Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Гребной спорт

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Баранова М. В., Егоренко Л. А.

Системный механизм комплектования экипажей в гребном спорте на начальном этапе подготовки

Мария Владимировна Баранова, соискатель, Людмила Александровна Егоренко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Формирование, становление и развитие команды на этапе начальной подготовки должно приводить к возникновению определенных отношений внутри коллектива и повышать конкурен­цию между спортсменами разных тренеров, между клубами, спортивными школами и регионами. При этом в гребной спорт дети приходят в подростковом сложном периоде (в 12-14 лет), когда от­ношения приятельства и дружбы между сверстниками выходят на первый план, и им еще сложно их отделить от отношений рабочих и партнерских. Поэтому, говоря о комплектовании команд именно среди новичков, необходимо делать акцент на развитии сплоченности, внутреннего клима­та, чтоб команда представляла собой полноценный коллектив, как и группа в целом, в которую она входит.

Ключевые слова: гребной спорт, комплектование экипажей, этап начальной подготовки.


SYSTEM MECHANISM OF COMPLETING OF CREWS IN ROWING AT THE INITIAL STAGE OF PREPARATION

Maria Vladimirovna Baranova, the competitor, Lyudmila Aleksandrovna Egorenko, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

Formation, establishment and team development at the stage of initial preparation has to lead to emergence of certain relations in collective and increase the competition between athletes of different trainers, between clubs, sports schools and regions. Thus, children come to rowing in the teenage difficult period (in 12-14 years) when the friendship relations between contemporaries come to the forefront and it is still difficult to them to separate them from the working and collaborate relations. Therefore, speaking about completing of teams among the beginners, it is necessary to place emphasis on development of uni­ty, internal climate that the team represented the full-fledged collective, as well as group as a whole, which it enters.

Keywords: rowing, completing of crews, stage of initial preparation.

ВВЕДЕНИЕ

Комплектование детских экипажей сегодня является педагогическим инструмен­том сохранения (удержания) юных спортсменов в гребном спорте, развития заинтересо­ванности новичков греблей. Обоснование методики комплектования экипажей, учиты­вающей особенности данного этапа, - актуальная научная проблема.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале эмпирической части исследования мы определили общий алгоритм фор­мирования гребных экипажей. Для этого обобщили, сравнили и сопоставили этапы ком­плектования гребных экипажей по временному признаку, предложенные ранее [5], этапы развития групп по межличностным отношениям [6] и выявленные нами в ходе педагоги­ческих наблюдений особенности работы с группами гребцов, находящимися на разных стадиях развития коллективных отношений.

Развивая идею об уникальной «командности» гребного спорта [3], мы исследовали связи биомеханических и социально-психологических параметров в структуре гребных экипажей. Установили, что гребцы экипажа, объединяясь инвентарем в биомеханиче­скую систему, обладают, в то же время, особенной плотностью социально-психологического климата команды. Педагогический эксперимент показал, что сформи­ровавшаяся структура экипажа способствует решению ряда непосредственно трениро­вочных задач на этапе начальной подготовки [1].

На следующем этапе исследования мы обосновали шесть критериев комплектова­ния экипажей для новичков, связав их с видами подготовки. Изучили место социально-психологического аспекта среди критериев комплектования [4].

Для диагностики совместимости гребцов в экипаже по предложенным критериям комплектования, разработали метод оценки. Выявили достоверную корреляционную за­висимость между оценкой скомплектованных вариантов экипажей предложенным нами методом и временем прохождения ими контрольной дистанции на воде.

Также в ходе исследований с использованием опросов, тестирований, педагогиче­ских наблюдений и социометрических методов были установлены конкретные способы управления группой гребцов при создании экипажа, группы упражнений, способствую­щих этому процессу и деятельность тренера по обеспечению его.

Обобщая результаты наших исследований, мы разработали методику комплекто­вания экипажей на начальном этапе подготовки, включающую совокупность путей и способов формирования организованных команд, способных эффективно решать, по­ставленные перед ними задачи:

  • алгоритм формирования экипажей: 4 этапа, объединяющие в себе педагогиче­ское, психологическое и организационное распределение во времени действий, которые направлены на выделение из учебно-тренировочной группы гребцов-одиночников и на формирование команд;
  • критерии комплектования: совместимость по заданным качествам спортсме­нов, по уровню физической, технической, психологической и теоретической подготов­ленности;
  • учет социально-психологических факторов: особенности малых групп и кол­лективов, социализация в спорте, жизнеспособность и устойчивость тренировочных групп, учет индивидуальных и коллективных особенностей, размещение спортсменов в командной лодке, выбор загребного, ролевое распределение;
  • методы диагностики: предложена форма оценки отдельных критериев и ком­плексная оценка сформированного экипажа;
  • процесс управления: комплекс организационно-педагогических, воспитатель­ных мер и воздействий (формы организации уроков на суше и воде, размещение и пере­мещение занимающихся на уроке, связь с планированием учебно-тренировочного про­цесса, системой отбора и т.д.);
  • методы формирования структуры экипажа: специальные и подводящие физи­ческие упражнения на суше и воде (в сцеплении, с объединением в биомеханическую систему), способы «скатывания» команды, психологические упражнения, коррекция установок и др.

Итогом работы явился формирующий годичный сравнительный эксперимент, направленный на проверку эффективности разработанной нами методики формирования экипажей на начальном этапе подготовки. В результате эксперимента были сформирова­ны экипажи, успешно выполнившие стоящие перед ними тренировочные и соревнова­тельные задачи. Установлено, что разработанная методика способствует улучшению психологического климата коллектива и экипажей, росту мотивации к успеху и повыше­нию уровня притязаний. Предложенная методика обеспечивает экипажам устойчивый социальный статус. Выявлено, что применение методики способствует также жизнеспо­собности и устойчивости коллектива новичков, экипажи отличались своей перспективно­стью [2].

За время проведения исследования изучено / учебно-тренировочных групп, общей численностью 12/ человек и 21 вариант экипажей из их числа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенных исследований позволили нам впервые представить си­стемный механизм комплектования экипажей на начальном этапе подготовки в гребном спорте. Он представляет собой интеграцию представлений об особенной «командности» в гребном спорте, специфику современного набора в гребной спорт, особенности этапа начальной подготовки и разработанную методику комплектования экипажей. Установле­но, что применение такого механизма позволяет получить главный педагогический ре­зультат в виде выступлений экипажей на соревнованиях, а также целый ряд значимых для этапа начальной подготовки частных педагогических результатов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баранова, М.В. Основы командообразования в гребном спорте / М.В. Баранова, Л.А. Егоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 1 (59). - С. 6-9.
  2. Баранова, М. В. Формирование устойчивого интереса к занятиям гребным спортом на этапе начальной подготовки средствами комплектования командных лодок / М.В. Баранова, Л.А. Егоренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 12 (58). - С. 6-10.
  3. Гиссен, Л. Д. Психологические основы спортивной подготовки / Л. Д. Гиссен // Гребной спорт : учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. И.Ф. Емчука. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - С. 219-225.
  4. Коваленко, М.В. Определение критериев комплектования командных лодок в гребном спорте дедуктивным методом / М.В. Коваленко // Материалы региональной межвузовской научной конференции молодых ученых «Человек в мире спорта» : вестник аспирантуры и докторантуры / С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - Вып. 16. - С. 23-27. - ISВN 5-91021-007-6.
  5. Котырев, В. Д. Комплектование команд в гребле на байдарках и каноэ / В.Д. Котырев // Гребной спорт : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - С. 49-52.
  6. Николаев, А.Н. Социальная и спортивная психология : конспект лекций / А.Н. Николаев ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб. : [б. и.], 2002. - 33 с.

REFERENCES

  1. Baranova, M.V. and Egorenko, L.A. (2010), "The Bases of command formation in rowing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.59, No. 1, pp. 6-9.
  2. Baranova, M.B. (2009), "Formation of steady interest to occupations by rowing at a stage of initial preparation by means of completing of command boats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 58, No. 2, pp. 6-10.
  3. Hessen, L.D. (1976), "Psychological bases of sports preparation", in book Rowing: studies, publishing house "Physical culture and sports", Moscow, pp. 219-225.
  4. Kovalenko, M.B. (2007), "Definition of criteria of completing of command boats in rowing by a deductive method", Materials of regional interuniversity scientific conference of young scientists "The person in the sports world": The messenger of postgraduate study and doctoral studies, Issue 16, pp. 23-27, IBSN 5-91021-007-6
  5. Kotyrev, V.D. (1972), "Completing of teams in rowing on kayaks and canoe", Rowing: year­book, publishing house "Physical culture and sports", Moscow, pp. 49-52.
  6. Nikolaev, A.N. (2002), Social and sports psychology: abstract of lectures, Lesgaft University, St. Petersburg.

Контактная информация: mmariaa@mail.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle