Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

27 сентября 2015 Журнал "Адаптивная физическая культура"

Виды спорта: Шахматы

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Михайлова И. В.

Шахматы в системе комплексных мер реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Ключевые слова: адаптивный шахматный спорт, адаптивное шахматное обучение, адаптивная шахматная рекреация, интернет-порталы, дидактические средства, система спортивной тренировки шахматистов, учебно-познавательные, информационные и коммуникативные компетенции.

Аннотация. В статье рассматривается разработка и апробация технологии обучения адаптивным шахматам как виду спорта и отдыха в комплексе мер реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Целью исследования было создание и апробация теоретических и практических моделей шахмат как многофакторного синтеза адаптивной шахматной подготовки, спорта и отдыха в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования на базе Российского государственного социального университета, которые используются в адаптивном шахматном спорте с учетом спортивной и медицинской классификации инвалидов.

Chess in the complex measures of rehabilitation of persons with disabilities

Mikhailova I. V., Ph. D., Assistant Professor at the Department of physical education and health technologies, International Woman Grandmaster. Russian State Social University, Moscow.

Keywords: adaptive chess sport, adaptive chess training, adaptive recreation, chess, internet-portals, didactic facilities, chess players training system, training and educational, informational and communicative competence

Abstract. The article studies the development and approbation of technology of adaptive chess training, sport and recreation in the complex measures of rehabilitation of persons with health disabilities. The aim of the study was the creation and approbation of theoretical and practical models of chess as multifactorial adaptive synthesis of chess training, sport and recreation as an innovative tool modernization of the system of inclusive education at the Russian State Social University. activities, which are used in adaptive chess sports considering athletic and medical classification of disabled people.

Введение

Относительные и абсолютные показатели инвалидизации входят в число критериев общественного здоровья россиян, являющегося одним из факторов социально-экономического развития страны. Здоровье является необходимым условием функционирования индивида в полноценной жизни общества, удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни. По данным 2009-2015 годов, предоставленным Федеральной службой государственной статистики, инвалидами являются около 13 миллионов человек, а относительный показатель инвалидизации составляет 9 % от всего населения страны и является стабильным на протяжении указанного периода времени [8]. В Уставе Всемирной организации здравоохранения термин «здоровье» трактуется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, и здоровое развитие ребенка является фактором первостепенной важности. Из графика, приведенного на рисунке 1, следует, что увеличение относительного показателя детской инвалидизации за указанный период времени составляет 20 % и восходящий тренд устойчив.

11.png

Рис 1. Динамика детской инвалидизации в России за период 2009-2015гг.

Текущий тренд детской инвалидизации может обеспечить в будущем увеличение относительного и абсолютного показателя инвалидизации взрослого населения страны. Около 92 % детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут вести активный образ жизни. Кроме того, по данным комплексного наблюдения условий жизни населения, в 2014 году 14 % инвалидов в возрасте от 15 лет не подлежали обучению, либо не посещали общеобразовательного учреждения; в 2011 году эта цифра не превышала 3 %. Это приводит к тому, что в трудоспособном возрасте многие из них не будут трудоустроены. Поэтому проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалидов определяют приоритеты государственной политики в области образования инвалидов.

Методика. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 29 июня 2015 года) подчеркивается, что социальная защита инвалидов - система правовых, экономических и социальных мер, направленных на реализацию принципа равных возможностей их участия в жизни общества, гарантом которых выступает государство [2]. Основные направления реабилитации инвалидов реализуются в области медицины, обучения, образования и трудоустройства, физической культуры и спорта. В Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020 годы» среди основных приоритетов социальной и экономической политики указывается распространение стандартов здорового образа жизни [3]. Однако по данным годовой статистической отчетности 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и спорте по состоянию на 31 декабря 2012 года» лишь 3 % лиц с инвалидностью включены в систему физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [9]. Целостное осмысление сложившейся в области образования и физической культуры и спорта приводит к необходимости поиска более эффективных путей интеграции лиц с инвалидностью в общество. И в связи с этим возрастает значение современного направления физической культуры, объектом познания, воздействия и оздоровления которого являются лица с ограниченными возможностями здоровья - адаптивной физической культуры и спорта [1]. Общемировой тенденцией становится стимулирование реабилитации, социальной адаптации, социализации и реинтеграции больных людей в общество средствами физической культуры и спорта, что способствует максимально возможному развитию жизнеспособности и эффективной самореализации в качестве социально-значимых членов общества. Необходимо найти такие виды и формы организации спортивной деятельности, которые соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать высокий личностный потенциал спорта. В данном аспекте существует недооценка возможностей тех видов спорта, результат в которых определяется не двигательной активностью спортсмена, а абстрактно-логическим обыгрыванием соперника. Необходимо более эффективно использовать в адаптивном обучении «интеллектуальные» виды-спорта [10], основным содержанием которых является активная мыслительная деятельность в форме интеллектуального единоборства, а не двигательная активность, так как в ряде случаев это единственный путь для лиц с инвалидностью достижения не столько физического, сколько полного душевного и социального благополучия. В настоящее время шахматы являются одним из пяти наиболее востребованных видов спорта среди лиц с ОВЗ (рис. 2). Ими занимаются около 9 % от общего числа инвалидов, участвующих в физкультурно-спортивной деятельности. Основным содержанием шахмат как вида спорта является активная мыслительная деятельность в форме интеллектуального единоборства, способность оперировать мысленными пространственными образами и схемами, гармонично используя компоненты науки, искусства и абстрактно-логической игры [7]. В многочисленных научных исследованиях было установлено, что занятия шахматами улучшают способность концентрироваться. Они развивают память, интуицию, аналитическое, логическое и пространственное мышление [5]. В процессе обучения и спортивных выступлений формируется самостоятельность, ответственность, развиваются волевые качества, формируется уважение к соперникам и судьям. В качестве досуговой деятельности шахматы развивают воображение, творчество, коммуникативные и организационные навыки.

22.png

Рис. 2. Популярные адаптивные виды спорта.

Именно поэтому использование шахмат в качестве модели обучения может стать одним из инновационных подходов к решению проблемы социальной адаптации и реабилитации инвалидов в соответствие с приоритетным направлением государственной политики в области образования, и в итоге сформировать разносторонне развитых индивидов с высокоорганизованным мышлением и глубокой внутренней культурой. Отметим, что шахматы доступны для лиц всех социальных групп, поэтому занятия ими могут стимулировать социальную сплочённость в обществе и способствовать достижению социальной интеграции и борьбе с дискриминацией.

Цель исследования - создание и апробация теоретической и практической модели шахмат, как многофакторного синтеза адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования на базе Российского государственного социального университета (РГСУ).

Объект исследования - шахматы как вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида в актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала, социализации, интеграции и реинтеграции в общество.

Предмет исследования - теоретические, теоретико-методологические и технологические основы шахмат как средства и механизма реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения, спортивной и досуговой деятельности.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработка теоретической концепции и практической модели адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации будет стимулировать интеллектуальное развитие лиц с инвалидностью; выработка на этой основе комплекса практических рекомендаций позволит не декларативно, а реально формировать деятельностные компетенции в процессе реабилитации данной группы лиц.

В соответствии с гипотезами поставлены следующие задачи исследования:

  1. Определить базовые понятия, структурировать принципы, основные концепции методологии, компонентный состав, методы и организационные формы шахмат как вида адаптивной физической культуры.
  2. Провести контент-анализ современного состояния отечественных и зарубежных исследований, посвященных использованию педагогических ресурсов шахмат в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Теоретически обосновать состав и содержание структурных и функциональных компонентов реабилитационной технологии, основанной на использовании ресурсов адаптивного шахматного обучении, спорта и рекреации; определить основные компоненты структуры профессиональной деятельности специалиста по адаптивному обучению, спорту и рекреационной деятельности.
  4. Создать развитую инклюзивную образовательную среду для адаптивного шахматного обучения; разработать и внедрить дидактические инфокоммуникационные образовательные ресурсы в педагогический процесс на базе интернет-портала «Шахматная Планета», государственных учреждений комплексных центров социального обслуживания (ГУ КЦСО) «Южнопортовый» и «Марфино» г. Москвы и РГСУ.
  5. Разработать рабочую учебную программу «Основы адаптивного шахматного спорта» и контрольно-измерительные материалы на основе Федеральных образовательных стандартов третьего поколения, офисную прикладную программу «Зачет по адаптивному шахматному спорту»; учебные и методические монографии и пособия. Внедрить учебную программу «Основы адаптивного шахматного спорта» в педагогический процесс в качестве основной программы высшего профессионального образования «Физическая культура» для образовательной, спортивной и досуговой деятельности студентов-бакалавров специальных медицинских групп РГСУ.
  6. Реализовать реабилитационную технологию адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации локально и дистанционно, проверить ее дидактическую возможность в развитии интеллектуального потенциала, значимых качеств индивида; оценить эффективность занятий шахматами, как фактор повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями и представить комплекс практических рекомендаций.
  7. Создать на базе РГСУ научно -методический центр инклюзивного шахматного образования по распространению модели и идеологии опережающего адаптивного шахматного обучения в системе комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, используя проектно-целевой подход.

Экспериментальная часть

Эмпирическую базу апробации реабилитационной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации составили результаты основных педагогических исследований на интернет-портале «Шахматная Планета», в государственных учреждениях КЦСО «Марфино» и «Южнопортовый» г. Москвы, а также в РГСУ в реальных условиях учебного процесса обучения студентов.

В качестве дидактических средств обучения были использованы шахматные информационно-поисковые системы, специализированный учебно-методический программный комплекс «Шахматные уроки Анатолия Карпова», учебно-методический комплекс «Шахматный Университет», авторская электронная база «Мышление схемами», шахматные компьютерные программы, а также информационные, обучающие и игровые порталы Интернет. На трех этапах исследования было задействовано более 1200 человек с ОВЗ. В таблице представлена схема апробации реабилитационной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации.

Таблица

Схема эксперимента по апробации реабилитационной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации

Этапы эксперимента

I этап «Адаптивный шахматный спорт»

II этап «Адаптивная шахматная рекреация»

III этап «Адаптивное шахматное обучение»

Место проведения

Интернет-портал Chessplanet.ru

ГУ КЦСО г. Москвы «Марфино», «Южнопортовый»

РГСУ, г. Москва

Временной интервал (гг.)

2005-2008

2008-2012

2012-2015

Контингент (чел.)

28

211

997

Базовые дидактические концепции и теории обучения

  1. Программированное обучение
  2. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

Основные компоненты шахмат

  1. Адаптивное обучение.
  2. Адаптивный спорт.

  1. Адаптивное обучение.
  2. Адаптивная рекреация.

  1. Адаптивное обучение.
  2. Адаптивный спорт.
  3. Адаптивная рекреация.

Организационные формы обучения

Дистанционная (очная и заочная)

Очная, дневная

  1. Очная, дневная
  2. Дистанционная (очная и заочная)

Дидактические средства

  1. Информационно-поисковые системы.
  2. УМК.
  3. Компьютерные программы.
  4. Шахматные интернет-порталы.
  5. Электронная база «Мышление схемами»

  1. Книги.
  2. Развивающие игры.
  3. Стандартный шахматный инвентарь.

  1. Книги.
  2. Развивающие игры.
  3. Стандартный шахматный инвентарь.
  4. Электронный образовательный программный комплекс.
  5. Информационно-поисковые системы.
  6. УМК.
  7. Компьютерные программы.
  8. Шахматные интернет-порталы.
  9. Электронная база «Мышление схемами».

Методы обучения

  1. Веб-занятия.
  2. Телеконференция.
  3. Телеприсутствие.

  1. Фронтальный.
  2. Групповой.
  3. Метод индивидуальных заданий.
  4. Круговая тренировка.

  1. Фронтальный.
  2. Групповой.
  3. Метод индивидуальных заданий.
  4. Круговая тренировка.
  5. Веб-занятия.
  6. Телеконференция.
  7. Телеприсутствие.

Подчеркнем, что основными видами (компонентами) адаптивной физической культуры применительно к шахматам, как интеллектуальному виду спорта, являются адаптивное шахматное обучение, адаптивный шахматный спорт (массовый и спорт высших достижений) и адаптивная шахматная рекреация. Рассмотрим детально каждый из этапов педагогического эксперимента, где были задействованы все компоненты адаптивных шахмат. В качестве теоретико-методологических основ проектирования реабилитационной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации была использована концепция программированного обучения, выдвинутая Б. Ф. Скиннером, и теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий Н. Ф. Талызиной и П. Я. Гальперина [4].

I этап «Адаптивный шахматный спорт», 2005-2008 гг. Процесс развития коммуникации с использованием технических средств, являясь отражением общих закономерностей развития человечества, приобрел черты глобального характера. В современных условиях в России усилиями исследователей Я. А. Ваграменко, В. Н. Богатыря, К. К. Колина, Е. С. Полата, С. А. Бешенкова сформированы методологические основы, концептуальные положения применения дистанционной формы обучения и доказано её преимущество в обучении для лиц с ОВЗ. Изучив труды этих ученых, была выдвинута следующая гипотеза исследования: использование возможностей дистанционного обучения основам шахмат может активно способствовать социализации и интеграции инвалидов, создавая компьютерные навыки и умения для успешного участия в полезном труде. Объектом исследования был педагогический процесс обучения инвалидов основам адаптивного шахматного спорта в дистанционной форме. Необходимо было спроектировать и апробировать информационно-коммуникационную технологию дистанционного обучения шахматам лиц с ОВЗ, разработанную на основе концепции программированного обучения. В 2005 году программистами фирмы «Дайв» и автором статьи в качестве шахматного эксперта был разработан интернет-портал «Шахматная Планета», где возможно играть в шахматы, общаться в форумах и чатах, а также обучаться и обучать. В течение последующих лет в режиме реального времени были проведены 54 лекции, дополнительно с несколькими шахматистами было осуществлено индивидуальное обучение (рис. 3). Подчеркнем, что на интернет-портале «Шахматная Планета» создана инклюзивная среда обучения, а разработанная лекционная программа и процесс обучения учитывал потребности каждого слушателя. Эта среда позволяла эффективно проводить занятия по шахматам с лицами, имеющими ограничения по здоровью, определяемыми такими параметрами, как нозология, возраст, социальный и экономический статус индивида.

33.png

Рис. 3. Проведение индивидуального урока.

Среди обучающихся шахматистов семнадцать были с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА), одиннадцать - с различными нарушениями слуха и зрения. Инклюзивное обучение строилось на принципах самостоятельности, активности и ответственности. В процессе обучения слушателям удалось повысить свое шахматное мастерство и приобрести хорошие компьютерные навыки.

На рисунке 4 представлена многокомпонентная система тренировок обучающихся шахматистов. Подчеркнем, что в настоящее время информационная подготовка в шахматах является основным детерминирующим фактором, и именно этим обусловлено отличие шахмат как вида спорта от других видов. Все шахматисты развили свое технико-тактическое мастерство, также были достигнуты высокие спортивные результаты. В процессе тренировки использовалась авторская электронная база «Мышление схемами», основанная на применении теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и компьютерная программа «Стратегия», разработанная ООО «Дайв». В электронной базе «Мышление схемами» было представлено более пятисот стратегических позиций для решения из творчества чемпионов мира по шахматам. Синергетический эффект совместного использования в дистанционном обучении материалов электронной базы и компьютерной программы на интернет-портале «Шахматная Планета» обеспечил высокое владение техникой шахматной игры и развил стратегическое и тактическое мышление. В 2008 году А. В. Комиссаров, слабовидящий шахматист, имеющий детский церебральный паралич стал чемпионом мира в составе сборной команды России среди слепых и слабовидящих шахматистов. Годом позднее А. В. Габриелян, имеющий проблемы со зрением, стал международным гроссмейстером среди мужчин по шахматам. Для теоретико-методологического обоснования инновационной модели развития технико-тактического мастерства и внедрения ее в тренерскую практику издана монография «Стратегия чемпионов. Мышление схемами», созданная на основе электронной базы «Мышление схемами» [4].

44.png

Рис. 4. Структура современной системы тренировок в шахматах.

Наряду с нестандартным шахматным программным обеспечением слушателями были на хорошем уровне изучены стандартные офисные MS программы: Word, MS Office Outlook, Outlook Express, Access, Excel, PowerPoint. Так как некоторые лекции из-за участия в сессиях иностранцев были проведены на английском языке, слушателями постепенно были получены базовые знания по английскому языку. Трое шахматистов из этой группы окончили Московский технический университет связи и информатики. Впоследствии они сумели трудоустроиться в компании, деятельность которых связана с развитием инфокоммуникационных технологий. Двадцать шахматистов с особенностями развития в настоящее время трудятся педагогами дополнительного образования в разных регионах страны.

Отметим, что основная проблема для внедрения дистанционной формы шахматного (или иного) обучения состоит в том, что около 85 % инвалидов от 15 лет и старше не имеют возможность для выхода в Интернет. Тем не менее, итоги адаптивного дистанционного шахматного обучения в 2005-2008 гг. на базе интернет-портала «Шахматная Планета» позволяют сделать следующие выводы:

  1. Раскрытие эвристического потенциала шахмат позволило создать не только концепцию и теоретическую модель использования интеллектуально-деятельностного ресурса шахматной игры, но и осуществить их практическую реализацию путём формирования активной инклюзивной обучающей среды.
  2. Определение особых взаимосвязей шахматной игровой и интеллектуальной деятельности даст возможность социализации и реабилитации лиц с особенностями развития.
  3. Возможность использования в системе подготовки шахматистов с проблемами в здоровье дистанционной формы, как основной.
  4. Информационная подготовка являются детерминирующим факторам в шахматном обучении, и подготавливает лиц с особенностями развития к полезному труду в качестве социально значимых членов общества.

II этап «Адаптивная шахматная рекреация», 2008-2012 гг. На втором этапе шахматы в качестве компонента адаптивной интеллектуальной рекреации были апробированы на базе ГУ КЦСО «Марфино» и «Южнопортовый» г. Москвы в рамках реализации программы по социальной реабилитации и интеграции людей с ОВЗ «Доступная Высота» силами преподавателей, студентов и аспирантов РГСУ [6]. Концепцией программы стала организация досуга через разнообразные игровые формы обучения шахматам инвалидов и маломобильных групп населения с учетом их интересов к спортивным занятиям и состояния здоровья. Объектом исследования был педагогический процесс обучения инвалидов основам шахмат в стандартной форме. Еженедельно по расписанию проводились учебные занятия спортивные соревнования по шахматам среди лиц, состоящих на социальном обслуживании в указанных центрах. В процесс шахматного обучения были вовлечены 211 человек. В обучении были использованы специализированные книги и специальный шахматный, игровой инвентарь. В качестве основных развивающих игр были использованы: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура».

В рамках реализации проекта были использованы социальные и социально-педагогические технологии и формы работы с детьми-инвалидами: технология спортивной реабилитации и технология социального сопровождения. В ряде случаев шахматное обучение осуществлялось на дому, где жили инвалиды, лишенные возможности передвижения. Рекреационная практика показала, что шахматные занятия удовлетворяли потребности в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга. Полученные шахматные знания позволили трем детям с ОВЗ продолжить свое обучение в «Шахматной школе Анатолия Карпова» г. Москвы.

Можно констатировать, что этот компонент шахмат, как вид адаптивной физической культуры, имеет высокий потенциал вследствие того, что:

  1. Шахматная рекреация является не только проявлением интеллектуальной активности этой группы лиц, но и является эффективным способом преодоления замкнутого круга общения, удовлетворения получением новой информации, знаний, умений и навыков.
  2. Процесс адаптивной шахматной рекреации расширяет границы социального опыта и повышает адаптивные возможности, способствуя успешной социализации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Подчеркнем, что для реализации практической модели использования потенциала шахмат в качестве адаптивной рекреации необходимо сформировать межведомственное социальное партнерство по созданию реабилитационного пространства лиц с особенностями развития.

III этап «Адаптивное шахматное обучение», 2012-2015 гг. Целью этого этапа являлось апробация теоретической и практической модели адаптивного шахматного обучения в качестве инновационного инструментария модернизации системы инклюзивного образования на базе РГСУ. Объектом исследования был педагогический процесс обучения студентов с особенностями развития основам адаптационного спорта в стандартной, дистанционной и комплексной формах. Ранее предмет «физическая культура» изучался студентами специальных медицинских групп РГСУ во многом формально, в виде теоретических рефератов. Однако введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) поколения «три плюс» требовали иной уровень сформированности учебно-познавательных, информационных и коммуникативных компетенций в физической культуре. В «Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы» доля направлений подготовки, по которым должна быть обеспечена реализация образовательных программ профессионального образования для лиц с ОВЗ, к 2020 году должна составить 50 % от общего числа направлений. В связи с этим преподавателями кафедры физической культуры и оздоровительных технологий РГСУ были разработана рабочая учебная программа «Основы адаптивного шахматного спорта». На основе ФГОС были подготовлены контрольно-измерительные материалы, изданы учебные пособия и монографии. Программа «Основы адаптивного шахматного спорта» стала использоваться в качестве основной программы высшего профессионального образования по профилю «Физическая культура» для образовательной, спортивной и досуговой деятельности студентов - бакалавров, занимающихся в специальных медицинских группах РГСУ (49.03.01 «Физическая культура», бакалавр). В обучении основам адаптивного шахматного спорта участие принимали студенты, имеющие вторую, третью группу инвалидности и инвалиды детства, а также студенты, рекомендованные врачебными и клинико-экспертными комиссиями поликлиник по месту жительства, для занятий физической культурой в специальных медицинских группах. В 2012/2013 гг. адаптивное шахматное обучение прошли 245 человек, в 2013/2014 гг. - 405 человек, в 2014/2015 гг. - 368 человек. В процессе обучения были использованы инновационные дидактические средства, созданные в этот период времени. Обучение студентов проходило на базе электронного образовательного ресурса «Шахматные уроки Анатолия Карпова» (2014 г.). Комплекс состоит из трех взаимосвязанных программ: клиент-сервера, интерфейса преподавателя и интерфейса ученика. Предусмотрено создание локальных и дистанционных сессий в Интернете. Для прохождения зачетов студентами была разработана прикладная офисная программа «Зачет по шахматному спорту» (2015 г.) студентом третьего курса факультета информационных технологий и техносферной безопасности А. С. Острожным. В процессе обучения 52 студента с ОВЗ выполнили спортивные разряды и получили судейские навыки.

Итоги адаптивного шахматного обучения в 2012-2015 гг. на базе РГСУ позволяют констатировать:

  1. Получение шахматных знаний, судейских навыков и выполнение спортивных разрядов позволяет нашим выпускникам вести в дальнейшем шахматное обучение в школах и комплексных центрах социального обслуживания городов Российской Федерации в качестве учителей и педагогов дополнительного образования. Это повышает их конкурентоспособность.
  2. Адаптивное шахматное обучение развивает профессионально значимые для студентов качества, такие как: логическое мышление, зрительная и оперативная память, объем внимания.
  3. Использование адаптивного шахматного обучения в качестве основной программы высшего профессионального образования «Физическая культура» может способствовать развитию уровня владения иностранными языками и уровня информационной компетентности студентов.

Результаты и их обсуждение

Научно-практическая значимость раскрытия потенциала технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации заключается в следующем:

  • создана теоретическая концепция и практическая модель использования педагогических и инфокоммуникационных ресурсов шахмат в процессе актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • определены психолого-педагогические и социальные условия актуализации интеллектуально-деятельностных ресурсов и особенности социального поведения такой категории населения, активно использующих инфокоммуникативные ресурсы шахматной игры;
  • было произведено определение перцептивно-интеллектуальных процессов (особенностей перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению) в процессе дистанционного обучения лиц с инвалидностью;
  • осуществлена интерпретация и операционализация ключевых понятий, а также обобщены методы и разработана типология обучающих методов, приемов и средств в шахматном адаптивном обучении;
  • разработана классификация и структурирование, представлено обоснование применения дидактических средств и методов обучения шахматам лиц с инвалидностью;
  • выявлены особенности взаимосвязей шахматной игровой интеллектуальной деятельности и процессов социализации лиц с инвалидностью;
  • раскрыт эвристический потенциал шахмат для педагогической науки и практики, что позволило создать теоретическую модель интеграции в образовательный процесс потенциала шахматной игры, направленный на создание благоприятной среды жизнедеятельности данной группы лиц с ограниченными возможностями здоровья и экспериментально доказана высокая эффективность создаваемой инклюзивной среды;
  • определены феноменологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья, активно занимающимися шахматами;
  • экспериментально доказано и теоретически обосновано преимущество дистанционной формы обучения шахматам для лиц с ограниченными возможностями здоровья и определены перцептивно-интеллектуальные процессы (особенности перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению) в процессе дистанционного обучения;
  • на основе сравнительного анализа отечественного и зарубежного опыта доказана уникальность созданного в результате исследования электронного ресурса «Шахматные уроки Анатолия Карпова». Созданное инфокоммуникационное обеспечение обучения шахматам превосходит имеющиеся зарубежные аналоги;
  • теоретически обоснованы и экспериментально апробирован комплекс методических рекомендаций по использованию инфокоммуникационных ресурсов шахмат в процессе актуализации интеллектуально-деятельностного потенциала и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • была создана развитая информационно - коммуникационная инклюзивная обучающая среда, обеспечивающая развитие психофизических способностей студентов и слушателей, как на учебных занятиях, так и в режиме удаленного доступа.

Выводы

Применение в педагогической и социальной практике экспериментальной технологии адаптивного шахматного обучения, спорта и рекреации в системе комплексных мер реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет направленно развивать интеллектуальный потенциал личности. Комплекс специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых умений, навыков и компетенций, полученных в процессе адаптивного шахматного обучения, занятий шахматным спортом и досуговой деятельности, делает для индивида возможным аналитически относиться к своим интеллектуальным силам и способностям, и не формально, а реально, на практике, осуществить «принцип равных возможностей». На наш взгляд, разработанная и апробированная реабилитационная технология может использоваться в качестве государственной программы социализации, интеграции и реинтеграции в общество лиц с особенностями развития.

Литература

  1. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 с.
  2. Банк документов. [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://www.rosmintrud.ru/docs/laws/75 (дата обращения: 15.08.2015).
  3. Документы. [Электронный ресурс] // Правительство России [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://government.ru/docs/16621/ (дата обращения: 15.08.2015).
  4. Михайлова И. В. Стратегия чемпионов. Мышление схемами / Ирина Михайлова. - М.: Russian Chess House, 2008. - 271 с.: ил.
  5. Михайлова И. В. Современные методы подготовки шахматистов. - М.: Издательский центр «МАСКА», 2014. - 456 с.
  6. Михайлова, И. В. Технология адаптивного шахматного обучения детей инвалидов / И. В. Михайлова, С. В. Шмелева, А. С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 7. - С. 38-41.
  7. Михайлова, И. В. Шахматы как полноправный вид спорта: современная проблематика и методологические аспекты / И. В. Михайлова, А. С. Махов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 132-140.
  8. Положение инвалидов. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 15.08.2015).
  9. Статистическая информация. [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://www.miniport.go.run/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 14.06.2015).
  10. Шахматы - самый интеллектуальный вид спорта. [Электронный ресурс] // Новости шахмат [Офиц. сайт]. - Режим доступа http://chess-news.ru/node/15652 (дата обращения: 14.06.2015).

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Не найдено ни одного элемента, соответствующего выбранным критериям.

Социальные комментарии Cackle