Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 мая 2006 Журнал "Спортивный психолог"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Савенков Г. И.

Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки

Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки

Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки

Спортивная тренировка, рассматриваемая как система воздействия физических, спортивных упражнений и действий на организм, психику и личность спортсмена, непосредственно связана с различными видами подготовки в спорте - физической (функциональной), технической, тактической, теоретической и психологической. Каждый из перечисленных видов подготовки имеет свои цели и решает определенные для конкретного вида спорта задачи в едином процессе методического, педагогического, социального и психологического воздействия.

Цели и задачи психологической подготовки спортсмена связаны с формированием и совершенствованием «сознательной активности» человека в целенаправленном управлении своими действиями (умственными и двигательными), в произвольной регуляции своих психических и эмоциональных состояний как в условиях учебно-тренировочной, так и соревновательной деятельности. Поэтому, наибольшей сложностью в решении проблемы психологической подготовки является четкое определение «содержания», «понятийного состава» этой сознательной активности спортсмена через проявления психики и личности спортсмена, наряду с другими видами подготовленности в избранном виде спорта. Однако, четких психологических ориентиров-моделей функционирования и проявления психики и личности спортсмена в конкретных видах спорта пока нет. По существу, нет, хотя бы, «формальной» системы требований к психике и личности спортсмена, предъявляемых спортсмену со стороны избранного вида спорта, позволяющих определить:

  • «К чему надо стремиться в процессе психологической подготовки спортсмена»?;
  • «Какими качествами психики и личности надо обладать для достижения высоких спортивных результатов, наряду с другими видами готовности»?

Особенно следует подчеркнуть, что наиболее правильную (наиболее рациональную) систему воздействия на психику и личность спортсмена в процессе спортивной деятельности не возможно осуществить без методологического обоснования основного содержания психологической подготовки. В научной и методической литературе довольно широко представлены разработки основных принципов исследования человеческой деятельности, психики и личности (П.К.Анохин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Т. Павлов, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн и др.) в том числе и спортивной деятельности (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, Т.Т. Джамгаров, Н.А. Худадов, О.А.Черникова, О.В. Дашкевич, Д. Кретти, Г.И. Савенков, В.Ф. Сопов, Г.Д. Горбунов и др.)

Особую позицию в методологии спортивной деятельности и психологической подготовки спортсмена занимает категория «системы», центральным звеном которой является «интегративный системообразующий фактор», благодаря которому формируется «единство», носящее системный характер. В спортивной деятельности таким системообразующим фактором является спортивный результат.

В свете основных положений системного подхода в области психологии спорта понятие - «система» может распространяться на такие объекты, как: - «личность и деятельность»; «сознание и деятельность»; «психическое состояние и деятельности»; «организм и среда»; «физическое развитие и деятельность»; «физическая культура и общественные отношения» и др.

Отдельным разделом теоретического (методологического) обоснования психологической подготовки в спорте следует выделить основные положения «общей теории систем» на материале спортивной деятельности. (П.А. Рудик, Г.И. Савенков и др.). Поэтому в данном случае речь идет о «единстве», отражающим психологическую структуру спортивной деятельности, и в частности, структуру психологической подготовки спортсмена, хотя в данном виде человеческой деятельности есть и другие структуры - морфологические, биомеханические, физиологические. Через частные структуры спортивной деятельности были выделены общие особенности и закономерности, позволяющие определить основные принципы изучения основных видов воздействия на человека в процессе спортивной тренировки. Что же касается психологических факторов, то в свете основных положений «Общей теории систем» в системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена выделены следующие методологические положения, которые должны обязательно учитываться.

Первое - психологическая подготовка спортсмена представляет сложное психолого-методическое образование, состоящее из отдельных частей или элементов. Каждый элемент данной системы несет определенную функцию, не совпадающую с функциями других частей или элементов структуры. В рабочую модель структуры психологической подготовки спортсмена должны быть включены только те средства и методы психолого-педагогического воздействия, которые ему абсолютно необходимы. Те же средства воздействия, которые, то применяются, то отсутствуют, в процессе психологической подготовки не должны включаться в её структуру. Это, конечно, не значит, что они не могут применяться в других видах воздействия.

С другой стороны - те элементы структуры, которые уже введены в систему психологической подготовки, не должны произвольно исключаться из данной структуры, т.к., реальное «уничтожение» какого-либо элемента структуры приводит к «гибели» целостного явления. Что касается структуры психологической подготовки спортсмена, то исключение из данного процесса воздействия какого-либо абсолютно необходимого элемента приводит к грубому нарушению или искажению данного вида воздействия на спортсмена и, как следствие, к грубым ошибкам в его различной направленности: - методической, психологической, педагогической и социальной. Отдельные части (элементы) структуры психологической подготовки спортсмена приводятся на рис.1.

Рис. 1. Структура психологической подготовки спортсмена

Второе - абсолютная необходимость и доказательность включения каждого элемента системы для осуществления наиболее целенаправленной спортивной деятельности человека. Теория и практика спорта постоянно ведет поиск средств и методов воздействия на спортсмена, позволяющих раскрыть:

а) - «арсеналы» человеческих возможностей в достижении высоких спортивных результатов;

б) - определить основные «ориентиры» спортивной тренировки;

в) - построить модели различных видов воздействия на организм, личность и психику спортсмена.

Доказательность необходимости включения данных элементов структуры психологической подготовки спортсмена проистекает из определения целей и задач, достигаемых с помощью различных видов подготовки, а также, той роли, которую играет тот или иной элемент в функционировании данной системы. Попробуем это показать на конкретных элементах структуры системы психолого-педагогического воздействия (психологической подготовки).

Элемент I - Психологический паспорт избранного вида спорта. Основная задачи - через определение уровня значимости отдельных качеств личности составить психологическую модель деятельности спортсмена в избранном виде спорта, позволяющую определить основные ориентиры в процессе психологической подготовки спортсмена. По существу, без психологического паспорта избранного вида спорта, без совокупности требований к психике и личности спортсмена со стороны определенного вида спортивной деятельности не может осуществляться психологическая подготовка спортсмена.

Элемент II - Психологическая характеристика (психологический паспорт) спортсмена. Основная задача - определить уровень проявлений психических качеств и черт личности каждого спортсмена. Нельзя проводить психологическую подготовку без учета того, какими качествами (врожденными или приобретенными при жизни) личности обладает спортсмен, особенно, теми качествами, которые указаны в психологическом паспорте избранного вида спорта.

Элемент III - Общая психологическая подготовка спортсмена. Основная задача - развивать и совершенствовать нравственные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные качества спортсмена, как психологической основы становления личности в процессе спортивной тренировки. Отсюда, могут быть обозначены различные виды ОПП - «нравственная подготовка»; «волевая подготовка»; «эмоциональная подготовка»; «интеллектуальная подготовка» спортсмена. Каждый вид подготовки имеет свою подструктуру.

Элемент IV - Психологическая подготовка спортсмена к конкретной тренировке. Основная задача, связанная с этим видом подготовки, включает: а) формирование целевой установки на данную тренировку; б) организация внимания спортсмена, связанная с программой направленности сознания на выполняемой спортсменом двигательного действия; в) проведение психологического анализа проведенной тренировки; г) планирование следующей тренировки.

Элемент V - Предсоревновательная психологическая подготовка. Основная задача -провести ряд мероприятий, связанных с предстоящим соревнованием: а) оценить состояние готовности спортсмена на данный период учебно-тренировочной деятельности; б) поставить цели и задачи на данное соревнование; в) получить информацию о месте и времени предстоящих соревнований; г) получить информацию о соперниках спортсмена и др. На основе полученных данных составить план проведения мобилизации готовности спортсмена к предстоящему соревнованию через формирование и совершенствование «навыка» участия в соревнованиях - навыка поведения и действия спортсмена в соревнованиях.

Элемент VI - Предстартовая психологическая подготовка спортсмена. Основная задача - «организовать» жизнедеятельность спортсмена в день соревнований: а) разработать режим дня спортсмена в день соревнований, как фактор «психологической настройки» спортсмена к соревнованиям; б) еще раз уточнить характер разминки перед выполнением двигательного действия в условиях соревнований; в) организовать внимание спортсмена через разработку программы направленности сознания спортсмена во время соревновательных действий; г) сформировать целевую установку на спортивные достижения в соревнованиях через достижение результата; д) сформировать уверенность в своих силах и бодрого эмоционального состояния (в том числе, и способности спортсмена произвольно регулировать свои психические и эмоциональные состояния): е) возбудить готовность к максимальным волевым усилиям и умению проявлять их в данном соревновании.

Элемент VII - Непосредственно соревновательная психологическая подготовка. Основная задача - развить способность спортсмена в тактическом и оперативном мышлении в условиях жесткой соревновательной борьбы, развить способность спортсмена осознанно контролировать свои действия в соревнованиях, произвольно регулировать свои эмоциональные состояния, реакции, отношения, оценку своих действий.

Элемент VIII - Постсоревновательная психологическая подготовка. Основная задача -сформировать у спортсмена умение и навык в мыслительном анализе, сравнении и обобщении результатов как «успешной», так и «неуспешной» соревновательной деятельности по отдельным сторонам управления «умственными и двигательными» действиями в решении задач и сверх задач, поставленных перед спортсменом на данное соревнование.

Третье - учет взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности элементов системы между собой. Взаимосвязь элементов структуры обеспечивает строгую согласованность функционирования всех элементов системы и тем самым обеспечивает «существование и жизнедеятельность» данной системы. Ни один элемент системы не может самостоятельно обеспечить результативность психологической подготовки спортсмена. Взаимозависимость связана с проявлениями отдельных функций системы в тесной связи всех психических функций системы и качеств личности спортсмена между собой. Должна проявляться «взаимопомощь» между отдельными элементами системы и компенсация недостаточного проявления одного элемента системы другим, если данный элемент не сработал. Отсюда, в спортивной практике есть такие понятия как: «нравственно-волевая подготовка», «психофизиологическая подготовка».

Взаимообусловленность связана с одновременным нормальным, оптимальным функционированием всей системы элементов. Проявления надежности и стабильности спортивной деятельности, подчас, характеризуются показателями проявлений какой-то одной психической функции, например, быстроты реакции спортсмена или устойчивости внимания, хотя они обусловлены другими факторам готовности спортсмена. Бывает и так - спортсмена обвиняют в безволии, хотя сам фактор многолетней спортивной тренировки, связанной с преодолением объективных и субъективных трудностей, препятствий, экстремальных условий, говорит о том, что причиной неудачного выступления в соревнованиях может быть что-то другое. Поэтому, взаимообусловленность элементов системы требует комплексного изучения результатов подготовки.

Четвертое - обусловленность формирования психики и личностных качеств спортсмена характером (содержанием) спортивной деятельности и внешней природной и социальной средой.

Проблема детерминации спортивной деятельности сама по себе очень сложна, т.к., охватывает многие стороны двигательной деятельности человека. Вместе с тем, в этой проблеме есть один центральный вопрос - обусловлена ли результативность спортивной деятельности только функционированием сознания спортсмена? Осознанная регуляция своих действий и состояний в спорте может быть обусловлена, в свою очередь, рядом факторов объективного и субъективного порядка, изучение которых позволяет раскрыть определенные закономерности проявлений психологической подготовленности спортсмена.

Обусловленность спортивной деятельности различными факторами имеет общий и индивидуальный характер. К общим относятся - предметно-направленная деятельность (избранный вид спорта), уровень спортивного мастерства, биомеханические характеристики двигательного действия (двигательный состав спортивного упражнения), социальная среда и др. К индивидуальным - особенности взаимодействия анализаторов индивида, состояние спортивной формы, врожденное и приобретенные при жизни свойства личности и др.

Пятое - иерархия значимости элементов структуры в системе психолого-педагогического воздействия на спортсмена. В свете данного принципа в психологической подготовке нет «второстепенных» элементов - все абсолютно необходимы для данного вида подготовки. Однако между ними существует определенная иерархия, в основу которой положена значимость каждого элемента структуры в достижении наибольшей результативности в этом виде подготовки. В процессе учебно- тренировочной деятельности в спорте «иерархия значимости» отдельных видов подготовки может выглядеть так: «Физическая (функциональная) - техническая - тактическая -теоретическая - ...». Что касается психологической подготовки спортсмена, то определение места в иерархии значимости данного вида подготовки оказалось очень сложным вопросом. Достаточно привести такой факт, что спортивная тренировка осуществляется «разумным существом», человеком и все виды подготовки в спорте не могут быть проведены без функционирования сознания, психики, без обусловленности различных видов подготовки проявлениями различных свойств личности спортсмена. Это побуждает отдельных специалистов в спортивной практике считать, что выделить в отдельный блок в системе спортивной тренировки «психологическую подготовку» нет смысла, т.к., все виды подготовки спортсмена пронизаны «психологическим содержанием» и совсем необязательно строить дополнительную систему воздействия на спортсмена.

С этим суждением принципиально нельзя согласиться и вот почему. Оставляя без внимания формирование психики и личности в процессе спортивной тренировки, мы не учитываем тот факт, что спортивная деятельность может оказывать отрицательное влияние на личность. Отдельные тренеры проводят тренировку «выключая» сознание спортсмена, ориентируя спортсмена только на достижение объема и интенсивности выполнения спортивных действий. Сразу оговоримся, что мы не выступаем против функциональной подготовки в спорте, без неё нет роста спортивных достижений. Какое же место занимает психологическая подготовка спортсмена в иерархии значимости данного вида воздействия на достижение высоких спортивных результатов? По нашему мнению, психологическая подготовка осуществляет интегративно значимую функцию в системе спортивной тренировки. Что же касается иерархии значимости элементов структуры такой подсистемы спортивной тренировки, какой является психологическая подготовка, то она может выглядеть следующим образом: 1 - психологический паспорт избранного вида спорта; 2 - психологическая характеристика спортсмена; 3 - общая психологическая подготовка; 4 - психологическая подготовка к конкретной тренировке; 5 - предсоревновательная психологическая подготовка; 6 - предстартовая психологическая подготовка; 7 - непосредственно соревновательная психологическая подготовка; 8 -постсоревновательная психологическая подготовка.

Чем же определяется подобная иерархия? Прежде всего, она обусловлена внешними закономерностями данного вида профессиональной деятельности специалиста по физическому воспитанию и спорту. Это очень точно можно проследить на содержании спортивной тренировки, которая включает в себя систематическое воздействие физических упражнений на все системы организма спортсмена, а также через психолого-методическое воздействие на развитие и совершенствование познавательных процессов спортсменов и качеств личности со всеми её свойствами (нравственными, волевыми, эмоциональными, коммуникативными, темпераментом, способностями и интеллектом). Все это объединено в процессе спортивной тренировки системообразующим фактором - спортивным результатом.

Что же касается психологической подготовки, то иерархия её структуры обусловлена, прежде всего, «модельными характеристиками» проявления личности и психики спортсмена в конкретном виде спорта. В настоящее время разработка психологической модели определенного вида спорта остается проблемой. Нельзя согласиться с утверждениями о том, что психику и личность человека нельзя смоделировать! Возможно это так, но наметить ориентиры в решении данной проблемы можно по определению значимости тех или иных качеств личности в достижении успеха в конкретных видах спорта. Дело в том, что по своему «содержанию», по своему «двигательному составу», с учетом пространственно-временной и динамической структуры, по характеру соревновательной деятельности и др., факторам нет абсолютно одинаковых видов спортивной деятельности. Поэтому, есть необходимость в постоянном совершенствовании учебно-тренировочного процесса через изучение и получения ответа на такие вопросы как: «Что отражается в сознании спортсмена во время выполнения спортивного действия»; «Как отражается», «Какое значение имеют отдельные психические функции и качества личности спортсмена в достижении высоких спортивных результатов»; «Как формировать и совершенствовать отдельные качества личности в процессе спортивной тренировки».

Таблица 1. Сокращенный оценочный бланк

Бланк оценки уровня значимости и уровня проявлений качеств личности как основы психологической паспортизации избранного вида спорта

Качества личности спортсмена

Показатели оценки

значимости

проявлений

1

Направленность

 

 

2

Нравственные качества

 

 

3

Волевые качества

 

 

4

Эмоциональные качества

 

 

5

Коммуникативные качества

 

 

6

Темперамент

 

 

7

Способности спортсмена

 

 

8

Интеллект спортсмена

 

 

В иерархии значимости отдельных элементов структуры психологической подготовки спортсмена ведущее положение занимает «Психологический паспорт избранного вида спорта». Под этим понятием рассматривается: психологическая модель уровня значимости отдельных психических качеств и черт личности спортсмена, занимающегося определенным видом спорта, позволяющая через оценку значимости этих качеств в достижении успехов в конкретном виде спортивных упражнений, определить основные ориентиры в системе психолого-педагогического воздействия. Психологический паспорт избранного вида спорте, являясь неотъемлемым компонентом структуры психологической подготовки спортсмена, позволяет определить основные направления процесса психолого-педагогического воздействия в деле формирования и совершенствования необходимых для данного вида спорта психических качеств и черт личности спортсмена. Эти качества, включенные в структуру психологического паспорта, и становиться ориентирами в деле становления личности в спорте.

В процессе обобщения результатов исследований в области общей и спортивной психологии, результатов экспертных оценок ведущих тренеров и спортсменов Советского Союза и России, в «формальную» структуру психологического паспорта включены следующие разделы-блоки: направленность личности, нравственные качества, волевые качества, интеллект спортсмена, эмоциональные качества, способности спортсмена, коммуникативные качества, темперамент.

Каждый из разделов блока психологического паспорта избранного вида спорта несет в себе оптимальный перечень качеств личности, которые оцениваются экспертами (тренерами, спортсменами, педагогами спорта, научными сотрудниками) по степени значимости представленных качеств в достижении высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Предлагаемый к оценке перечень качеств личности является окончательным и одинаковым для всех видов спорта. Это необходимо для того, чтобы иметь возможность сравнивать значение отдельных качеств личности в достижении успеха в различных видах спорта и использовании различных видов спортивных упражнений в формировании и совершенствовании этих качеств в процессе психологической подготовки спортсмена. Однако, если спортивный психолог, тренер, педагог или ученый считают, что набор этих качеств по отдельным блокам психологического паспорта должен быть расширен или изменен, то это можно сделать при условии учета второго принципа системного подхода, т.е. необходимо «доказать необходимость этого качества в достижении успеха в конкретном виде спортивной деятельности» (П.А. Рудик,). Это во-первых; а во-вторых, - раскрыть «понятийный состав» вновь включенного качества личности и дать ему конкретное определение.

Возможной сферой использования методики составления «психологического паспорта избранного вида спорта» является практика психологического обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена через методы воздействия на личность с целью развития и совершенствования, необходимых для данного вида спорта психических качеств и черт личности (см. психологический паспорт). В процессе работы над психологическим паспортом деятельности и личности спортсмена используется, в основном, «бланковый метод исследования» и «метод интерпретации полученных данных». В оценочный бланк психологического паспорта должны быть включены: а) оценочная таблица уровня значимости и уровня проявлений отдельных психических качеств и черт личности с использованием 5-ти или 10-ти бальной шкалы оценок; б) бланк описания факторов, обуславливающих значимость отдельных качеств личности в достижении успеха в конкретном виде спортивной деятельности через содержательное изложение тех ориентиров, к которым надо стремиться в процессе психологической подготовки спортсмена; в) оценочная шкала, применяемая в данной характеристике в баллах. После проведенной оценки каждого показателя в каждом блоке подсчитывается средне арифметическая величина уровня значимости обобщенного качества личности.

Блок I - Направленность личности спортсмена - включает следующие показатели, каждый из которых оценивается отдельно: спортивное мировоззрение, убеждения спортсмена, интересы, потребности личности в спорте, мотивы спортивной деятельности, его уровень притязаний, а также стремления, желания, хотения и т.д.

Блок II - Нравственные качества спортсмена - включает следующие показатели. Целенаправленность личности, как ярко выраженная способность спортсмена ставить «цель» в любом виде умственного или двигательного действия, в любой жизненной ситуации. Патриотизм. как проявления «чувства Родины», любви к Родине, гордость за свою отчизну, стремление своими успехами в спорте прославить свою страну. Коллективизм, как способность спортсмена «подчинять» свои интересы, мотивы, цели действиям группы, команды, общества. Честолюбие, трудолюбие, честность, «чувство справедливости», проявления чувства долга и ответственности, принципиальности, дисциплинированность.

Блок III - Волевые качества личности - включает: целеустремленность личности, как стремление спортсмена обязательно достигать поставленной цели, преодолевая объективные и субъективные трудности, волевую активность, решительность, настойчивость, смелость, самообладание, уверенность в своих силах.

Блок IV - Эмоциональные качества личности - включает: спортивную злость, спортивное воодушевление, агрессивность, спортивный азарт, отношение к неудачам, отношение к успехам в спорте, внушаемость, мнительность.

Блок V - Коммуникативные качества личности - включает такие качества, как доброжелательность, общительность, самокритичность, лидерство, отношение к старшим (к учителю, к тренеру), отношение к спортивному сопернику.

Блок VI - Врожденные свойства - темперамент. Сангвиник, как тип личности с сильней нервной системой, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения высокой подвижностью нервных процессов, этот тип -общителен, однако, отношение к людям поверхностное, проявляет некоторые затруднения при формировании навыка двигательного действия в спортивном упражнении и требует совершенствования и т.д. Холерик - тип сильный, но неуравновешенный. Преобладают процессы возбуждения над торможением, в спортивных действиях быстрее других находит нужные решения, в предстартовый период чаще все го находится в состоянии «боевой готовности», в социальной среде - горячий, страстный, с большой интенсивностью эмоциональных переживаний. Флегматик - тип сильный, уравновешенный, однако, отличается малой подвижностью нервных процессов; в жизни -вялый, со слабым проявлением эмоциональных переживаний, настроение и чувства - ровные; в спортивней тренировке и соревновании требует внимание со стороны тренера, педагога, психолога; навык двигательного действия формирует длительное время, но не теряет его, также, долго. Меланхолик, тип слабый, неуравновешенный, очень подвижный; в спорте очень тонко чувствует, дифференцирует пространственные, временные и динамические характеристики движений и действий, но в то же время, очень тяжело переживает неудачи в спорте, при хорошей психологической подготовленности добивается высоких спортивных результатов;

Блок VII - Способности личности - включает такие качества, как интенсивность, устойчивость, распределение, переключение, концентрация и объём внимания. Быстрота простой и сложной двигательной реакции, как ответное действие на: а) на заранее известный раздражитель различной модальности - зрительной, слуховой, тактильной (простая реакция); б) - при одновременном воздействии и дифференцировки различных сложных раздражителей (сложная реакция). Музыкальные задатки и одаренности, как основа развития способностей спортсмена тонко дифференцировать временные параметры движении и формировать специализированные восприятия в спорте («чувство темпа и ритма», «чувство скорости).

Блок VIII - Интеллект спортсмена - включает чувственное различение пространственных характеристик движений и чувственное различение звуков, а также тонкое различение динамических параметров через полноту и точность мышечно-двигательных ощущений и восприятий. Наглядное отражение, сохранение и воспроизведение в сознании способов выполнения двигательных действий, тактических действий (через зрительную память). Отражение в сознании основной направленности двигательного действия (формирования программ, словесных понятий содержания спортивной деятельности), через связь вербально-логической памяти с мыслительными операциями и с процессами чувственного различения. Представления о спортивной деятельности, о содержании спортивного упражнения и другие, как основы «идеомоторной тренировки, мысленного исполнения спортивного упражнения. Мыслительные операции как способность спортсмена решать задачи, связанные с осознанным управлением двигательными действиями, произвольной регуляцией своих психических состояний: мыслительный анализ, мыслительный синтез; мысленное сравнение; абстракция; обобщение; конкретизация; классификация; систематизация

В конце каждого блока «экспертами дается «заключение», т.е. показать - какие качества личности значимы, а какие - нет, а также выделить факторы, обуславливающие уровень значимости того иди иного качества. В качестве индикаторов значимости и уровня проявлений качеств личности в избранном виде спорта используются количественные показатели, на основе которых построены графики, показывающие различные уровни значимости и проявлений отдельных качеств личности спортсменов (см. рис. 2).

Рис. 2. Индикаторы значимости и уровня проявлений качеств личности спортсмена

В заключение отметим, что данная здесь краткая характеристика составляющих «психологический паспорт избранного вида спорта» и не исчерпывает всех психологических аспектов проявлений личности спортсмена. Более подробно с данным направлением можно ознакомиться в работе: Савенков Г.И. Психолого-педагогическое воздействие на человека в системе спортивной тренировке. (Учебное пособие для преподавателей ИФК, ИППК. - М.: РГУФК, 2001). Цель данной статьи заключалась лишь в том, чтобы обратить внимание специалистов по спорту на важность формирования требований не только к традиционным формам (физической, технической, тактической), но и к психологической готовности спортсмена к соревнованиям в избранном виде спорте через определение «значимости» и уровня проявлений определенных качеств личности и на этой основе определять ориентиры в проведении психологической подготовки в спорте.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle