Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

30 Сентября 2019 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Синхронное плавание

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Блеер Александр Николаевич

Социализация и формирование идентичности личности синхронисток высшей квалификации

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, идентичность, самопрезентация.

Аннотация. Самопрезентация, соответствующая ожиданиям и предпочтениям аудитории, а не собственной самооценке или собственному представлению о идеале, снижает показатели социально-психологической адаптации, сопряжена с зависимостью от мнения других, неопределенностью представлений о себе, их конкретностью, слабой обобщенностью, противоречивым самовосприятием, неготовностью к принятию самостоятельных решений, ведомостью.

Keywords: socio-psychological adaptation, identity, self-presentation.

Abstract. Self-presentation, corresponding to the expectations and preferences of the audience, rather than their own self-esteem or their own ideas about the ideal, reduces the indicators of socio-psychological adaptation, is associated with dependence on the opinions of others, uncertainty about oneself, their concreteness, poor generalization, contradictory self-perception, not ready to accept independent decisions, statement.

Актуальность исследования. Формирование личной и профессиональной идентичности неразрывно связано с процессом социализации и профессионализации. Механизм социализации - интериоризация существующих во всем обществе в целом и в профессиональном сообществе ролей, норм, традиций и ценностей. Их усвоение обеспечивает как интеграцию индивида в профессиональные структуры, так и интеграцию самого профессионального сообщества [3, 5 и др., см. 9].

Отражением социально-психологической дезадаптации в юношеском возрасте является ведомость, непринятие себя и других [13].

Статус (состояние) идентичности по Дж. Марсиа («достигнутая», «мораторий», «преждевременная», «диффузная») определяется по двум критериям - наличию поисковой активности, исследования альтернатив и наличию выбора в результате этого исследования.

При возникновении множества потенциально возможных путей самореализации, при предоставлении социумом права выбора, в идентичности появляется индивидуальное. При отсутствии выбора, при навязывании единых стандартов поведения, социальной роли и жизненного пути (например, в тоталитарных системах) индивидуальность разрушается вследствие нецелесообразности и даже опасности проявления собственного отношения и уникальных качеств [11, 12].

Не изучена роль самопрезентации для конструирования индивидуальной идентичности.

С одной стороны, стандартизация самопрезентации способствует решению стереотипных задач.

С другой стороны, отсутствие выбора, единообразие эмоций в группе, утрата индивидуальности реакций, преобладание исполнительского характера деятельности над творческим, игровым препятствует росту ресурсов и опыта, которые могли бы пригодиться в дальнейшем, в том числе, для формирования индивидуальной части идентичности. Следствием этого может стать снижение ценности собственной личности, возникновение зависимости от мнения других.

Организация и методы исследования. В марте 2018 года нами было проведено сравнительное исследование:

  1. Сборной команды России по синхронному плаванию (7 заслуженных мастеров спорта, из них 4 - олимпийские чемпионки, 4 мастера спорта международного класса, 5 мастеров спорта, n=16). Условное обозначение - «Олимп», исследование проводилось Шурочкиной М.В. на олимпийской базе «Озеро Круглое»;
  2. Студенток РГУФКСМиТ, специализирующихся в водных видах спорта (водное поло - 4 чел., плавание - 4 чел., синхронное плавание - 4 чел., из них 1 мастер спорта международного класса, 8 кандидатов в мастера спорта, 3 мастера спорта), n=12, условное обозначение - «РГУФК».

Результаты исследования. Было выявлено, что в группе «Олимп», по сравнению с группой «РГУФК» в том же возрасте испытуемые имеют достоверно больший стаж занятий спортом и более высокую спортивную квалификацию. При этом у них достоверно более выражена незрелая, несформированная, диффузная идентичность (Рисунок 1). Диффузная идентичность определяется отсутствием прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их формирования, приводит к средней степени неудовлетворенности собой, к сомнениям в ценности своей личности, граничащей с безразличием к себе.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ.png

Рисунок 1 - Различия тактик самопрезентации, уровня стресса и статусов профессиональной идентичности групп «Олимп» (n=16) и «РГУФК» (n=12). Показатели, по которым обнаружены достоверные различия, выделены большей толщиной контура

В юношеском возрасте диффузная идентичность часто сопровождается склонностью к конформизму, низкой психологической самостоятельностью, подчинением группе сверстников, принятием готовых образцов и шаблонов деятельности. Ей также сопутствуют низкая пластичность интеллектуальных процессов и стереотипный, формальный стиль общения [2]. Сознание функционирует лишь в пределах обыденных норм и представлений, личным отношениям не хватает глубины, интимности и устойчивости. Синоним диффузной идентичности - несформированная идентичность [14].

Незрелая, инфантильная личность не может проанализировать и связать в единое целое прошлую, настоящую и будущую идентичность [4].

Чтобы перейти к «мораторию», а затем - к «достигнутой идентичности», нужно иметь достаточно четкое представление о способах приспособления к общественным отношениям, о своих качествах, переживать свое «Я» как устойчивое и непрерывное, пройти через период принятия собственных решений и принять обязательства при выборе системы ценностей или будущей профессиональной деятельности. Чаще всего тенденции инфантильности по мере дальнейшего взросления только усиливаются, а показатели социально-психологической адаптации, личностной зрелости - уменьшаются. При диффузной идентичности обнаруживаются значительно более высокие показатели дезадаптации (стремление к уходу от реальности, самоотвержение, зависимость), чем для других типов [10]. Диффузной идентичности сопутствует переживание эмоционального дискомфорта, пессимизма, апатии, тоски, ненаправленной злобы, отчуждения, тревоги, чувства беспомощности и безнадежности [1].

В группе «Олимп» по сравнению с группой «РГУФК» испытуемые достоверно чаще используют и защитные, и ассертивные тактики самопрезентации.

Пикулёва, О. А. (2004) пишет, чем выше у женщин уровень интеллектуального развития, тем чаще они используют, как наши испытуемые группы «Олимп», такие самопрезентационные тактики ассертивного типа, как «запугивание», «приписывание себе достижение», «преувеличение своих достижений», «негативная оценка других», «желание понравиться» [6-8].

Частое использование защитных тактик самопрезентации связано, прежде всего, со страхом разрушить свой имидж.

Испытуемые группы «Олимп» достоверно чаще, чем группы «РГУФК» используют тактики самопрезентации защитного типа (в основном, направленных на избегание «санкций» за ошибки или плохие поступки), пользуясь тем, что командная ответственность затрудняет оценку личного вклада каждого в общий результат, результативностью его действий.

На наш взгляд, особого внимания заслуживает достоверно чаще употребляющаяся в группе «Олимп» тактика «препятствование самому себе». Эта тактика используется для предупреждения вероятного негативного впечатления, для избегания осуждения, для защиты «образа Я», самооценки и социального имиджа человека. Серьезные усилия, закончившиеся неудачей, могут травмировать представление о себе сильнее, чем создание себе самому помех, повлекшее неудачу и последующее готовое объяснение причины неудачи. Например, при первом выполнении нового задания человек может сразу делать его плохо, чтобы окружающие не связывали с ними ожиданий, которым не суждено будет осуществиться. Неуспех в случае очевидного препятствия позволяет переложить вину и ответственность на внешние причины, не позволить усомниться в своих способностях и компетентности. Желание сохранить благоприятное мнение о себе других людей может оказаться сильнее желания быть честным.

Склонность наших синхронисток самих создавать себе препятствия, защищающие их самооценку и мнение о них окружающих, может быть следствием страха перед неудачами.

С другой стороны, создание самим себе препятствий могут быть связано с необходимостью сдерживать себя, сотрудничая с одногруппницами, как бы «давать преимущество своему оппоненту». При этом может возникнуть склонность оправдывать нежелание выкладываться так, как можно было бы, при выполнении трудного задания, требующего полной самоотдачи тем, что необходимо было действовать синхронно.

Так, Пикулева О.А. (2005) пишет, что женщина тем реже использует защитную тактику «препятствование самому себе», чем более объективно оценивает себя, осознавая свою социальную роль. Напротив, чем меньше женщина осознает свою социальную роль и больше сфокусирована на особенностях внешности и характера, тем чаще она использует эту тактику, объясняя причины своих неудач внешними обстоятельствами.

Человек может создавать видимость наличия помех и для того, чтобы произвести впечатление на других людей. Например, объявить о том, что он неважно себя чувствует, перед выполнением какого-либо сложного действия. В случае, если он выполнит действие успешно, это повысит цену успеха, если неудачно - уменьшит цену поражения.

В целом очевидно более широкое использование испытуемыми группы «Олимп» разнообразных тактик самопрезентации, направленных на то, чтобы:

  • понравиться, произвести впечатление успешного, сильного, статусного человека;
  • получить при необходимости поддержку как при помощи угроз и запугивания, так и при помощи просьб и мольбы;
  • защитить созданный образ путем демонстрации имеющихся или выдуманных проблем. Согласно Пикулевой О.А. (2014), это говорит о слабой осознанности своей социальной роли, о фокусировке на особенностях внешности и характера и вследствие этого объяснении причин своих неудач внешними обстоятельствами и препятствиями в виде болезней, слабого здоровья, чрезмерных нагрузок [7].

В группе «Олимп», по сравнению с группой «РГУФК» достоверно более выражена незрелая, несформированная, диффузная идентичность, для которой характерна неопределенность представлений о себе, их конкретность, слабая обобщенность, противоречивое самовосприятие, расплывчатость представлений о себе, бледное, плоское, скудное, противоречивое восприятие других, неготовность к принятию самостоятельных решений, что говорит о незрелости, инфантильности личности.

Выводы:

  1. По типу ориентации самопрезентация испытуемых команды «Олимп» может быть категоризована как соответствующая ожиданиям и предпочтениям аудитории, а не как соответствующая собственной самооценке или собственному представлению о идеале. Своя социальная роль и необходимость соответствия роли слабо осознается испытуемыми.
  2. Уровень стресса в группе «Олимп» выше на 10%, чем в группе «РГУФК» (48% при 38% от максимально возможного уровня соответственно, различия недостоверны, p=0,14). Частично тревога испытуемых группы «Олимп» нейтрализуется благодаря идентификации с группой. Вследствие этого может снижаться ценность собственной личности, возникать зависимость от мнения других, для сохранения которого, возможно, и используется большее количество разнообразных техник самопрезентации.
  3. Слабое осознание своей социальной роли, зависимость от мнения других, личностная незрелость после завершения спортивной карьеры могут стать причиной снижения социально-психологической адаптации синхронисток высшей квалификации.

Литература

  1. Васильева, О.С. Зрелость самосознания как условие толерантности к стрессу / О.С. Васильева, Е.В. Белинская // Психология зрелости и старения: ежеквартальный научно-практический журнал / Ред. О.В. Краснова. - 2010. - №3(51) осень 2010. - с.5-24.
  2. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е.П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №4.
  3. Кон, И.С. Социологическая психология. М.: московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1999. 560 с.
  4. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к трансформации личности: Дис. ... докт. психол. наук. М., 2009.
  5. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  6. Пикулёва, О. А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия / О. А. Пикулёва // Вестник СПбГУ. Серия 6. Философия, политология, социология, право, международные отношения. - 2005. - № 3. -С. 75-97.
  7. Пикулёва, О.А. Социальная психология самопрезентации личности: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.05 / Пикулёва Оксана Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 45 с.
  8. Пикулёва, О. А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004.
  9. Пухно, П.С. Формирование профессиональной идентичности сотрудников МВД: диссертация ... кандидата социологических наук / Петр Сергеевич Пухно : 22.00.04. - Новочеркасск, 2005. - 147 с. : ил.
  10. Савина О.О. Психологический анализ трансформации идентичности личности в подростковом и юношеском возрасте. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 118-128.
  11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм ; пер.с нем. Э. Телятниковой. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 635 с.
  12. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ, 2014. - 288 с.
  13. Эверт Л.С., Потупчик Т.В., Гришкевич Н.Ю., Ахмельдинова Ю.Р. Показатели социально-психологической адаптации и эмоционального статуса подростков и лиц юношеского возраста. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева. 2018;(4):75-82.
  14. Marcia J.E. Ego identity: Handbook for psychosocial research / Ed. by J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson. N.Y. etc., 1993.

Literature

  1. Vasil'eva, O.S. Maturity of self-consciousness as a condition of tolerance to stress / O.S. Vasil'eva, E.V. Belinskaya // Psihologiya zrelosti i stareniya : ezhekvartal'nyj nauchno-prakticheskij zhurnal / Red. O.V. Krasnova. - 2010. - №3(51) osen' 2010. - P. 5-24.
  2. Ermolaeva, E.P. Professional identity and marginalism: concept and reality / E.P. Ermolaeva // Psihologicheskij zhurnal. - 2001. - T. 22. - №4.
  3. Kon, I.S. Sociological psychology. M.: moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 1999. 560 p.
  4. Magomed-Eminov M.SH. Active-semantic approach to the transformation of the person: Dis. ... dokt. psihol. nauk. M., 2009.
  5. Maslou, A.G. Motivation and personality. SPb., 1999.
  6. Pikulyova, O. A. Self-presentation of personality in the process of social interaction / O. A. Pikulyova // Vestnik SPbGU. Seriya 6. Filosofiya, politologiya, sociologiya, pravo, mezhdunarodnye otnosheniya. - 2005. - № 3. - P. 75-97.
  7. Pikulyova, O.A. Social psychology of personality self-presentation: avtoreferat dis. ... doktora psihologicheskih nauk: 19.00.05 / Pikulyova Oksana Anatol'evna. - Sankt-Peterburg, 2014. - 45 p.
  8. Pikulyova, O. A. Gender, age and professional features of self-presentation tactics. Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2004.
  9. Puhno, P.S. Formation of professional identity of employees of the interior Ministry: dissertaciya ... kandidata sociologicheskih nauk / Petr Sergeevich Puhno : 22.00.04. - Novocherkassk, 2005. - 147 p. : il.
  10. Savina O.O. Psychological analysis of personality identity transformation in adolescence and adolescence. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya - 2011. - №4 - p. 118-128.
  11. Fromm E. Anatomy of human destructiveness / E. Fromm ; per.s nem. E. Telyatnikovoj. - M.: OOO «Izdatel'stvo AST», 2004. - 635 p.
  12. Fromm E. Escape from freedom. - M.: AST, 2014. - 288 p.
  13. Evert L.S., Potupchik T.V., Grishkevich N.YU., Ahmel'dinova YU.R. Indicators of socio-psychological adaptation and emotional status of adolescents and youth // Obozrenie psihiatrii i medicinskoj psihologii imeni V.M.Bekhtereva. 2018;(4):75-82.
  14. Marcia J.E. Ego identity: Handbook for psychosocial research / Ed. by J.E. Marcia, A.S. Waterman, D.R. Matteson. N.Y. etc., 1993.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle