Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Социокультурный подход в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Галина Николаевна Слепцова, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова г. Якутск

Аннотация


Формирование социокультурной компетентности происходит в рамках социокультурного подхода в обучении иностранным языкам. В статье рассмотрены некоторые пути реализации социокультурного подхода в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе.

Ключевые слова: социокультурный подход, социокультурная компетентность, межкультурное общение, социокультурное образование.


Новый социальный заказ общества обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации и формировать личность, готовую к межнациональному общению, нашел свое отражение в культурной политике Совета Европы и в концепциях межкультурного, социокультурного обучения иностранным языкам [1]. Практика общения с иностранцами показала, что знание иностранного языка не исключает непонимания, потому что нужны еще знания особенностей культуры и практические навыки в межкультурном общении.

Для этого знание иностранного языка должно быть дополнено знанием особенностей культуры, наличием практическим навыков и умений в поведении. Нам представляется возможным решение данной проблемы с позиций социокультурного подхода в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. На основе диалоговой концепции культур М.М. Бахтина и В. С. Библера В.В. Сафонова разработала социокультурный подход в обучении иностранным языкам. "Социокультурный подход - понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только наука, искусство, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура и т.п. , акцент делается не на привычной мысли, что состояние культуры определяется экономикой, а культурное развитие человека - образом жизни, а на том, что в современную эпоху именно культурные факторы в значительной мере определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экологическую и демографическую ситуацию и т.д." [2]

К основным положениям социокультурного подхода к обучению иностранным языкам В. В. Сафонова относит следующие:

  1. Предполагается предварительное изучение социокультурного контекста использования неродных языков, социокультурного контекста обучения иностранному языку в конкретной стране и конкретной национальной среде.
  2. Требуется "глобализация", гуманизация, экологизация и культуроведческая социологизация содержания языкового образования.
  3. Социокультурное образование - обязательный компонент языковой подготовки в 21 веке. Необходимо развитие самосознания обучаемого как культурно-исторического субъекта, носителя коллективных и индивидуальных социокультурных характеристик, и его роли как субъекта диалога культур, общекультурных и коммуникативных умений использовать иностранный язык как средство межкультурного общения, потребностей в социокультурном освоении мира, развитие многоязычия и мно-гокультурности.
  4. Результат социокультурного образования - социокультурная компетенция, обеспечивающая возможность ориентироваться в социокультурных маркерах аутентичной языковой среды, прогнозировать возможные социокультурные помехи в условиях межкультурного общения и способы их устранения, социокультурного познания стран и народов, социокультурного самообразования в любых других сферах.
  5. Базой для социокультурного образования средствами иностранного языка является страноведчески маркированное страноведение. Иностранный язык - средство общения, инструмент познания мировой культуры, национальных культур и социальных субкультур народов стран изучаемого языка.
  6. Используется система проблемных социокультурных заданий: познавательно-поисковые, познавательно-исследовательские задачи, коммуникативные и коммуникативно-познавательные ролевые игры, познавательно-исследовательские учебные проекты, учебные дискуссии. Следует обращать внимание на социокультурную непредвзятость, степень коммуникативной и социокультурной сложности.
  7. Предполагается опора на дидактически ориентированный социологический анализ языковой среды обучения и изучения иностранного языка, социокультурных особенностей языков и культур, диапазона общественных функций изучаемых иностранный язык в конкретной среде проживания, социокультурных и коммуникативных потребностей обучаемых, уровня социокультурного образования [3].


Таким образом, результатом социокультурного образования является социокультурная компетенция, успешное формирование которой возможно при использовании социокультурного подхода.

Данное предположение получило экспериментальное подтверждение при обучении иностранному языку на факультете педагогики начального обучения СевероВосточного федерального университета. Общее количество испытуемых, принявших участие в эксперименте, составило 98 человек, студентов I и II курсов отделения педагогики начального обучения (экспериментальная группа) и инженерно-педагогического отделения (контрольная группа) (ЭГ- 52, КГ-46).

Обучающий эксперимент проводился в рамках преподавания предмета "Практический курс английского языка" среди студентов 1 и 2 курсов ФПНО и КТО. Таким образом, эксперимент входил естественным компонентом в учебный процесс.

Формирование социокультурной компетентности осуществлялось в популяризации культуры родной республики, России, Англии, ознакомление с их традициями, обычаями, традициями, праздниками, организации разнообразной воспитательной и внеаудиторной деятельности студентов по приобщению к английской культуре, традициям и обычаям. Технология развития социокультурной компетентности студентов заключалась в применении интерактивных методов обучения: ролевая игра, деловая игра, "круглый стол", при таких организационных формах как парная, групповая работа. Посредством парной или групповой работы на занятиях создавались реальные или приближенные к реальным условиям иноязычного общения ситуации. Были разработаны методические приемы обучения типичным формам речевого поведения таких, как составление диалогов, моделированных этикетных ситуаций, что помогло студентам изучить ситуацию и войти в нее на основе тех правил, которые приняты в данном культурном сообществе. Успешному формированию социокультурной компетентности в значительной степени способствует формирование культурологическог минимума. Нами рассмотрены:

  • формулы речевого этикета;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • стихи, песни, романсы;
  • легенды, сказки, рассказы.

Для поддержания мотивации и интереса к изучению английского языка и культуры упор делался на внеаудиторную и воспитательную работу. Участие на ежегодном межфакультетском конкурсе "Моя специальность", проведение научно-практических конференций, недели иностранного языка, участие в грантовых программах "МоАММогШ", участие в олимпиадах, фонетик-шоу, встречи с носителями языка, выполнение творческих заданий вызвали огромный интерес. Таким образом, мы рассмотрели некоторые пути реализации социокультурного подхода в обучении иностранному языку.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Латыпова, Л.Р. К вопросу об использовании ролевых игр при обучении иностранному языку на начальном этапе // Проблемы обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и общие вопросы языкового образования : материалы региональной научно-практической конференции. - Бирск, 2008. - С. 142.
  2. Сафонова, В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Сафонова В.В. - М., 1993. - 56 с.
  3. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. - М. : Еврошкола, 1998. - С. 63.


Контактная информация: platonova raisa@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle