Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Спортивная наука

Автор: Эбзеев Мурат Магомедович

Профессиональный интерес как комплексный показатель отношения студентов к осваиваемой профессии

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-эмпирические аспекты процесса формирования профессионального интереса, который представляет собой системный эффект процесса профессиональной подготовки студентов в вузе и которому отводится особое место в общей системе интересов человека, так как от степени заинтересованности профессией, активности и желания ее освоить зависит эффективность будущей трудовой деятельности. Исследованы и охарактеризованы структурные компоненты профессионального интереса как комплексного показателя отношения студентов к осваиваемой профессии, обоснована необходимость формирования данного качества у студентов в период обучения в вузе. В статье представлены результаты экспериментального исследования динамики отношения студентов к осваиваемой профессии посредством анализа изменений интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов профессионального интереса как основного показателя сформированности готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности, как нравственного свойства личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста.

Ключевые слова: профессиональный интерес, склонность к профессиональной деятельности, устойчивость профессионального интереса, интеллектуальный компонент, эмоциональный компонент, волевой компонент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p195-200

PROFESSIONAL INTEREST AS A COMPLEX INDEX OF THE STUDENTS' ATTITUDES TO THE MASTERED PROFESSION

Murat Magometovich Jebzeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Karachaevo-Cherkess State University named after U.D. Aliyev, Karachaevsk

Annotation

The article examines the theoretical and empirical aspects of the process of formation of professional interest, which is a systemic effect of the process of professional preparation of students in the University and which takes a special place in the general system of human interests, as on the degree of interests to the profession, activity and desire to master the efficiency the future labor activity depends. The structural components of professional interest as a complex ratio of students to the explored profession have been studied and characterized, the necessity in formation of this quality among the students during studying at the University has been substantiated. The article presents the results of the experimental research of the dynamics of the attitude of the students to the explored profession through the analysis of the changes in the intellectual, emotional and volitional components of the professional interest as the main indicator of the readiness of future specialist for the professional activity, as a moral property of the individual student, the existence of which promotes the formation and development of the professional-value orientations of the future specialist.

Keywords: professional interest, propensity to professional activity, stability of the professional interest, intellectual component, emotional component, volitional component.

Осуществляемая в настоящее время модернизация высшего образования направлена на развитие разносторонней, мобильной личности, в основу профессиональной направленности которой заложено стремление к самореализации своих природных задатков и способностей. Залогом активности, творчества, стремления лучше овладеть специальностью служит широта и разносторонность интересов на фоне развитого основного, «стержневого» профессионального интереса, без которого подготовка современного специалиста теряет смысл. Соответственно важным условием успешного формирования личности в образовательном пространстве высшего учебного заведения является развитие глубокого и устойчивого профессионального интереса у студентов, как элемента мотивационной сферы. Профессиональные интересы обращены на профессиональную деятельность и побуждают к овладению ею. Профессиональный интерес развивается в контексте ведущей деятельности, свойственной тому или иному этапу психического и профессионального развития личности [2].

Профессиональному интересу отводится особое место в общей системе интересов человека, так как от степени заинтересованности профессией, активности и желания ее освоить зависит эффективность будущей трудовой деятельности. Формированию профессионального интереса способствует правильно организованный процесс профессионального образования через активное включение студентов в процесс обучения. Данное обстоятельство подчеркивается Г.Д. Бабушкиным при изучении психолого-педагогических механизмов возникновения и формирования профессионального интереса в спортивно-педагогической деятельности. Г.Д. Бабушкин отмечает ряд принципиальных позиций диагностического характера:

  1. Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии. Т.е., одним из составляющих и диагностируемых показателей профессионального интереса является эмоциональный компонент.
  2. С момента актуализации мотивов выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса. В свою очередь познание профессии, внутреннее её принятие и нахождение своего места в будущей деятельности укрепляет мотивы, эмоции. Из этого следует, что вторым компонентом, отражающим профессиональный интерес, является интеллектуальный компонент.
  3. Параллельно с проявлением интеллектуальной активности начинает формироваться волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных ситуаций. Следовательно, третьим компонентом диагностирования профессионального интереса является волевой компонент [1].

В ходе эксперимента проводился анализ динамики устойчивости профессионального интереса, склонности к профессиональной деятельности и структурных компонентов профессионального интереса (интеллектуального, эмоционального и волевого). Характеризуя динамику отношения студентов к осваиваемой профессии, в первую очередь следует обратиться к изменению компонентов профессионального интереса как комплексного показателя.

Положительные эмоции в отношении к профессии служат источником возникновения мотивов выбора профессии. На основании эмоционального компонента происходит обоснование профессионального выбора. Поэтому чрезвычайно важным результатом эксперимента является достоверное и значительное повышение уровня эмоционального компонента в структуре профессионального интереса (табл. 1) с 6,4±3,3 до 12,1±2,8 балла (Р<0,001). Наблюдается резонансное воздействие мотивационного составляющего на эмоциональный компонент (на мотивы выбора профессии наслаиваются мотивы овладения ею).

Таблица 1

Изменение отношения к профессиональной деятельности у студентов в экспериментальной группе
Свойства личностиПоказатель ( X ± σX)Достоверность различий (Р)
ИсходныйКонечный
Устойчивость профессионального интереса3,2±1,84,1±0,8<0,01
Склонность к профессиональной деятельности3,2±0,94,0±0,8<0,01
Профессиональный интерес:7,6±1,98,4±2,8<0,05
– интеллектуальный компонент7,3±1,88,2±1,6<0,05
– эмоциональный компонент6,4±3,312,1±2,8<0,001
– волевой компонент8,4±3,08,3±0,8>0,05

Изменение эмоциональной составляющей профессионального интереса отмечается и при анализе динамики смысложизненных ориентаций в контрольной группе (табл. 2).

Таблица 2

Изменение отношения к профессиональной деятельности у студентов в контрольной группе
Свойства личностиПоказатель ( X ± σX)Достоверность различий (Р)
ИсходныйКонечный
Устойчивость профессионального интереса3,1±1,43,9±0,8<0,05
Склонность к профессиональной деятельности2,8±1,33,5±0,7>0,05
Профессиональный интерес:7,6±2,57,9±2,1>0,05
– интеллектуальный компонент8,0±1,88,2±2,4>0,05
– эмоциональный компонент6,5±2,07,1±2,1>0,05
– волевой компонент8,1±3,68,8±3,4>0,05

С момента актуализации выбора профессии формируется интеллектуальный компонент профессионального интереса, который обеспечивает приятие профессии, желание больше знать и лучше овладеть ею, способствует определению места личности в будущей деятельности и укрепляет степень эмоционального принятия. Однако для эффективного формирования интеллектуального компонента недостаточно лишь реализации учебного плана, требуется усилие по формированию нравственного отношения к профессии, к своему месту в профессии, к своей будущей карьере. Профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности студента, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций.

Верность сути данного предположения доказывается результатами формирующего эксперимента (за период эксперимента показатель в контрольной группе (см. табл. 2) остался неизменным (Р>0,05), а в экспериментальной группе обеспечено достоверное увеличение с 7,3±1,8 до 8,2±1,6 баллов при Р<0,05.

Параллельно с проявлением интеллектуальной активности формируется волевой компонент, в функции которого входит преодоление отрицательных эмоций и неблагоприятных состояний. Однако, в экспериментальной группе, равно как и в контрольной, обнаружить подобное не удалось. Причиной этого, на наш взгляд, является то, что развитие волевого компонента происходит интенсивно на начальном этапе овладения профессией. Поэтому уровень волевого компонента у студентов 2 курса (начальный этап контроля) и студентов 5-го курса друг от друга не отличаются. Можно полагать, что уже к второму-третьему курсу успешно обучающимися студентами достигается уровень волевого компонента, близкого к своему максимальному проявлению. В результате позитивной и интенсивной динамики двух составляющих компонентов в экспериментальной группе происходит достоверное увеличение профессионального интереса с 7,6±1,9 до 8,4±2,8. В контрольной группе все составляющие и, следовательно, сам профессиональный интерес остаются неизменными.

Процесс формирования профессионального интереса представляет собой кумуляцию сдвигов в проявлении структурных компонентов, что, безусловно, следует из результатов констатирующего эксперимента. Эмоциональным компонентом определяется положительное отношение к профессии, уверенность в правильном ее выборе и удовлетворенность выбором, что в целом обеспечивает и укрепляет мотивационную поддержку. Интеллектуальный компонент наполняется представлением о деятельностном содержании профессии, информацией о приемах и методах профессиональной деятельности, возможностях профессиональной карьеры. Волевой компонент обеспечивает активность субъекта в познании профессии. Однако чем на более раннем этапе профессионального обучения будет достигнут высокий уровень профессионального интереса, тем эффективнее обучение и более высок конечный результат. Анализ результатов эксперимента позволяет утверждать, что участники экспериментальной группы показывают более высокие результаты по сравнению с контрольной группой (Р<0,001).

Для определения склонности к профессиональной деятельности мы воспользовались методикой, разработанной Бабушкиным Г.Д. Суть методики заключается в использовании трехмерной шкалы, отражающие склонность к профессиональной деятельности.

Респонденты из контрольной и экспериментальной групп на начальном этапе имели практически одинаковую наполняемость групп, определявших степень выраженности склонности к профессии (табл. 3). Чуть более 20% имели выраженную, а более 40% среднюю степень склонности к профессии. Это положение объясняет, почему студенты, завершившие процесс обучения не желают работать по полученной специальности.

Таблица 3

Распределение участников эксперимента (%) в зависимости от выраженности склонности к профессиональной деятельности

Группа

Этап эксперимента

Степень выраженности склонности к профессии
высокая средняя низкая

Экспериментальная (n=31)

начало

22,640,337,1

конец

49,839,618,6

Контрольная (n=50)

начало

23,9 41,334,8

конец

36,039,8 24,2

Количество лиц, имеющих низкий уровень склонности к профессии, сокращается и в контрольной группе. Но более интенсивно это происходит в экспериментальной группе. В процессе обучения проявилась склонность к будущей профессии у основной массы представителей экспериментальной группы как к интересной, нужной и занимающей в жизни значительное место (4,0±0,8). В контрольной группе преобладающими являются мнения: прагматическое отношение к деятельности (чем больше платят, тем больше работаю) и - работа по профессии интересна, но ей не будет позволено мешать остальной жизни (3,1±0,7). Статистические расчеты показывают наличие достоверных различий между мнением представителей экспериментальной и контрольной групп (Р<0,001) на завершающем этапе эксперимента.

Оценка устойчивости профессионального интереса в баллах отражает меру увеличения в группах количества студентов с устойчивым интересом. Так, в контрольной группе оценки данного компонента составляют 3,9±0,8 баллов, что достоверно (Р<0,05) выше исходного показателя (3,1±1,4). Прирост в экспериментальной группе более значителен. Здесь различия между исходным (3,7±1,8) и конечным (4,1±0,4) показателями достоверны при Р<0,01. Конечные результаты экспериментальной группы по данному разделу выше, чем в контрольной (Р<0,05).

Характер изменений, происходящих в динамике склонности к профессиональной деятельности, повторяется при рассмотрении распределения участников в зависимости от устойчивости профессионального интереса (табл. 4).

Таблица 4

Распределение участников эксперимента в зависимости от устойчивости профессионального интереса (в %)

Группа

Этап

Устойчивый интерес

Недостаточно устойчивый

Неустойчивый интерес

Экспериментальная (n=31)

начало

32,1

46,4

22,6

конец

48,8

51,7

1,5

Контрольная (n=50)

начало

38,0

44,8

17,2

конец

41,4

48,1

10,5

На начальном этапе устойчивый профессиональный интерес выявлен у 32,1% участников экспериментальной и 38,0% контрольной группы. Недостаточно устойчивый интерес проявляли более 46% респондентов экспериментальной группы и 22,6% респондентов проявили неустойчивый интерес. В процессе профессионализации: обучения, прохождения практик, происходит перераспределение студентов в группах. Примерно равное количество в группе с устойчивым интересом и в группе с недостаточно устойчивым интересом. Их количество в экспериментальной группе составляет соответственно 46,4% и 51,7%, в контрольной - соответственно 41,4% и 48,1%. Вместе с тем, динамика в экспериментальной группе более выражена. Кроме того, в группе с неустойчивым интересом остается 1,5% членов экспериментальной и 10,5% контрольной группы. В совокупности эти факты свидетельствуют о позитивном влиянии целенаправленной работы по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности и карьерному росту на устойчивость профессионального интереса.

Таким образом, выявлена необходимость целенаправленного формирования у студенческой молодежи в процессе обучения в вузе профессионального интереса как комплексного показателя отношения к овладеваемой профессии. Эмпирическая работа позволила получить достоверные результаты, раскрывающие особенности, уровень и динамику формирования профессионального интереса у студентов в процессе обучения в вузе. Установлена, что целенаправленная работа, проведенная с респондентами в экспериментальной группе, способствовала изменениям в интеллектуальном, эмоциональном и волевом компонентах профессионального интереса. Для дальнейшего исследования этой проблемы считаем необходимым изучение связи сформированности профессионального интереса в рамках узких профилей специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабушкин, Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Бабушкин Г. Д. - Омск, 1990. - 186 с.
  2. Толочек, В.А. Современная психология труда : учеб. пособие / В.А. Толочек. -СПб. : Питер, 2005. - 479 с.

REFERENCES

  1. Babushkin, G.D. (1990), Psychological bases of vocational interest to teaching, dissertation, Omsk.
  2. Tolochek, V.A. (2005), Modern psychology of work: textbook. Manual, publishing house "Petef, St. Petersburg.

Контактная информация: muratmail@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.09.2013.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Похожие статьи

Социальные комментарии Cackle