Для того чтобы воспользоваться данной функцией,
необходимо войти или зарегистрироваться.

Закрыть

Войти или зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Популярное

01 сентября 2002 Газета "Спорт в школе, выпуск № 17 (300)"

Виды спорта: Общеспортивная тематика

Рубрики: Детско-юношеский спорт

Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего развития. Образовтаельный стандарт основного общего образования по физической культуре.

Под редакцией академиков Российской академии образования Э.Д. Днепрова и В.Д. Шадрикова

 

Авторский коллектив

Временный научный коллектив «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ»
Руководители коллектива: академики РАО Э.Д. ДНЕПРОВ, В.Д. ШАДРИКОВ.
Менеджер проекта: А.Г. АРКАДЬЕВ.
Ученый секретарь: Д.Д. УТЕШИНСКИЙ.

Концептуальная группа: Э.Д. Днепров, в.д. Шадриков (руководители); А.Г. Аркадьев (координатор), А.В. Баранников, М.М. Безруких, Л.Н. Боголюбов, Г.В. Дорофеев, Т.В. Иванова, В.В. Краевский, В.Ф. Кривошеев, Л.Е. Курнешова, С.И. Львова, В.А. Орлов, Е.Л. Рачевский, В.В. Фирсов, А.В. Хуторской.

Предметная группа:

Физкультура: А.П. Матвеев (руководитель), В.К. Бальсевич, Л.В. Каверкина, Н.Н. Назарова, С.Д. Неверкович, Т.В. Петрова, Ю.П. Пузырь.

Группа информационно-технического обеспечения: а.в. Вихров (руководитель), И.А. Павлющенко, Е.А. Усачева, Т.Н. Храпунова.

ПИСЬМО
МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
от 12.08.2002 г.
№ 13-51-98/14

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. и в связи с подготовкой проекта постановления Правительства Российской Федерации «О федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» Министерство образования Российской Федерации выносит на широкое общественное обсуждение проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, разработанный Временным научным коллективом «Образовательный стандарт» под руководством академиков РАО Э.Д. Днепровым и В.Д. Шадриковым.
Проект публикуется в двух частях: I часть – начальная и основная школа, II часть – старшая школа (базовый и профильный уровни).
Просим направлять замечания и предложения по проекту до 20 сентября 2002 года в Департамент общего образования Министерства образования Российской Федерации (с пометкой «Образовательный стандарт»).
Почтовый адрес: Чистопрудный бульвар, д. 6/19, г. Москва, 101990. Контактный телефон: (095) 923-36-19; E-mail: avb@miem.edu.ru

Заместитель Министра образования
Российской Федерации
Е.Е. ЧЕПУРНЫХ

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Объемные показатели представлены в годовой форме (количество учебных часов за ступень образования в целом). При расчете годовых учебных часов использованы нормы продолжительности учебного года, установленные в проекте Федерального закона «О государственном стандарте общего образования», а именно:

– начальная школа. Продолжительность учебного года: I класс – не менее 33 учебных недель, II–IV классы – не менее 34 учебных недель (не считая каникулярного времени);

– основная и старшая школа. Продолжительность учебного года – не менее 35 учебных недель (не считая каникулярного времени).

Введение годовой формы объемных показателей повышает мобильность образовательных учреждений при формировании рабочих учебных планов, обеспечивает возможность перераспределения нагрузки в течение учебного года, использования концентрированных курсов, модульного подхода и т.д. Одновременно эта мера препятствует сокращению реального учебного времени и объективной перегрузке детей вследствие неадекватного переуплотнения содержания образования.

ОБЪЕМНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
для общеобразовательных учреждений Российской Федерации
с русским (родным) и с родным (нерусским) языком обучения

Образовательный стандарт начального общего образования по физической культуре

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

  • развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

  • формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминутки, подвижных игр на учебных переменах); воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

  • воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, форма осанки, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок и др.).

Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ

Комплексы утренней гимнастики. Закаливающие процедуры. Физические упражнений для формирования правильной осанки. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью: физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика для глаз. Простейшие измерения длины и массы тела, физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями. Оказание доврачебной помощи при легких травмах (ушибах, царапинах, ссадинах, потертостях).

ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(с учетом индивидуального физического развития и медицинских показаний).

Ходьба, бег, прыжки (из разных исходных положений, с изменяющейся скоростью, амплитудой, траекторией и направлением движений, с элементами организующих строевых команд). Лазание, ползание, перелезание различными способами. Метание малого (теннисного) мяча с места, с разбега в цель и на дальность, из разных исходных положений. Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, в высоту способом «ножницы». Прыжки через скакалку.

Упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах. Простейшие акробатические комбинации, включающие кувырки (вперед и назад), стойки и перекаты, общеразвивающие упражнения. Преодоление препятствий с помощью опорных прыжков с места и с небольшого разбега.

Физические упражнения с мячом: подвижные игры, эстафеты, простейшие технические действия из спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол).

Простейшие способы передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом, повороты переступанием, подъемы приставным шагом, спуски в основной стойке, торможение падением и «плугом»; плавательные упражнения: вхождение в воду, передвижение по дну, плавание произвольным способом (при наличии условий с учетом особенности климата региона).

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(с учетом индивидуального уровня физического развития и медицинских показаний).

Общеразвивающие упражнения для развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Комплексы ритмической гимнастики для развития координации, гибкости, пластики движений. Физические упражнения и подвижные игры для развития пространственной ориентации, равновесия, скорости и реакции.

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Значение физической культуры в жизни современного человека. Отдельные яркие фрагменты из истории физической культуры и спорта. Основные способы передвижения человека (общие представления, сравнение между собой и движениями животных). Физические качества, их значение для работоспособности и физического благополучия школьника. Физическая нагрузка, способы ее регулирования и контролирования во время занятий физическими упражнениями. Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культурой.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Знать и понимать:

  • значение физической культуры в жизни современного человека;

  • название физических упражнений и исходных положений тела, отличие физических упражнений от обыденных бытовых движений человека;

  • организующие строевые команды и приемы их выполнения;

  • основные способы передвижения человека;

  • правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном – рисунком, образцом, правилом;

  • устанавливать различия в физической нагрузке по частоте сердечных сокращений (пульсу) при выполнении физических упражнений;

  • выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять разнообразные способы передвижения ходьбой, бегом и прыжками, передвигаться по возвышенной опоре, имеющей ограниченную площадь;

  • выполнять метание малого мяча на дальность и точность, упражнения в передачах, бросках и ведении мяча, ударах по мячу;

  • выполнять упражнения в висах и упорах на гимнастических снарядах, кувырок из упора присев (вперед и назад), стойку на лопатках;

  • выполнять упражнения для формирования правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Образование в области физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие основных физических качеств и повышение уровня физической подготовленности; овладение упражнениями современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий (по формированию телосложения, правильной осанки, рациональному дыханию, профилактике остроты зрения), умениями использовать их в условиях учебной деятельности и самостоятельных занятиях физической культурой;

  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта комплексами общеразвивающих упражнений из современных систем физического воспитания (ритмическая и пластическая гимнастика), упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, плавание, лыжные гонки, спортивные игры), овладение умениями использовать эти упражнения в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности, организации активного отдыха;

  • укрепление здоровья, познание индивидуальных возрастных особенностей физического развития и физической подготовленности, овладение способами индивидуального контроля, умениями измерять физическую нагрузку во время выполнения физических упражнений (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам и внутренним ощущениям);

  • освоение основ знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья, воспитанием волевых, нравственных и этических качеств личности;

  • приобретение компетентности в физкультурно-оздорови-тельной сфере:

– оздоровительно-реабилитационная компетентность позитивное отношение к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни, умение использовать здоровьесберегающие технологии при организации учебной деятельности, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

– двигательная компетентность – всесторонняя физическая подготовленность и многообразие двигательного опыта, умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности и организации активного отдыха.

– компетентность в сфере самоконтроля и физического саморазвития – представления об индивидуальных возрастных особенностях и физических возможностях, умение подбирать средства и методы для индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, планировать их содержание и осуществлять контроль за функциональным состоянием организма, проводить наблюдения за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования1.

ЗДОРОВЬЕ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Комплексы упражнений для коррекции осанки и телосложения, учитывающие индивидуальные особенности физического развития обучающихся. Профилактика утомления: комплексы общеразвивающих, специальных и дыхательных упражнений; гимнастика для глаз. Упражнения на расслабление.

Контроль за динамикой физического развития, физической подготовленности и физической работоспособности, величины физической нагрузки во время занятий физическими упражнениями.

Предупреждение травматизма, приемы страховки и самостраховки.

Простейшие приемы гигиенического массажа (самомассажа).

Опыт двигательной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний)

Физическая подготовка

Физические упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Упражнения базовых видов спорта

Гимнастические упражнения: комплексы акробатических упражнений, включающие кувырки, перекаты, стойки, упоры, общеразвивающие упражнения, выполняемые под музыкальное сопровождение; гимнастические упражнения на спортивных снарядах: махи, размахивания и перемахи; висы, повороты, перевороты и подъемы; седы и упоры; наскоки и соскоки; комплексы упражнений ритмической гимнастики, выполняемые с различной амплитудой и траекторией движений; опорные прыжки разными способами и при разной высоте опоры; лазание по канату разными способами, с разной скоростью и на разную высоту.

Легкоатлетические упражнения: разновидности ходьбы и бега; старты из разных исходных положений и стартовый разбег; бег и финиширование на коротких, средних и длинных дистанциях; кроссовый и эстафетный бег; прыжки в длину и высоту с разбега разными способами; метание малого мяча с места, разбега на дальность и в цель.

Упражнения в спортивных играх: баскетбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, прыжками с ускорением и остановками; ведение, передача, ловля и броски мяча в корзину; футбол – передвижения ходьбой и бегом с изменением направления и скорости движения; ведение мяча и обводка; остановка, обработка и передача мяча; удары по воротам; волейбол – разновидности перемещений ходьбой, бегом, скачком, прыжками; приемы и передачи мяча, подачи, нападающий удар и блокирование.

Физические упражнения вариативной части образовательных программ (с учетом климатогеографических и культурно-этнических особенностей региона).

Упражнения на лыжах: прохождение тренировочных дистанций с разной скоростью и использованием разных способов передвижения на лыжах; спуски и торможение, подъемы по пологому склону разнообразными способами, преодоление препятствий (при передвижении и спуске).

Упражнения в плавании: старты и повороты; проплывание различных дистанций спортивными способами: брасс, кроль на груди и на спине; ныряние.

Упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков, лазания и перелазания, передвижения на руках в висе и упоре.

Культурно-этнические упражнения: сюжетно-образные народные игры, обрядовые и танцевальные упражнения, упражнения национальных видов спорта и др.

Знания о физической культуре

История Олимпийского движения, яркие успехи отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Значение занятий физической культурой для жизнедеятельности современного человека. Формы занятий физической культурой в режиме учебного дня и в условиях активного отдыха.

Представление о культуре здоровья и соблюдение правил здорового образа жизни. Условия сохранения здоровья. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Понятия: двигательные действия, физические качества, физическая нагрузка. Обучение движениям и развитию физических качеств (общие представления). Формы организации занятий физической подготовкой, структура занятий, правила подбора упражнений и дозировки физической нагрузки.

Правила организации и проведения пеших туристических походов, соблюдение санитарных и экологических требований.

Правила поведения и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, гигиенические требования к спортивному инвентарю, оборудованию, одежде и месту проведения занятий.

Правила спортивных соревнований, нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате освоения физической культуры ученик должен овладеть следующими видами оздоровительно-физкуль-турной компетентности:

Оздоровительно-реабилитационная компетентность

Знать и понимать:

  • связь целенаправленного развития физических качеств с повышением функциональных возможностей основных жизне-обеспечивающих систем организма (дыхания, кровообращения и энергообмена), с физической подготовленностью человека;

  • основные формы занятий физическими упражнениями, их функциональное назначение, гигиенические требования и правила техники безопасности.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • выполнять комплексы упражнений из современных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих систем физического воспитания: по предупреждению нарушения осанки и ее коррекции; формированию телосложения; развитию дыхания; повышению остроты зрения;

  • определить величину физической нагрузки и время восстановления организма после ее выполнения.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проводить самостоятельные занятия по предупреждению нарушения осанки и других отклонений в состоянии здоровья (подбор упражнений и их последовательность, дозировка нагрузки и т.д.).

Двигательная компетенТНОСТЬ (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):

Уметь (владеть способами деятельности):

  • выполнять общеразвивающие упражнения и комплексы упражнений на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

  • выполнить акробатическую комбинацию, включающую кувырки, перекаты, стойки, равновесия, прыжки;

  • выполнить на индивидуальный результат: прыжок в длину с разбега способом согнувшись; в высоту с разбега способом «ножницы»;

  • выполнить тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств:

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • совершенствовать технико-тактические приемы спортивных игр в игровой деятельности (баскетбол, футбол, волейбол).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ САМОКОНТРОЛЯ И ФИЗИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

Знать и понимать:

  • индивидуальные режимы нагрузок и состав физических упражнений для развития основных физических качеств;

  • особенности ведения индивидуальных наблюдений за динамикой показателей физического развития и физической подготовленности.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • подбирать индивидуальные средства и методы для физического саморазвития, контролировать состояние организма в ходе занятий физическими упражнениями.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проводить индивидуально-ориентированные занятия физической культурой: по закреплению и совершенствованию техники движений; выравниванию отстающих в своем развитии физических качеств; коррекции осанки; формированию индивидуального типа телосложения и др.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
1

Овладение физической культурой на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение навыков и умений в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, функциональной активности основных систем организма (дыхания, кровообращения, энергообмена), предупреждение заболеваний;

  • овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания (аэробика, ритмика, атлетическая гимнастика, атлетические единоборства), умениями самостоятельно организовывать и проводить занятия с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании, укреплении и сохранении здоровья, формировании индивидуального типа телосложения;

  • обогащение двигательного опыта специально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности, закрепление техники соревновательных упражнений в базовых видах спорта и повышение индивидуального уровня развития основных физических качеств;

  • освоение комплекса знаний о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, репродуктивную функцию и творческое долголетие.

Сохраняя преемственность с образованием в основной школе, содержание образования в старшей школе позволяет обучающимся закрепить ранее сформированные компетенции – оздоровительно-реабилитационную, двигательную и компетенцию в сфере самоконтроля индивидуального физического развития, расширить их в процессе учебных и самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании.

СРЕДСТВА И УМЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ритмическая гимнастика (девушки) – упражнения с разной амплитудой и траекторией движений на развитие пространственной и временной точности; упражнения на развитие статического и динамического равновесия; упражнения на развитие подвижности суставов; упражнения с элементами спортивных танцев; стилизованные способы ходьбы, бега, прыжков (с изменением темпа, ритма и амплитуды движений).

Аэробика (девушки) – упражнения силовой и скоростно-силовой направленности с локальным воздействием на развитие отдельных мышц или мышечных групп, выполняемые с различным темпом и из разных исходных положений; упражнения на растяжение мышц с произвольным их напряжением и расслаблением; упражнения с элементами спортивных танцев; комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, выполняемые с различным темпом, амплитудой и траекторией движений.

Атлетическая гимнастика (юноши) – физические упражнения локального и избирательного воздействия на развитие силы основных мышечных групп (с дополнительным отягощением: штанга, гантели, амортизаторы, тренажеры и т.п. и без дополнительного отягощения на спортивных снарядах); специальные комплексы упражнений на произвольное напряжение и расслабление мышц, развитие подвижности суставов.

Атлетические единоборства (юноши) – основные средства защиты из спортивных и восточных единоборств (греко-римская борьба, самбо, ушу, теквондо, дзюдо): стойки, захваты и броски; защитные действия против захватов, обхватов и ударов; освобождение от захватов и обхватов в стойке и положении на спине; технические действия при задержании (загибы руки за спину сзади); упражнения в страховке при падении (перекаты и падения на руки, на спину, с поворотом); специальные комплексы упражнений на развитие пространственной ориентации и координации, скорости простой и сложной реакции, подвижности суставов, статического и динамического равновесия.

Средства профилактики утомления и сохранения здоровья. Комплексы производственной гимнастики при умственной и физической деятельности. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Комплексы лечебной физической культуры (включая приемы массажа и самомассажа) при сколиозе, остеохондрозе, нарушении обменных процессов, в предродовой период у женщин (материал для девушек).
Оказание доврачебной помощи при травмах.

Личностно-ориентированная физическая культура. Определение индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, разработка содержания самостоятельных занятий (состав упражнений, их последовательность, дозировка физической нагрузки) для укрепления индивидуального здоровья, формирования индивидуального типа телосложения, профилактики нарушения осанки, избирательного развития физических качеств.

ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общая и прикладная физическая подготовка

Упражнения на развитие физических качеств: силы (по методу чередования предельных и непредельных отягощений); быстроты (по методу повторно-интервального выполнения упражнений); выносливости (по методу непрерывно-вариативного выполнения упражнений); гибкости (по методу последовательного чередования активных и пассивных упражнений); координации (по методу чередования статического и динамического равновесия).

Физические упражнения общеприкладной направленности: передвижение ходьбой и бегом с грузом на плечах на возвышенной и ограниченной площади опоры, вверх и вниз по наклонной плоскости; разнообразные броски и ловля набивного мяча, стоя на месте и с продвижением; разнообразные прыжки в длину и высоту с места и разбега через препятствия. Упражнения специально-прикладной (допризывной) физической подготовки (юноши): полосы препятствий, включающие в себя лазание, перелазание, проползание, ползание, передвижение в висе и упоре на руках, разнообразные способы бега и прыжков; кросс по пересеченной местности; плавание на груди, спине и боком.

УПРАЖНЕНИЯ БАЗОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

Гимнастические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники упражнений в акробатических комбинациях и гимнастических комбинациях на спортивных снарядах; совершенствование техники в прыжках через гимнастического коня (юноши) и гимнастического козла (девушки) при разной высоте опоры.

Легкоатлетические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники низкого и высокого стартов, бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча.

Упражнения в спортивных играх (на материале основной школы): совершенствование индивидуальной техники основных двигательных действий, командно-технических действий в защите и нападении (баскетбол, волейбол, футбол).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Упражнения в избранном виде спорта (определяется с учетом климатических особенностей региона): совершенствование техники соревновательных упражнений: в плавании, в лыжных гонках.

Культурно-этнические упражнения: совершенствование техники соревновательных упражнений из национальных видов спорта; народные игры.

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Роль и значение занятий физической культурой в воспитании качеств личности, сохранении творческой активности и долголетия, профилактики заболеваний, поддержании репродуктивной функции.

Понятие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате освоения содержания образования по физической культуре ученик должен приобрести следующие компетентности:

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Знать и понимать:

  • особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;

  • факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);

  • выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в занятиях аэробикой, определении режима физической нагрузки и ее направленности на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы (девушки);

  • в занятиях атлетической гимнастикой, определении режима физической нагрузки и ее воздействий на мышечные группы (юноши).

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

(с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний)

Уметь (владеть способами деятельности):

  • выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);

  • выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);

  • выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

при выполнении технических действий и приемов спортивных игр в условиях соревновательной деятельности (юноши – футбол, волейбол, баскетбол; девушки – волейбол, баскетбол).

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ САМОКОНТРОЛЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Знать и понимать:

  • особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;

  • особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование.

Уметь (владеть способами деятельности):

выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
2

Овладение физической культурой на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности;

  • освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями, основ методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств, контроля за физической подготовленностью (на примере занятий с учащимися младшего школьного возраста);

  • закрепление навыков организации и проведения самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и совершенствованию техники двигательных действий;

  • повышение уровня индивидуальной технической и физической подготовленности в избранном виде спорта;

  • воспитание личностно-значимых качеств социальной адаптации, культуры поведения в коллективном общении и взаимодействии; умения адекватно оценивать индивидуальные возможности и способности в избираемой профессиональной деятельности.

Образование на профильном уровне это позволяет не только закрепить ранее сформированные в основной школе компетентности оздоровительно-реабилитационную, двигательную, а также компетентность в сфере самоконтроля индивидуального физического развития, но и сформировать новую – организационно-методическую компетентность. Она проявляется в позитивном отношении обучающихся к педагогической деятельности специалиста в области физической культуры, умениях организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, способности в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания.

ЗНАНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНТЕРЕС К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика основных видов педагогической деятельности специалиста в области физической культуры, предметно-содержательные основы его подготовки в высших образовательных учреждениях.

Теоретико-методические основы педагогической деятельности. Основные понятия педагогики физической культуры (физическая культура, физическое воспитание, спорт, педагогическая система физического воспитания в школе). Формы организации занятий физической культурой в школе, цель, задачи и содержание (начальные представления).

Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня младших школьников.

Методика обучения двигательным действиям и развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.

Методика организации и проведения спортивных соревнований с детьми младшего школьного возраста.

Физиолого-педагогические основы педагогической деятельности.

Возрастные основы физического развития детей младшего школьного возраста (понятие гетерохронного развития физических качеств и особенности физического развития в онтогенезе).

СРЕДСТВА И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНТЕРЕС К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение физкультминуток, физкультпауз и «подвижных» перемен с учащимися начальной школы. Судейство спортивных соревнований в начальной школе.

Обучение учащихся начальной школы двигательным действиям (в качестве помощника учителя). Проведение подготовительной и заключительной части уроков физической культуры.

Тестирование физических качеств у учащихся начальной школы и контроль за функциональным состоянием их организма во время занятий физическими упражнениями.

ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно-ориентированная техническая подготовка. Совершенствование техники соревновательных упражнений, технико-тактических действий в избранном виде спорта3.

Специальная физическая подготовка. Комплексы физических упражнений по развитию специальных физических качеств и способностей, определяемых спецификой избранного вида спорта.

Физические упражнения вариативной части образовательных программ (с учетом культурно-этнических особенностей региона):

Культурно-этнические упражнения: детские народные подвижные игры и соревновательные упражнения; национальные виды спорта (по выбору).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате освоения содержания образования по физической культуре ученик должен приобрести следующие компетентности:

Организационно-методическая компетентность

Знать и понимать:

  • специфические особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры, ее качественные характеристики и основы содержания преподаваемого учебного предмета в школе (на примере начальной школы);

  • задачи и содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня младших школьников, особенности организации урочных форм занятий и спортивно-массовой работы в начальной школе;

  • структуру урока физической культуры в начальной школе, ее связь с динамикой физической работоспособности младших школьников, задачи и направленность учебного содержания каждого структурного компонента урока.

Уметь (владеть способами деятельности):

  • организовывать деятельность учащихся младшего школьного возраста во время занятий физической культурой (подавать организующие команды, осуществлять построение и перестроение класса, формулировать учебные задания и т.д.);

  • проводить физкультминутку и комплекс гимнастики до занятий с учащимися начальной школы;

  • показывать и объяснять учащимся начальных классов элементы обучения двигательным действиям, осуществлять помощь и страховку при их выполнении;

  • проводить с учащимися младшего школьного возраста комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для проведения подвижных игр и комплексов общеразвивающих упражнений с учащимися младшего школьного возраста;

  • при проведении процедуры контроля за режимом физической нагрузки на уроке физической культуры с учащимися младшего школьного возраста;

  • в судействе спортивных соревнований среди учащихся начальной школы.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Уметь (владеть способами деятельности):

  • выполнять комплексы физических упражнений на развитие специальных физических качеств, определяющих результативность достижений в избранном виде спорте;

  • выполнять соревновательные упражнения и технические приемы в избранном виде спорта;

  • выполнять тестовые задания по физической подготовке:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в соревновательной деятельности в избранном виде спорта.


1 Обязательный минимум содержания образования осваивается учащимися с учетом состояния здоровья и медицинских показаний, климатогеографических и культурно-этнических особенностей конкретного региона.

2 Обязательный минимум содержания осваивается учащимися с учетом индивидуальных особенностей физического развития, состояния здоровья и медицинских показаний, климатогеографических и культурно-этнических особенностей конкретного региона.

3 Вид спорта для спортивно-ориентированной подготовки определяется, исходя из желаний учащихся, возможностей образовательного учреждения в материально-техническом обеспечении тренировочного процесса, культурно-этнических особенностей региона и сложившихся национальных традиций.

Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.

Социальные комментарии Cackle