Ключевые слова: психологическая совместимость, срабатываемость партнеров, критерии, результативность деятельности, алгоритм.
Аннотация. Психологическая совместимость партнеров в спортивной команде является значимым фактором результативности совместной деятельности. Психологическая совместимость и срабатываемость партнеров спортивной команды - два взаимосвязанных психологических явлений. В статье обосновывается алгоритм определения психологической совместимости спортсменов в совместной деятельности.
Keywords: psychological compatibility, srabatyvaet partners, criteria, performance, algorithm.
Abstract. Psychological compatibility of partners in a sports team is an important factor in the effectiveness of joint activities. Psychological compatibility and operability of partners in sports teams - two related psychological phenomena. The article substantiates the algorithm for determining the psychological compatibility of athletes in joint activities.
Актуальность исследования. Совместимость как социально-психологический феномен играет существенную роль в срабатываемости членов группы. Совместимость - такая общность взаимодействующих субъектов в некоторых свойствах, обеспечивающая продуктивность их взаимодействия. Психологическая совместимость влияет на срабатываемость, а результаты срабатываемости влияют на совместимость. Специалист в области психологической совместимости и срабатываемости выделяет три компонента взаимодействия, позволяющие различать совместимость и срабатываемость: 1) продуктивность совместной деятельности и характер поведения; 2) эмоционально-энергетические затраты, проявляющиеся в физиологических показателях состояния и удовлетворения работой, собой, партнером; 3) взаимопонимание партнеров по взаимодействию [6].
Психологическая совместимость и срабатываемость в спорте была предметом ряда исследований [2, 3, 4, 5 и др.]. Однако, внедрение результатов исследований в практику ограничено в силу отсутствия технологии выявления критериев психологической совместимости взаимодействующих спортсменов в том или ином виде спорта. Поскольку совместная деятельность спортсменов в разных видах спорта имеет существенные различия, то и критерии психологической совместимости будут различные.
Цель исследования - обосновать алгоритм определения психологической совместимости партнеров спортивной команды.
Результаты исследования. Для решения задач прикладного характера (комплектование спортивных групп) важным для тренера будет знание особенностей организации совместной спортивной деятельности [1, 4]. В этой связи нами предлагается следующая классификация видов спортивной деятельности: 1) последовательно выполняемая совместная деятельность (спортивные игры); 2) синхронно выполняемая бесконтактная совместная деятельность (отдельные элементы фигурного катания, синхронные прыжки в воду и на батуте, синхронное плавание, командная гребля и т.п.); 3) одновременно выполняемая контактная совместная деятельность (групповая акробатика, отдельные элементы фигурного катания).
Поскольку каждый из этих видов имеет свои специфические особенности, то и срабатываемость в них будет определяться комплексом факторов, характерных для того или иного вида спорта. Далее алгоритм определения психологической совместимости представлен на материале групповой спортивной акробатики (двойки, тройки, четверки).
На первом этапе выявления критериев психологической совместимости изучается срабатываемость партнеров, продуктивность их взаимодействия. Так, показателями срабатываемости в парно-групповых составах в акробатике являются следующие: 1) стабильность выполнения групповых элементов, выявляется процент удачно выполненных групповых элементов из общего числа выполняемых элементов; 2) длительность освоения новых элементов, фиксируется количество затраченных подходов при разучивании новых элементов; 3) срабатываемость партнеров по тесту «Срасов»; 4) срабатываемость партнеров на гомеостате: фиксируется время установления прибора в задаваемое положение. Исследование срабатываемости позволяет сгруппировать всех обследуемых как срабатываемые и низкосрабатываемые. Для срабатываемых составов по сравнению с низкосрабатываемыми характерно: 1) высокая стабильность выполнения освоенных элементов; 2) более быстрое освоение новых элементов (пирамид, вальтижа); 3) высокие оценки по тесту «Срасов»; 4) более быстрая и безошибочная работа на гомеостате.
На втором этапе на основе анализа психологических особенностей спортивной деятельности (в данном случае групповой спортивной акробатики) выявляются индивидуально-психологические и психофизиологические особенности партнеров, предположительно влияющие на срабатываемость партнеров при освоении и выполнении освоенных упражнений.
1) свойства нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность);
2) оценка времени (5сек);
3) личностная тревожность;
4) типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (по методике Томаса);
5) межличностная роль (лидер-ведомый);
6) психосоциотип личности по характеристикам:
- экстраверсия-интроверсия;
- рациональность-иррациональность;
- логика-этика;
- сенсорика-интуиция.
По результатам изучения срабатываемости и индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей спортсменов выявляется композиционная структура выявленных личностных особенностей для срабатываемых составов (табл. 1). Так, на примере спортивной акробатики композиционная структура срабатываемых акробатических составов выглядит следующим образом:
1) по свойствам нервных процессов - сочетание средних уровней силы, подвижности и уравновешенности;
2) по показателям личностной тревожности - различные сочетания умеренных и низких показателей;
3) по признакам экстраверсия-интроверсия - сочетание экстраверт-интраверт (ы);
4) по признакам «рациональность-иррациональность» - сочетание рационалов;
5) по признакам «этика-логика» - наличие в составе этика с интравертной направленностью;
6) по сочетанию ролевых функций - лидер-ведомый (ые);
7) по восприятию временных интервалов (оценка времени) - расхождение в оценке времени не более 1,28 сек.
Соотношение индивидуально-психологических особенностей и срабатываемости представлено в таблице 1. Срабатываемые и низкосрабатываемые акробатические составы существенно различаются по ряду изучаемых показателей, что имеет практический интерес для тренеров.
На третьем этапе изучаются социально-психологические характеристики группы, составляющие психологический климат в группе:
1) психологическая атмосфера в составе;
2) сплоченность состава;
3) совместимость с партнером (по тесту «Срасов»);
4) уровень ситуативной тревожности (до и после тренировочного занятия);
5) настроение (до и после тренировочного занятия);
6) характер реагирования на замечания партнеров;
7) наличие конфликтных ситуаций в группе;
8) психологическая близость партнеров.
На следующем этапе проводится корреляционный анализ:
1) для выявления наличия связи между срабатываемостью и показателями психологического климата в группе;
2) для выявления наличия связи между срабатываемостью и индивидуально-психологическими особенностями личности.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о следующем (табл. 2). Среди выявленных сочетаний наибольшее влияние на стабильность выполнения упражнений оказывают свойства нервных процессов и адекватное чувство времени. Люди с идентичной выраженностью нервных процессов, нередко характеризуются схожим стилем деятельности, и, по-видимому, играет важную роль для участников совместно одновременной выполняемой деятельности (контактной), каковой является групповая акробатика.
Результаты корреляционного анализа (табл. 2), свидетельствуют о взаимосвязи ряда индивидуально-психологических особенностей акробатов с показателями срабатываемости партнеров. Если при освоении акробатических упражнений свойства нервной систем не оказывают существенного влияния, то высокая значимость их обнаруживается в стабильности выполнения упражнений, особое значение имеют сила и уравновешенность нервной системы.
При освоении и выполнении акробатических упражнений в групповой акробатике существенное значение имеет восприятие времени и, о чем свидетельствуют достоверные коэффициенты корреляции. В каждой акробатической группе один из акробатов берет на себя лидерские функции, у остальных спортсменов ведомые функции. Такое сочетание ролей благоприятствует освоению новых упражнений акробатическим составом и выполнению освоенных упражнений. Об этом свидетельствуют значимые коэффициенты корреляции (табл. 2).
Заключение. Представленный в статье алгоритм определения критериев психологической совместимости партнеров в спортивной команде включает следующие операции.
1) Определение срабатываемости в группе и разделение группы на две подгруппы: срабатываемая группа и низкосрабатываемая. Показателями срабатываемости в группе являются: быстрота освоения группой новых спортивных упражнений; стабильность выполнения группой освоенных упражнений; срабатываемость по тесту «Срасов»; срабатываемость на гомеостате.
Таблица 1 - Характерные сочетания индивидуально-психологических особенностей партнеров акробатических составов
Изучаемые показатели |
Срабатываемые составы |
Низкосрабатываемые составы |
Р0 |
Сочетания средних показателей свойств нервных процессов (%): | |||
а) сила |
78,6 |
16,7 |
<0,01 |
б) подвижность |
71,4 |
44,4 |
<0,05 |
в) уравновешенность |
64,2 |
11,1 |
<0,01 |
Личностная тревожность (%) | |||
- гомогенные и гетерогенные сочетания умеренных и низких |
92,7 |
38,9 |
<0,01 |
уровней | |||
Соционические функции (%) | |||
а) экстраверсия-интраверсия: |
71,4 |
38,9 |
<0,05 |
- экстраверт-интраверт(ы); | |||
б) рациональность-иррациональность: |
64,3 |
33,3 |
<0,05 |
- гомогенные сочетания; |
57,0 |
22,2 |
<0,05 |
- сочетания рационалов | |||
в) этика-логика: |
64,3 |
27,8 |
<0,01 |
- наличие типа с интравертной направленностью | |||
д) сенсорика-интуиция: |
42,9 |
44,4 |
>0,05 |
- гомогенные сочетания |
57,1 |
55,6 |
>0,05 |
- гетерогенные сочетания | |||
Ролевые положения (%): | |||
- лидер-ведомый (-ые) |
64,3 |
27,8 |
<0,05 |
Разница в оценке временных интервалов (сек) |
1,27 ± 0,87 |
2,76 ± 1,38 |
<0,05 |
Таблица 2 - Взаимосвязь показателей срабатываемости спортсменов и индивидуально-психологических особенностей личности
Сочетание индивидуально-психологических особенностей |
Показатели срабатываемости | ||
Стабильность выполнения упражнений |
Освоение новых упражнений |
Срабатываемость по тесту «Срасов» | |
Свойства нервной системы: |
| ||
- сила - подвижность - уравновешенность |
0,61 0,49 0,67 |
0,39 0,25 0,36 |
0,43 0,40 0,56 |
Сочетание умеренных и низких уровней тревожности |
0,41 |
0,13 |
0,24 |
Экстраверт-интраверт (ы) |
0,42 |
0,23 |
0,18 |
Гомогенность признаков рациональность-иррациональность |
0,38 |
0,45 |
0,43 |
Наличие этического типа с интравертной направленностью |
0,45 |
0,26 |
0,16 |
Сенсорика-интуиция |
0,46 |
0,46 |
0,49 |
Лидер-ведомый (ые) |
0,39 |
0,53 |
0,42 |
Адекватное чувство времени |
0,53 |
0,40 |
0,51 |
2) Изучение психологических и психофизиологических особенностей спортсменов, предположительно влияющих на срабатываемость партнеров.
3) Изучение социально-психологических характеристик, составляющих психологический климат в группе.
4) Определение взаимосвязи срабатываемости и индивидуально-психологических особенностей спортсменов.
5. Обоснование критериев психологической совместимости членов спортивной команды на основе проведенного исследования.
Литература
- Андрушищин, И.Ф. Методика совершенствования тактической подготовки высококвалифицированных волейболистов на основе межличностно-функционального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.Ф. Андрушищин. - М., 1993. - 20 с.
- Бабушкин, Г.Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности: монография / Г.Д. Бабушкин, Е.В. Кулагина. - Омск: СибГАФК, 2001. - 110 с.
- Девяткина, Е.Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости игроков: дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Девяткина. - Омск, 2005. - 130 с.
- Катулин, Н.А. Формирование игровых звеньев и совершенствование тактики взаимодействия с учетом индивидуальных особенностей баскетболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Катулин. - М., 1987. - 21 с.
- Корнеева, Т.В. Комплектование и особенности подготовки спортивных пар в теннисе: авто-реф. дис. . канд. пед. наук / Т.В. Корнеева. - М., 1985. - 24 с.
- Обозов, Н.Н. Как назвать наши отношения / Н.Н. Обозов. - Л.: ЛГУ, 1991. - 31 с.
Literature
- Andrusyshyn, I.F. Method of improving the tactical training of highly qualified volleyball players on the basis of the interpersonal-functional interaction: autoref. dis. ... kand. ped. sciences / I.F. Andrusyshyn. - M., 1993. - 20 p.
- Babushkin, G.D. Psychological compatibility and workability in sports activities: monograph / G.D. Babushkin, E.V. Kulagina. - Omsk: SibGAFK, 2001. - 110 p.
- Devyatkina, E.Yu. Manning game team of highly skilled basketball players on the basis of psychological compatibility and srabatyvaet players: dis. ... kand. ped. sciences /E.Yu. Devyatkina. - Omsk, 2005. - 130 p.
- Katulin, N.A. Formation of game links and improvement of tactics of interaction taking into account the individual characteristics of basketball players: autoref. dis. ... kand. ped. sciences / N.A. Katulin. - M., 1987. - 21 p.
- Korneeva, T.V. Acquisition and the features of training pairs in tennis: autoref. dis. ... kand. ped. sciences / T.V. Korneeva. - M., 1985. - 24 p.
- Obozov, N.N. What to call our relationship / N.N. Obozov. - LGU., 1991. - 31 p.