготовленности самбистов в конце педагогического эксперимента

Виды подготовленности

Опытн. гр.

Контр. гр.

р

?х %

?х %

1. Физическая работоспособность PWC170 кгм/мин/кг

2,96 28,85

0,75 5,03

р < 0,05

2. Время реакции опоры, мс

53,28 18

12,4 4,2

р < 0,05

3. Время удержания равновесия в пробе Яроцкого, с

6,44 18,1

1,2 3,4

р < 0,05

4. Прыжок с места вверх без взмаха рук, см

11 25,6

6 14,6

р < 0,05

5. Прыжок в длину с места, см

40 17,4

5 2,1

р < 0,05

6. Сила сгибателей левой кисти, Н

140 25

50 9,1

р < 0,05

7. Сила сгибателей правой кисти, Н

140 25,9

30 5,2

р < 0,05

Сравнение изменений характеристик двигательных действий испытуемых опытных и контрольной групп в процессе проведения педагогического эксперимента показывает, что если перед началом педагогического эксперимента результаты физической и технической подготовленности испытуемых опытных и контрольной групп статистически незначительно отличались друг от друга, то в конце эксперимента эти показатели оказались достоверными и статистически значимыми (p < 0,05).

Результаты педагогического эксперимента показывают, что примененная нами методика способствовала значительному улучшению физической и технической подготовленности спортсменов опытных групп по сравнению с контрольной группой. Контрольная группа также повысила свои показатели в технической и физической подготовленности, однако эти показатели на статистически достоверном уровне меньше соответствующих показателей опытных групп.

Координационные способности, характеризующиеся временем удержания равновесия в пробе Яроцкого, улучшились: в опытной группе – на 18,1% (p < 0,05), в контрольной группе – на 3,4% (p < 0,05). Значительно улучшились показатели силовой подготовленности рук: сила сгибателей правой кисти в опытных группах возросла на 25,9%, левой кисти – на 25,0%; соответственно в контрольной группе: сила правой кисти – 5,2%, сила левой кисти – 9,1%.

Выводы

  1. Повышение результативности соревновательных поединков самбистов может быть достигнуто посредством преимущественного использования в схватках арсенала атакующих двигательных действий – излюбленных атакующих приемов (эффективных, хорошо разученных, зрелищных двигательных действий, индивидуальных для каждого борца, подобранных с учетом уровня его физической и технической подготовленности), выполняемых с оптимальными характеристиками.
  2. Анализ материалов педагогического эксперимента показал, что применение разработанной нами методики подготовки самбистов в опытных группах в педагогическом эксперименте статистически достоверно улучшило важнейший показатель соревновательной деятельности самбистов – эффективность атаки, которая повысилась на 7,74%. В контрольной группе эффективность атаки улучшилась на 3,5%. Различие между эффективностью атаки в конце педагогического эксперимента в опытных и контрольной группах статистически достоверно (p < 0,05).
  3. Обучение технико-тактическим действиям при использовании разработанной нами методики в течение 15 недельных микроциклов способствует повышению уровня физической и технической подготовленности самбистов: в тесте PWC170, определяющем уровень физической работоспособности, в опытных группах улучшение 28,85%, в контрольной группе – 5,03%, различия между группами достоверны (p < 0,05); в тестах, определяющих координационные способности, улучшение показателей в опытных группах 18,1%, в контрольной – 3,4%, различия достоверны (p < 0,05).

Литература

  1. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. – М.: ВНИИФК, 2003. – 208 с.
  2. Инновационные технологии подготовки единоборцев / под ред. А.А. Новикова. – М.: ВНИИФК, 2010. – 52 с.
  3. Мишин А.В. Подготовка спортсменов в греко-римской борьбе на основе выполнения приемов с оптимальными соревновательными характеристиками // Вестник спортивной науки. – 2007. – № 1. – C. 52–53.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle