По итогам обсуждения основных вопросов участниками «круглого стола» решено рекомендовать:
Считать государственно-частное партнерство одним из ключевых механизмов повышения социально-экономической эффективности использования физкультурно-спортивной инфраструктуры.
1. Предложить федеральным органам исполнительной власти, в частности Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, разработать «Концепцию государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта», в которой изложить принципы и подходы для привлечения частного бизнеса в спортивную отрасль России. Предложить внести основные положения данной Концепции в Федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» и «Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года».
2. Создать при Государственном cовете при Президенте Российской Федерации комиссию по государственно-частному партнерству как площадку для систематической проработки и подготовки решений по данному направлению.
3. Разработать меры по стимулированию привлечения коммерческих организаций в спортивную отрасль при полном соблюдении ее социальных обязательств в следующих направлениях:
- Формирование рынка специализированных управляющих компаний с соблюдением прозрачных условий конкуренции, с точными квалификационными требованиями к управляющим компаниям и критериями их эффективности. Создание управляющих компаний при общероссийских и региональных федерациях по видам спорта. Поддержать опыт Ростова-на-Дону по привлечению специализированной коммерческой организации для развития отдельных направлений физической культуры и спорта.
- Упрощение и уточнение порядка прямого финансирования органами власти государственных (муниципальных) услуг в области физической культуры и спорта, оказываемых коммерческими организациями на основании государственного контракта.
-
Налоговое стимулирование организаций, эксплуатирующих спортивные сооружения, в том числе:
- уменьшение или введение нулевой ставки налога на прибыль, направляемую на реинвестирование в активы и основные фонды, меры энергосбережения и ресурсосбережения;
- уменьшение или освобождение от налога на землю, находящуюся под спортивными сооружениями (по аналогии с религиозными организациями);
- применение для организаций, осуществляющих эксплуатацию спортивных сооружений упрощенной формы налогообложения и вмененного налога;
- снижение вплоть до нулевого уровня налога на добавленную стоимость на физкультурно-оздоровительные услуги, оказываемые спортсооружениями взрослому населению.
- Кредитное стимулирование организаций, эксплуатирующих спортивные сооружения, путем создания специального государственного банка или назначения уполномоченных банков, кредитующих организации спортивной инфраструктуры по сниженным ссудным процентам.
- Тарифное стимулирование организаций, эксплуатирующих спортивные сооружения, путем введения льготных тарифов на потребляемые коммунальные услуги.
- Механизмы реализации концессионных соглашений в сфере создания и эксплуатации спортивных объектов частными инвесторами.
4. Поддержать опыт Ульяновской области и других субъектов Российской Федерации по снижению арендных платежей для организаций, осуществляющих предоставление услуг в области физической культуры и спорта. Предложить субъектам Российской Федерации использовать этот опыт в работе.
5. Разработать и внести поправки в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», обеспечивающие формирование конкурентной среды и привлечение частных компаний для управления спортивными объектами с целью предоставления услуг населению в области физической культуры и спорта, в том числе спортивно-оздоровительных услуг льготным категориям граждан. Рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный закон с целью упрощения процедуры государственного заказа, а также повторного государственного заказа спортивно-оздоровительных услуг для льготных категорий граждан.
6. Проработать механизм выделения субсидий спортивным объектам, предоставляющим льготным категориям населения (в соответствии с государственными нормативами) услуги в сфере физической культуры, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.п. Так, для охвата занятиями физической культурой и спортом льготных категорий населения (детей, школьников, инвалидов, ветеранов и др.) на спортсооружениях предусмотреть финансирование в размере предоставления им ценовых льгот на занятия физической культурой и спортом (50%, 100% и др.). Установить специальные нормативы финансирования спортивных сооружений в регионах с малой численностью населения. Установить специальные нормативы обеспеченности спортивными сооружениями, основное направление деятельности которых – работа с детьми и развитие детско-юношеского спорта. При разработке нормативов привлекать субъекты Российской Федерации для учета опыта и особенностей регионов Российской Федерации.
7. Разработать и внести поправки прямого действия в Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормативно определяющие права и обязанности руководителя спортивного сооружения, стимулирующие его мотивировать трудовой коллектив в предоставлении качественных и востребованных услуг в области физической культуры и спорта.
8. Предусмотреть меры по развитию девелопинга в сфере спортивной инфраструктуры. Разработать нормативные акты, регламентирующие механизмы партнерства между частным инвестором и государственным заказчиком (в лице федеральных или муниципальных органов власти) на проектирование и строительство спортивной инфраструктуры, особенно при решении задач комплексной жилищной застройки.
9. Предложить Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в сотрудничестве с Министерством экономического развития Российской Федерации с учетом широкого спектра климатических, демографических и социо-культурных особенностей субъектов Российской Федерации разработать типовые схемы (модели):
- привлечения коммерческой организации в качестве инвестора на стадии строительства спортивного сооружения;
- привлечения управляющей компании (оператора) для управления спортивными объектами;
- эксплуатации спортивных сооружений и финансирования деятельности организаций различных форм собственности, осуществляющих эксплуатацию спортивных сооружений.
Рекомендовать такие схемы региональным органам власти.
10. Рассмотреть вопрос о создании саморегулируемой организации, объединяющей организации, осуществляющие эксплуатацию спортивных сооружений. Ввести практику добровольной сертификации спортивных сооружений. Разработку стандартов и проведение сертификации доверить саморегулируемой организации и региональным спортивным федерациям.
Стратегическое планирование и управление отраслью физической культуры и спорта в части развития спортивной инфраструктуры
11. Разработать на федеральном уровне общие принципы управления отраслью физической культуры и спорта в части планирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры. Предусмотреть участие органов местного самоуправления в процессе принятия решений о возведении, ремонте, профилировании, эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры.
12. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации разработать методические рекомендации для анализа и оценки потребностей населения в услугах в области физической культуры и спорта, а также для формирования региональной (областной, городской, районной) карты спортивной инфраструктуры с учетом разработанных нормативов.
13. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации пересмотреть Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные» (ГОСТ Р 52024-2003, введен в действие 01.07.2003 г.), расширить список оказываемых населению физкультурно-оздоровительных услуг, а также определить государственные стандарты и нормативы для предоставления социально гарантированного пакета услуг в области физической культуры и спорта. Разработать специальные нормативы предоставления услуг в области физической культуры и спорта для отдельных категорий граждан (детей). Использовать норматив для проектирования спортивной инфраструктуры и для проведения процедур государственного заказа для привлечения частных компаний в качестве управляющей организации спортивным сооружением.
14. Разработать единую систему отчетности и оценки эффективности деятельности (экономической, бюджетной, социальной и т.д.) спортивных сооружений. Разработать и утвердить на федеральном уровне критерии социально-экономической эффективности создания и эксплуатации спортивных объектов. Рассмотреть возможность расширения формы предоставления отчетности о состоянии спортивной инфраструктуры «Сведения о физической культуре и спорте. Форма № 1-ФК» (утверждена приказом Росстата от 11.12.2008 № 309) и включения в нее сведений о коммерческих организациях. Ввести наряду с экономической рентабельностью понятие «социальной рентабельности», при расчете которой может учитываться объем оказанных льготным категориям населения спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг. Провести паспортизацию и инвентаризацию спортивных объектов различных форм собственности и хозяйствования в целях обеспечения максимально социально и экономически эффективной политики в сфере использования спортивных сооружений.
15. Министерству экономической развития Российской Федерации разработать механизм, увязывающий показатели социальной эффективности деятельности управляющей компании с экономическими стимуляторами (налоговыми, тарифными и др.). Проводить постоянно действующий семинар по данной тематике для руководителей и специалистов территориальных органов управления физической культуры и спортом.
16. Провести НИОКР по разработке научно-обоснованного подхода к проектированию и созданию спортивной инфраструктуры на уровне муниципального образования, региона, страны. Проводить постоянно действующий семинар по данной тематике для руководителей и специалистов территориальных органов управления физической культурой и спортом.
17. Разработать отвечающий современным требованиям классификатор спортивных объектов и на его основе создать общероссийский реестр спортивных объектов.
18. На основе критериев социально-экономической эффективности, разработанного подхода к размещению спортивных объектов и нормативов предоставления услуг откорректировать существующие решения в сфере инвестиционной политики по созданию и эксплуатации спортивной инфраструктуры на уровне федеральных и муниципальных органов власти.
19. Развивать маркетинг спортивно-зрелищных, физкультурно-оздоровительных и спортивно-досуговых услуг для повышения загрузки спортсооружений, особенно крупных спортивных комплексов, на массовых мероприятиях и занятиях физической культурой и спортом. Считать важной задачей маркетинга услуг спортсооружений определение эффективных цен на входные билеты для зрителей, цен на абонементы для занятий физкультурой и спортом, эффективной арендной платы от сдачи спортсооружении в аренду различным категориям арендаторов.
Проектирование и строительство объектов спортивной инфраструктуры
20. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации дополнить портфель типовых проектов модульных многофункциональных объектов и предоставлять их органам власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При разработке проектов предусмотреть возможность включения в состав объекта модулей, соответствующих специфическим характеристикам данной местности. Продолжить практику предоставления типовых металлоконструкций при возведении быстровозводимых спортивных сооружений.
21. В целях развития дворовой спортивной инфраструктуры рассмотреть возможность законодательного определения и закрепления ответственности в области планирования, проектирования, строительства и эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры на дворовых (придомовых) территорий между основными участниками взаимодействия (муниципальные органы власти, собственники придомовых территорий, государственные и коммерческие управляющие компании).
Эксплуатация объектов спортивной инфраструктуры
22. Обеспечить равные условия хозяйствования спортивным сооружениям различных организационно-правовых форм и видов собственности. Для более объективной оценки сравнительной эффективности работы спортсооружений различных форм собственности и организационно-правовых форм провести оценку их основных фондов по единой утвержденной методике, а также улучшить методику получения статистических данных их деятельности (учет зрителей, загрузки спортсооружений, посещаемости занятий и др.).
23. Предусмотреть возможность выделения органа власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования, уполномоченного осуществлять централизованный государственный заказ физкультурно-оздоровительных услуг для льготных категорий граждан. Установить право уполномоченного органа заключать договоры (после проведения конкурсных процедур) с коммерческими организациями по предоставлению централизованных услуг в области физической культуры и спорта учреждениям образования, физической культуры и спорта региона.
24. Повышать качество управления за счет повышения квалификации и уровня образования руководителей спортсооружений. Предусмотреть целевую подготовку, организацию производственной практики и отбор наиболее способных выпускников экономических вузов и факультетов университетов, специализирующихся в области экономики и управления физической культуры и спорта (специальности 022305, 033108 «Менеджмент в физической культуре и спорте»). Предусмотреть также стажировки руководителей спортсооружений в странах - лидерах в организации массовой оздоровительной физкультуры и спорта, организации спортивного досуга, развитии спорта высших достижений и профессионального спорта, обладающих современной высокоразвитой спортивной инфраструктурой.
25. Для обеспечения обновления основных фондов, ускоренной модернизации спортивных сооружений и дорогостоящего оборудования, для стабилизации и снижения материальных затрат на содержание спортсооружении в условиях роста тарифов на коммунальные услуги, стоимости ремонта в условиях их растущего износа предлагается:
- рассмотреть возможность сокращения сроков амортизации оборудования;
- использовать механизм лизинга; рассмотреть возможность создания компании, специализирующейся в лизинге дорогостоящего спортивного оборудования;
- стимулировать внедрение автоматизированных информационных систем, АСУ и контроля, в частности, для обеспечения безопасности зрителей и участников массовых спортивно-зрелищных и культурно-зрелищных мероприятий;
- стимулировать обеспечение всепогодности и всесезонности использования спортсооружении;
- стимулировать широкое применение ресурсосберегающих, энергосберегающих технологий.
26. В целях эффективного использования целевого финансирования в сфере модернизации спортивных сооружений предусмотреть перераспределение части финансовых потоков в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» в сторону поддержания существующих региональных и муниципальных спортивных объектов (капитальный ремонт, модернизация объектов современными техническими системами и оборудованием и т.п.).
Анализ эффективности деятельности объектов спортивной инфраструктуры
27. Ежегодно проводить сбор и анализ данных о состоянии спортивной инфраструктуры в соответствии с разработанными формами отчетности, методикой оценки эффективности и установленными критериями социально-экономической эффективности создания и эксплуатации спортивных объектов.
28. Провести обучение специалистов соответствующих региональных и муниципальных органов использованию методики оценки эффективности спортивных сооружений. Рекомендовать органам власти субъектов Российской Федерации, органам власти муниципальных образований проводить анализ в соответствии с рекомендованной методикой.
Другие мероприятия
29. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разработать меры по развитию индустрии спортивного оборудования и инвентаря.
30. Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации проводить работу по популяризации и пропаганде физической культуры и спорта, а также информированию населения об участии коммерческих организаций в развитии отрасли.