Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Образование, Спортивная наука

Школа как форма организации дополнительного образования детей

Борис Викторович Куприянов, кандидат педагогических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова
 
Аннотация
 
Статья знакомит читателей с такой достаточно распространенной формой дополнительного образования детей как «школа». Автор анализирует специфику внешкольных школ, определяет их педагогические возможности и особенности образовательного процесса в них.
 
Ключевые слова: дополнительное образование детей, спортивные, художественные, музыкальные школы, образовательные функции, образовательный процесс.
 
Примерами дополнительного образования детей в форме «школа» являются три группы учреждений:
  • художественные школы, ориентированные на восхождение к вершинам изобразительного искусства, музыкальные школы - музыкального, школы хореографии - хореографического и т.п.,
  • спортивные школы, предназначенные для продвижения школьников к образцам физического совершенства,
  • очно-заочные школы по различным предметам, обеспечивающие дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин, подготовку к поступлению на соответствующие факультеты вузов.
Понимание сущности школьной формы организации дополнительного образования детей позволяет представить такой механизм:
  • предъявление классических образцов мирового и национального искусства, спортивных достижений человечества в виде многоуровневой системы ступеней (разрядов, званий победителей и лауреатов конкурсов, олимпиад);
  • организация длительных и напряженных упражнений, тренировок, репетиций, направленных на последовательное овладение уровнями;
  • периодическая аттестация воспитанников в виде участия в различных квалификационных соревнованиях, конкурсах (воспитанник получает оценку своих результатов).
Можно вывести индивидуальную формулу участия школьника в деятельности школьного объединения - «достигать успеха в избранной деятельности путем напряженного труда и постоянного самосовершенствования, удовлетворяя при этом свое честолюбие, стремление к самоутверждению и самореализации» [8].
 
Важными составляющими школы как формы организации дополнительного образования детей можно назвать:
  • культивирование в объединениях значения победы, достижения поставленной цели своими усилиями,
  • самосовершенствование - сознательное развитие себя, собственных способностей, нацеленность на преодоление себя, собственных слабостей, необходимость справляться с трудностями, возникающими в процессе деятельности, перебарывать свои страх, усталость;
  • особая значимость образца как признанного примера, которому необходимо следовать;
  • стремление к построению карьеры;
  • продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы;
  • соревновательность - конкуренция, соперничество в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной сфере деятельности.
Согласно нормативным документам школа в системе дополнительного образования детей как тип образовательного учреждения предполагает систему взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональ-ной или начальной профессиональной подготовки.
 
Школа в системе дополнительного образования детей - это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
 
Спецификой школьной формы дополнительного образования детей может быть признана интегрированность в профильные социальные институты (спорт высоких достижений, профессиональное художественное искусство). Данное обстоятельство приводит к возможности перехода наиболее способных школьников к профессиональным занятиям и к сопутствующей профессиональной подготовке. Можно сказать, что предназначение школ - обеспечение региональных и национальных достижений в спорте, искусстве, той или иной области знания (математика, естествознание, история и т.д.).
 
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ШКОЛА?
 
Одна из групп школьников - учащихся музыкальных, спортивных, художественных школ - одаренные, проявляющие совокупность нескольких способностей, обуславливающих успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди других лиц.
 
Другая группа - школьники, не имеющие в этой сфере явных способностей. В детских объединениях школьной формы неоднородность контингента (различие в уровне выраженности специальных способностей) оказывает существенное влияние на функции школьников.
 
Среди целей - миссий дополнительного образования детей, реализуемых в условиях школьной формы организации можно назвать следующие:
 
  • духовно-ценностная ориентация школьников на ценности классической и народной культуры, патриотические ценности (служение Родине, родной культуре), нравственные ценности (трудолюбие, самосовершенствования), законопослушность,
  • развитие специальных способностей, наиболее полное использование физических и психических данных школьника по отношению к художественной, спортивной или музыкально-исполнительской деятельности.
Одаренным обучающимся школы содействуют в обретении смысла в занятиях данным видом деятельности (спорт, искусство, область знаний), идентификации с соответствующей социальной группой (музыканты, спортсмены, специалисты), восприятие занятия искусством (спортом) как смысла жизни.
 
Для основной массы занимающихся в детских объединениях модели «школа» данная функция выглядит следующим образом - приобщение школьников к музыкальному, изобразительному искусству и спорту, воспитание активных участников художественной самодеятельности, любительского спорта, пропагандистов эстетических знаний, здорового образа жизни.
 
В рамках школьной формы дополнительного образования осуществляется три главных процесса:
  • организация социального опыта школьника в ситуациях напряжения сил, преодоления себя, открытой конкуренции, переживания победы и поражения, опыта отношений в команде, призванной решать сложную задачу,
  • общее профильное (музыкальное, спортивное) образование, обучение специальным знаниям и умениям,
  • индивидуальная педагогическая помощь в самоопределении по отношению к осваиваемой деятельности в рамках допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки (как в случае успехов и карьерного продвижения, так и в случае неуспеха, содействие в преодолении кризисов карьеры в освоении данного вида деятельности), поддержка в преодолении учебных трудностей.
Один их сущностных вопросов состоит в том, что побуждает школьников посещать школьные объединения в учреждениях дополнительного образования детей? Среди всех возможных мотивов особое место по всей вероятности занимают познавательные потребности, потребности осваивать новые виды деятельности, потребности в самоутверждении.
 
Для детских школ искусств (музыкальных, художественных) наиболее перспективными в плане достижений являются школьники, обладающие художественной типом одаренностью, для детских спортивных школ соответственно - типом психомоторной или спортивной одаренности [10]. В школьных объединениях наиболее явных успехов добиваются воспитанники с академическим типом одаренности [10]. У этих школьников на первый план выходят особые способности именно к обучению (блестяще усваивать, учиться). Особенности познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.

ЧЕМ ЖИВЕТ ШКОЛА?

Данный вариант дополнительного образования базируется на признании за воспитателем (учителем) право определять цели воспитания, а также педагогические пути, способы и средства достижения этих целей. Воспитатель сознательно ставит и решает важнейшую социальную проблему воспитания других людей, принимая на себя ответственность за их развитие [4]. В рамках рассматриваемой формы дополнительного образования обучающиеся оказываются в ситуации, требующей от них принятия ведущей роли педагога как человека управляющего, руководящего, организующего их развитие, выполнение его требований, следования его предписаниям и указаниям.
 
В «школе» доминирующее место занимает систематическое обучение, поэтому вся жизнь таких детских объединений строится вокруг той или иной главной деятельности:
  • порта - составной части физической культуры, системы организации соревнований в различных видах физической активности,
  • музыки - искусства, отражающего действительность в звуковых художественных образах,
  • танца - искусства пластических и ритмических движений тела,
  • живописи (изобразительного искусства) - создания художественных образов с помощью красок.
Образование в условиях модели «школа» в высокой степени профессионализировано, как правило, связано с получением сертификата, поэтому для учреждений дополнительного образования специфична высокая регламентированность обучения: строгое расписание занятий, обязательность для всех воспитанников освоения учебного содержания. Обучение здесь выступает в таких видах и методах, как индивидуально-групповое, репродуктивное, присутствует в «школе» и организация самостоятельной работы, домашние задания, зачётно-экзаменационная форма аттестации.
 
Отличием данного типа воспитательных организаций является глубокая дифференциация по специальностям (музыкальные инструменты, виды спорта, области знания). Организация обучения осуществляется на максимально высоком уровне трудности с учетом зоны ближайшего развития учащихся и положительном эмоциональном фоне... успеху будет способствовать технология обучения, инициирующая формирование эмоционально-интеллектуально-волевого отношения учащихся к активному развитию собственных .способностей.» [2]. Нечто подобное просматривается в таких принципах спортивной тренировки как:
 
  1. непрерывность тренировочного процесса;
  2. постепенное и максимальное увеличение тренировочных нагрузок;
  3. волнообразное изменение тренировочных нагрузок и цикличность тренировочного процесса и др. [1].
Одной из главных задач педагога в рамках школьной формы здесь является удовлетворение спроса учеников на знания, навыки. В детских объединениях данного типа взаимоотношения «педагог - воспитанник» носят императивный характер, объективно воспитатель осуществляет воздействие на ученика с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценятся способности к обучению, природные данные, усердие [5].
 
Характерна черта школьной формы, проявляющаяся в детской музыкальной школе - «необходимы ежедневные самостоятельные систематические занятия на музыкальном инструменте. Только при таком условии, возможно овладеть игрой на инструменте, выработать технику исполнения и добиться качественного звучания..».
 
Немало трудностей школьники испытывают в процессе овладения исполнительским мастерством. У них часто проявляется так называемая «болезнь сцены», когда исполнителем перед выходом на сцену овладевает особая тревога, волнение, боязнь выступления перед большой аудиторией. Еще одной трудностью является необходимость саморегуляции и самодисциплины для поддержания хорошей формы (спортивной или художественной).
 
Так, например «овладение каким-либо видом музыкальной деятельности -сложный и длительный процесс, требующий неустанных усилий и постоянных упражнений и потому - большой трудоспособности и терпеливости того, кто избрал музыку своей профессией или просто любимым занятием» [3,7,9].
 
В тоже время, поскольку занятия проходят в индивидуальной форме, педагогам часто удается наладить хороший контакт с обучающимися, которые делятся с преподавателем не только учебными, но и личными проблемами.
 
Подготовка к участию школьников в концертах имеет также довольно длительный характер и связана с многократными репетициями. При этом педагоги, организующие учебный и репетиционный процесс, стараются не превратить их в тренировку по выработке технических навыков или механическое заучивание текстов, стремятся не разрушить желание школьника звуками передать художественный образ музыкального произведения.
 
Остановимся на индивидуальной истории обучающегося в школьном объединении учреждения дополнительного образования. В спортивных школах существуют такие ступени как: спортивно-оздоровительная и начальная подготовка (2-3 года), спортивное совершенствование (4-5 лет), высшего спортивного мастерства (3-5 лет). При этом понятно, что для успеха наиболее значимы переходы с одной ступени на другую. В учреждениях дополнительного образования детей спортивного профиля выделяются четыре кризисов-переходов элитарной спортивной карьеры кризис начала спортивной специализации; кризис перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; кризис перехода из массового спорта в спорт высших достижений; кризис перехода из юношеского спорта во взрослый спорт [8].
 
Остановимся на картинке учебного года в условиях школьной формы организации дополнительного образования. Годовой цикл жизни детско-юношеской спортивной школы включает кроме повседневных тренировок, спортивные сборы и соревнования. Сборы и соревнования могут рассматриваться как ключевые события для воспитанников, так как именно соревнования являются способом итоговой оценки результатов.
 
Аналогичная логика видна в перечнях основных мероприятий музыкальных школ: конкурсы, концерты, фестивали.
 
ВЫВОДЫ
 
Среди учреждений дополнительного образования детей одной из наиболее широко представленных является школа (музыкальная, художественная, искусств, спортивная). Терминологический анализ дает право обозначить сущность школы как пространства тяжелого учебного труда на занятиях, призванный обеспечить восхождение к вершинам культуры.
 
Школа в системе дополнительного образования детей как тип образовательного учреждения предполагает систему взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования.
 
Механизм школьной формы дополнительного образования включает: предъявление образцов в виде многоуровневой системы ступеней (разрядов, званий победителей и лауреатов конкурсов, олимпиад); организация длительных и напряженных упражнений, тренировок, репетиций, направленных на последовательное овладение уровнями; периодическая аттестация воспитанников в виде участия в различных квалификационных соревнованиях, конкурсах (воспитанник получает оценку своих результатов).
 
Спецификой школьной формы дополнительного образования детей является интегрированность в профильные социальные институты (спорт высоких достижений, профессиональное художественное искусство).
 
Возникновение прообраза школьной формы образования связано с античностью. В настоящее время образовательные возможности школы как учреждения дополнительного образования (детско-подросткового объединения) дифференцируются на основе способностей обучающихся, стремлений родителей включиться в образовательный процесс.
 
Основным способом итоговой оценки обучающихся в школьных учреждениях дополнительного образования являются соревнование, а повседневность заполнена тренировками, репетициями и т. д.
 
ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Бутин, И. М. Лыжный спорт : учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Физ. культура» / И.М. Бутин. - М. : Academia, 2000. - 367 с.
  2. Буторина, Н.И. Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио : дис. ... канд. пед. наук / Буторина Н.И. - Екатеринбург, 2002. - 152 с.
  3. Кирнарская, Д. К. Музыкальные способности : учеб. пособие для студентов вузов / Д. К. Кирнарская. - М. : Таланты-ХХ1 в., 2004. - 493 с.
  4. Корнетов, Г.Б. Педагогика : теория и история / Г.Б. Корнетов. - М. : Изд-во УРАО, 2003. - 184 с.
  5. Ланцберг, В. Технология группы (сокращенный вариант) / В. Ланцберг, М. Кордонский // Сельская школа со всех сторон . - 2001. - № 20. - С. 24.
  6. Озолин, Э. С. Спринтерский бег : [учеб.-метод. пособие] / Э. С. Озолин. -М. : Физкультура и спорт, 1986. - 156 с.
  7. Современный мир и эстетическое развитие человека : учеб. пособие / отв. ред. Н. И. Киященко, Е. Н. Шапинская. - М. : Прометей, 1993. - 109 с.
  8. Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры : учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб. : Центр карьеры, 1999. - 367 с.
  9. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова ; На-уч.-исслед. ин-т дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1988. - 173 с.
  10. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность : кн. для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - М. : Просвещение, 1996. - 128 с.
Контактная информация: boriskuprianoff2010@yandex.ru

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle