Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

06 Июня 2017 Журнал "Наука в олимпийском спорте"

Виды спорта: Футбол

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Татьяна Петровская, Андрей Малиновский

Социально-психологические составляющие функционального имиджа тренера по футболу

АННОТАЦИЯ

В статье представлены теоретический анализ проблемы влияния имиджа тренера на результативность спортивной деятельности, теоретическое и эмпирическое обоснование социально-психологических составляющих имиджа спортивного тренера. Приведены индивидуально-психологические характеристики, детерминирующие формирование имиджа успешного тренера по футболу. Результаты собственных эмпирических исследований с применением программного обеспечения SPSS позволили выявить факторы и индивидуально психологические характеристики, формирующие имидж успешного тренера по футболу. Выявленные составляющие, детерминирующие профессиональный имидж тренера по футболу, могут быть учтены в процессе формирования и коррекции имиджа на разных этапах профессионального становления тренера.

Ключевые слова: имидж тренера, психологическая структура имиджа, личностные детерминанты имиджа.

ABCTRACT

The article presents a theoretical analysis of the issue of the coach's image and its impact on the sports performance along with the theoretical justification and empirical substantiation of social and psychological components of the image of a sports coach. Individual psychological characteristics that determine the formation of the image of a successful football coach were identified. The results of our own empirical studies using SPSS software allowed us to determine the factors and individual psychological characteristics forming the image of a successful football coach. The identified components that determine the formation of an effective professional image of a football coach can be taken into account in the process of forming and correcting the image at different stages of professional development.

Keywords: coach's image, psychological structure of the image, personal determinants of the image.

Постановка проблемы. Спортивную деятельность можно рассматривать как совместную деятельность спортсмена и тренера, результативность которой во многом зависит от психологических аспектов их взаимодействия как личностей. Особенностью совместной деятельности тренера и спортсмена как педагогической системы является то, что ее эффективность определяется не столько тем, как ее оценивает тренер, а главным образом тем, какую оценку спортсмен дает тренеру и системе отношений в целом [6, 8, 9, 11, 14]. Современный взгляд на спортивную деятельность предполагает не только анализ процесса влияния тренера на спортсмена и результаты соревновательной деятельности, но и определенный интерес к личности того, кто руководит этим процессом, т. е. тренера, и тренера по футболу в частности [3, 13].

Футбол уже давно перерос из обычных соревнований в коммерческую игру, где одним из правил является визуальная и личностная привлекательность игроков, тренера и команды в целом. Личность тренера в футболе интересна болельщикам и спортивным экспертам. Повышенный интерес к персоне топовых мировых футбольных тренеров сформировал определенные образы каждого из них: Жозе Моуриньо («Манчестер Юнайтед») - высокомерный, провокативный, одиозный; Хосеп Гвардиола («Манчестер Сити») - харизматичный, идейный, перфекционист; Мирча Луческу («Зенит») - системный, находчивый, требовательный; Диего Симеоне («Атлетико», Мадрид) - импульсивный, страстный, упорный; Арсен Венгер («Арсенал», Лондон) - интеллигентный, сдержанный, учтивый; Юрген Клопп («Ливерпуль») - убедительный, энергичный, шоумен; Антонио Конте («Челси») - последовательный, хваткий, экспрессивный; Карло Анчелотти («Бавария») - лояльный, востребованный, терпеливый; Зинедин Зидан («Реал», Мадрид) - безмятежный, методичный, реалист; Луис Энрике («Барселона») - фундаментальный, консервативный, современный; Йоахим Лёв (сборная Германии) - педантичный, консеквентный, уравновешенный. (Уже после поступления статьи в редакцию журнала некоторые из названных тренеров, например Мирча Луческу и др., были отправлены в отставку. - Ред.). Несмотря на существующие представления о характеристиках ведущих футбольних тренеров, проблема исследования влияния имиджа в спорте, и в футболе в частности, на карьеру тренера актуальна и недостаточно изучена.

Профессиональный имидж во многом определяет эффективность тренера. Ряд авторов подчеркивают важность проблемы формирования эффективного имиджа (образа) тренера, т. е. действенного, реально способствующего повышению результативности соревновательной деятельности спортсменов, при этом имеющего гуманистическую направленность на признание общечеловеческих ценностей и удовлетворенность спортсменов тренировочной и соревновательной деятельностью [3, 9, 12, 14, 15, 17]. Психологический и социальный феномен влияния имиджа на результативность совместной деятельности заключается в такой его прагматичной функции, как передача информации о деловых и профессиональных качествах субъекта в виде его имиджа адресату, в качестве которого выступает определенная социальная группа [8]. Поскольку имидж тренера как человека, гражданина, личности, профессионала может иметь существенные отличия, отметим, что предметом исследования является профессиональный имидж успешного тренера по футболу.

На сегодняшний день существует необходимость выявления средств, форм и методов формирования именно такого эффективного имиджа тренера в процессе профессиональной подготовки специалистов. Теоретическим обоснованием нашего исследования является гипотеза, согласно которой своеобразное сочетание индивидуальных качеств и поведения тренера определяет формирование положительного профессионального имиджа и, в свою очередь, влияет на соревновательную успешность спортсмена и команды. Влияние имиджа на результативность спортивной деятельности основывается на теоретических положениях и исследованиях имиджа, его активности и функциональности. Исходя из определения профессионального имиджа тренера как эмоционально окрашенного психического образа в восприятии спортсменов, который способен побудить спортсменов к повышению результативности действий [3], актуальным и недостаточно изученным в современной психологии спорта и теории спортивной тренировки остается вопрос о содержательных характеристиках имиджа эффективного тренера.

Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальное исследование социально-психологической структуры имиджа успешного тренера по футболу как субъекта совместной спортивной деятельности.

Анализ исследований и публикаций. Теоретико-методологическую основу исследований составляют: теория функциональных систем [2, 5]; концепция отраженной субъектности В. А. Петровского [11]; теория деятельностного подхода А. Н. Леонтьева [4]; концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия [8]; концепция изучения структуры личностной идентичности М. Куна, Т. Макпарланда [цит. по: 7].

Теоретические предпосылки изучения проблемы имиджа в зарубежной и отечественной науке связаны с такими направлениями исследований, как изучение образа с точки зрения психологии межличностного восприятия и межличностной перцепции [1], психология взаимодействия и общения [4], психология влияния [7] и отраженной субъектности [11], теории функциональных психологических систем и адаптации [2, 5]. В рамках этих концепций профессиональное общение и взаимодействие тренера и спортсмена рассматриваются как деятельность, а именно субъект-субъектное взаимодействие в коммуникативной педагогической системе [6]. Опираясь на положения теории функциональных систем П. К. Анохина, можно считать систему «тренер-спортсмен» такой, где изменения в одном звене системы приводят к изменению всей системы [2, 5]. Взаимодействие субъектов с точки зрения концепций социального влияния и социального познания рассматривается в связи с понятиями: Я-концепция, Я-образ и образ другого человека [1, 7, 8, 16]. Межличностное восприятие является необходимой составляющей взаимодействия. Момент взаимного познания (восприятие) и его продукт как образ другого человека так или иначе включены в любые отношения, которые связывают людей между собой [1].

В социальной психологии, в отличие от общей психологии, имидж рассматривается не с точки зрения процесса восприятия, а в контексте характеристик субъекта и объекта восприятия в условиях реальной социальной группы [8]. Образ другого человека влияет на качество и содержание взаимодействия и формируется через формы межличностного отображения: конкретно-чувственного отражения (внешний вид), обобщенного отражения (понятия), аффективного отображения (отношения), конкретно-инструментального (деятельность) [1, 10]. Изучение понятия образа в процессе взаимодействия касалось больше проблем формирования Я-образа и Я-концепции. Между тем в процессе спортивно педагогического взаимодействия важную роль и влияние на результат деятельности имеет восприятие спортсменом имиджа (англ. - image) тренера [3, 9, 12- 14].

Следовательно, тренер как субъект спортивной деятельности и взаимодействия является носителем определенных динамических характеристик или имиджа. Главными характеристиками имиджа являются активность и способность влиять на мотивы, поступки, сознание спортсменов, их эмоциональное состояние, уверенность в себе [3, 8, 14]. Имидж имеет определенную функциональность с точки зрения влияния на профессиональную деятельность. Тренер является участником спортивной деятельности, элементом коммуникативной спортивно-педагогической системы тренер-спортсмен [3, 9, 10, 12, 14]. Поэтому существует научный и практический интерес к изучению структуры имиджа тренера по футболу и психологических особенностей личности тренера, детерминирующих функциональный профессиональный имидж тренера. Исследования показывают, что чем большее место в профессиональной деятельности субъекта занимает интерсубъектное взаимодействие и чем сложнее формы этого взаимодействия, тем сильнее выражена зависимость между имиджем субъекта и результативностью совместной деятельности [8, 16]. Отмечено, что важной особенностью и условием формирования активного функционального имиджа является такое условие, как субъект-субъектное взаимодействие, т. е. наличие общения, коммуникативного взаимодействия в процессе выполнения деятельности [8]. Таким образом, в формировании имиджа участвуют все участники взаимодействия (как носитель имиджа - тренер, так и субъекты восприятия имиджа - спортсмены), в представлении которых возникает образ успешного имиджа. Именно в этом процессе и состоит взаимосвязь между достижением социально значимых целей и имиджем. Подчеркнем, что для формирования функционального профессионального имиджа тренера необходимо интерсубъектное взаимодействие при достижении социально и личностно значимих целей. К примеру, представление о тренере у болельщиков и телезрителей скорее можно назвать образом, который сформировался вне процесса взаимодействия и может расходиться с его имиджем у спортсменов. Поэтому представленные выше характеристики ведущих мирових тренеров следует отнести к разряду образа. Они могут отличаться от профессионального имиджа в восприятии футболистов.

Поскольку Я-образ и образ другого человека являются активными и формируются в процессе коммуникации, интеракции, то структуру образа или имиджа можно определить, ответив на вопрос «Кто Я» или «Кто Он». Эта концепция изучения структуры личностной идентичности предложена М. Куном, последователем Дж. Мида, согласно которой идентичность личности можно структурировать [1, 8].

Имидж имеет определенную функциональность с точки зрения влияния на профессиональную деятельность. Тренер является участником спортивной деятельности, элементом коммуникативной спортивно-педагогической системы тренер-спортсмен. Исследования, проведенные М. Куном и Т. Макпарландом, продемонстрировали что в структуре Я-образа преобладают характеристики личности, отражающие ее социальные роли и отношения [7]. Это подтверждается и в исследованиях Г. Тэджфела о том, что принадлежность к группе и социальная роль в ней преобладают и являются приоритетными в структуре Я-образа, имеют ценностную составляющую [16]. Это явление в социальной психологии получило название социальной идентичности и категоризации. Поэтому в структуре имиджа как образа другого человека отражаются [10] категоризация (как принадлежность к определенной социальной группе) и социальная роль в ней, социальные ожидания, а также мотивационная, когнитивная, аффективная, волевая и поведенческая составляющие личности - носителя социальной роли, которая имеет свою эмоциональную окраску и ценностно оценочное отношение у субъекта восприятия.

Таким образом, обобщая теоретические исследования условий формирования активного функционального имиджа, влияющего на результативность совместной деятельности, можно заключить что формирование профессионального имиджа тренера отвечает требуемым условиям: спортивная команда является реальной социальной группой, в которой осуществляется профессиональная деятельность в условиях высокоинтенсивного интерсубъектного взаимодействия участников; принадлежность к спортивной команде и роль тренера в ней для достижения высокого спортивного результата является приоритетной ценностью для спортсменов.

Итак, профессиональный имидж тренера как носителя важной для успеха команды социальной роли может изучаться с точки зрения его восприятия как констатация (актуальный образ), как эмоционально окрашенное отношение, как инструментальная оценка деятельности и с точки зрения желаемой функциональности (идеальный образ). Имидж тренера может рассматриваться как фактор повышения эффективности группового взаимодействия в том случае, если актуальный профессиональный имидж совпадает с ожидаемым и идентифицируется с групповым успехом и удовлетворенностью потребностей спортсменов.

Соглашаясь с определением профессионального имиджа (данным тренером Т. Н. Бушуевой) как эмоционально окрашенного психического образа, отметим, что требует уточнения определение функционального имиджа успешного тренера.

Под термином «функциональный имидж» мы будем подразумевать эффективный профессиональный имидж тренера как носителя социальной роли, важной для успеха команды, который в восприятии спортсменов идентифицируется с командным и персональным спортивным успехом, удовлетворенностью потребностей спортсмена и который способен побуждать к повышению результативности соревновательной деятельности.

Следовательно, тренер как субъект спортивной деятельности и взаимодействия является носителем определенных динамических характеристик или имиджа. Одними из главных характеристик имиджа тренера являются активность и функциональность как способность влиять на мотивы, поступки, сознание спортсменов, их эмоциональное состояние, уверенность в себе. Такой имидж - предмет нашего исследования. Мы определяем его как функциональный. Структура имиджа тренера включает мотивационную, когнитивную, аффективную, волевую и поведенческую составляющие, которые имеют свою эмоциональную окраску и оценочное отношение у спортсмена.

1.jpg

РИСУНОК 1 - Структура функционального имиджа тренера по футболу: 1 - характеристики, отражающие обобщенное понятие о социальном статусе и профессиональном образовании; 2 - характеристики, отражающие восприятие внешности; 3 - индивидуально-психологические качества и характеристики, обеспечивающие эффективность тренерской деятельности; 4 - характеристики, отражающие особенности поведения и взаимодействия; 5 - специальные знания и умения

Методы и организация исследования. Для исследования социально-психологических составляющих функционального имиджа применялись методы анкетирования и экспертных интервью, контент-анализ результатов анкетирования и экспертных интервью. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью модульного программного продукта SPSS (англ. Statistical Package for the Social Sciences - статистический пакет для социальных наук). В исследовании приняли участие 42 эксперта в возрасте от 18 до 75 лет, среди них: эксперты телеканала «Футбол» и тренеры в прошлом, представители Федерации футбола Украины, футбольных клубов, частных спортивных клубов, детских юношеских спортивных школ, Футбольной академии раннего развития, спортсмены-футболисты. Так, в частности, в качестве экспертов выступили тренеры: Й. Сабо («Динамо», Киев), А. Головко (молодежная сборная Украины), С. Ковалец («Тракай», Литва), В. Евтушенко («Днепр», Черкассы), В. Пятенко («Крумкачы», Беларусь), А. Севидов («Ильичевец»), Ю. Бакалов («Сталь», Каменское).

По аналогии с методикой М. Куна «Кто Я» для определения структуры личностной идентичности, респондентам предлагалось ответить на открытый вопрос анкеты: «Кто Он (какой Он) успешный тренер по футболу?».

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам ответов респондентов получены характеристики и качества успешного тренера по футболу (всего 601 характеристика), которые методом контент-анализа текстових характеристик были обобщены, структурированы и систематизированы по определенным показателям, что позволило сформировать структурные и содержательные составляющие имиджа успешного тренера по футболу.

Структура функционального имиджа тренера по футболу. В структуре функционального имиджа успешного футбольного тренера (рис. 1) методом анализа и обобщения определены следующие структурные элементы: характеристики, отражающие обобщенное понятие о статусе и профессиональном образовании тренера (15 %); характеристики, отражающие восприятие внешности тренера (5 %); индивидуально-психологические качества и характеристики, обеспечивающие эффективность тренерской деятельности (59 %); характеристики, отражающие особенности поведения и взаимодействия (15 %); специальные знания и умения (6 %). Таким образом, в структуре функционального имиджа успешного футбольного тренера наибольший процент (59 %) принадлежит индивидуально-психологическим качествам и характеристикам, которые обеспечивают эффективность тренерской деятельности.

Обращают на себя внимание определенные различия в структуре имиджа успешного тренера в представлении самих тренеров и футболистов (рис. 2).

Характеристикам, отражающим обобщенное понятие о статусе и профессиональном образовании, отдают предпочтение 63 % тренеров и 37 % футболистов. Характеристикам внешности в имидже успешного тренера по футболу тренеры (53 %) и спортсмены (47 %) уделяют почти одинаковое внимание. Также единодушны тренеры (52 %) и футболисты (48 %) в определении влияния индивидуально-психологических качеств на успех тренера. Некоторые различия есть в восприятии вклада особенностей поведения тренера и характеристик его общения; так, этим характеристикам предпочтение отдают только 38 % тренеров и 63 % спортсменов. Также для спортсменов (70 %) положительный имидж тренера зависит от его специальных знаний и умений, в отличие от тренеров, которые этой характеристике придают наименьшее значение в формировании успешного имиджа.

2.jpg

РИСУНОК 2 - Структура функционального имиджа тренера по футболу в разрезе групп тренер и спортсмен: 1 - характеристики, отражающие обобщенное понятие о социальном статусе и профессиональном образовании; 2 - характеристики, отражающие восприятие внешности; 3 - индивидуально-психологические качества и характеристики, обеспечивающие эффективность тренерской деятельности; 4 - характеристики, отражающие особенности поведения и взаимодействия; 5 - специальные знания и умения

Содержательные составляющие и индивидуально-психологические детерминанты имиджа успешного тренера. Каждый из структурных компонентов имиджа имеет определенное содержательное наполнение, включающее перцептивную, когнитивную, аффективную и поведенческую составляющие личности - носителя имиджа, которая имеет свою эмоциональную окраску и оценочное отношение у субъекта восприятия.

Рассмотрим содержательные составляющие структуры имиджа тренера по футболу с точки зрения его желаемой функциональности, которые были получены в результате статистической обработки данных с помощью модульного программного продукта SPSS (табл. 1). Также рассмотрим качества и характеристики, которые детерминируют содержательные составляющие функционального, а следовательно эффективного имиджа тренера по футболу.

Профессионализм и образование (10,48 %), авторитет в спортивной среде (4,16 %) детерминированы по оценкам экспертов следующими показателями: авторитетный и уважаемый в спортивной и футбольной среде, перспективный и успешный тренер, везучий, счастливый, фартовый, материально обеспеченный, профессионал в своем деле, компетентный, со знанием предмета деятельности, имеет богатый опыт, квалифицированный, образованный, всесторонне развитый, эрудит.

Внешняя презентабельность, привлекательность, демонстрация успешности (3 %), демонстрация хорошего здоровья и физической формы (2 %) детерминированы по оценкам экспертов следующими показателями: стильный, опрятный, сексуально привлекательный, харизматичный, здоровый, без вредных привычек, ведет здоровый образ жизни, физически подготовлен, атлетичный, спортивный.

К индивидуально-психологическим качествам тренера (по оценкам экспертов и в результате анализа и обобщения), отнесены следующие составляющие имиджа: организационные (17,97 %), моральные (12,15 %), когнитивные, интеллектуальные, аттенционные (9,98 %), мотивационные (5,82 %), стрессоустойчивость (5,16 %), эмоциональные (3,33 %), волевые (3,16 %), психомоторные качества (1,33 %), которые детерминированы по оценкам экспертов определенными качествами и характеристиками тренера.

Мотивационная составляющая имиджа детерминирована следующими характеристиками: целеустремленный, мотивированный на результат, амбициозный, жаждет победы, сконцентрированный на профессии, фанатично любит свою работу, высоко заинтересован в деятельности, патриотичный.

Организационная составляющая имиджа детерминирована следующими характеристиками: хороший управленец и менеджер, умеет организовать и идейно вдохновить, прямолинейный и жесткий, ответственный, организованный и дисциплинированный, самостоятельный в принятии решений, пробивной, пунктуальный и педантичный, аккуратный, обращает внимание на каждую мелочь, трудолюбивый, упорный, может выполнить любую задачу, авторитарный, демократичный, уверенный в себе с чувством самоуважения, самокритичный, умеет прощать и наказывать спортсмена, прислушивается к советам и умеющий слушать, строгий и требовательный, умеет мотивировать спортсмена и команду.

ТАБЛИЦА 1 - Структура и содержательные составляющие имиджа успешного тренера по футболу

Составляющие структуры имиджа

Содержательные составляющие имиджа

Вся выборка, n = 42

Количество ответов

Процент ответов

Статус и профессиональное образование

Авторитет в спортивной среде

25

4,16

Профессионализм и образование

63

10,48

Всего

88

14,64

Восприятие внешности тренера

Внешняя презентабельность

18

3,00

Уровень здоровья и физическая форма

12

2,00

Всего

30

4,99

Индивидуально-психологические качества и характеристики, обеспечивающие эффективность тренерской деятельности

Мотивационные

35

5,82

Организационные, отношение к деятельности

108

17,97

Когнитивные, интеллектуальные, аттенционные

60

9,98

Эмоциональные

20

3,33

Моральные

73

12,15

Волевые

19

3,16

Психомоторные

8

1,33

Стрессоустойчивость

31

5,16

Всего

354

58,90

Особенности поведения и взаимодействия

Общение и отношение к спортсмену

90

14,98

Всего

90

14,98

Специальные знания и умения

Дидактические умения

11

1,83

Специальные знания

14

2,33

Педагогические способности, воспитательная и развивающая функция

14

2,33

Всего

39

6,49

Когнитивная, интеллектуальная, аттенционная составляющие имиджа детерминированы следующими характеристиками: талантливый, одаренный, умный, интеллектуальный, аналитик, наблюдательный, сосредоточенный и внимательный в процессе тренировки и соревнований, рассудительный и расчетливый, обладает тактическим мышлением, демонстрирует тактическую гибкость во время соревнований, обладает стратегическим мышлением и способностью к интуитивному принятию решений, философским отношением к действительности, креативный, с творческим подходом к деятельности, способен учесть индивидуальные особенности спортсмена, современный, открытый для новой информации с желанием учиться.

Эмоциональная составляющая имиджа детерминирована следующими показателями: позитивно настроенный жизнерадостный оптимист, эмоциональный с чувством юмора.

Стрессоустойчивость как составляющая имиджа детерминирована: стрессо-устойчивостью в процессе соревнований, психологической и эмоциональной устойчивостью и контролем эмоций и поведения, сдержанностью, уравновешенностью, спокойствием и хладнокровием.

Моральная составляющая имиджа детерминирована следующими характеристиками: человечный и понимающий проблемы и состояния спортсмена, уважающий коллег и спортсменов, порядочный, соблюдает корпоративную этику и солидарность, справедливый и объективный, толерантный и тактичный, воспитанный, культурный, честный, бескорыстный, щедрый, преданный.

Волевая составляющая имиджа детерминирована следующими характеристиками тренера: отстаивает свою точку зрения до конца, настойчивый и упорный, сильный духом, смелый, рисковый, решительный лидер.

Психомоторные качества как составляющая имиджа детерминированы следующими характеристиками тренера: лабильный с быстрой реакцией, бодрый, энергичный и активный.

Особенности поведения и взаимодействия детерминированы следующими характеристиками общения и отношения к спортсмену (14,98 %): открытый, откровенный, добрый, доброжелательный, доверчивый, коммуникабельный, общительный терпеливый, заботливый, поддерживает в тяжелую минуту, внимательный к спортсмену, строгий и требовательный.

ТАБЛИЦА 2 - Сравнительная характеристика детерминант имиджа эффективного спортивного тренера с учетом рейтинга

Детерминанты имиджа тренера в игровых видах спорта по рейтингу [3]

Детерминанты имиджа тренера по футболу по рейтингу [10]

Авторитет

Организационные качества и отношение к деятельности

Поведение в процессе соревнований

Коммуникативные качества и отношение к спортсмену

Отношение к спортсменам

Моральные качества

Поведение в процессе тренировок

Профессионализм и уровень образования

Волевые качества

Интеллект, когнитивные, аттенционные качества

Лидерское поведение

Мотивация

Коммуникативные качества

Стрессоустойчивость

Интеллект

Признание и авторитет в спортивной среде

Нравственность

Эмоциональные качества

Отношение к спорту

Волевые качества

Отношение к коллегам

Внешняя презентабельность

Отношение к себе

Педагогические, дидактические способности

Внешность

Физическая форма и психомоторные качества

К специальным знаниям и умениям тренера (по оценкам экспертов и в результате анализа и обобщения), отнесены следующие составляющие имиджа (6,49 %): дидактические, воспитательные, развивающие и гумманистические, педагогические, которые детерминированы по оценкам экспертов следующими умениями и способностями тренера: умеет доступно донести информацию спортсменам, хорошо поставленная образная речь, следит за своей речью, знает анатомию и физиологию человека, знает историю и теорию футбола, читает книги, владеет методикой обучения и тренировочного процесса, обладает общими знаниями психологии, тонкий психолог, помогает в становлении личности спортсмена, принимает участие в жизни футболиста, дает советы, мотивирует, грамотный педагог, любит детей и работает с молодежью.

Полученные нами в результате теоретического анализа и эмпирического исследования содержательные составляющие функционального имиджа успешного тренера по футболу можем сравнить с исследованиями функционального имиджа тренера в игровых видах спорта [3, 10] (табл. 2).

Итак, собственные исследования по выявлению содержательных характеристик, детерминирующих имидж спортивного тренера по футболу, совпадают с данными, полученными относительно тренеров игровых видов спорта по следующим составляющим: авторитет, коммуникативные качества и отношение к спортсмену, отношение к деятельности, волевые качества, интеллект, моральные качества, внешность. Результаты собственных исследований позволили определить еще следующие составляющие: мотивационный компонент, эмоциональный компонент, когнитивный компонент личности тренера, что подтверждает и дополняет проведенные нами теоретические исследования относительно социально психологических составляющих имиджа спортивного тренера.

Выводы. 1. Тренер как субъект спортивной деятельности и взаимодействия является носителем определенных динамических характеристик или имиджа. Одними из главных характеристик профессионального имиджа тренера являются активность и функциональность как способность влиять на мотивы, поступки, сознание спортсменов, их эмоциональное состояние, уверенность в себе.

2. Имидж тренера может рассматриваться как фактор повышения эффективности группового взаимодействия в том случае, если актуальный профессиональный имидж совпадает с ожидаемым и идентифицируется с групповым успехом и удовлетворенностью потребностей спортсменов. Такой имидж обладает определенной психологической функциональностью.

3. По результатам эмпирического исследования структура имиджа тренера по футболу с учетом рейтинга включает:

  • индивидуально-психологические качества и характеристики, обеспечивающие эффективность тренерской деятельности;
  • характеристики, отражающие особенности поведения и взаимодействия;
  • характеристики, отражающие обобщенное понятие о статусе и профессиональное образование;
  • характеристики, отражающие восприятие внешности тренера;
  • специальные знания и умения тренера.

4. К индивидуально-психологическим качествам тренера, детерминирующим формирование имиджа, относятся: мотивационные, поведенческие, когнитивные, аттенционные, эмоциональные, нравственные, психомоторные и стрессоустойчивость.

Дальнейшие научные исследования имиджа тренера будут направлены на изучение индивидуально-психологических детерминант эффективного имиджа на этапах профессионального становления тренера по футболу. На основе данных открытой анкеты и определенных структурных и содержательных характеристик имиджа будет разработана анкета для футболистов, в которой методом семантического дифференциала будут изучаться наиболее значимые для спортсменов качества и характеристики для формирования позитивного профессионального имиджа тренера на разных этапах профессионального становления.

Литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 2001.
  2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. - М., 1975. - 170 с.
  3. Бушуева Т. Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности / Т. Н. Бушуева, автореф. дисс.: спец. 13.00.04. -Челябинск, 2007.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. - М., 1975.
  5. Ломов Б. Ф. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков, Д. Г. Шевченко. - М.: Наука, 1978. - 370 с.
  6. Молоканов М. В. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия / М. В. Молоканов // Вопр. психологии, 1995, № 5, С. 51-59.
  7. Москаленко В. В. Психологія соціального впливу / В. В. Москаленко – К.: Центр учбової літератури, 2007. – 447 с.
  8. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа / Е. Б. Перелыгина. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
  9. Петровская Т. В. Имидж спортивного тренера как феномен межличностного взаимодействия / Т. В. Петровская // Материалы Междунар. науч. конгр.: Спорт. Олимпизм. Здоровье. - Молдова, Кишинев. 5-8 октября, 2016. - Т. 1. - С. 283-287.
  10. Петровська Т. В. Соціально психологічні складові іміджу спортивного тренера як суб’єкта спортивної діяльності / Т. В. Петровська, А. І. Малиновський // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія: Нуково-педагогічні проблеми фізичної культури. – К., НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2016. – №4 (74). – С. 74–77.
  11. Петровский В. А. Личность в психологии: Парадигма субъективности / В. А. Петровский. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 512 с.
  12. Петровский В. В. Организация спортивной тренировки / В. В. Петровский. - К.: Здоров'я, 1978. - 95 с.
  13. Позднышев Е. В. Имидж спортсмена: пабликрилейшнз в спорте. Научно-методическое издание / Е. В. Позднышев. - К.: ЧПП, 2003. - 106 с.
  14. Проценко Г. В. Стиль спілкування тренера як фактор успішності сумісної діяльності спортивної команди: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня: спец. 24.00.01 / Г. В. Проценко. – К., 2010. – 20 с.
  15. Рогалева Л. Влияние спортивной деятельности на личность юного спортсмена в зависимости от установок тренера. / Л. Рогалева //Спорт. психолог. - 2004. - № 1. - С. 54-58.
  16. Tajfel H. Differentsatson socsal groups:Student thesocial psihoiogy ofinter group relations. / H. Tajfel. - L.: 1978. - Academic Press. p. XV.
  17. Body Image In Sport - An Update From Sports Coach UK. - Режим доступу: http://www.sportscoachuk.org/node/252413 - название с экрана.

References

  1. Andreeva GM. Social psychology. Moscow; 2001.
  2. Anokhin PK. The essays on physiology of functional systems. Moscow; 1975. 170 p.
  3. Bushueva TN. Forming the image of a sports coach as a factor determining the effectiveness of competitive activities [avtoref. of diss.]. Chelyabinsk; 2007.
  4. Leontiev AN. Activity, consciousness, personality. Moscow; 1975.
  5. Lomov BF, Shvyrkov VB, Shevchenko DG. Theory of functional systems in physiology and psychology. Moscow: Nauka; 1978. 370 p.
  6. Molokanov MV. Two-dimensional space of models of communicative interaction. Voprosy Psykhologii. 1995;5:51-59.
  7. Moskalenko VV. Psychology of social influence. Kyiv: Tsentr uchbov. literatury; 2007. 447 p.
  8. Perelygina EB. Psychology of image. Мoscow: Aspect Press; 2002. 223 p.
  9. Petrovskaia TV. The image of a sports coach as a phenomenon of interpersonal interaction. In: Proc. of the Intern. scient. congr. Sport. Olympism. Health; 2016 October 5-8; Moldova, Kishinev. Moldova, Kishinev; 2016; 1:283-287.
  10. Petrovska TV, Malinovskyi AI. Social and psychological components of the image of a sports coach as a subject of sports activities. Naukovyi chasopys M. P. Dragomanov National Pedagogical University. Ser. Scient.-pedagogical issues of physical culture. Kyiv: M.PDragomanov NPU. 2016;4(74):74-77.
  11. Petrovskii VA. Personality in psychology: the paradigm of subjectivity. Rostov-on-Don: "Feniks"; 1996. 512 p.
  12. Petrovskii VV. Organization of sports training. Kyiv: Zdorovia; 1978. 95 p.
  13. Pozdnyshev EV. The image of an athlete: public relations in sport. Scientific-methodological edition. Kyiv: ChPP; 2003. 106 p.
  14. Protsenko GV. Style of coach communication as a factor in the success of joint activity of sports team [аvtoref. of diss.]. Kyiv; 2010. 20 p.
  15. Rogaliova L. Influence of sports activity on the personality of a young athlete depending on the trainer's guidance. Sports psychologist. 2004;1:54-58.
  16. Tajfel H. Differentiation between social groups: studies in the social psychology of intergroup relations. New York: Academic Press; 1978. xv+474 p.
  17. Body Image in Sport - an update from sports coach UK | UK Coaching [Internet]. Sportscoachuk.org. 2017 [cited 24 May 2017]. Available from: http://www.sportscoachuk.org/node/252413.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle