Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Багадирова Сусанна Кимовна

Психологическая структура спортивной деятельности: анализ и новый подход к ее построению

Аннотация. В данной статье рассмотрена концепция системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, как основа для построения концепции психологической структуры спортивной деятельности.

Ключевые слова. Деятельность, системогенез профессиональной деятельности, психологическая структура спортивной деятельности.

Psychological structure ofsports activities: analysis anda new approachto its construction

Abstract.In this article,andexamined the concept ofthe genesis ofthe systemof professional activityV.D.Shadrikovas a basisfor theconstruction of the conceptof the psychological structureof sports activity.

Keywords.Activities, system genesisof professional activity, the psychological structure ofsports activities.

В последние годы Россия вновь становится мощной спортивной державой, о чем свидетельствуют недавно прошедшие XXII зимние Олимпийские игры в Сочи. Подъем интереса к спорту инициировал появление научных работ посвященных теоретическому обоснованию и прикладному обеспечению подготовки спортсменов. В связи с этим, одним магистральных направлений исследований должно стать изучение специфики освоения профессиональной деятельности спортсменов, тем более что спорт является тем видом деятельности, где профессионализация начинается очень рано. Характеризуя ее последствия, исследователи обращают внимание на «…факт смещения нормативных фаз профессионального развития на более ранние возрастные периоды, а также неизбежность влияния этого смещения на психическое развитие детей, вовлеченных в нее» [1].

Овладение профессиональной деятельностью непосредственно связано с освоением ее психологической структуры. Проблеме изучения структуры деятельности спортсмена были посвящены работы О.В. Дашкевича, Т.Т. Джамгарова, В.А. Демина, Г. Б. Горской, С. Д. Неверковича, А.Ц. Пуни, А.В. Родионова, П.А. Рудика, Н. Б. Стамбуловой и ряда других  авторов. Анализ концепций, описывающих структуру спортивной деятельности, показал, что их характерной чертой является то, что  авторы акцентируют свое внимание лишь на  внешнем отражении деятельности, которая   представляется ими в виде совокупности операций и действий, образующих непосредственно деятельность. Следовательно,  в концепциях не представляется целостная структура спортивной деятельности, ее внутренняя архитектоника, динамика изменения структурных компонентов деятельности в процессе ее освоения и т.д. Тем не менее, исследователями была проделана достаточно серьезная работа, которая позволила сформулировать представления о структуре спортивной деятельности, а также классифицировать и описать специфику формирования соревновательных технических и тактических действий спортсмена.

Сказанное выше дает основание полагать, что в  спортивной психологии еще не сформулированы основные положения психологической теории спортивной деятельности. Анализируя сложившееся положение, Г. Б. Горская указывает: «…причиной недостаточного практического интереса к систематической долговременной работе над совершенствованием психологических предпосылок для высоких спортивных достижений, …является недостаточная разработанность психологической теории спортивной деятельности. Именно специальная теория спортивной деятельности позволила бы сформировать целостное системное представление о психологических предпосылках высокого профессионализма в спорте и средствах его достижения» [3,с.53].

В связи со сказанным,  считаем возможным обратиться к психологическим исследованиям в русле деятельностного подхода, которые имеют богатую и длительную историю. Предложенная учеными стратегия исследования деятельности долгое время была эффективной. Однако современный этап развития теории деятельности потребовал использования системной методологии исследования для построения психологической теории  деятельности. Как своевременный ответ на сложившуюся ситуацию, на основе общих положений системного подхода и опыта применения системной методологии В.Д. Шадриков разработал теорию и метод системогенетического исследования деятельности. Эффективность теории системогенеза деятельности  была не однократно доказаны применительно к таким видам деятельности как учебная, профессиональная. Г. В. Суходольский, оценивая данную концепцию, писал: «…необходимо сказать, что она относится к числу наиболее «системных» концепций деятельности. В ней синтезированы важные по содержанию значительные по объему материалы из системологии, общей и педагогической психологии, психофизиологии, психологии труда и инженерной психологии; предложен ряд новых понятий и точек зрения» [5, с.55].Поэтому использование данной теории в качестве методологической основы  для построения психологической теории спортивной деятельности, нам видится правомерным.

Основным в теории В.Д. Шадрикова является понятие «психологической системы деятельности». По его собственному определению, она представляет собой «…целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность…. организованные в плане выполнения конкретной деятельности»[7, с.30].

Основными компонентами (функциональными блоками) психологической системы деятельности являются:  мотивы,  цели,  программы деятельности, информационная основа деятельности, принятие решений, подсистемы деятельностно важных качеств. Рассмотрим их применительно к спортивной деятельности.

В процессе обучения и освоения деятельности происходит трансформация мотивационной структуры субъекта. Согласно представлениям В. Д. Шадрикова значимыми  моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии, порождающее стремление выполнить ее определенным образом, а также  раскрытие личностного смысла деятельности, которое ведет к дальнейшей трансформации установки на качество и производительность в выполнении деятельности, что, в конечном счете, обуславливает формирование специальной психологической системы деятельности. Это явление В. Д. Шадриков назвал «дрейфом» мотивов [7].

Мотивация спортивной деятельности многократно становилась предметом исследования специалистов (М. Ванек, В. Гошек,  Н. Л. Ильина, Г. А. Кузьменко, Р. А. Пилоян, Г.И. Польшина, Б. Свобода, А. В. Шаболтас и др.). Во многихисследованиях была показана трансформация мотивационной структуры субъекта. Так, согласно представлениям авторов, первоначально происходит принятие постулируемых социальным окружением целей, а так же вовлечение в спортивную деятельность эмоциональных компонентов субъекта. Динамика мотивов спортивной деятельности такова, что на каждом из этапов профессиональной карьеры выделяется комплекс специфичных для данного этапа подготовки ведущих мотивов, которые поддерживаются общими мотивами занятия спортом.

Проблема целеполагания одна из самых не разработанных в спортивной психологии. Согласно представлениям В. Д. Шадрикова формирование цели деятельности начинается с передачи ученику нормативной цели – результата, которая имеет две формы: цель - образ - непосредственно направляющие и регулирующие деятельность на всем ее протяжении; цель - задание -  регулирующая деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания. На первом этапе освоения профессии,  описание «цели - результата» - нормативный результат деятельности (НРД)  предстает в форме образа или нормативного задания. На II и III  этапе формируется представление о качественных и количественных параметрах НРД. По каждому параметру в ходе целеобразования должен быть установлен уровень достижений. Цель – уровень достижений детерминирован следующими факторами: спецификой деятельности; максимально возможными достижениями; средними результатами группы; эффектом «погони»; личностными характеристиками (мотивацией, способностями, уровнем притязаний).Завершающим этапом процесса формирования цели является выработка критериев, по которым происходит принятие решения о достижении цели деятельности. Такие критерии вырабатывается не только в деятельности, в целом, но и для каждого отдельного действия [7, с.60].

Справедливости ради отметим, что в концепции системогенеза деятельности автором не объясняется механизм постановки цели и ее коррекция в процессе освоения психологической структуры деятельности. На наш взгляд, применение положений системно-структурной дидактики В.П. Беспалько для постановки и коррекции целей деятельности спортсмена нам представляется весьма актуальным. Отличительной чертой   системно - структурной дидактики является то, что постановка целей обучения всегда диагностична. С точки зрения В.П. Беспалько цель поставлена  диагностично, значит «…настолько точно и определенно, чтобы можно было однозначно сделать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время» [2, с.30]. Диагностичное задание цели представляется в видесхем графового моделирования, в которых графически изображаются все учебные элементы (УЭ) и их взаимосвязи. Схема сопровождается таблицей, в которой отмечается исходный и конечный уровни усвоения каждого учебного элемента.

В рамках системно-структурной дидактики описываются три уровня целеобразования: глобальный (стратегический), этапный, оперативный (тактический) [2]. В ходе профессионализации личности в спорте на глобальном уровне целеобразования осуществляется осмысление требований общества, и определяются пути достижения эталонных  качеств спортсмена. В качестве основного требования общества к спортсмену является его профессионализм, который демонстрируется через достижения в спорте. Эталонные качества спортсмена должны быть представлены в профессиограмме, где отражены те качества и свойства личности спортсмена, без овладения которыми не возможно достижение высоких результатов. На этапном уровне формулирование целей осуществляется исходя из специфики требований подготовки спортсмена на конкретном этапе спортивной карьеры. Оперативный уровень предполагает постановку целей деятельности спортсмена на определенный период подготовки или на конкретные соревнования. Кроме того, вне зависимости от того, на каком уровне осуществляется постановка цели, первоначально она возникает как некий умозрительный образ, направляющий и регулирующий деятельность, а затем возникает цель – задание, позволяющее корректировать деятельность, направленную на результат.

В рамках концепции системогенеза профессиональной деятельности под информационной основой деятельности (ИОД) понимается «…совокупность информации, характеризующей предметные и субъективные условия деятельности и позволяющей организовать деятельность в соответствии с вектором «цель – результат»» [7, с.59]. Содержание информационной основы деятельности для разных уровней профессионализации разное. В процессе освоения деятельности на базе нормативной ИОД, формируется ИОД профессиональной деятельности индивида. На начальных этапах подготовки спортсмена ИОД предлагается ученику в виде идеальной формы, отражающей информационную основу деятельности профессионалов, которая по вполне объективным причинам не может быть абсолютно точно передана и усвоена. На последующих этапах подготовки, по мере развития функциональных возможностей спортсмена, происходит постепенное развертывание информации необходимой для дальнейшего освоения субъектом деятельности.  Следовательно, формирование ИОД осуществляется параллельно с развитием профессиональных способностей и функциональных систем организма индивида. По сути своей формирование ИОД во многом определяет процесс формирования индивидуального способа деятельности а, в частности, формирование индивидуальной ИОД.

Успешность достижения цели деятельности требует оперативного принятия  решения. В. Д. Шадриков выделяет два типа решений: детерминированные и вероятностные. Принятие детерминированных решений возможно в том случае, если «…субъект располагает необходимой информацией, временем, достаточным для обработки информации по соответствующим правилам  и критериям. Если субъект не располагает необходимой и достаточной информацией или имеется дефицит, то решение строится по вероятностному типу»[7,с.82]. Характеризуя процесс освоения правил решения В. Д. Шадриков пишет, что «…в ходе освоения деятельности развертывается сложный процесс по выработке и освоению правил решения, критериев оценки и способов подготовки и принятия решений в зависимости от условий деятельности и принятия критериев. При этом отдельные акты принятия решения в ходе повышения профессионального мастерства выстраиваются в иерархическую систему» [7,с.85].

В спортивной психологии проблема принятия решения еще не получила широкого распространения. Тем не менее, она рассматривается как проблема готовности к риску. Впервые проблема риска в спортивной деятельности была представлена в работе О. А. Черниковой (1980), в которой риск она характеризовала как возникающее в процессе деятельности положение, когда возникает опасность нанесения вреда либо здоровью человека, либо его деятельности[6]. Риск в спорте связан как с непосредственным выполнением упражнений, так и с принятием решения. На наш взгляд, принятие детерминированных решений в спорте возможно в случае тактического планирования действий спортсмена. Принятие решения по вероятностному типу осуществляется в ходе непосредственного выполнения упражнения.

Профессионально важные качества (ПВК)В.Д. Шадриков понимает как «…индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [7, с.86]. В процессе профессионализации происходит смена доминирующих качеств, которые на разных ее этапах имеют как максимальный, так и минимальный уровень развития. Кроме того, им было установлено, что вариативность показателей уровня развития отдельных способностей по мере профессионализации снижается. В начале освоения деятельности, субъект обладает некоторым количеством профессионально важными психическими свойствами. Они характеризуются определенным уровнем развития функциональных и операциональных механизмов. В процессе развития психологической системы деятельности операциональные механизмы психических свойств перестраиваются в соответствии с ее требованиями. Процесс этот В.Д. Шадриков назвал  процессом «…перестройки операционных механизмов в оперативные» [7,с.97].Этот процесс определяет сущность процесса перехода от психического свойства к профессионально важному качеству. Кроме того, в процессе освоения деятельности не только развиваются качества субъекта, сама деятельность приобретает своеобразное выражение в зависимости от качеств обучаемого, формируется индивидуальный стиль деятельности. 

Исследование проблемы развития профессионально важных качеств спортсмена носит описательный характер. Обычно авторы подобных исследований ограничиваются  установлением личностных качеств, которые необходимы спортсмену для того, чтобы быть успешным в выбранном виде спорта. Однако в этих исследованиях ничего не говорится о том, как развиваются эти качества в процессе профессионализации, какие образуются между ними взаимосвязи, не раскрывается назначение тех или иных качеств для конкретного вида спорта и так далее. Еще в 1973 году Э. Герон, не претендуя на полную завершенность своей работы,для упорядочения представлений исследователей о требованиях к психическим качествам спортсмена, а так же специфике и условиям их развития, предложила модель психоспортограммы [4]. На наш взгляд,  модель психоспортограммы, прописанная под определенный вид спорта, может стать ориентиром того, как в процессе профессионализации психические свойства спортсмена преобразовываются в соответствии с требованиями вида спорта, в профессионально важные качества. К сожалению, приходится констатировать, что в этом направлении так и не было выполнено серьезных исследований.
Итак, рассмотренные нами функциональные блоки концепции системогенеза профессиональной деятельности, на наш взгляд, удовлетворяют  требованиям подготовки спортсменов. Дальнейшее изучение проблемы на основе методологии системогенетического подхода позволит получить целостное представление психологической структуры спортивной  деятельности, тем самым позволит решить ряд проблем подготовки спортсменов высокой квалификации.

Литература

  1. Ахметов С. М. Ранняя профессионализация одаренных детей: ресурс развития или источник дисгармоний/С. М. Ахметов, Г. Б. Горская, Ю. К. Чернышенко//Вестник АГУ. Серия 3: Педагогика и психология. -№ 3 (123) / 2013//: http://cyberleninka.ru/article/n/rannyaya-professionalizatsiya-odarennyh-detey-resurs-razvitiya-ili-istochnik-disgarmoniy#ixzz2zG7uMxiq
  2.  Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько. –М., 1989. -192 с.
  3. Горская, Г. Б.  Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития [Электронный ресурс] /Г. Б. Горская. – Режим доступа: //http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/1999N5/p53-56.htm
  4. Герон, Э. Психоспортограмма/Э. Герон //Психология и современный спорт: сб. науч. раб/ сост.: П. А. Рудик, В.В. Медведев, А. В. Радионов. - М.- 1973.-С.41-61.
  5. Суходольский Г. В.  Основы психологической теории деятельности. Изд. 2-е – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 168с.
  6. Черникова О. А.- Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. А. Черникова.- М. Физкультура и спорт 1980.- 104 с.
  7. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. Репр. воспр. текста издания 1982г./В. Д. Шадриков. – М.: Логос, 2007. – 192с.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle