Несмотря на довольно широкое развитие исследовательских работ в области психологии спорта, вопрос о специфических особенностях и о психологической структуре спортивной деятельности до сего времени остается недостаточно исследованным. Между тем спорт в его различных видах представляет собой благоприятную базу для психологического анализа данной специфической деятельности человека. Этому способствует высокая конкретность и высшая степень определенной спортивной деятельности, разнообразие ее видов, обусловленность участием всех без исключения психических функций человека, наличие обостренных ситуаций. Все это облегчает возможность наблюдать и исследовать психические функции и черты личности спортсменов в самых различных взаимосвязях и степенях (уровнях) выраженности.
Необыкновенная насыщенность спорта самыми различными по качеству и интенсивности эмоциональными переживаниями, огромная роль, которую в нем играют различные формы взаимоотношений личности и коллектива, также способствуют данным исследованиям.
Для понимания специфики спортивной деятельности актуальное значение приобретает проблема классификации видов деятельности, свойственных человеку. В психологии существует традиционное деление деятельности на 3 вида, к которым почти все авторы относят труд, игру и учение с их многочисленными подразделениями. Непосредственное ознакомление с деятельностью человека во всем ее многообразии заставляет признать эту классификацию недостаточной, упускающей наличие других важных видов деятельности человека, требующих серьезного психологического изучения.
Изучая психологическую структуру деятельности, необходимо учитывать все ее конкретные виды, среди которых спортивная деятельность приобретает все большее значение в жизни современного общества.
I
Анализ психологической структуры спортивной деятельности не может быть выполнен, если соответствующие исследования не будут опираться на анализ человеческой деятельности вообще. Поэтому в план данного исследования включена также и задача выявить структурно-психологические особенности деятельности человека.
В трудах по общей психологии до сего времени не дано адекватного психологического определения понятия деятельности, хотя и указывалось неоднократно на большое значение этой проблемы для психологии. Так, С. Л. Рубинштейн в своей работе «Основы психологии», отводя большое место проблеме деятельности в психологии, не дает такого определения, ограничиваясь перечислением основных свойств или отдельных существенных психологических черт человеческой деятельности. Некоторые авторы выдвигают определение понятия деятельности как совокупности действий человека, направленных на удовлетворение его интересов и потребностей. Однако и такое определение не является совершенным, поскольку у человека нередко наблюдаются виды деятельности, не связанные с его потребностями и интересами и даже находящиеся в противоречии с ними.
Если в мире животных деятельность действительно направлена на удовлетворение жизненно важных потребностей животной особи и вида, то у человека, являющегося существом, ведущим общественный образ жизни, диапазон видов деятельности необыкновенно широк, он охватывает области, имеющие первостепенное значение уже не для отдельного индивида, а для существования и развития человеческого общества в целом.
Благодаря этому и для каждого отдельного человека выполняемая им деятельность является существенной главным образом постольку, поскольку она характерна для него как для члена общества. С этих позиций следует рассматривать и психологические особенности отдельных видов человеческой деятельности.
Любой вид человеческой деятельности наряду с присущими ему специфическими чертами, позволяющими выделить его как отдельный вид, характеризуется и определенными общими чертами. Психологические аспекты социальной обусловленности должны найти свое место и в психологической структуре спортивной деятельности.
Спорт помимо специфических содержит также и основные общие черты человеческой деятельности, которые часто играют не меньшую роль в обеспечении эффективности спортивной деятельности, чем ее специфические черты. Эти общие для всех видов деятельности черты выступают в спорте не менее ярко, чем специальные, что позволяет использовать психологическое изучение спортивной деятельности также и для решения ряда вопросов общей психологии, касающихся проблемы деятельности.
II
В изучении психологических особенностей деятельности советская психология исходит из принципа единства, органической связи деятельности (любого ее вида) и личности человека: деятельность неотделима от личности; в то же время личность немыслима вне деятельности. Для понимания сущности и психологических особенностей деятельности необходимо поставить их в связь с сущностью и психологическими особенностями личности человека. Для этого полезно руководствоваться следующими основными понятиями:
- человек - живое существо, являющееся высшим, наиболее совершенным представителем животного мира, наделенное сознанием и речью, с их помощью отражающее и преобразующее окружающую действительность, способное изобретать орудия и применять их в своей деятельности, добывающее средства к существованию с помощью труда, ведущее общественный образ жизни;
- личность - конкретный человек во всем многообразии его социально психологических особенностей, субъект общественной деятельности и отношений;
- индивид - каждая отдельная личность;
- коллектив - та или иная совокупность людей, объединенных общностью целей и вида деятельности, совместно добивающихся решения стоящих перед данным коллективом задач.
Исследуя проблему личности, советская психология имеет в виду психологические особенности и свойства человека, развивающиеся и проявляющиеся у него, как члена общества. Личность немыслима вне общества, так же как и человеческое общество не может существовать без составляющих его личностей. Человек всегда является членом того или другого общественного коллектива - семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии, спортивной команды и т. д. Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива в значительной степени определяют собой формирование индивидуальных черт личности.
Поскольку личность социально обусловлена, это понятие относится только к человеку и не применимо в отношении животных, жизнедеятельность которых обусловлена исключительно биологическими закономерностями.
Отличительными психологическими особенностями личности являются:
а) Самосознание. Человек, как личность, сознает себя прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим (телесным) обликом - «Я». Вместе с тем в этом конкретном понятии «Я» человек обязательно отражает в той или иной степени и свойственные ему психологические особенности и черты, свой духовный облик. Одновременно он противопоставляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из окружающей людской среды.
б) Сознание непрерывности и тождественности своего «Я». В процессе жизни личность человека все время изменяется, развивается под влиянием как природных условий, так и социальной среды. В разные периоды жизни человека (ребенок, юноша, взрослый, старик) резко меняется не только его внешний облик, но и психические черты. И все же, несмотря на эти изменения, человек не теряет сознания своего «Я», продолжает сознавать свою тождественность с тем, чем он был в прожитые периоды своей жизни.
в) Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежащих данной личности психических функций, состояний и свойств, как в специфических особенностях их качества (содержания), так и в способах и формах проявления. В реальной действительности психические процессы и состояния человека никогда не являются изолированными друг от друга функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому конкретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельностью. То же самое относится и к свойствам личности: они всегда индивидуальны, принадлежат именно этой, а не другой личности. Ввиду крайнего многообразия индивидуальных особенностей людей нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е. полностью повторяли бы друг друга.
г) Саморегулирование - способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояниями в связи с требованиями социальной среды или условиями выполняемой деятельности. Человек не механически приспосабливается к окружающей его среде, а сам является органическим и вместе с тем сознательным и активным членом этой среды, избирательно воспринимает ее воздействия, перерабатывает, оценивает их и управляет своим поведением в связи с этой оценкой.
д) Активность. Личность всегда деятельна, иначе она не может существовать в окружающей ее социальной и природной среде. Только в процессе социально обусловленной деятельности человек превращается в личность; в зависимости от характера (типа), содержания деятельности в данной социальной среде и способов ее выполнения и формируются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только в процессе деятельности, где выражается присущее качество активности: «Всякая деятельность человека исходит от него как от личности, как субъекта этой деятельности» (С. Л. Рубинштейн).
е) Релятивность (отношение). Являясь активным членом общества, человек всегда находится в условиях определенных отношений с окружающими его людьми и обществом в целом - семейных, бытовых, производственно-трудовых, экономических, социально-классовых, идейных и т. д. Вне этих объективных отношений он не может существовать как конкретный член общества, неизбежно вступая в своей жизни и деятельности в различные межлюдские связи и формы поведения. Эти общественные отношения и определяют собой истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека всего лишь как существо отдельное, изолированное (абстрактное) от общества, членом которого он является.
Объективно существующие в обществе отношения, являющиеся необходимыми условиями существования самого общества, субъективно отражаются в сознании человека в виде тех или других (имеющих «релятивный» характер) понятий, эмоциональных переживаний, волевых стремлений, социальных чувств, моральных требований и норм поведения, политических взглядов и убеждений и т.д., представляющих в своей совокупности важные черты личности, практически проявляющиеся в поведении и деятельности человека.
д) Единство психологических функций и свойств. Личность многообразна в своих психологических особенностях, свойствах и отношениях. Однако эти психические функции и свойства личности не являются разобщенными. Все они представляют собой свойства личности как реального единства. Этим обусловлены их взаимосвязь и взаимозависимость. Личность всегда едина при всем многообразии своих свойств. Последние не являются какой-то механической суммой отдельных качеств: они закономерно связаны друг с другом, будучи свойствами личности, и в своей совокупности характеризуют личность в целом с ее психологической стороны.
III
Большое теоретическое и научно-практическое значение имеет проблема психологической структуры личности человека. Личность представляет собой сложное явление. Чтобы уяснить себе ее психологическую структуру, надо исходить из общего понятия структуры. Это общее понятие о структуре сложного явления, о взаимоотношении и взаимообусловленности целого и его частей необходимо иметь в виду и при анализе психологической структуры личности: в эту структуру входят жизненно важные психологические особенности и свойства личности, обеспечивающие ее деятельность, как члена общества, и сами, в свою очередь, обусловливаемые сущностью личности, как биосоциального явления.
В последнее время многими психологами были высказаны различные соображения о структуре личности. Однако в том, что касается психологических особенностей личности, эти соображения, по нашему мнению, не поколебали традиционных положений о психологическом строении личности человека.
- В свете высказанных выше положений о понятии структуры сложного явления при анализе психологической структуры личности человека, как социально деятельного существа, необходимо, по нашему мнению, учитывать следующие аспекты: психические черты личности, которые определяют собой активный характер действий человека в социальной среде. Это будет направленность личности, выражающаяся в ее потребностях, интересах, мировоззрении, политических убеждениях, моральных чувствах и нормах поведения;
- психические черты личности, в которых закреплены и проявляются конкретные субъективные отношения человека к социальной среде и выполняемой деятельности, т.е. характер человека во всем многообразии его проявлений;
- психические свойства личности, которые определяют динамику ее проявлений в различных видах деятельности и отношений с окружающей средой, т.е. черты темперамента человека с его типологическими особенностями (Имеются в виду черты темперамента, как они проявляются в психологических особенностях личности, если не сводить этот вопрос только к физиологической основе этих черт);
- психологические свойства личности, которые определяют собой потенции человека в выполнении той или другой деятельности, в его служении интересам и потребностям общества, т.е. способности во всем их многообразии и уровнях развития.
Все указанные черты психологической структуры личности обязательно должны входить в состав этой структуры, поскольку они полностью удовлетворяют понятию структуры взаимоотношения целого и его частей: все они проявляются обязательно в деятельности человека, как члена общества; все они взаимосвязаны друг с другом и в той или иной степени взаимообусловлены; нарушение или ослабление функции каждого из них неминуемо влечет за собой нарушение или снижение эффективности выполняемой личностью деятельности, а следовательно, и отражается на характере взаимоотношении личности со средой.
Указанные составные части психологической структуры личности исторически обусловлены: они возникли и получили свое развитие в процессе общественно трудовой деятельности и потому выражают общественную сущность человека, характеризуют те его черты, которые развились у человека как члена общества; их нельзя рассматривать как продукт только биологического развития человека.
IV
Человек представляет собой биосоциальное существо, и это накладывает определенный отпечаток на его личность. Будучи членом общества, он выступает перед нами как личность, будучи природным существом, - как животный организм. Эти две стороны личности человека, биологическая и социальная, взаимосвязаны и представляют собой определенное единство, причем биологические особенности участвуют в структуре личности в основном в снятом виде, преломленными в его социально-психологических чертах, являющихся главными в человеческой личности. Однако они все же существуют (и никогда не исчезнут), составляя необходимую телесную основу личности, без которой она вообще не может существовать, не может жизненно и социально себя проявлять. Поэтому нельзя полностью игнорировать биологическое начало в личности человека и сводить ее только к социальным проявлениям.
Имеется ряд биологических факторов, влияющих на психологию личности, которые подчинены исключительно природным закономерностям и не могут быть изменены: например, пол человека, его эмбриональное развитие, формирование жизненно важных органов в постнатальном развитии, биологическое созревание, изменение жизненных процессов в организме в различные возрастные периоды и т. д.
Биологические особенности личности существуют реально и оказывают большее или меньшее влияние на ее психологические черты в зависимости от их сложности и содержания. Примером может служить возникновение сексуальных влечений и эмоций в связи с половым созреванием, а также их особенности в зависимости от пола человека.
Динамика биологических отправлений организма также оказывает влияние на психику человека, изменяя характер (качество) и интенсивность психических процессов и состояний личности в зависимости от повышения или понижения жизненного тонуса организма (например, в состоянии бодрости или утомления). В ряде исследований отмечается влияние уровня физического развития человека на эмоционально-волевые проявления личности, а также обусловленность психологических особенностей личности определенными типологическими особенностями нервной системы человека. Последнее особенно ярко проявляется при некоторых нервно-психических заболеваниях и др.
Психологические особенности личности претерпевают определенные, иногда очень стойкие изменения под влиянием физического воспитания, систематических и интенсивных занятий спортом. Чтобы правильно понять это влияние, необходимо уточнить понятие о спорте, как общественном явлении.
V
Проблема социальной направленности спортивной деятельности приобретает в современном спорте все большее и большее значение. Она является основной для решения вопроса о природе и сущности физического воспитания как социального явления.
Спорт, как и всякий другой вид деятельности, определенно и неминуемо отражает в себе специфические социальные стороны того общества, в котором он существует. Об этом свидетельствует весь ход исторического развития физического воспитания и спорта.
В соответствии с такой постановкой вопроса проблема социальной направленности физического воспитания и спорта должна рассматриваться в связи с мотивацией спортивной деятельности и социально обусловленными формами организации спортивных занятий и соревнований.
Спортивная деятельность, как и всякая иная, не может существовать сама по себе: она всегда возникает и направляется определенными мотивами и всегда протекает в определенных организационных формах, которые в своем существе диктуются данным обществом и потому обязательно отражают (несут в себе) его социальные особенности.
В связи с этим в различных общественных формациях спорт, казалось бы имеющий одно и то же содержание, будет решать различные, иногда диаметрально противоположные социальные задачи.
Это положение встречает возражения у некоторых психологов спорта, которые считают, что вопросы нравственного воспитания личности должны рассматриваться как определяемые влияниями, находящимися вне спортивной деятельности; последняя, по их мнению, должна интересовать психологов спорта лишь со своей моторной и спортивной стороны. Эта точка зрения рассматривает спорт как общечеловеческое социальное явление, не зависящее от социальной структуры общества, проявляющее себя совершенно одинаково в самых различных исторически развивающихся общественных формациях. Такая позиция в данном вопросе на практике приводит к узкому техницизму в работе тренеров, к сведению всей педагогической работы только к формированию технических навыков и способностей спортсменов. Подобный подход, однако, не может уничтожить того сильного социально-нравственного воспитывающего влияния, которое оказывает спорт на личность. Спортивные занятия и соревнования обязательно содержат в себе и мотивацию нравственного характера (например, сугубо спортивную или, наоборот, резко выраженную материальную заинтересованность спортсмена в данном мероприятии) и социально обусловленные формы организации занятий.
Социально-психологические стороны спортивной деятельности не могут игнорироваться при организации и проведении спортивных тренировок и соревнований, поскольку они органически (неотъемлемо) в той или иной классово обусловленной форме обязательно в них присутствуют, составляя, таким образом, органическую структурную социально-психологическую черту спортивной деятельности. Эти социально-психологические аспекты спортивной деятельности ставят перед нашими тренерами задачу огромной педагогической важности — воспитание целостной личности спортсмена, как члена социалистического общества, не ограничивая свои задачи формированием только спортивно-технических навыков и способностей.
VI
Психологический анализ спортивной деятельности показывает, что в ней проявляются многочисленные психические функции, свойственные человеку, а также разнообразные черты его личности, в том числе и социально-психологические. Материалы психологических исследований различных видов спортивной деятельности позволяют (несколько схематично) так определить психологическую структуру спортивной деятельности:
а) Идейная направленность спортивной деятельности, ее общественное значение. Эта структурная сторона деятельности находит свое выражение прежде всего в мотивах, побуждающих человека к данной деятельности.
Как правило, в этих мотивах отражается отношение спортсмена к обществу вообще, к занимаемому им положению в этом обществе, к выполняемой деятельности. В связи с проблемой мотивации деятельности в психологии часто говорят о противоречии между общественно-значимыми и личностно-значимыми мотивами. Это положение требует уточнения.
Нельзя понимать личностно-значимые мотивы как отражающие потребности только личности, которая берется сама по себе, вне какой бы то ни было связи с обществом. Конкретные исследования личностно-значимых мотивов в области спортивной деятельности показывают, что эти мотивы (например, стремление исключительно к личному успеху, к личному материальному благополучию и т. д.) в своей основе всегда определяются обществом, наличием в нем групп с резко выраженной частнособственнической психологией.
С другой стороны, общественно-значимые мотивы нельзя рассматривать как имеющие значение только для общества в отрыве от интересов отдельной личности. Для спортсменов, которые руководствуются в своей деятельности общественно- значимыми мотивами (например, социалистический патриотизм, забота о чести спортивного коллектива и др.), последние приобретают одновременно и личностно-значимый характер. Сохраняя свое общественное значение, они становятся не какими-то внешними (диктуемыми со стороны), а его собственными личными мотивами.
Эта проблема приобретает большое значение в связи с процессом воспитания личности спортсмена. Поскольку те или другие мотивы всегда общественно обусловливаются, воспитание правильных мотивов сводится не просто к их осознанию (хотя бы в вербальной форме), а к замене в сознании человека одной системы общественной обусловленности мотивов другой, более правильной или более соответствующей интересам не какого-то абстрактного, а данною общества, его конкретной группы, класса.
Традиционная психология среди мотивов деятельности на первое место ставит потребности и интересы. Если рассматривать мотивацию деятельности с социально-психологической стороны, то нельзя забывать и о таких мотивах, как чувство долга, сознания обязанности перед обществом. Например, мотив долженствования, ответственности за порученную деятельность и участие в ней является наиболее частым в социалистическом обществе.
Идейная направленность имеет первостепенное значение в психологической структуре спортивной деятельности. Конечно, психолог, изучающий спортивную деятельность, должен сосредоточивать свое внимание на тех ее психологических чертах и особенностях, которые связаны с выполнением мышечных движений и действий, поскольку именно мышечные действия специфичны для спортивной деятельности. Но эти действия выполняются не сами по себе, не вне связи с социально-психологическими особенностями личности спортсмена. В их психологической структуре органическую и существенную часть занимают идейные мотивы, которыми руководствуются спортсмены в своей деятельности. Только благодаря этому спортивная деятельность оказывает огромное влияние не только на укрепление физических качеств организма спортсмена, но и на развитие социально-психологических черт его личности.
б) Технические приемы, рабочие операции процесса Деятельности. В подготовке квалифицированных кадров для тех или других видов деятельности большое значение имеет овладение необходимыми для этой деятельности техническими приемами. Последние являются необходимым элементом психологической структуры любого вида деятельности. Особенности технических приемов деятельности, ее рабочие операции являются необходимой составной частью психологической структуры спортивной деятельности, в которой предъявляются высокие требования к овладению спортсменом специализированной техникой движений в отношении их силы, быстроты, точности, координированности.
в) Двигательные навыки, имеющие специальное значение в структуре спортивной деятельности. Психологические исследования в области спорта вносят некоторые уточнения в само понятие навыка как структурного элемента деятельности. В общей и педагогической психологии в течение многих лет господствовало понимание навыков как «автоматизированных компонентов сознательной деятельности». Автоматизм, механическое выполнение деятельности или ее отдельных операций без привлечения сознания считались самой существенной, обязательной стороной навыков. Считалось, что навык и осознанное выполнение деятельности несовместимы. Отсюда делался вывод: чтобы перевести деятельность на уровень навыка, необходимо ее автоматизировать, т. е. путем повторных упражнений постепенно снизить, а потом и полностью исключить роль сознания при выполнении данного действия. Но так как полностью исключить сознание из тех или других видов деятельности в большинстве случаев оказалось невозможным, принцип автоматизма перенесли на отдельные операции (а не на действие в целом) и навыки стали понимать как автоматически выполняемые компоненты сознательной деятельности. С распространением этого принципа на все и всяческие навыки нельзя согласиться. Об этом убедительно свидетельствует всесторонний анализ психологической структуры спортивных навыков.
В спортивной деятельности мы имеем дело с многообразными и достигающими высокого совершенства двигательными навыками. Но в спорте эти навыки, во-первых, представляют собой, как правило, целостные, законченные в своей структуре действия, а не их отдельные компоненты. И тренер, и сам спортсмен ставят перед собой задачу формирования навыка сложного, целостного действия, как, например, прыжок, метание снаряда, остановка мяча в процессе игры, удар по мячу и т. д., а не формирование отдельных компонентов этого действия в виде тех или иных движений рук, корпуса, ног и т. д. Конечно, в сложном спортивном действии можно и следует различать отдельные элементы, входящие в его структуру, но эти элементы приобретают то или иное значение не сами по себе, а только в связи с целостной структурой действия. И формируются они правильно лишь в процессе целостного действия, а не как отдельные операции.
Во-вторых, во многих, и притом в главных, видах спортивные действия выполняются не автоматически, а под контролем сознания. Вот почему спортсмен, достигший совершенства в выполнении того или иного спортивного действия, может свободно и детально рассказать, как он это действие выполнял и какие при этом допустил ошибки. А между тем это было действие, характеризуемое как двигательный навык.
Специальные исследования показывают, что главным в общем психологическом понятии навыка является совершенство выполнения действия, достигаемое в процессе его специальной тренировки (целенаправленного повторного выполнения). В видах деятельности, имеющих ответственный или особо значимый для исполнителя характер, эти навыки выполняются осознанно. В других видах деятельности, не имеющих ответственного для исполнителя значения (например, в ряде трудовых и особенно бытовых действий), соответствующие им навыки автоматизируются, выполняются механически, без участия сознания, но при этом часто несовершенно, с ошибками. Анализ этих особенностей навыков имеет существенное значение при разработке психологической характеристики той или другой деятельности.
г) Уровень развития и качественные особенности ряда психических, в частности сенсомоторных, функций. В спортивной психологии открыта целая область так называемых специализированных восприятий - «чувство воды» у пловцов, «чувство времени» у бегунов, «чувство мяча» у футболистов, «чувство дистанции» у фехтовальщиков и др. Думается, что специализированные восприятия имеют место и в других видах деятельности и должны изучаться как важные составные части психологической структуры данной деятельности. Поэтому следует подчеркнуть роль в отдельных видах деятельности идеомоторики, т. е. способности выполнять действия не под влиянием непосредственного стимула, а по представлению.
д) Специальные знания (их содержание, объем и глубина), относящиеся к данной деятельности, без которых эта деятельность не может быть выполнена или выполняется несовершенно; их конкретность и специализированный характер. Например, знание требований, которым должен удовлетворять результат или продукция данной деятельности; степень осознанности этих требований. Сюда же необходимо отнести и самооценку спортсменом (в разных аспектах) своей деятельности, а также роль оценки этой деятельности со стороны.
е) Эмоциональный тонус спортивной деятельности. Эмоциональный тонус является весьма важной стороной психологической структуры спортивной деятельности. Сюда относится ее эмоциональное содержание, наличие в ней стенических или астенических эмоций, степень их выраженности, их влияние на эффективность деятельности, в частности при ее успехе или неуспехе, и др.
ж) Динамический характер спортивной деятельности, выражающийся в стремлении к совершенствованию, в постоянном и неуклонном повышении спортсменом своего мастерства. Когда этот рост приостанавливается, деятельность спортсмена, превращаясь в стандартное выполнение определенных заученных движений и действий, теряет свой спортивный характер.
з) Поведенческие аспекты спортивной деятельности. Любые виды деятельности всегда протекают на глазах других людей, при их участии, руководстве, контроле, содействии или препятствии. В связи с этим в процессе деятельности в качестве органического параметра включаются межлюдские взаимоотношения: вежливость или грубость, сочувствие или безразличие, доброжелательное или незаинтересованное отношение, индивидуалистическая направленность деятельности или коллективизм и т.д. Данная сторона психологической структуры спортивной деятельности пока еще не привлекает внимания психологов и слабо изучена. Часто та или другая деятельность изучается в общем, в отрыве от действующей личности, т.е. не так, как она протекает в действительной жизни. Между тем в ряде видов деятельности именно поведенческий аспект непосредственно связан с эффективностью или неэффективностью ее выполнения. Эта сторона психологической структуры имеет огромное значение и в спортивной деятельности.
VII
В связи с рассмотренными особенностями психологической структуры спортивной деятельности огромное значение приобретает проблема психологической подготовки спортсменов.
Спортивная деятельность в целом, особенно спортивные соревнования, требует от спортсменов огромной затраты не только физической, но и психической энергии. Практический опыт показывает, что даже очень хорошо подготовленный физически и технически спортсмен не способен одержать победу в соревновании (к которой он потенциально по своим физическим данным вполне подготовлен), если у него имеются изъяны в психологической подготовке. Без должной психологической подготовки он не сможет выявить во всей полноте положительные стороны своей физической и технической готовности.
Специальные приемы и средства психологической подготовки могут представлять собой цикл специальных упражнений для развития необходимых спортсмену психических процессов и качеств личности, применяемый вне действительной (двигательной) спортивной тренировки; специально составленные задания по развитию психических функций, включаемые непосредственно в процессе физической, технической и тактической подготовки спортсмена.
В первом случае (специальные упражнения по развитию, например, отдельных параметров внимания, остроты восприятий, скорости реакции и т. п.) спортсмен научается анализу собственных психических функций и качеств, познает их структурные особенности, приобретает навыки самостоятельного и сознательного управления ими. Во втором случае — научается выделять важные психологические аспекты своей деятельности во время непосредственной тренировки. Это позволяет ему преодолеть часто наблюдающийся механический подход к тренировочным занятиям, которые нередко рассматриваются как выполнение всего лишь определенной физической нагрузки безотносительно к осознанному управлению своими действиями. Такой механический способ тренировки нередко приводит к образованию устойчивых автоматизмов, препятствующих нормальному процессу непрерывного поступательного совершенствования спортсмена в данном виде спорта.
Можно привести немало примеров относительной неэффективности и даже бесполезности включения в тренировку больших физических нагрузок, если они выполняются механически, без осознания спортсменом способа и характера выполнения этих приемов. Вследствие чего спортсмен не в состоянии дифференцировать затрачиваемые при этом мышечные усилия, определять микроинтервалы времени при выполнении спортивного действия и т. д. Это возможно лишь при осознанном выполнении спортсменом тренировочной задачи, при сознательном направлении внимания на определенные психологические параметры выполняемого действия.
Понимаемая в таком плане психологическая подготовка спортсмена представляет собой определенную систему упражнений, охватывающую важнейшие для спортивной деятельности психические функции и качества человека. Эта система может быть представлена в следующем виде.
1. Упражнения по развитию зрительных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, их быстроты и точности, в частности, совершенствование разностных порогов чувствительности в этих психических процессах. Например, для прыгуна в высоту очень важно на глаз с большой точностью определять малейшие изменения высоты планки, так как он свои мышечные усилия при выполнении прыжка приводит в соответствие со зрительным восприятием высоты преодолеваемого препятствия пли точным представлением о ней. Для гимнаста очень важно развить у себя остроту вестибулярных ощущений, без чего нельзя точно выполнять вращательные движения или координировать точность отдельных элементов гимнастической комбинации при различных положениях тела по отношению к снаряду. Для тяжелоатлетов необходимо развитие мышечной чувствительности при силовых напряжениях, умение соразмерять затрачиваемые мышечные усилия с величиной поднимаемого веса штанги иногда с точностью до 1-2 кг и т. д.
Долгое время в психологии спорта, да и вообще в методике тренировки, существовало мнение, что мышечно-двигательные ощущения представляют собой «смутное чувство» по сравнению, например, со зрительными ощущениями и восприятиями. Неопределенный, «смутный» характер этих ощущений связывался со множественной структурой как рецепторного, так и двигательного аппарата, приводимых в действие при выполнении физических упражнений. В связи с этим подчеркивалась трудность с помощью субъективных ощущений определить участвующие в выполнении движения мышечные группы и степень затрачиваемых теми или другими мышцами усилий. Это действительно так.
Но осознанное выполнение движений вовсе не требует направленности внимания спортсмена непосредственно на те или другие мышцы или их группы, на точную дифференциацию усилий, локально связанных с отдельными мышцами. В мышечно-двигательных восприятиях и ощущениях внимание спортсмена направляется не на мышечный аппарат, а на характерные для данного спортивного действия вполне определенные параметры движения — его направление, форму, быстроту (длительность, ускорение, замедление), темп, ритм и др. Это такие параметры движений и действий, которые легко проверяются вполне объективными мерами и показателями и поэтому допускают осознанное, целенаправленное управление ими. Однако в обычной тренировке, когда внимание спортсмена не направлено специально на остроту соответствующих ощущений и восприятий, их пороги остаются нередко грубыми, что не позволяет спортсмену тонко дифференцировать свои движения в соответствии со стоящей перед ним задачей.
2. Идеомоторные упражнения, направленные на формирование и совершенствование у спортсмена двигательных представлений. Поскольку спортивная деятельность по своей природе связана с преодолением больших трудностей и с чувством высокой ответственности, она требует от спортсмена высокоразвитого умения выполнять требуемые действия по представлению, а это невозможно без надлежащего развития идеомоторики.
Очень часто, например, у гимнастов разминка перед выступлением на снаряде состоит из повторного выполнения отдельных, наиболее важных элементов предстоящей комбинации. Для того чтобы такая разминка была наиболее эффективной, спортсмен должен отчетливо и правильно представлять себе выполнение как всей комбинации в целом, так и отдельных ее элементов и их связок. Между тем не редко можно наблюдать, что разминка, состоящая из элементов предстоящей комбинации, выполняется спортсменом не в целях идеомоторики, а только с целью физиологически подготовить организм к трудной работе на снаряде. Об эффективности такой разминки судят по повышению температуры тела, вызванной ускорением биохимических процессов в мышцах, по увеличению амплитуды движений. Меньше всего при этом обращается внимание на правильность выполнения движения: допускаются неточные движения, неправильные переходы от одного элемента к другому, неточные соскоки со снаряда и т. п.
При такой практике, когда в одних случаях спортсмен выполняет движение правильно, а в других ему разрешается выполнить то же движение с ошибками, у него образуются как бы два динамических стереотипа данного движения. Один из них строго соответствует правильному выполнению движения, правильному двигательному о нем представлению. Но рядом закрепился другой динамический стереотип, относящийся к выполнению того же упражнения: он допускает выполнение комбинации и ее элементов не одним наиболее правильным способом, а с различными, легко заменяющими друг друга отступлениями. Существование этих двух динамических стереотипов приводит к тому, что в момент ответственного выступления, когда гимнаст, выполняя упражнение на снаряде, испытывает ту или другую трудность (чрезмерное нервное возбуждение, внезапное отвлечение внимания и др.), в действие легко вступает второй, неправильный стереотип, позволяющий спортсмену освободиться от испытываемого затрудненного состояния за счет неправильного выполнения упражнения. Вот почему так важно организовать систематическую работу по выработке у спортсменов исключительно правильных двигательных представлений о выполняемых движениях, воспитывать у них способность точной идеомоторики, привить навыки сознательного регулирования своих движений по представлению.
В основе идеомоторики лежат правильные двигательные представления не только о пространственных и временных компонентах выполняемого по представлению движения. Значение двигательных представлений гораздо шире и, если можно так сказать, глубже. Ведь для того, чтобы практически выполнить то или иное движение, необходимо не только послать в соответствующие мышечные группы определенные по качеству и интенсивности двигательные нервные импульсы.
Нужно одновременно подготовить и соответствующие обменные и вегетативные процессы в мышцах (расширение кровеносных сосудов, увеличение кровоснабжения мышцы, повышение ее температуры, усиление снабжения мышечной ткани адреналином и т. д.). Без всего этого одни только двигательные нервные импульсы не смогут обеспечить эффективную мышечную деятельность, необходимую для выполнения данного физического упражнения.
И вот оказывается, что двигательное представление, лежащее в основе идеомоторного акта, органически связывается и с подготовкой соответствующих обменных и вегетативных процессов. Когда спортсмен мысленно представляет себе движение или действие, которое ему предстоит выполнить, у него соответственно структуре этого Действия ускоряется или замедляется частота пульса, изменяется ритм дыхания, повышается температура тела. Все это пока еще в форме незначительных изменений, отличающихся по своей интенсивности от тех, которые наступают при фактическом выполнении данного физического упражнения, но с их помощью весь организм спортсмена в процессе идеомоторики уже настраивается на правильное и эффективное выполнение предстоящего движения.
Исследования идеомоторики в процессе психологической деятельности и показали не только возможность, но и очень большую пользу так называемой идеомоторной тренировки, т.е. мысленного, под контролем сознания (направленного на выработку и закрепление точных двигательных представлений) выполнения упражнений.
3. Упражнения но саморегулированию эмоциональных состояний. Эмоции являются одним из самых филогенетически древних психических процессов и состояний человека.
Практика спорта показывает, что спортсмены, как правило, плохо владеют своим эмоциональным состоянием. Они не справляются с отрицательными эмоциями, стихийно возникающими у них в процессе той или иной смены спортивных ситуаций, не всегда могут правильно, в оптимальных пределах, использовать положительные эмоции. Общеизвестны случаи, когда чрезмерный характер положительных эмоций также приводил спортсмена к потере контроля над своими действиями. Все это вызывает настоятельную необходимость воспитания у спортсменов способности управления своими эмоциями.
Всякую эмоцию мы переживаем как определенное субъективное состояние, выражающееся в чувстве удовлетворения (приятное) или неудовлетворения (неприятное), в их различной степени и характере (качестве). Но одновременно всякое эмоциональное состояние связано с целым рядом определенных изменений в деятельности организма. Сюда относятся:
а) мимические и пантомимические проявления эмоций;
б) вегетативные проявления эмоций;
в) изменения в деятельности эндокринных органов.
Саморегулирование эмоций основывается на возможности воздействия на все эти три группы эмоциональных проявлений в организме человека. Известно, что человек способен научиться подавлять мимические и пантомимические проявления эмоций: в нужных случаях он способен воздержаться от плача или от бурных внешних проявлений радости (громкий смех, порывистые движения) и таким образом скрыть от окружающих охватившую его эмоцию или, по крайней мере, ее степень.
При подавлении мимических и пантомимических проявлений эндокринные и вегетативные проявления способны даже усилиться: эмоция, как говорят, «загоняется внутрь» и тем самым оказывает еще большее разрушительное действие на органические процессы, а вместе с тем и на деятельность спортсмена. Задача саморегулирования эмоций состоит в том, чтобы научить спортсмена сдерживать, иногда подавлять, а иногда сохранять на оптимальном уровне все три группы проявления эмоций в организме человека.
В медицине до последнего времени господствовало деление внешних проявлений эмоций на управляемые (мимика) и неуправляемые (вегетативные и эндокринные). Спортивная практика показала, что все виды органических проявлений доступны сознательному (корковому) регулированию. Блестящим доказательством этого положения является успешное применение в спортивной практике в целях борьбы с неблагоприятными эмоциональными состояниями метода аутогенной тренировки. Впервые примененный в медицинской психиатрической практике (И. X. Шульц, 1920), этот метод благодаря работам многих психологов (X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес, 1961; М. Махач, 1962; Д. Мюллер-Хагеман, 1962; О. А. Черникова, 1965; В. Л. Марищук, 1969; Е. Генова, 1970; О. В. Дашкевич, 1971, и др.) приобрел черты педагогического в своей основе приема саморегулирования эмоциональных состояний, доступного каждому тренеру и спортсмену.
Все это становится возможным, так как аутогенная тренировка, благодаря психологическому своеобразию этого метода, позволяет регулировать и вегетативные процессы, лежащие в основе тех или других эмоциональных состояний человека.
VIII
Рассмотренные выше психологические особенности структуры спортивной деятельности определяют и круг проблем, возникающих перед исследователями в области психологии спорта.
Спортивная деятельность характеризуется крайним многообразием и высокой специфичностью двигательных действий в отдельных видах спорта. Однако при всем своем разнообразии эти действия в любом виде спорта отличаются некоторыми общими психологическими особенностями, требующими исследования и анализа. Это позволяет наметить (среди других не менее важных проблем) следующие психологические аспекты для исследования:
- проблема целенаправленности спортивных действий, поскольку они требуют ясного осознания конкретной цели действия, например установка на достижение определенного спортивного результата;
- проблема ориентировки спортсмена во внешней среде, особенно при резкой смене ситуаций в процессе соревнования, что предъявляет повышенные требования к функциям внимания и мышления спортсмена в целях своевременной и эффективной корреляции своих действий;
- проблема дифференцировки сенсорно-моторных процессов и координации двигательных действий и составляющих их элементов, главным образом на основе высокого развития зрительной, мышечно-двигательной, вестибулярной и других видов чувствительности, формирования соответствующих динамических стереотипов нервной деятельности с оптимальной вариативностью;
- проблема волевых усилий, направленных на преодоление определенных трудностей, связанных с выполнением различных спортивных действий, психологический анализ этих трудностей и соразмерных им двигательных импульсов;
- проблема спортивных эмоций, их качественных особенностей и значения в обеспечении эффективности спортивных действий в соревновательных условиях;
- проблема эмоциональных состояний и их регуляции, преодоления тех из них, которые оказывают отрицательное влияние на спортивную деятельность;
- проблема волевых качеств личности, их специфики и воспитания в процессе спортивной деятельности;
- проблема психологических особенностей личности и их формирования в процессе спортивной деятельности;
- проблема психологических особенностей и структуры коллектива, взаимоотношений личности и социальной среды в условиях спортивных коллективов;
- проблема социально-психологических исследований в области спорта и спортивной деятельности.
Различные психологические исследования, диктуемые этими проблемами, должны составить теоретическую базу для решения научно-практических задач, стоящих перед психологией спорта, таких, как:
- научное обоснование и разработка средств и методов общей и специальной психологической подготовки спортсменов;
- психологическая структура, средства и методы формирования мобилизационной готовности спортсменов к эффективному участию в соревновании;
- психологические особенности состояния высшей тренированности («спортивной формы»), средства и методы обеспечения ее устойчивости и длительности в различных видах спорта;
- психологические особенности стенических и астенических эмоций в различных видах спорта, средства и методы их регулирования в целях обеспечения оптимального эмоционального состояния спортсмена во время соревнования;
- содержание, средства и методы идеомоторной тренировки в различных видах спорта;
- психологические особенности волевых усилий, средства и методы формирования в различных видах спорта у спортсменов способности эффективного их проявления;
- психологические особенности приемов тактического мышления, обоснование и разработка средств и методов их совершенствования в различных видах спорта;
- теоретическое обоснование и практические методы психодиагностики в различных видах спорта;
- психологические особенности спортивных коллективов, методы и средства их организации, воспитания и управления ими;
- психологические особенности взаимоотношений личности и социальной среды в спорте, средства и методы регуляции этих взаимоотношений в практике работы спортивных коллективов в условиях социалистического общества и др.
Данная статья опубликована в Сборнике научных работ психологов спорта социалистических стран «Психология и современный спорт» - М.: Физкультура и спорт, 1973.