Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 Января 2017 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Тиунова Ольга Владимировна

Система психологического обеспечения подготовки участников и экспертов чемпионатов рабочих специальностей Worldskills

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, профессиональное мастерство, прикладные виды спорта, соревнования WorldSkills.

Аннотация. В данной статье представлены результаты исследования, проведённого в команде WorldsSkills г. Москвы. В ходе анонимного анкетирования были выявлены наиболее востребованные формы психологического обеспечения подготовки спортсменов и тренеров в этом прикладном виде спорта. Определены принципиальные особенности этого выбора в зависимости от специфики соревновательных «компетенций». Полученные результаты позволяют совершенствовать систему психолого-педагогического обеспечения подготовки команд Worldskills Russia.

Keywords: system of psychological support of sports training, professional skills, applied sports, WorldSkills competitions.

Abstract. This article presents the results of study conducted at the Worldskills team in Moscow. During the anonymous survey we have identified the most popular forms of psychological ensuring preparation of athletes and coaches in this application. we have Identified fundamental features of this choice in accordance with the nature of competition «competencies». The obtained results allow to improve the system of psychological-pedagogical support of training in WorldSkills Russia.

Актуальность исследования. Движение WorldSkills (подготовка и проведение чемпионатов рабочих специальностей) имеет ряд особенностей, свойственных спорту - тренировочный процесс, проведение сборов, систему соревнований, систему судейства, спортсменов (по традиции их называют «Участниками») и тренерский состав (их называют «Экспертами»). Соревнования имитируют ситуации, операции, задачи, которые могут возникнуть в реальной профессиональной деятельности специалистов, и, с одной стороны, являются конкурсами профессионального мастерства, а с другой - позволяют отнести WorldSkills к категории «прикладных видов спорта». В структуру чемпионата WorldSkills входят 45 профессиональных компетенций, однако все они могут быть условно разделены на социально ориентированные («гуманитарные») и «технические» специальности [3]. Помимо профессиональной и соответствующей физической подготовки молодые спортсмены (далее Участники) и их тренеры (далее Эксперты) нуждаются в психолого-педагогическом обеспечении, как процесса подготовки, так и соревновательной деятельности. По регламенту возраст участников соревнований 18-22 года, а ситуация естественной профессиональной конкуренции и высокой мотивации достижения порождает множество стрессогенных факторов и экстремальных ситуаций [1, 2, 7]. В этой связи актуально рассмотреть возможность «конверсии» технологий спортивной психологии в подготовку молодых профессионалов [4].

Цель исследования - определить наиболее востребованные, актуальные формы психологического обеспечения подготовки Участников и Экспертов WorldSkills.

Организация и методы исследования. На основании имеющегося практического опыта работы в сборных командах страны [5, 6] была разработана специальная анкета и в январе 2017 года в команде WorldsSkills г. Москвы проведено анонимное анкетирование Участников (101 человек, средний возраст 21 год, стаж занятий 1-2 года) и Экспертов (73 человека, средний возраст 42 года, опыт работы 2-3 года).

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты исследования актуальных запросов Участников и Экспертов по формам психологического обеспечения их подготовки и соревновательной деятельности представлены в таблицах 1-3.

Опираясь на мнение большинства Участников можно детализировать программу их психолого-педагогического обеспечения. Судя по результатам опроса, в неё (в соответствием с итоговым приоритетом респондентов) должны войти: предстартовая психологическая подготовка, консультирование по вопросам психологической подготовки, совместный анализ текущей соревновательной ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта, психологическая поддержка во время проведения соревнований, подбор тематической информацию по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития, проведение групповых бесед по актуальным вопросам подготовки.

Таблица 1 - Выбор различных форм психологического обеспечения подготовки и соревновательной деятельности Участниками (%)

Формы работы спортивного психолога

участники (n=101)

Участники гуманитарных компетенций (n=30)

Участники технических компетенций

Участники, выступающие индивидуально (n=50)

Участники, выступающие командой

1. Консультирование:

  • по вопросам психологической подготовки;
  • по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не соревновательных вопросов

72

83

68

64

80

30

23

32

25

29

2. Подбор тематической информации по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития (в печатном или электронном виде)

60

53

63

54

67

3. «Предстартовая» психологическая подготовка

73

83

69

74

72,5

4. Психологическая поддержка во время проведения соревнований

63

73

59

60

67

5. Оказание экстренной психологической помощи

48,5

57

45

50

47

6. Совместный анализ текущей ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта

70

83

65

58

82

7. Выполнение миссии «посредника» в решении сложных ситуаций, возникающих на уровне: Участник-Команда, Участник-Эксперт, Эксперт-Команда

35

30

37

32

37

8. Организация групповых бесед по актуальным вопросам подготовки

56

47

61

50

63

Таблица 2 - Мнение Экспертов о важности различных форм психологического обеспечения Участников (%)

Формы работы спортивного психолога

Все эксперты (n=73)

Эксперты гуманитарных компетенций

Эксперты технических компетенций

1. Консультирование:

  • по вопросам психологической подготовки;
  • по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не соревновательных вопросов

82

81

82

51

50

51

2. Подбор тематической информации по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития (в печатном или электронном виде)

63

59

65

3. «Предстартовая» психологическая подготовка

88

86

88

4. Психологическая поддержка во время проведения соревнований

77

81

74,5

5. Оказание экстренной психологической помощи

74

77

72,5

6. Совместный анализ текущей ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта

57,5

64

55

7. Выполнение миссии «посредника» в решении сложных ситуаций, возникающих на уровне: Участник-Команда, Участник-Эксперт, Эксперт-Команда

49

68

41

8. Организация групповых бесед по актуальным вопросам подготовки

67

81

61

Сравнивая мнение «Участников-гуманитариев» и «Участников-технарей» можно увидеть существенные отличия в их отношении к различным формам психолого-педагогического обеспечения собственной подготовки. Так, например, первые больше ценят консультирование по спортивной тематике, предстартовую психологическую подготовку, психологическую поддержку и экстренную психологическую помощь в условиях соревнований, помощь в анализе соревновательного опыта. «Участники-технари» в большей степени заинтересованы в консультациях по житейским вопросам, в получении тематической информации для последующего самостоятельного использования, в организации групповых бесед по актуальным вопросам подготовки. Принципиально выбор этих двух групп респондентов отличается двумя позициями: большинство «Участников-гуманитариев» (57%) отмечают важность оказания экстренной психологической помощь во время проведения соревнований, а большинство «Участников-технарей» (61°%) - организацию групповых бесед по актуальным вопросам подготовки.

Интересно сравнение ответов Участников, выступающих на соревнованиях в одиночестве и тех, кто работает в команде (Таблица 1). Большинство членов команды, в отличие от индивидуально соревнующихся сверстников, придают значение проведению групповых бесед по актуальным вопросам подготовки (63%), а также совместному анализу текущей соревновательной ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта (82%). Именно этот пункт в общем перечне они отметили как важнейший.

Мнение Экспертов о важности различных форм психологического обеспечения Участников (Таблица 2) имеет особое значение, поскольку на них ложится основная ответственность за многие организационные аспекты этой работы.

Сопоставление мнения Участников и мнения Экспертов о важности различных форм психолого-педагогического обеспечения подготовки к соревнованиям и соревновательной самореализации позволяет выявить ряд отличий:

  • эксперты в целом придают большее, чем Участники значение этому направлению работы (средний уровень интереса к этому 68% и 56% соответственно),
  • в отличие от Участников большинство Экспертов (74%) придаёт значение возможности оказать Участнику экстренную психологическую помощь, но недооценивают значение совместного анализа текущей ситуации или опыта, полученного в ходе проведения соревнований (57,5 % в отличие от 70%).

Интересно, что «Эксперты-гуманитарии» по сравнению с Участниками этого же профиля существенно переоценивают значение для своих подопечных психологических консультаций по житейским вопросам, оказание им экстренной психологической помощи во время проведения соревнований, проведение групповых бесед и «посредническую» роль спортивного психолога. Однако при этом недооценивают важность для Участников анализа текущей ситуации или полученного в ходе соревнований опыта.

Таблица 3 - Выбор различных форм психологического обеспечения собственной подготовки и соревновательной деятельности Экспертами (%)

Формы работы спортивного психолога

Все Эксперты (n=73)

Эксперты гуманитарных компетенций

Эксперты технических компетенций

1. Консультирование:

  • по вопросам психологической подготовки;
  • по широкому кругу житейских, общечеловеческих и др. не соревновательных вопросов

73

86

67

40

45

37

2. Подбор тематической информации по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития (в печатном или электронном виде)

71

81

67

3. «Предстартовая» психологическая подготовка

49

45

51

4. Психологическая поддержка во время проведения соревнований

56

68

51

5. Оказание экстренной психологической помощи

38

41

37

6. Совместный анализ текущей ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта

71

77

69

7. Выполнение миссии «посредника» в решении сложных ситуаций, возникающих на уровне: Участник-Команда, Участник-Эксперт, Эксперт-Команда

47

59

41

8. Организация групповых бесед по актуальным вопросам подготовки

66

86

57

«Эксперты-технари», в свою очередь, переоценивают значение консультирования, предстартовой подготовки Участников, психологической поддержки Участников во время соревнований и оказание им экстренной психологической помощи. Однако также недооценивают пользу проведения анализа текущей ситуации или полученного в ходе соревнований опыта.

В ходе исследования было выявлено отношение Экспертов не только к психологической подготовке Участников, но и к собственной подготовке и вариантам помощи со стороны спортивного психолога в условиях проведения соревнований (Таблица 3).

Опираясь на мнение большинства Экспертов можно детализировать программу психолого-педагогического обеспечения и для них. В неё (в соответствием с итоговым приоритетом выбора респондентов) должны войти: консультирование по вопросам психологической подготовки, подбор тематической информации по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития и совместный анализ текущей соревновательной ситуации или полученного в ходе проведения соревнований опыта, проведение групповых бесед по актуальным вопросам подготовки, а также психологическая поддержка во время проведения соревнований.

Анализируя мнение «Экспертов-гуманитариев», можно отметить их заинтересованность в выполнении психологом «посреднической» миссии в сложных ситуациях, возникающих на уровне: Участник-Команда, Участник-Эксперт, Эксперт-Команда (59% респондентов). А «Эксперты-технари» больше, чем их коллеги гуманитарного профиля, нуждаются в предстартовой психологической подготовке (51°% респондентов).

Поскольку и Эксперты, и Участники заполняли одинаковые бланки, это позволило сделать анализ отношения Участников к психологическим сложностям в работе своих Экспертов. Большинство Участников не считают, что Экспертам нужна какая-либо помощь, однако дифференцированных анализ анкет выявил следующие закономерности:

  • большинство Участников технических компетенций (52% респондентов) считают полезными проведение спортивным психологом групповых бесед с экспертами по актуальным вопросам подготовки. Косвенно это свидетельствует о том, что Участники слышали от своих Экспертов положительные отзывы о такой работе или почувствовали это по изменениям в процессе собственной подготовке,
  • Участники, выступающие на соревнованиях в составе команды, также очень высоко оценили значимость групповых бесед (72,5% респондентов). Помимо этого, данная категория участников считает полезным для Экспертов, совместный со спортивным психологом анализ текущей соревновательной ситуации, или полученного в ходе проведения соревнований опыта (69%), консультирование по вопросам психологической подготовки (67%), выполнение спортивным психологом «посреднической» миссии (65% респондентов), оказание психологической поддержки Эксперта во время проведения соревнований (55%), предстартовой психологической подготовки Экспертов (53 %). Всё это свидетельствует о том, что именно Эксперты, работающие с командами, испытывают большее психологическое напряжение в ходе подготовки и проведения соревнований (их состояние становится видно команде), а значит, именно они нуждаются в особом внимании.

Заключение. Полученные данные позволили определить наиболее востребованные формы психологического обеспечения подготовки Участников и Экспертов WorldSkills г. Москвы, а также выявить особенности выбора различных групп респондентов в зависимости от специфики соревновательных «компетенций».

Результаты исследования будут способствовать совершенствованию системы психолого-педагогического обеспечения подготовки команд Worldskills Russia и её практической реализации.

Список литературы

  1. Байковский, Ю.В. Факторы, определяющие экстремальность спортивной деятельности / Ю.В. Байковский // Экстремальная деятельность человека - 2016. - №2(39). - С. 55-59.
  2. Зайнулин, М.Н. Необходимость обучения водолазов технике деконцентрации внимания / М.Н. Зайнулин // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - №4(37). - С. 23-25.
  3. Компетенции WorldSkills [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://wsr.msk.ru/teh_direkciya/kompetencii (дата обращения: 20.02.2017)
  4. Конверсия технологий спортивной психологии в профессиональную подготовку молодежи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.self-master-lab.ru/about/news/506-konversiya-tekhnologij-sportivnoj-psikhologii-v-professionalnuyu-podgotovku-molodezhi.html (дата обращения: 20.02.2017)
  5. Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (дата обращения: 20.02.2017)
  6. Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) / О.В. Тиунова // Спорт-35. - 2015. - №7(1). - С. 24-25
  7. Фиронова, Е.А. Исследование силы воли и мотивации к успеху у студентов разных специализаций прикладных видов спорта / Е.А. Фиронова, Ю.В. Байковский // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - №4(37). - С. 26-30.

Literature

  1. Baykovskiy, Y.V. Factors determining the extremity quickly activities / Y.V. Baykovskiy // Extreme human activities - 2016. - №2(39). - рр. 55 - 59.
  2. Zainulin, N. M. The need for training divers technique deconcentration of attention / M. N. Zainulin // Extreme human activities. - 2015. - №4(37). - pp. 23-25.
  3. WorldSkills competence [Electronic resource] - Mode of access: http://wsr.msk.ru/teh_direkciya/kompetencii (date accessed: 20.02.2017)
  4. The conversion technologies of sports psychology in the training of youth [Electronic resource] - Mode of access: http://www.self-master-lab.ru/about/news/506-konversiya-tekhnologij-sportivnoj-psikhologii-v-professionalnuyu-podgotovku-molodezhi.html (date accessed: 20.02.2017)
  5. The system of psycho-pedagogical support of sports training [Electronic resource] - Mode of access: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html (dateaccessed: 20.02.2017)
  6. Tiunova, O. V. Psychological support of sports preparation of national teams of Russia (possibilities and prospects) /О. V. Tiunova // Sports-35. - 2015. - №7(1). - pp. 24-25.
  7. Mironova, E.A. a Study of willpower and motivation to succeed among students of different specializations of applied sports / Filonova E.A., U.V. Baykovskiy // Extreme human activities. - 2015. - №4(37). - pp. 26-30.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle